Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

Періодическія изданія Русскаго Зарубежья

«Двуглавый Орелъ» (1920-1922, 1926-1931 гг.)

«Двуглавый Орелъ» (L’Aigle Russe), русскій монархическій журналъ въ эмиграціи. Выходилъ въ Берлинѣ и Парижѣ въ 1920-1922 (вып. 1-31) и 1926-1931 (№ 1-42). Издавался Высшимъ Монархическимъ Совѣтомъ подъ рук. Н. Е. Маркова. Отстаивалъ національные интересы русскаго народа, выступалъ противъ іудейской и масонской идеологіи. Подзаголовки: «Органъ монархической мысли» (1920-1922); «Вѣстникъ Высшаго Монархическаго Совѣта» (1926-1931). Среди авторовъ: Вел. Кн. Александръ Михайловичъ, Вел. Кн. Дмитрій Павловичъ, Вел. Кн. Кириллъ Владиміровичъ, митрополитъ Антоній (Храповицкій), архимандритъ Виталій (Максименко), архіепископъ Серафимъ (Соболевъ), С. И. Граббе, Е. И. Махароблидзе, Г. В. Немировичъ-Данченко, Д. Д. Оболенскій, Н. Д. Тальбергъ и др.

«Двуглавый Орелъ»

«ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ».
Органъ монархической мысли.

Девятый выпускъ. — 1 (14) Іюня 1921 года.

II. Докладъ Церковной Комиссіи Съѣзда и принятыя Съѣздомъ резолюціи.

По первому вопросу мы должны быть готовы встрѣтить русскую дѣйствительность въ самыхъ мрачныхъ чертахъ.

Революція, пошедшая въ 1917 году отъ интеллигентныхъ слоевъ населенія, сначала охватила города и крупные фабричные центры; въ сельской Россіи народъ сначала какъ бы съ выжидательнымъ недоумѣніемъ присматривался къ молніеносному крушенію царской власти и къ послѣдовавшему за нимъ быстрому развалу всякой власти на мѣстахъ; уже въ концѣ 1917 года все возраставшее глухое броженіе разлилось повсюду въ видѣ повсемѣстной, открытой анархіи. Сь утвержденіемъ власти большевиковъ-коммунистовъ, съ ихъ проповѣдью классовой борьбы и полной безнаказанности, сельская Россія представляла собою картину пожаровъ, грабежей и кровопролитія при отсутствіи всякихъ авторитетовъ, кромѣ авторитета грубой силы. Это былъ по истинѣ тотъ, по слову Пушкина «безсмысленный и безпощадный русскій бунтъ», который, въ видѣ пугачевщины, пронесся надъ Россіею какъ разрушительный смерчъ; но теперь этотъ смерчъ охватилъ всю страну и глубоко проникъ въ народную толщу.

Мы отнюдь не думаемъ, чтобы весь русскій народъ состоялъ изъ разбойниковъ, но несомнѣнно, что страшно возросшая и безнаказанная преступность замѣнила авторитетъ всякой законной власти, что преступное меньшинство терроризируетъ народныя массы и что все благомыслящее и вѣрующее въ средѣ народа запугано и подавлено; это состояніе безвластія, разоренія, голода, темноты и безпомощности сливаются въ ужасающую картину какъ бы полнаго и непоправимаго развала Россіи. Но среди этихъ грозныхъ симптомовъ разложенія уже, какъ слышно, проявляются признаки грядушаго возрожденія: народъ усталъ отъ этой каторжной жизни, которая вмѣсто обѣщанныхъ — достатка, свободы и мира, дала ему нищету, голодъ и непрерывную, кровавую гражданскую войну. Въ этомъ все болѣе назрѣвающемъ сознательномъ исканіи выхода, сердца и мысли народа обращаются къ единой спасительной царской власти и этимъ началамъ возрожденія естественно суждено собираться подъ сѣнью Православной Церкви, какъ единственно уцѣлѣвшей носительницы прежняго нравственнаго уклада жизни.

Все чаще доходятъ до насъ свѣдѣнія, что Церковь, увѣнчанная терновымъ вѣнцомъ страданія и очищенная кровью цѣлаго сонма вѣдомыхъ и невѣдомыхъ мучениковъ, проявляетъ спасительную самодѣятельность; церкви полны, совершаются многолюдные торжественные крестные ходы и, несмотря на обнищаніе и невѣроятную дороговизну жизни, приходы собираютъ и даютъ средства на содержаніе церквей и приходскаго духовенства.

Эти данныя, являющія отрадный ростъ молитвеннаго, покаяннаго настроенія, воскрещаютъ увѣренность, что въ тѣсномъ единеніи съ Православной Церковью монархическая государственность обрѣтетъ свои устои и найдетъ ближайшіе правильные способы для хозяйственнаго и нравственнаго возрожденія Россіи.

Съѣздъ полагаетъ, что религіозно-нравственное возрожденіе Родины, въ духѣ исконной вѣры Православной, есть тотъ камень, на основѣ котораго только и возможно возстановленіе Россійскаго Царскаго Престола, обезпечивающаго экономическое и хозяйственное возстановленіе страны.

2) Переходя ко второму вопросу о современномъ положеніи Православной Русской Церкви, мы должны внимательно остановиться на совершившихся за послѣдніе годы существенныхъ измѣненіяхъ ея устройства. Возсозданіе Царской Власти въ тѣсномъ союзѣ съ Православною Церковью будетъ знаменовать собою возвращеніе къ началамъ, на которыхъ созидались искони величіе и сила Россійской державы, но оно должно быть согласовано съ правильнымъ пониманіемъ тѣхъ существенныхъ измѣненій, которыя за послѣдніе годы произошли въ устройствѣ церковнаго управленія и во всемъ укладѣ церковной жизни Россіи.

Сѵнодальный періодъ оконченъ, дѣяніями Всероссійскаго Помѣстнаго церковнаго Собора возстановлено патріаршество и соборное начало въ дѣлѣ Церковнаго управленія и, съ конца 1917 года, Русская Православная Церковь возглавляется избраннымъ на первомъ Помѣстномъ церковномъ Соборѣ Святѣйшимъ Тихономъ, Патріархомъ Московскимъ и всея Россіи.

Необходимо отмѣтить, что относительно дѣяній церковнаго Собора и вызванныхъ имъ къ жизни учрежденій не вездѣ встрѣчается правильное пониманіе ихъ значенія.

Встрѣчаются даже такія мнѣнія, будто и Церковный Соборъ и его дѣятельность относятся къ области «завоеваній революціи» и по сему и самый новый строй Русской Церкви, якобы, не вполнѣ согласуемъ съ монархическимъ началомъ.

Такой взглядъ требуетъ, по нашему мнѣнію, самаго рѣшительнаго и убѣжденнаго отверженія.

Созывъ церковнаго Собора не имѣетъ ничего общаго, кромѣ совпаденія во времени, съ революціоннымъ взрывомъ Россіи.

Вопросъ о необходимости церковнаго Собора и преобразованія церковнаго управленія черезъ возстановленіе Патріаршества, возникъ еще въ 1904 году, по мысли и почину Государя Императора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА; съ 1905 года при Святѣйшемъ Сѵнодѣ было учреждено особое Предсоборное Присутствіе, для подготовки этого великаго дѣла, которое такимъ образомъ возникло и созрѣло подъ сѣнью Императорской власти.

Созывъ Церковнаго Собора и его дѣятельность протекли всенародно и дѣянія Собора, по установленію Патріаршества, получили признаніе всѣхъ Православныхъ Восточныхъ Церквей.

Въ этомъ совпаденіи времени церковнаго преобразованія со временемъ переворота, потрясшаго Россію, вѣрующая мысль можетъ, казалось бы, напротивъ того, усмотрѣть знаменіе особаго благодатнаго промышленія Божія о судьбахъ Православной Церкви: въ такое время, когда опрокинуты всѣ гражданскіе законы, когда разрушены и разогнаны всѣ учрежденія гражданской власти, что сталось бы съ высшимъ церковнымъ управленіемъ, если бы оно по прежнему возглавлялось безличнымъ коллегіальнымъ учрежденіемъ Св. Сѵнода, опиравшагося въ своей власти на свѣтскую власть государства: съ крушеніемъ послѣдней рушилось бы и церковное управленіе и Церковь оказалась бы поверженною въ море анархіи.

Патріаршая власть, воздвигнутая надъ Русскою Церковью, явилась и донынѣ остается символомъ ея единства и вѣрующаго народнаго сознанія; наглость враговъ Христовыхъ не дерзнула коснуться этой Богопоставленной власти и, думается, нельзя не преклониться мысленно съ чувствомъ глубокаго уваженія и благоговѣнія передъ возвышенною личностью Святѣйшаго Тихона, Патріарха Московскаго и всея Россіи, котораго Господь, въ столь небывало трудныя времена, воздвигъ какъ ангела Церкви Россійской.

Посему задачею русской монархической государственности явилось бы признаніе совершившагося церковнаго-преобразованія и дальнѣйшее государственное строительство въ тѣсномъ союзѣ съ Православною Церковью.

Привѣтствуя возстановленіе начала соборности и возстановленіе Патріаршества, Съѣздъ усматриваетъ въ этихъ преобразованіяхъ возвращеніе къ исконной старинѣ церковной жизни и залогъ еще большаго укрѣпленія историческаго союза Церкви и Монарха.

Отсюда, какъ естественныя послѣдствія вытекаютъ слѣдующія положенія о взаимоотношеніяхъ государства и церкви.

Православная Церковь, представляющая собой исповѣданіе подавляющаго большинства населенія Россіи, имѣетъ значеніе первенствующей Церкви, при чемъ однако сохраняется предоставленная въ свое время, предшествующими законодательными актами, свобода исповѣданія остальныхъ инославныхъ и иновѣрныхъ вѣроученій, признаваемыхъ государственной властью. Первенствующее значеніе Православной Церкви подтверждается прежде всего тѣмъ, что Монархъ, его супруга и его наслѣдникъ обязательно исповѣдуютъ Православную вѣру.

Всѣ Богослуженія, которыми торжественно ознаменовываются событія государственной жизни, совершаются по чину Православной Церкви.

Церковные акты о крещеніи, бракахъ и смерти членовъ Православной Церкви не только признаются государственною властью, но имѣютъ обязательное значеніе единственныхъ, законныхъ актовъ о состояніи.

Для лицъ Православнаго исповѣданія не допускается институтъ гражданскаго брака, какъ основанный на началѣ отдѣленія Церкви отъ Государства, столь же несовмѣстимомъ какъ съ духомъ Православной Церкви такъ и съ историческими традиціями Православной монархіи.

По вопросу о правѣучительства Церкви, Съѣздъ полагаетъ необходимымъ: 1) возстановить и даже усилить обязательное преподаваніе Закона Божія во всѣхъ учебныхъ заведеніяхъ государства низшихъ, среднихъ и высшихъ и при томъ не только для православныхъ учениковъ, но и для учащихся другихъ вѣроисповѣданій согласно ихъ вѣроученій, подъ руководствомъ духовныхъ властей соотвѣтствующихъ вѣроисповѣданій; 2) предоставить и самой Православной Церкви открывать различныя учебныя заведенія, особенно народныя и народно-учительскія школы, которыя бы находились въ ея вѣдѣніи и подъ ея руководствомъ; 3) поелику уровень нравственнаго и умственнаго состоянія церковныхъ пастырей находится въ полной зависимости отъ состоянія духовныхъ школъ, значительно омірщившихся за послѣднія десятилѣтія и совершенно упраздненныхъ со временъ революціи — во первыхъ возстановить всѣ эти школы, а во вторыхъ, существенно преобразовать ихъ въ направленіи, соотвѣтствующемъ ихъ прямому назначенію воспитанія достойныхъ пастырей Церкви.

Привѣтствуя возрожденіе Православнаго русскаго прихода на началахъ соборности, по указанію Всероссійскаго Собора; Съѣздъ горячо призываетъ русскихъ людей дружно объединиться вокругъ своихъ приходскихъ храмовъ и здѣсь, подъ благословеніемъ Церкви, широко развивать культурно-просвѣтительную, благотворительную и патріотическую дѣятельность, во благо Церкви и Родины.

Обращаясь въ заключеніе къ трудному вопросу о старообрядчествѣ, которое донынѣ раздѣляетъ церковную жизнь Россіи въ духѣ полнаго взаимнаго отчужденія, Съѣздъ полагаетъ, что этотъ вопросъ заслуживаетъ особаго вниманія въ числѣ задачъ предстоящаго возрожденія Россіи. Въ этомъ вопросѣ было допущено много прискорбныхъ взаимныхъ недоразумѣній. А между тѣмъ среди общаго оскудѣнія вѣры и духа народнаго, въ наше смутное время старообрядцы, одни изъ немногихъ, сохранили въ полной мѣрѣ твердость вѣры Христовой и все благолѣпіе своего древняго церковнаго уклада. Признавая поэтому крайне желательнымъ, чтобы народно-церковная сила, олицетворяемая старообрядцами, влилась въ единое русло въ дѣлѣ возстановленія правды Христовой и Царскаго Престола, Съѣздъ выражаетъ горячую надежду, что Церковь наша найдетъ пути духовнаго примиренія съ этими вѣрными сынами Царя и Родины.

Источникъ: «Двуглавый Орелъ». Органъ монархической мысли. — Девятый выпускъ. 1 (14) Іюня 1921. — Берлинъ: Типографія «Нейе Цейтъ», 1921. — С. 15-19.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.