Церковный календарь
Новости


2017-04-30 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (6-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-30 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (5-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-30 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-30 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-29 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (4-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-29 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (3-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-29 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (2-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-29 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе (1-е) въ недѣлю св. женъ мѵроносицъ (1900)
2017-04-29 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ четвертокъ 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-29 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ день Преполовенія Пятидесятницы (1864)
2017-04-28 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О добродѣтели, къ младшему подвижнику (1895)
2017-04-28 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душа должна молиться Богу (1895)
2017-04-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба во вторникъ 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Константиноп. (Двукратнаго) Собора (1974)
2017-04-27 / russportal
"Книга Правилъ". Посланіе Карѳаген. Собора къ Келестину, папѣ Римскому (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

Періодическія изданія Русскаго Зарубежья

«Двуглавый Орелъ» (1920-1922, 1926-1931 гг.)

«Двуглавый Орелъ» (L’Aigle Russe), русскій монархическій журналъ въ эмиграціи. Выходилъ въ Берлинѣ и Парижѣ въ 1920-1922 (вып. 1-31) и 1926-1931 (№ 1-42). Издавался Высшимъ Монархическимъ Совѣтомъ подъ рук. Н. Е. Маркова. Отстаивалъ національные интересы русскаго народа, выступалъ противъ іудейской и масонской идеологіи. Подзаголовки: «Органъ монархической мысли» (1920-1922); «Вѣстникъ Высшаго Монархическаго Совѣта» (1926-1931). Среди авторовъ: Вел. Кн. Александръ Михайловичъ, Вел. Кн. Дмитрій Павловичъ, Вел. Кн. Кириллъ Владиміровичъ, митрополитъ Антоній (Храповицкій), архимандритъ Виталій (Максименко), архіепископъ Серафимъ (Соболевъ), С. И. Граббе, Е. И. Махароблидзе, Г. В. Немировичъ-Данченко, Д. Д. Оболенскій, Н. Д. Тальбергъ и др.

«Двуглавый Орелъ»

«ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛЪ».
Органъ монархической мысли.

Девятый выпускъ. — 1 (14) Іюня 1921 года.

Николинъ день.

Послѣ Божественной Литургіи въ этотъ день настоятель берлинской Посольской церкви о. Архимандритъ Тихонъ въ своемъ словѣ, вспоминая житіе и явленія святого Николая, нашелъ поученіе и для нашихъ дней.

Начиная уже съ библейскихъ временъ неоднократно совпадаютъ періоды упадка вѣры съ бѣдствіями еврейскаго народа и возвращеніе къ Богу — новымъ возрожденіямъ его.

Позднѣе въ Элладѣ высшій расцвѣтъ христіанства совпадаетъ съ наибольшимъ величіемъ и могуществомъ всей страны.

Стала падать вѣра — сталъ отходить и Господь. Пошли тяжкія испытанія до порабощенія магометанствомъ включительно. Расцвѣтъ великой Римской Имперіи, захватившей подъ свое владычество почти весь заселенный тогда міръ, имперіи, представлявшей дѣйствительно необычайную силу и славу, такъ же совпадаетъ съ ярко выраженнымъ религіознымъ чувствомъ народа. Поколебалась вѣра Христова — поколебался и Римъ. Чѣмъ дальше отходили римляне отъ Бога, тѣмъ бóльшія бѣдствія постигали страну, и въ концѣ концовъ отъ величайшей въ прошломъ имперіи остались однѣ воспоминанія, сдѣлавшихся предметомъ изученія до нашихъ дней, былой культуры, славы и могущества.

Не то же ли мы видимъ и у насъ? Въ былое время несмотря на чрезвычайную простоту жизни и внѣшнюю некультурность русскій народъ создалъ высокую духовную культуру Православія, горячо вѣрилъ въ Бога, и эта вѣра дѣлала чудеса. Она помогла выйти русскому народу изъ тягчайшихъ испытаній, помогла пережить двухсотлѣтнее татарское иго, лихолѣтье смутнаго времени; сколько разъ на краю гибели глубокая, горячая вѣра русскаго народа спасала и возрождала его и послѣ каждаго испытанія «Святая Русь» выходила еще болѣе крѣпкой въ вѣрѣ, еще болѣе сильной и могучей.

Благодать Божія почивала на русскомъ народѣ и маленькое Московское княжество, не имѣвшее ни морей, ни водныхъ путей, ничего, что необходимо для нормальнаго роста каждаго государства, превратилось въ величайшую и могущественнѣйшую имперію, занявъ пространетво въ одну шестую часть земного шара отъ Ледовитаго океана до Чернаго моря и отъ Балтійскаго моря до Тихаго океана.

Велика, искрення и горяча была вѣра! Высока была культура духа русскаго народа при всей внѣшней простотѣ его.

Но вотъ подъ вліяніемъ Запада высшій классъ русскаго народа, такъ называемая интеллигенція, начинаетъ уклоняться въ сторону матеріалистическихъ интересовъ. Все болѣе и болѣе начинаетъ замѣнять вопросъ вѣры отвѣтами кажущагося разума, постепенно все болѣе и болѣе отходитъ отъ Церкви Христовой и доходитъ наконецъ въ большей своей части до полнаго безразличія и почти полнаго безвѣрія. Какъ рыба портится отъ головы, такъ и русскій народъ, начавъ со своихъ верховъ, сталъ отходить отъ Бога до самыхъ низовъ, до самаго простого народа.

Забыты и пусты православные храмы! Исчезла высокая духовная культура, сталъ дичать и звѣрѣть русскій народъ и Господь отвернулся отъ него.

Начались тяжкія испытанія: неудачныя войны, страшная вражда, измѣна, предательство, жесточайшая междуусобица, голодъ, моръ, кровь полилась рѣкой безпрерывной по всей необъятной Русской землѣ и величайшая въ мірѣ страна дошла до полнаго разоренія, униженія и упадка.

Разрушены города и сооруженія, сожжены села и лѣса, все что рядомъ столѣтій собрано и скоплено русскимъ народомъ, все что дала его культура, искусство и геній, все исковеркано, испакащено и уничтожено.

Мы не привыкли смотрѣть на вещи просто. Въ каждомъ случаѣ стараемся усмотрѣть цѣлый рядъ обстоятельствъ и причинъ, повлекшихъ за собой тѣ или другія послѣдствія. Но кто же создаетъ эти обстрятельства, причины и случаи? Кто неисповѣдимыми путями направляетъ жизнь отдѣльныхъ людей и народовъ? Но мудрствуйте лукаво. Фактъ остается неоспоримымъ — во всѣ времена — высшій подъемъ вѣры народа влечетъ за собой и высшій расцвѣтъ его, силу и славу. Упадокъ вѣры, попытки замѣнить ее проявленіемъ разума, неизбѣжно влекутъ за собою тяжкія испытанія, а иногда и гибель народа.

Что же наша дорогая Родина, наша Русь, въ быломъ, святая? Поняла ли она это? Раскаялась ли въ своихъ тяжкихъ грѣхахъ? Въ своемъ Богоотступничествѣ?

Да — поняла!...

Русскій народъ, объятый ужасомъ содѣяннаго сталъ отрезвляться, сталъ обращаться къ Господу. Несмотря на безпощадный терроръ, каждый день приноситъ новыя и новыя доказательства подъема вѣры и все увеличивающагося религіознаго движенія. Въ одной Москвѣ уже въ 1919 году было три духовныхъ академіи переполненныхъ слушателями въ большинствѣ изъ интеллигенціи.

Вернулась къ народу русскому его вѣра православная — вернется и великая, могучая Россія.

Ну, а мы что? Та часть русской интеллигенціи, что успѣла спасти свои животы за границей, не дрожитъ день и ночь отъ возможности быть убитой, не томится въ темницахъ, не видитъ и не переживаетъ ежедневно и ежечасно того леденящаго ужаса, который царитъ тамъ на мѣстѣ былой величаво спокойной, во всемъ обильной, прекрасной Россіи.

Что же мы? Раскаялись, поняли свои грѣхи, обратились, какъ тамъ русскій народъ къ Господу? — Нѣтъ, мы также враждуемъ, мудрствуемъ, а въ церковь не идемъ.

Особенно замѣтно это въ Николинъ день, въ день особо чтимый русскимъ народомъ, наша маленькая домовая церковка при посольствѣ была далеко не переполнена, а вѣдь православныхъ въ Берлинѣ тысячи, можетъ быть и десятки тысячъ...

Глубоко вѣруемъ, что Господь по милосердію своему вновь посѣтитъ Своей благодатью вѣрующій русскій народъ, и мы вернемся на родину, но съ чѣмъ придемъ мы къ родному народу? Что у насъ будетъ общаго, у насъ безразличныхъ, съ глубоко-вѣрующими? Развѣ поймемъ мы другъ друга? Не явимся ли мы еще болѣе чужими, чѣмъ тогда, когда стояли во главѣ этого народа и воображали, что его знали, а на дѣлѣ оказалось, что ничего общаго съ нимъ не имѣли. Нѣтъ, какъ слѣпому не понять зрячаго, такъ и не вѣрующему не понять вѣрующаго. Вѣдь истинная глубокая вѣра есть особый духовный миръ, есть степень совершенства. И будетъ послѣднее горше перваго.

Только здѣсь на чужбинѣ поняли и оцѣнили мы вполнѣ, какъ дорогá намъ родина и тѣмъ ужаснѣе будетъ, когда лелѣемыя мечты возвращенія обратятся въ дѣйствительность, а намъ скажутъ — уйдите, вы чужіе, вы не вѣрующіе!

А. Ольгинскій.       

Источникъ: «Двуглавый Орелъ». Органъ монархической мысли. — Девятый выпускъ. 1 (14) Іюня 1921. — Берлинъ: Типографія «Нейе Цейтъ», 1921. — С. 46-48.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.