Церковный календарь
Новости


2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Рождественское привѣтствіе (1975)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Духовный большевизмъ (1975)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. О признаніи революціи (1925)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. Отрицателямъ меча (1925)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Миръ и непримиримость (1975)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Къ 40-лѣтію паденія русскаго народа (1975)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Идея Корнилова (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Кто мы? (1925)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 75-е, въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ, свв. отецъ, иже въ Никеи (1910)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 74-е, въ четвертокъ 6-й седмицы, на Вознесеніе Господне (1910)
2017-05-24 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе въ день свт. Германа Константинопольского (1965)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (3-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (2-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
2017-05-24 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Слово (1-е) въ день свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1900)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Хлѣбъ Небесный» (1948-1968 гг.)

«Хлѣбъ Небесный». Духовно-нравственный православный иллюстрированный журналъ, издаваемый при Казанско-Богородицкомъ мужскомъ монастырѣ въ г. Харбинѣ (1926 –1946). Періодичность — два раза въ недѣлю, съ 1928 г. выходилъ ежемѣсячно. Публиковалъ статьи духовно-нравственнаго содержанія, освѣщающія вопросы православной вѣры и жизни Русской Православной Церкви Заграницей (церковно-общественная жизнь, жизнь русскихъ въ Китаѣ, вѣсти изъ Россіи, некрологи, поэзія, проза, Евангельскія толкованія, отдѣлы для юношества и дѣтей). Въ 1936 г. изъ-за отсутствія разрѣшенія на изданіе не выходилъ восемь мѣсяцевъ. Окончательно закрытъ послѣ декабря 1946 г. Редакторомъ журнала въ теченіе 10-ти лѣтъ являлся архимандритъ Ювеналій (Килинъ), а затѣмъ эту должность занимали архимандритъ Василій (Павловскій) и извѣстный церковный писатель и историкъ Е. Н. Сумароковъ. Среди авторовъ были извѣстные представители русской эмиграціи — протоіерей Николай Вознесенскій, Борисъ Апрѣлевъ и другіе. Отдѣльно выходило приложеніе: «Дѣтское чтеніе».

«Хлѣбъ Небесный»

«ХЛѢБЪ НЕБЕСНЫЙ».
Духовно-нравственный православный иллюстрированный журналъ,
издаваемый при Казанско-Богородицкомъ мужскомъ Монастырѣ въ г. Харбинѣ.

№5. — 1-31 Мая 1932 года.

Понятіе о дѣйствіи Духа Божія на человѣка или объ освященіи.

Такимъ образомъ, благодать Духа Божія, означая собственно сверхъестественное дѣйство Духа Божія на душу человѣческую, составляетъ дѣйствіе любви Божіей, отличное отъ дѣйствій Божіихъ, замѣчаемыхъ къ порядкѣ природы, хотя эти дѣйствія иногда и употребляются въ спасительныя средства Духомъ Божіимъ... Такъ какъ благодать Духа Божія заслужена намъ Іисусомъ Христомъ, то въ семъ отношеніи она иначе называеѵся въ Св. Писаніи Духомъ Христовымъ (Рим. 8. 9), Духомъ Сына (Гал. 4, 6) и благодатію Христовою (2 Кор. 1, 2; 12, 9).

Поелику Духъ Божій дѣйствуетъ на людей по волѣ Бога Отца, или, что то же, посылается отъ Отца, то Его дѣйствіе иначе называется иногда въ Писаніи благодатію Бога Отца (Ефес. 1, 2).

Благодать и свобода дѣйствуютъ въ человѣкѣ не параллельно, рядомъ другъ съ другомъ, но совмѣстно, въ тѣсномъ гармоническомъ взаимодѣйствіи и единствѣ. Ошибочно было бы думать, что одно человѣкъ дѣлаетъ для себя самъ, другое для него и за него дѣлаетъ благодать Духа Святаго.

Благодатная сила Божія создаетъ только особую благопріятную духовную атмосферу для дѣятельности человѣка, она служитъ для человѣка какъ-бы духовнымъ свѣтомь и теплотою, при которыхъ возвышаются собственныя силы его, такъ что и видитъ онъ при этомъ гораздо яснѣе и дальше и чувствуетъ себя несравненно живѣе и крѣпче, чѣмъ въ состояніи обыкновенномъ, естественномъ.

Такимъ образомъ, дѣйствуетъ самъ человѣкъ, но при такихъ условіяхъ и съ такими средствами, которыхъ у него самого нѣтъ, и которыя даруетъ ему только Богъ. Поэтому и Апостолъ, говоря о себѣ: благодатію Божіею есмь, еже есмь (1 Кор. 15, 10), прибавляетъ затѣмъ: и благодать Его, яже во мнѣ, не тща бысть, но паче всѣхъ ихъ потрудихся. Потрудился самъ Апостолъ, а не кто-либо другой, вмѣсто него, но потрудился онъ, оживотворяемый и укрѣпляемый Духомъ Божіимъ, почему тотчасъ же и оговаривается: не азъ же, но благодать Божія, яже со мною, т. е. весь успѣхъ моего дѣла зависитъ отъ того, что я дѣйствовалъ, будучи подкрѣпляемый благодатною силою Божіей, безъ чего всѣ мои усилія остались бы безплодны.

Если и наши любовь и ласка много могутъ вызывать наружу добра въ человѣкѣ, даже нравственно огрубѣвшемъ, то чего нельзя сдѣлать прикосновеніемъ къ больной душѣ человѣка всемогущей Божественной благодати?

Пусть благодать не устраняетъ естественныхъ силъ человѣка, дѣйствуетъ совмѣстно съ послѣдними, но при этомъ на ея сторонѣ сильное преобладаніе, значительный перевѣсъ, ибо она просвѣщаетъ нашъ умъ свѣтомъ истиннаго Богопознанія, наставляетъ на всякую истину, умудряетъ во спасеніе; указываетъ намъ истинное зло, котораго должно избѣгать, и истинное добро, котораго должно искать и совершать; открываетъ намъ опасности на пути спасенія, указываетъ козни нашихъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ и подаетъ средства къ побѣдѣ надъ ними.

Она дѣйствуетъ на наше сердце и волю, всячески побуждая насъ къ благочестію, имѣющему обѣтованіе живота нынѣшняго и грядущаго (1 Тим. 4, 8), и даруя всѣ необходимыя силы къ преуспѣянію въ законѣ Господнемъ. Она утѣшаетъ нашу душу, давая вкусить предначатки вѣчнаго блаженства; а это есть то самое, о чемъ сказалъ Христосъ: царствіе Божіе внутрь васъ есть (Лук. 17, 21).

Благодать Божія, дѣйствуя на сердце человѣка, не только очищаетъ отъ грѣховъ, но и подаетъ силу впредь противостоять грѣху, и вмѣстѣ съ симъ освящаетъ человѣка и дѣлаетъ его достойною себѣ обителію. Какъ говоритъ Апостолъ: не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16; 6, 19).

Всѣ эти изображенія благодати Духа Божія тогда только вѣрно будутъ поняты, тогда только получатъ точное и естественное значеніе, когда признаемъ ихъ за изображеніе дѣйствій благодати на внутреннюю природу человѣка, а не за внѣшнее объявленіе воли Божіей о человѣкѣ, или за внѣшнее наставленіе.

Такимъ образомъ, благодатное освященіе человѣка не есть только внѣшнее признаніе человѣка грѣшника человѣкомъ праведнымъ; напротивъ, оно есть полное и истинное усовершенствованіе самаго духа человѣческаго, совершающееся силою Божіею внутри человѣка.

Св. Макарій Египетскій такъ о семъ говоритъ: «Люди, всецѣло соединенные съ Духомъ Божіимъ, дѣлаются подобными Самому Христу, сохраняя въ себѣ постоянно силы Духа и являя для всѣхъ духовные плоды; ибо когда Духомъ они содѣланы внутри чистыми и непорочными, — то невозможно, чтобы внѣ себя приносили они плоды злые; но всегда во всемъ являются у нихъ плоды духа: любовь, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣра, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22), которые и свидѣтельствуютъ, что благодать Духа Святаго обитаетъ въ человѣкѣ.

Въ природѣ вода напояетъ землю, а солнечная теплота усвояетъ влажность ея и тончайшія земляныя частицы растеніямъ. Такъ Господь Іисусъ Христосъ, по благоволенію Бога Отца, изливаетъ благодать Свою въ сердца христіанъ, какъ воду, а Духъ Святый, какъ духовная, животворящая теплота, усвояетъ ее сердцамъ ихъ.

Но благодать изливается только въ смиренныя сердца (Прем. 3, 34), сознающія свое ничтожество и полное безсиліе собственными силами сдѣлать что-либо доброе, отъ горделивыхъ же сердецъ она удаляется, потому что ей нечего тамъ дѣлать, такъ какъ гордый вполнѣ полагается на свои силы и всѣ успѣхи приписываетъ самому себѣ, а этимъ благодать Божія оскорбляется и удаляется отъ него.

И можно сказать, что нѣтъ ничего драгоцѣннѣе и необходимѣе благодати, и нѣтъ большаго грѣха противъ Бога, какъ оскорбленіе благодати гордынею и нежеланіемъ покаятися во грѣхахъ. Кто въ сей жизни лишится благодати и въ такомъ состояніи скончается, тотъ въ будущемъ вѣкѣ не только не удостоится жизни вѣчной, но и осужденъ будетъ на вѣчное мученіе.

Посему, братіе, пользуйтесь спасительною Божіею благодатію, не ожесточайте противъ нея сердецъ вашихъ, старайтесь избѣгать даже самыхъ легкихъ ошибокъ и будьте точны въ исполненіи самыхъ малыхъ обязанностей вашего званія, всецѣло предаваясь водительству Духа Божія, какъ и говоритъ Апостолъ: днесь, аще гласъ Его услышите, не ожесточите сердецъ вашихъ (Евр. 3, 7-8).

И если такъ будемъ поступать, то благодать Божія неотступно будетъ съ вами, укрѣпляя и веселя духъ вашъ до кончины земного житія вашего; а по смерти она вѣчно, неразлучно будетъ съ вами, въ чемъ и состоитъ высшее блаженство Царствія Небеснаго, о чемъ и говоритъ псалмопѣвецъ: упіются отъ тука дому Твоего и потокомъ сладости Твоея напоиши я (Псал. 35, 9).

Да сподобитъ же Всеблагій Господь всѣхъ насъ наслажденія благъ небесныхъ, когда явимся славѣ Его (Псал. 16, 15)!

Іеросх. Пахомій.       

Источникъ: «Хлѣбъ Небесный». Духовно-нравственный православный иллюстрированный журналъ. — Изданіе Казанско-Богородицкаго мужского монастыря. — №5. – 1-31 Мая 1932 года. — Харбинъ: Собственная Монастырская Типографія, 1932. — С. 25-27.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.