Церковный календарь
Новости


2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 4-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 3-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 3-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 2-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 1-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 10-я (1991)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на праздникъ Почаевской иконы Божіей Матери (1965)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на Рождество Пресвятой Богородицы (1965)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 7. — Іюль 1962 года.

О явленіи Державной Иконы Божіей Матери.
(По личнымъ воспоминаніямъ)

Вскорѣ послѣ трагическаго отреченія Государя Императора Николая Александровича отъ Престола, которое произошло 2-го марта 1917 г., всю Россію облетѣло извѣстіе, что именно въ этотъ день въ селѣ Коломенскомъ подъ Москвой (въ 6 верстахъ отъ Даниловской заставы) произошло чудесное явленіе новой иконы Божіей Матери, названной «Державной», т. к. Царица Небесная была изображена на этой иконѣ какъ Царица земная.

Пораженный этимъ извѣстіемъ, въ началѣ лѣта 1917 г. я рѣшилъ отправиться въ Москву и попытаться пробраться въ село Коломенское, чтобы поклониться новоявленной иконѣ и лично узнать обстоятельства ея явленія.

Господь помогъ мнѣ осуществить мое намѣреніе, хотя подобныя паломничества въ то время были чрезвычайно затруднительны. Одна добрая знакомая, раба Божія Марія (научная сотрудница Московскаго университета, большая спеціалистка по старинной русской иконописи), проживавшая постоянно въ Москвѣ и уже успѣвшая побывать въ селѣ Коло/с. 13/менскомъ, — взялась помочь мнѣ, и мы вдвоемъ съ ней отправились въ путешествіе. Отъ Москвы до села Коломенскаго мы прошли пѣшкомъ. Пришли къ священнику Вознесенской церкви села Коломенскаго о. Николаю. Онъ насъ встрѣтилъ очень привѣтливо и ласково, накормилъ, показалъ свои многочисленныя домашнія иконы и разсказалъ слѣдующее.

Одна пожилая благочестивая женщина, крестьянка Боровицкаго уѣзда, Жирошкинской волости, деревни Починокъ, Евдокія Андріанова, проживавшая въ деревнѣ Перервѣ, въ февралѣ мѣсяцѣ 1917 г. трижды видѣла во снѣ Пресвятую Богородицу и слышала ЕЯ голосъ, повелѣвающій отправиться въ село Коломенское, гдѣ въ Церкви, среди рухляди, хлама и пыли находится большая старая черная икона. Эту икону Владычица повелѣла найти, причемъ сказала, что изъ «черной» она превратится въ «красную». Въ послѣднемъ сновидѣніи эта женщина увидала и самую икону. Видѣніе было смутное, деталей иконы она, послѣ пробужденія не могла вспомнить, но общее впечатлѣніе особаго ЦАРСТВЕННАГО величія изображенной на иконѣ Богоматери — осталось въ сознаніи. Отецъ Николай разсказалъ, что онъ не сразу повѣрилъ Евдокіи Андріановой и даже склоненъ былъ сначала осудить ее за довѣріе къ сновидѣніямъ, однако, троекратное повтореніе сновидѣнія, скромность благочестивой женщины, а также указаніе, что икона «большая», «черная», и находится среди рухляди и пыли гдѣ-то въ церкви именно села Коломенскаго, — заставили его отправиться вмѣстѣ съ Евдокіей Андріановой въ церковь и показать ей всѣ иконы, какъ висѣвшія на стѣнахъ, такъ и сложенныя въ разныхъ укромныхъ мѣстахъ. Ни одной подходящей подъ описаніе иконы не было найдено. Тогда, по совѣту сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшаго, о. Николай сталъ усердно искать икону повсюду: на колокольнѣ, на лѣстницѣ, въ чуланахъ, и, наконецъ, въ церковномъ подвалѣ. И вотъ, именно въ подвалѣ, среди старыхъ досокъ, разныхъ тряпокъ и рухляди, въ пыли, была найдена большая узкая старая черная икона, на которой въ первый моментъ ничего нельзя было разобрать. Но когда тщательно обтерли и обмыли эту «черную» икону отъ многолѣтней пыли и гари, — всѣмъ присутствующимъ представилось изображеніе Божіей Матери, возсѣдающей какъ Царица на тронѣ, съ короной на головѣ. Евдокія Андріанова тотчасъ ярко вспомнила и узнала свое послѣднее сновидѣніе, упала ницъ, и со слезами стала просить отслужить Богородицѣ благодарственный молебенъ съ акаѳистомъ. Отецъ Николай тотчасъ выполнилъ эту просьбу.

Вѣсть о явленіи новой иконы въ день отреченія Государя отъ Престола, 2 марта 1917 г., — быстро понеслась по окрестностямъ, проникла въ Москву и стала распространяться по всей Россіи. Большое количество богомольцевъ стало стекаться въ село Коломенское и передъ иконой были явлены чудеса исцѣленія тѣлесныхъ и душевныхъ недуговъ, какъ объ этомъ стали свидѣтельствовать получившіе помощь. Икону ста/с. 14/ли возить по окрестнымъ храмамъ, фабрикамъ и заводамъ, оставляя въ Вознесенской церкви села Коломенскаго только на воскресные и праздничные дни. Мы съ рабой Божіей Маріей пришли поклониться иконѣ именно въ воскресенье.

Послѣ своего разсказа о. Николай повелъ насъ въ церковь. При входѣ въ храмъ, я сразу же замѣтилъ направо около клироса большую (мнѣ показалось даже огромную), узкую темную икону. Царица Небесная была изображена какъ Царица земная, возсѣдающая на царскомъ тронѣ, въ темно-красной царской порфирѣ на зеленой подкладкѣ, съ короной на головѣ и скипетромъ и державой въ рукахъ. На колѣняхъ находился благословляющій Богомладенецъ. Необычайно для лика Богоматери былъ строгъ, суровъ и властенъ взглядъ Ея скорбныхъ очей, наполненныхъ слезами.

Въ трепетѣ и страхѣ, съ мольбой о прощеніи, упалъ я ницъ, и, послѣ троекратнаго земнаго поклона, приложился къ иконѣ. Долго, молча, сосредоточенно, внимательно, съ сердцемъ захлебывающимся отъ горькихъ слезъ покаянія и сладкихъ слезъ умиленія и благодарности, смотрѣлъ я на дивную икону, овѣянную духовнымъ благоуханіемъ святости и тонкимъ физическимъ запахомъ розоваго масла.

Мы съ рабой Божіей Маріей словно онѣмѣли: молча вышли изъ храма, молча, со слезами поблагодарили священника и молча, пѣшкомъ отправились въ Москву....

Черезъ нѣсколько недѣль мнѣ вторично удалось побывать въ селѣ Коломенскомъ и я былъ глубоко потрясенъ измѣненіемъ иконы: она сама собой чудесно обновилась, стала свѣтлой, ясной и... «красной», т. к особенно ярко стала бросаться въ глаза царская порфира, какъ бы пропитанная кровью.

Зная исключительную силу вѣры и молитвы Государя Николая Втораго и Его особенное благоговѣйное почитаніе Божіей Матери (вспомнимъ Соборъ Ѳеодоровской иконы Божіей Матери въ Царскомъ Селѣ), — мы можемъ не сомнѣваться въ томъ, что это Онъ умолилъ Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть надъ народомъ, отвергшимъ своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла въ уготованный Ей всей русской исторіей «Домъ Богородицы», въ самый тяжкій моментъ жизни богоизбраннаго народа, въ моментъ его величайшаго духовнаго паденія, и приняла на Себя преемство власти державы Россійской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластія сатаны. Потому и строгъ, и суровъ, и скорбенъ взглядъ ЕЯ дивныхъ очей, наполненныхъ слезами гнѣва Божественной и материнской любви; потому и пропитана мученической русской кровью ЕЯ царская порфира и алмазныя слезы русскихъ невинныхъ мучениковъ украшаетъ ЕЯ корону.

Символъ этой иконы ясенъ для духовныхъ очей: черезъ неисчислимыя страданія, кровь и слезы, послѣ покаянія, Русскій народъ /с. 15/ будетъ прощенъ и Царская власть, СОХРАНЕННАЯ САМОЙ ЦАРИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ, будетъ Россіи несомнѣнно возвращена. Иначе зачѣмъ же Пресвятой Богородицѣ сохранять эту власть?

Съ радостнымъ страхомъ и покаяннымъ трепетомъ началъ народъ Русскій молиться «Державной» иконѣ Божіей Матери по всей Россіи, а сама икона, въ безчисленныхъ копіяхъ, стала украшать всѣ русскіе храмы. Появился дивный акаѳистъ и канонъ этой иконѣ, слушая который вся церковь падала на колѣни.

Прошло нѣсколько лѣтъ — и жесточайшія гоненія обрушились на головы почитателей этой иконы, молившихся предъ ея копіями по всей Россіи. Были арестованы тысячи вѣрующихъ, разстрѣляны составители службы и канона, а сами иконы — изъяты изъ всѣхъ церквей. Нынѣ служба съ акаѳистомъ Державной иконѣ Божіей Матери совершается въ Сов. Россіи только въ катакомбной Церкви, такъ какъ офиціальная Совѣтская Церковь, въ угоду богоборческой власти, запрещаетъ эти моленія.

Гдѣ въ настоящее время находится подлинникъ «Державной» иконы Божіей Матери — неизвѣстно. Вскорѣ послѣ появленія иконы въ селѣ Коломенскомъ, Вознесенскій женскій монастырь въ Москвѣ, по записямъ въ своихъ книгахъ установилъ, что икона эта прежде принадлежала ему и въ 1812 г. передъ нашествіемъ Наполеона, въ числѣ другихъ иконъ, при эвакуаціи монастыря изъ Кремля, была передана на храненіе въ Вознесенскую церковь села Коломенскаго, а потомъ она возвращена не была, и о ней въ монастырѣ забыли. Повидимому, икона и была передана въ этотъ женскій Вознесенскій монастырь. Позднѣе икона находилась нѣкоторое время въ Маріино-Марѳинской обители въ Замоскворѣчьѣ, гдѣ настоятельницей была до своей мученической кончины Вел. Кн. Елизавета Ѳеодоровна. Свѣдѣнія, сообщенныя одной монахиней «оттуда» («Прав. Русь» 1947 г. № 16), что Державная икона Божіей Матери въ серединѣ 20-хъ г.г. находилась въ церкви Алексія Человѣка Божія на Петроградской Сторонѣ въ г. Петроградѣ — не соотвѣтствуютъ дѣйствительности. Въ серединѣ 20-хъ годовъ и я былъ прихожаниномъ церкви Алексія Человѣка Божія, видѣлъ икону и неоднократно присутствовалъ на акаѳистахъ, совершаемыхъ тогда прот. о. Михаиломъ Прудниковымъ и настоятелемъ храма прот. о. Павломъ Виноградовымъ. По объясненію послѣдняго — это была не подлинная икона, а лишь очень хорошая и точная съ нея копія.

Проф. И. Андреевъ.       

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №7. Іюль 1962 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1962. — С. 12-15.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.