Церковный календарь
Новости


2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 4-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 3-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 3-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 2-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 1-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 10-я (1991)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на праздникъ Почаевской иконы Божіей Матери (1965)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на Рождество Пресвятой Богородицы (1965)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 7. — Іюль 1962 года.

Житіе преподобнаго отца нашего Макарія, игумена обители Св. Живоначальной Троицы, иже на Желтыхъ водахъ.

Угодникъ Божій Макарій родился въ Нижнемъ Новгородѣ. Родители его, Іоаннъ и Марія, были богобоязненные люди. Удивительнымъ ребенкомъ былъ Макарій. Услышитъ, бывало, младенецъ звонъ колокольный, утренній, сейчасъ же проснется и начнетъ плакать. Горько заливается слезами, точно проситъ безъ словъ, по-дѣтски, чтобы его сейчасъ же взяли и понесли въ церковь. Но не только во время утренняго звона плакало дитя. Когда бы колоколъ ни призывалъ христіанъ въ храмъ Божій и къ обѣднѣ, и къ вечернѣ, и ко всенощной — плакало святое дитя. А въ другое время тихо покоился Божій младенецъ. Родители не понимали, о чемъ плачетъ ребенокъ. Но вотъ однажды въ праздникъ зазвонили на утреню. Родители собрались въ церковь. Маленькій Макарій, какъ всегда, услышавъ благовѣстъ — заплакалъ. «Возьмемъ дитя съ нами въ церковь», рѣшили родители. «Если оно тамъ замолчитъ, всегда будемъ его носить, по всякому звону, въ храмъ, лишь бы оно успокоилось». Такъ и сдѣлали, какъ порѣшили. Только переступили порогъ Божія дома, дитя утихло, стало веселенькое, довольное. Услышалъ младенецъ дивное пѣніе церковное, повернулъ радостное личико къ матери и улыбнулся блаженно.

/с. 17/ Съ того праздника родители всегда старались по звону колокола относить свое удивительное дитя въ храмъ Божій. Если сами не могли, слугѣ поручали. Горько и неутѣшно плакало дитя, когда случалось ему оставаться дома, если никто его не несъ въ церковь.

«Наше дитя — избранникъ Божій», — говорили о Макаріи родители. Когда дитя подросло, Іоаннъ и Марія стали учить его книгамъ божественнымъ. Очень онъ былъ способенъ, не по лѣтамъ премудръ. По разуму былъ взрослымъ человѣкомъ. Кроткій и молчаливый, не любилъ онъ дѣтскихъ игръ. Каждый день ходилъ въ церковь. Дѣти обычно съ интересомъ слушаютъ разсказы и сказки, а маленькій святой радостно внималъ только церковному чтенію и пѣнію. Родители замѣчали, что сынъ ихъ исполненъ благодати Божіей и благодарили Создателя. Отрокъ съ раннихъ лѣтъ возлюбилъ иноческій чинъ. Онъ рѣшилъ сдѣлаться монахомъ. Побоялся онъ, какъ бы родители не воспрепятствовали ему исполнить его доброе желаніе. И вотъ однажды, тайно, чтобы его никто изъ слугъ не замѣтилъ, ушелъ изъ дома родительскаго и направился въ монастырь, который находился на берегу рѣки Волги. По дорогѣ онъ встрѣтилъ нищаго. Отдавъ ему свою богатую одежду, онъ на себя надѣлъ убогое рубище нищаго. Въ такомъ видѣ явился онъ въ Божью обитель и сталъ умолять архимандрита принять его послушникомъ. «Я нищій, сирота. Я хочу работать Богу», — просилъ Макарій. Полюбился архимандриту тихій, разумный отрокъ. Онъ его принялъ и очень скоро постригъ юнаго святаго. Взявъ его въ свою келлію, онъ самъ училъ и наставлялъ его. И братія обители полюбила услужливаго смиреннаго отрока — маленькаго подвижника, усердно постившагося и молившагося.

Но какъ описать печаль Іоанна и Маріи, когда ихъ любимый, всегда послушный сынъ внезапно исчезъ изъ дома. «Вѣрно лютый звѣрь съѣлъ его, или злые люди убили» — говорили они и плакали о немъ неутѣшно. Три года горевали они, когда наконецъ, получили радостную вѣсть о своемъ, какъ они думали, погибшемъ Макаріи.

Однажды пришелъ въ Нижній Новгородъ изъ обители, гдѣ подвизался Макарій, одинъ монахъ. По волѣ Божіей Іоаннъ съ нимъ встрѣтился. Они разговорились. Скорбящій отецъ повѣдалъ монаху причину своего горя. «Да къ намъ три года тому назадъ пришло дѣтище, прекрасное лицомъ, въ одеждѣ нищаго, видомъ благонравное, по имени Макарій. Онъ уже постриженъ и подвизается больше взрослыхъ монаховъ». Эта вѣсть, словно стрѣла, пронзила сердце страждущаго отца. Заплакалъ Іоаннъ слезами радости и умиленія. Онъ поспѣшилъ въ обитель, гдѣ /с. 18/ подвизался сынъ его возлюбленный. Прибывъ туда, онъ сталъ вездѣ по монастырю искать дитя свое. Нигдѣ не найдя его, онъ упалъ къ ногамъ Архимандрита и со слезами сталъ умолять его показать ему Макарія. Архимандритъ пошелъ въ свою келлію и сказалъ юному иноку: «Дитя мое, твой отецъ хочетъ тебя видѣть». Юный святой отвѣтилъ: «Мой отецъ — Господь Богъ мой. Послѣ Бога ты мой наставникъ и отецъ». Іоаннъ, стоявшій возлѣ келліи, около оконца, лишь только услышалъ голосъ сына любимаго, желаннаго, заплакалъ отъ радости и воскликнулъ: «Дитя, мое, Макарій мой, выйди ко мнѣ». — «Лучше намъ увидѣться, отецъ мой, въ вѣчной жизни у Господа, чѣмъ здѣсь на землѣ», — отвѣчалъ блаженный. «Тогда только правую руку протяни мнѣ черезъ окошко, дитя мое», — просилъ Іоаннъ. Блаженный исполнилъ просьбу отца. «О, мое сладкое чадо», говорилъ счастливый отецъ, «спасай душу свою и молись о насъ, чтобы твоими молитвами и мы были спасены». И ушелъ Іоаннъ изъ обители, неся радостную вѣсть печальной Маріи. Узнавши о сынѣ своемъ, возблагодарила Бога счастливая мать.

Шли годы. О великомъ подвижникѣ Макаріи заговорила Святая Русь. Пришедши въ полный возрастъ, онъ сталъ подвизаться въ пустынѣ Божіей, среди тихихъ лѣсовъ. Жилъ около озера на мѣстѣ, которое называлось Желтыя воды. Такъ и прозвали блаженнаго «Желтоводскимъ». Множество народу приходило къ подвижнику за совѣтами, за утѣшеніемъ. Съ любовью всѣхъ принималъ угодникъ Божій. Приходили къ нему искавшіе иноческой жизни. Съ Божіей помощью святой основалъ обитель и построилъ храмъ во имя Живоначальной Троицы. Эту обитель народъ прозвалъ «Желтоводская». При нашествіи татаръ обитель была ими сожжена. Нѣкоторые иноки были убиты, остальные взяты въ плѣнъ вмѣстѣ съ ихъ святымъ игуменомъ. Воевода татарскій, увидѣвъ благообразнаго сѣдого старца и зная о его святой жизни, только разгнѣвался на своихъ воиновъ, уничтожившихъ обитель преподобнаго, и отпустилъ монаховъ съ миромъ. Только онъ просилъ святого, чтобы онъ со своими иноками и съ мірскими людьми, жившими возлѣ Желтыхъ водъ, ушли съ этого мѣста, такъ какъ оно принадлежитъ Казанскому Царству. Рѣшилъ преподобный уйти за 240 верстъ въ Галическіе придѣлы. Пошли монахи и мірскіе по дремучимъ лѣсамъ, среди болотъ. То былъ іюнь мѣсяцъ. Люди изнемогали отъ голода. Однажды, когда они были истощены до крайности, по молитвамъ ихъ предводителя блаженнаго Макарія, Господь послалъ имъ лося, его схватили живымъ и хотѣли, было, заколоть себѣ въ пищу, но тогда былъ Петровскій постъ, и преподобный имъ не разрѣшилъ, приказавъ имъ ждать праздника св. первоверховныхъ апостоловъ Петра и /с. 19/ Павла. Онъ повелѣлъ имъ отрѣзать ухо у звѣря и отпустить его на свободу. Святой сказалъ своимъ спутникамъ: «Вѣрьте, дѣти мои, Господь васъ не оставитъ. Къ празднику лось самъ придетъ къ вамъ. Потерпите три дня». Народъ послушался любимаго святого. Преподобный молился, чтобы Господь укрѣпилъ голодный народъ. И всѣ, даже малыя дѣти, перенесли постъ. Передъ праздникомъ лось явился, тотъ самый, съ отрѣзаннымъ ухомъ. Люди закололи звѣря и испекли. Въ праздникъ, прославляя Господа, съ радостію разговѣлись они. И съ этого дня имъ Господь на пути всегда посылалъ то оленя, то лося, которые кротко сами шли къ нимъ въ руки. Такъ люди дошли, не голодая уже больше, до рѣки Унжи, при которой стоялъ городъ, называвшійся какъ и рѣка. То было въ предѣлахъ Галицкой земли. Горожане съ радостью и почетомъ, словно Ангела Божія, встрѣтили преподобнаго, уже наслышанные о его святости. Макарій поселился въ 15-ти верстахъ отъ города, около озера, недалеко отъ рѣки Унжи, среди прекрасныхъ лѣсовъ. Въ скоромъ времени, какъ и на «Желтыхъ водахъ», основалась новая тутъ обитель.

За смиренную и подвижническую жизнь блаженнаго, Господь далъ ему даръ исцѣлять больныхъ. Такъ однажды къ нему привели слѣпую и бѣсноватую дѣвочку. Онъ ее перекрестилъ, горячо помолился — и она тотчасъ же стала видѣть. Бѣсъ сейчасъ же вышелъ изъ несчастной, и она преобразилась мгновенно изъ буйной въ тихую, кроткую дѣвочку.

Святой дожилъ до 95-ти лѣтъ и скончался въ самомъ гор. Унжѣ, по Божьему усмотрѣнію, когда однажды пріѣхалъ туда по дѣлу обители. Въ тотъ моментъ, когда онъ предалъ свою святую душу въ руки Божіи — весь городъ и всѣ окрестности наполнились дивнымъ благоуханіемъ словно курились смирна и ѳиміамъ. Люди чувствовали благовоніе и говорили: «Великій нашъ старецъ Макарій преставился ко Господу». Множество народа стеклось на его погребеніе. По завѣщанію святого, его мощи были перенесены въ обитель пустынную при озерѣ. Отъ его мощей многіе больные исцѣлялись.

Народъ Унжинскій горячо чтилъ блаженнаго, молился ему. Святой на ихъ любовь отвѣчалъ великою любовью и много разъ являлся защитникомъ ихъ города. Такъ, однажды, при великомъ князѣ Василіи Іоанновичѣ, напали на городъ враги и во множествѣ его обступили. Горожане надѣялись только на защиту Божію и Богородицы и на молитвы св. Макарія. Уже и раньше бывало, что, когда непріятели осаждали городъ, преподобный ихъ устрашалъ своимъ явленіемъ. Враги иногда видѣли большого монаха надъ городомъ, ѣздящимъ на бѣломъ конѣ по воздуху и грозящимъ имъ. Другой разъ святой являлся на облакѣ. Или /с. 20/ вдругъ замѣчали они высокаго, грознаго видомъ, преподобнаго, державшаго въ рукѣ своей городъ Унжу. И на этотъ разъ святой не допустилъ городъ до разоренія. Воевода Ѳеодоръ, присланный отъ великаго князя Василія Іоанновича, пошелъ въ церковь, палъ передъ иконою преподобнаго и сталъ со слезами молить его защитить городъ отъ враговъ. Въ то время когда Ѳеодоръ молился, враги зажгли г. Унжу и пламя быстро охватило полъ города. «Помоги намъ, преподобный отче», — въ страхѣ, въ трепетѣ призывали люди святого. Вдругъ многіе благочестивые горожане увидѣли блаженнаго, стоявшаго на воздухѣ надъ городомъ. Онъ держалъ водоносъ и заливалъ водою пожаръ. Тотчасъ же пролился обильный дождь, да такой сильный, что мгновенно пожаръ погасъ. Непріятели точно обезумѣли и стали другъ друга убивать. Иные бѣжали отъ города, словно гонимые неизвѣстнымъ врагомъ. Горожане открыли ворота и устремились на непріятелей: иныхъ на смерть поражали, иныхъ брали въ плѣнъ. «Почему среди васъ произошло смятеніе?» — спрашивалъ народъ плѣнныхъ. «А мы видѣли монаха, стоящаго надъ городомъ. Онъ пускалъ въ насъ стрѣлы, иногда билъ изъ пращи, а то вдругъ явился среди нашего войска на огромномъ бѣломъ конѣ». Люди слушали разсказы плѣнныхъ и прославляли Господа, дивнаго во святыхъ Своихъ.

Однажды Казанскіе татары взяли въ плѣнъ молодую женщину, которая жила недалеко отъ города Унжи. Марію (такъ звали плѣнницу) гнали три дня съ другими плѣнными. Татары, наконецъ, остановились въ пустынномъ мѣстѣ. Марія всѣ эти дни отъ горя ничего не пила и не ѣла. Она только молила Господа, Пречистую и угодника Божія Макарія избавить ее отъ бѣды. Изнеможенная, связанная, Марія поверглась на землю и заснула отъ усталости мгновенно, не спавши нѣсколько дней подрядъ. Въ сонномъ видѣніи ей явился преподобный Макарій и сказалъ: «Встань, иди домой». Отъ усталости Марія сразу не могла проснуться и встать — не было силъ. Святой взялъ ее за руку и поднялъ. Молодая женщина пробудилась отъ сна, замѣтила что она развязана и увидѣла уже на яву преподобнаго Макарія, — свѣтлаго благолѣпнаго старца съ сѣдой бородой, такого, какъ на иконѣ его обыкновенно пишутъ. Блаженный повелѣлъ ей слѣдовать за нимъ. Къ своему удивленію, Марія спокойно прошла мимо татаръ, стерегущихъ плѣнныхъ. Вотъ и станъ татарскій миновали. «Сонъ это? Явь-ли?» — думала Марія, идя за преподобнымъ. Засіяла утренняя заря. Вдругъ святой сталъ невидимъ. Испугалась Марія, оставшись одна на пути. Стала внимательно осматривать мѣстность. Она ей показалась странно знакомой. И вдругъ поняла она, что находится совсѣмъ близко отъ города Унжи. А вонъ, въ свѣтѣ алой зари и самъ городъ красуется! По/с. 21/бѣжала Марія въ великой радости къ знакомымъ городскимъ воротамъ: «Отворите, отворите» — кричала молодая женщина. Сторожа спросили, кто она. Марія назвала себя. Сторожа хорошо знали ея мужа, и имъ было извѣстно, что она была взята татарами въ плѣнъ. Сторожа открыли ворота и пропустили счастливую Марію. Къ радости своей, молодая женщина въ Унжѣ встрѣтила своего мужа и всѣхъ своихъ домашнихъ, которые скрывались въ городѣ отъ татаръ. Марія всѣмъ разсказала, какъ св. Макарій освободилъ ее изъ плѣна и въ одинъ часъ подвелъ къ городу, тогда какъ съ татарами она шла три дня это же разстояніе.

Сожженная татарами обитель Желтоводская была при царѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ возстановлена инокомъ Аврааміемъ. Къ нему 4 раза являлся преподобный и высказалъ волю Божію, чтобы возстановлена была обитель. И обновилось мѣсто Божіе молитвами святого Макарія, благодатію же Господа нашего Іисуса Христа, Ему же слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

М. В.       

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №7. Іюль 1962 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1962. — С. 16-21.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.