Церковный календарь
Новости


2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Къ честнымъ сынамъ Россіи" (1907)
2017-11-22 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Церковное управленіе (1959)
2017-11-22 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Градъ Китежъ или самая умышленная страна? (2005)
2017-11-21 / russportal
Программа и уставъ "Русскаго Народн. Союза им. Михаила Архангела" (1909)
2017-11-21 / russportal
Уставъ "Союза Русскаго Народа" (1906)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (6-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (5-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (4-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (3-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы, наконецъ, каяться? (1975)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Готовимся ли мы къ Великому посту? (1975)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Мысли о конницѣ (1933)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Сибирскіе казаки (1934)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 7. — Іюль 1962 года.

Величайшій русскій подвижникъ XVIII в.

Избранный сосудъ Божій, солнце земли русской, всемірный молитвенникъ, радость наша! Преподобный отче Серафиме!

19 іюля 1759 г. въ городѣ Курскѣ, въ купеческой семьѣ Исидора и Агаѳіи Мошниныхъ, родился сынъ, Прохоръ. Старшими были у нихъ сынъ Алексѣй и его 5-лѣтняя сестра Параскева. Отецъ Прохора, Исидоръ, строитель Сергіевскаго Храма, вскорѣ умеръ. Вдова его, благочестивая Агаѳія Фотіевна, продолжала постройку Храма. Она заботилась о религіозномъ воспитаніи 3-хъ лѣтняго сиротки Прохора, съ ранняго возраста былъ онъ питаемъ душеспасительнымъ чтеніемъ и благочестивыми разсказами. Старичекъ, юродивый, котораго благочестивые люди считали прозорливцемъ, сказалъ однажды матери: «блаженна ты, вдовица, что у тебя такое дѣтище, которое со временемъ будетъ крѣпкимъ предстателемъ передъ Св. Троицей и горячимъ молитвенникомъ за весь міръ!» Чудеснымъ было спасеніе 7-лѣтняго Прохора, при паденіи его съ колокольни. Испуганная мать подбѣжала, но Проша стоялъ невредимъ. Лицо блѣдное, самъ улыбается. И говоритъ: «здѣсь я, маменька, ангелъ хранитель меня спасъ». И больше ни слова не сказалъ. Маленькій Проша въ душѣ молился: «Господи, /с. 22/ Іисусе Христе... Ты чудесно меня спасъ отъ смерти. Хочу изъ всѣхъ силъ послужить Тебѣ, какъ сумѣю».

Въ Великую Субботу 1767 г., 8-ми лѣтній Проша при выходѣ торжественнаго обхода оторвался отъ матери. Народная волна захлестнула его и понесла къ выходу. Страшно стало мальчику въ лѣсу ногъ взрослыхъ людей. Стиснули его. Вотъ-вотъ задавятъ! «Господи, спаси, погибаю!» — взмолился въ отчаяніи Прохоръ. Видитъ, — вдругъ раздвинулся народъ. Быстро бросился онъ тогда въ образовавшійся проходъ и очутился подъ Плащаницей, впереди идущаго Владыки Порфирія и въ экстазѣ запѣлъ звонкимъ серебристымъ дискантомъ «Святый Безсмертный...» Владыка приласкалъ его по окончаніи службы, благословилъ Прохора и сказалъ ему: «За то, что ты съ ранняго дѣтства возлюбилъ Господа — и Господь милосердый возлюбитъ тебя и приметъ тебя въ число избранныхъ чадъ Своихъ».

Счастливый и радостный возвращался Прохоръ съ матерью домой изъ Знаменскаго монастыря въ эту ночь Великаго Покоя.

На паперти стоялъ, всѣми почитаемый въ Курскѣ, старичекъ-юродивый. Онъ тоже перекрестилъ отрока Прохора и тихо промолвилъ ему вслѣдъ: «Избранный сосудъ Божій! Солнце земли Русской!»

Черезъ два года 10-лѣтній Проша заболѣваетъ горячкой. Докторъ сказалъ, что не жилецъ онъ на бѣломъ свѣтѣ. «Не плачь, мамочка, утѣшалъ мать больной, это по человѣческому разсужденію. А что невозможно у человѣковъ — возможно у Бога! Это вѣдь Самъ Христосъ сказалъ, у Матѳея Евангелиста. Будемъ молиться Матери Божіей и она вызволитъ насъ». Мать уснула въ его изголовьѣ. Проша устремилъ свой взоръ на образъ — Знаменія Курской Коренной Божіей Матери. Вдругъ видитъ онъ: просвѣтлѣлъ ликъ Пречистой Дѣвы и ожилъ. Поднятыя для благословенія руки Царицы Небесной опустились и благословили его, а изъ устъ Владычицы дивной, небесной музыкой полились слова: «Не бойся, отроча, завтра Я посѣщу и исцѣлю тебя!» Отроку легче дышать стало. На другой день сильная гроза заставила крестный ходъ проходить съ чудотворною Иконою Курской Божіей Матери дворомъ какъ разъ возлѣ крыльца дома Мошниныхъ. Мать Агаѳія поспѣшила вынести больного Прохора. Онъ могъ приложиться. Пронесли надъ больнымъ мальчикомъ Святой образъ — и Прохоръ выздоровѣлъ.

Подросталъ Прохоръ и укрѣплялся Духомъ благодати. Со своимъ братомъ побывалъ онъ въ Знаменскомъ монастырѣ, гдѣ находился чудотворный образъ Божіей Матери. Позже пѣшкомъ съ товарищами побывалъ онъ въ Кіевѣ и на Китайской горѣ у схимника старца Досиѳея, который его благословилъ идти въ /с. 23/ Саровскій монастырь. По пути въ Саровскую пустынь Прохоръ одну ночь въ дремучемъ лѣсу, съ молитвой на устахъ, продержался на сучкѣ дерева, окруженный волками, которые на разсвѣтѣ съ заунывнымъ воемъ отступили. Въ монастырѣ успѣшно проходилъ Прохоръ всѣ виды иноческихъ послушаній. Главными изъ нихъ были — просфорника и столяра. Кого любитъ Богъ, того и наказуетъ, чтобы испытать вѣру его. Прохоръ заболѣваетъ водянкой въ 1780 г. Три года мучился несчастный страдалецъ. Наконецъ, послѣ усердной молитвы всего монастыря и причащенія Св. Таинъ, когда больной одинъ оставался въ келліи, явилась ему въ чудномъ сіяніи Матерь Божія, сопровождаемая апостолами Петромъ и Іоанномъ Богословомъ. Указывая имъ на больного, Владычица проволвила: « — Этотъ нашего рода». Потомъ Пресвятая Дѣва «правую то руку», разсказывалъ впослѣдствіи Прохоръ, будучи уже богоноснымъ старцемъ Серафимомъ, «положила мнѣ на голову, а въ лѣвой то ручкѣ держала жезлъ и этимъ-то жезломъ и коснулась убогаго Серафима; у меня на томъ мѣстѣ, на правомъ бедрѣ-то и сдѣлалось углубленіе, вода-то вся въ него вытекла, и спасла Царица Небесная Серафима». Воздвигнутый столь чудеснымъ образомъ отъ болѣзни. Прохоръ въ благодарность за исцѣленіе взялъ на себя тяжелый трудъ сборщика на построеніе храма на этомъ мѣстѣ. Пѣшкомъ въ теченіе года ходилъ онъ по Святой Руси, побывалъ и у себя дома въ Курскѣ. Питался онъ исключительно подаяніемъ добрыхъ людей, не считая себя вправѣ хотя бы единую копейку израсходовать на себя изъ собираемыхъ на храмъ денегъ.

Исполнивъ обѣтъ, по возвращеніи въ обитель Прохоръ съ благословенія старца своего, еще болѣе усугубилъ свои аскетическіе подвиги и вскорѣ былъ признанъ достойнымъ принятія «ангельскаго образа» — иноческаго чина.

Торжественное постриженіе его въ монахи состоялось 13 августа 1786 года. Нареченъ онъ былъ Серафимъ, что значитъ — «пламенный». Господь нашъ Іисусъ Христосъ явно возлюбилъ Своего угодника. Когда, будучи діакономъ, во время Божественной литургіи, передъ «Святый Боже» о. Серафимъ повелъ ораремъ передъ народомъ у царскихъ вратъ, то при возгласѣ: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны...», увидѣлъ изъ сѣверныхъ дверей идущаго по воздуху, окруженнаго ангелами, Іисуса Христа. Спаситель благословилъ его и народъ и вошелъ въ Свою мѣстную икону.

Матерь Божія являлась любимцу своему, какъ Она Сама изволила называть о. Серафима, 12 разъ. Послѣднее явленіе Божіей Матери было рано утромъ на Благовѣщеніе. По молитвѣ о. Серафима свидѣтельницей этого посѣщенія была одна мона/с. 24/хиня изъ Ново-Дивѣева монастыря, который находился подъ покровительствомъ о. Серафима. Монахиня, увидя такое чудесное явленіе, упала — обомлѣла. Божія Матерь взяла за руку монахиню и сказала: «Спроси 12 дѣвъ, за что они получили вѣнцы и кто такіе вошедшіе». То были: архангелъ Михаилъ, архангелъ Гавріилъ, Іоаннъ Богословъ, апостолъ Петръ, великомученица Варвара, Екатерина, Ирина, Софія и многіе другіе. Монахиня слышала бесѣду Царицы Небесной съ о. Серафимомъ. Ему была возвѣщена его близкая кончина... Посѣщеніе Божіей Матери продолжалось четыре часа.

Часто о. Серафимъ имѣлъ небесныя видѣнія. Онъ получилъ великій даръ чудотвореній. Дикіе звѣри служили ему. Медвѣди приносили медъ старцу, а святой кормилъ ихъ сухариками. Многіе видѣли о. Серафима молящимся въ воздухѣ. По слову Святого исцѣлялось множество больныхъ. Каждаго о. Серафимъ старался обласкать, утѣшить, помочь, называя «радость моя». Особенно старецъ любилъ дѣтей, Онъ ихъ называлъ: «сокровища мои», «ангелочки», и часто исцѣлялъ больныхъ дѣтей. Дѣти въ свою очередь платили ему горячей любовью и постоянно бѣгали за нимъ, куда бы ни пошелъ Преподобный.

Прошло 30 лѣтъ. О. Серафимъ прошелъ всѣ виды иноческихъ подвиговъ. Пятнадцать лѣтъ онъ пустынничалъ въ лѣсу, причемъ три года столпничалъ на камнѣ день и ночь. Нѣсколько лѣтъ питался только вареною травой и дикими травами. Много лѣтъ молчальничалъ, долгіе годы прожилъ въ затворѣ, никуда не выходя изъ своей келліи, пока Божія Матерь не велѣла ему открыть затворъ и дать возможность людямъ приходить къ нему за тѣлесною и душевною помощью. Одинъ разъ въ лѣсу злая сила подослала двухъ разбойниковъ, которые требовали у него деньги и избили до полусмерти. Но старецъ молился за нихъ и просилъ властей ихъ не наказывать. Такое великое смиреніе заставило разбойниковъ раскаяться и просить прощенія.

Величайшій подвижникъ заранѣе самъ себѣ сдѣлалъ дубовый гробъ, который стоялъ у сѣней его келліи. Часто молился святой передъ нимъ, кадилъ и съ душевнымъ спокойствіемъ и радостію ожидалъ перехода въ вѣчную жизнь!

2-го января 1833 г., рано утромъ дверь келліи была заперта. Изъ келліи Преподобнаго несло дымомъ. Вскрыли дверь и увидѣли, что отъ горѣвшей свѣчи тлѣла одежда и книги. Преподобный на колѣняхъ въ молитвенномъ положеніи передъ иконой Божіей Матери «Умиленія» былъ мертвъ. Невольно является мысль, — какая чудесная смерть!

Такъ прославилъ Господь Своего угодника за то, что онъ съ ранняго дѣтства возлюбилъ Бога и старался служить Ему во все время житія своего.

Преп. Серафимъ и теперь милосердствуетъ о тѣхъ, кто его /с. 25/ любятъ, чтятъ его и молятся ему. Чудеса отъ него не прекращаются и теперь.

Онъ предсказалъ нынѣшнія страданія русскаго народа, но предсказалъ и великую славу его, если всѣ мы покаемся и станемъ жить по-христіански.

Воскликнемъ же Ему всѣ:

Преподобне отче Серафиме, радосте наша, моли Бога о насъ, томящихся въ чуждей странѣ по нашей несчастной страдалицѣ Родинѣ-Россіи».

19 іюля 1903 г. было совершено открытіе и перенесеніе мощей Преп. Серафима Саровскаго при личномъ участіи послѣдняго нашего Царя, умученнаго, Николая II Александровича.

Тропарь:

Отъ юности Христа возлюбилъ еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделѣвъ, непрестанною молитвою и трудомъ въ пустыни подвизался еси, умиленнымъ же сердцемъ любовь Христову стяжавъ, избранникъ возлюбленъ Божія Матере явился еси. Сего ради вопіемъ ти: спасай насъ молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче нашъ.

Завѣщаніе преп. Серафима:

«Когда меня не станетъ, ходите ко мнѣ на гробикъ; ходите, какъ вамъ время есть и чѣмъ чаще, тѣмъ лучше. Все, что ни есть у васъ на душѣ, все, о чемъ ни скорбите, что ни случилось бы съ вами; всѣ приходите ко мнѣ на гробикъ, припавъ къ землѣ, какъ къ живому, и разскажите, и услышу я васъ и скорбь ваша пройдетъ! Какъ съ живымъ со мной говорите, и всегда я для васъ живъ буду!»

А. Д.       

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №7. Іюль 1962 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1962. — С. 21-25.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.