Церковный календарь
Новости


2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Къ честнымъ сынамъ Россіи" (1907)
2017-11-22 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Церковное управленіе (1959)
2017-11-22 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Градъ Китежъ или самая умышленная страна? (2005)
2017-11-21 / russportal
Программа и уставъ "Русскаго Народн. Союза им. Михаила Архангела" (1909)
2017-11-21 / russportal
Уставъ "Союза Русскаго Народа" (1906)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (6-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (5-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (4-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (3-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы, наконецъ, каяться? (1975)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Готовимся ли мы къ Великому посту? (1975)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Мысли о конницѣ (1933)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Сибирскіе казаки (1934)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 8. – Август 1963 года.

Ко дню девяностолѣтняго юбилея Высокопреосвященнѣйшаго митрополита Анастасія, Первоіерарха Русской Православной Зарубежной Церкви (1873-1963).

Во время первой міровой войны съ Германіей, Владыка Анастасій управлялъ Холмской епархіей, которая съ первыхъ мѣсяцевъ войны стала ареной военныхъ дѣйствій. Владыка неоднократно посѣщалъ подъ огнемъ передовыя линіи, путешествовалъ по окопамъ, утѣшалъ раненыхъ и больныхъ воиновъ въ госпиталяхъ и лазаретахъ молитвами, словами, проповѣдями. Бывъ награжденъ орденомъ Св. Анны 1-ой степени и саномъ Архіепископа, онъ былъ назначенъ на болѣе благоустроенную Кишиневскую каѳедру.

Послѣ отъѣзда изъ Кишинева въ Грузію Архіепископа Платона (Рождественскаго), на Кишиневскую каѳедру прибылъ изъ Холма Архіепископъ Анастасій (Грибановскій). На вокзалѣ Владыку встрѣтили: Епископъ Аккерманскій Гавріилъ, Епископъ Измаильскій Діонисій, протоіерей Н. Лашковъ, ключарь собора о. В. Чума, епархіальный миссіонеръ о. Ф. Петика, экономъ архіерейскаго дома архимандритъ Геннадій, губернаторъ, городской голова и др. гра/с. 22/жданскія власти. Подъ трезвонъ колоколовъ новый архіепископъ прибылъ въ Соборъ, гдѣ ему была устроена духовенствомъ и многотысячнымъ народомъ торжественная встрѣча съ хлѣбомъ-солью, молебнымъ пѣснопѣніемъ архіерейскаго хора подъ управленіемъ прот. Березовскаго и громогласнымъ многолѣтіемъ протодіакона о. Ф. Урсакія.

Первое назидательное слово архіепископа произвело сильное впечатлѣніе и многихъ очаровало своимъ ораторскимъ искусствомъ и глубокомысліемъ, а впослѣдствіи Владыку называли «новымъ Златоустомъ» и «Вторымъ Филаретомъ».

Изъ собора архіепископъ въ сопровожденіи духовенства и народа прослѣдовалъ въ церковь архіерейскаго дома, гдѣ былъ встрѣченъ монашествуіощей братіей и молебнымъ пѣніемъ передъ чудотворнымъ образомъ Гербовецкія Божія Матери. Послѣ краткаго поучительнаго слова братіи, Владыка съ пѣніемъ 83-го псалма: «Коль возлюбленна селенія Твоя, Господи силъ...» прослѣдовалъ въ свои архіерейскіе покои.

Ознакомившись съ епархіальными дѣлами, Владыка путешествовалъ по епархіи. Въ первую очередь посѣщалъ монастыри Гербовецкій, Гиржавскій, Кицканскій, Шабскій и др., а по пути и городскія и сельскія церкви, всюду говорилъ соотвѣтствующія слушателямъ проповѣди. По просьбѣ военнаго начальства Архіепископъ прослѣдовалъ въ городъ Бендеры. Обычно Владыкѣ и спутникамъ предоставлялся отдѣльный салонъ-вагонъ. Выѣхавъ утромъ изъ Кишинева, къ 10 часамъ мы прибыли въ Бендеры. Въ соборѣ, послѣ молебна, новому архипастырю представились маститый настоятель ближайшаго къ городу Кицканскаго монастыря, архимандритъ Германъ, и казначей, иг. Хрисанфъ, мѣстное духовенство и военные, которые пригласили Владыку въ крѣпость отслужить молебенъ. Въ крѣпости Архіепископа встрѣтилъ съ хлѣбомъ-солью комендантъ, а полковой священникъ съ наперснымъ крестомъ на георгіевской лентѣ — прекрасной рѣчью. На площади стройными колоннами стояли воины. Въ центрѣ стоялъ массивный столъ, покрытый парчей, на которомъ лежало св. Евангеліе и крестъ, по сторонамъ хоругви и подсвѣчники, а на землѣ большой коверъ съ орлецомъ. По случаю поста оркестра не было, пѣлъ съ воодушевленіемъ полковой хоръ. Передъ отпустомъ молебна Владыка Анастасій произнесъ глубоко потрясающее слово по поводу міровыхъ военныхъ событій, указавъ на причины войнъ и другихъ народныхъ бѣдствій (Мѳ. 26, 16-33). Молебенъ закончился обычнымъ многолѣтіемъ и пѣніемъ гимна: «Боже Царя храни». Вечеромъ до отхода поѣзда Владыка присутствовалъ на патріотическомъ докладѣ въ залѣ городского Собранія.

Послѣ личной переписки экзарха Грузіи съ Архіепископомъ Анастасіемъ, я былъ переведенъ въ Тифлисъ, на должность эконома экзаршескаго дома и настоятеля русскаго Кобинскаго монастыря близъ мѣстечка Коджеры.



/с. 23/ Въ 1928 году, т. е. черезъ пять лѣтъ я прибылъ въ Одессу, гдѣ узналъ объ отъѣздѣ заграницу Архіепископа Анастасія и другихъ іерарховъ, желая проститься съ Владыкой, я отправился въ Андреевское Аѳонское подворье, тамъ засталъ Владыку Анастасія и Архіепископа Челябинскаго, Гавріила (Чепура), озабоченныхъ поспѣшной погрузкой вещей и скорымъ отходомъ парохода. Испросивъ у владыкъ благословеніе, я простился съ ними, какъ мнѣ тогда казалось, навсегда. Но впослѣдствіи оказалось, что только съ Архіепископомъ Гавріиломъ, скончавшимся въ Бѣлградѣ, а не съ Владыкой Анастасіемъ.

*     *     *

Въ 1944 году во время второй міровой войны, я изъ Румыніи прибылъ въ Вѣну и по обычаю отправился въ русскую посольскую церковь Святителя Николая Чудотворца, гдѣ узналъ отъ прот. Василія Виноградова и о. Востокова о прибытіи изъ Югославіи Владыки Анастасія, нѣкоторыхъ архіереевъ и духовенства, которые сегодня будутъ служить литургію, съ Митрополитомъ; къ началу службы прибудетъ чудотворный образъ Божія Матери Курско-Коренной. Можете себѣ представить мою радость. Въ адскій періодъ войны и частой бомбежки города, въ чужой странѣ, безъ всякихъ средствъ, кромѣ наперснаго креста, за тысячи верстъ отъ родины, встрѣтить родную святыню, къ которой въ дѣтствѣ приходилось прикладываться и безсознательно молиться, и знающаго меня съ 1915 года архипастыря? Мнѣ въ тѣ минуты казалось, что я нахожусь въ родной Глинской пустыни, гдѣ въ послѣдній разъ въ 1910 году въ ноябрѣ мѣсяцѣ, вся братія обители встрѣчала и на второй день, послѣ торжественной литургіи, съ крестнымъ ходомъ, до Иверскихъ вратъ, провожала сей св. Образъ. Когда о. Аверкій (нынѣ архіепископъ) вошелъ въ храмъ со св. иконой на груди, я не могъ удержаться отъ слезъ, и не давая себѣ отчета одинъ въ полголоса запѣлъ: «Яко необоримую стѣну и источникъ чудесъ стяжавше Тя раби Твои Богородице Пречистая...». Приложившись къ чудотворному Образу, я замѣтилъ тихо входящаго, безъ встрѣчи и безъ сопровождавшихъ, въ черномъ клобукѣ, Митрополита Анастасія, которому земно поклонился, получилъ благословеніе и сказалъ, кто я. Владыка вспомнилъ, но не узналъ меня въ бѣженскомъ одѣяніи и въ посѣдѣвшихъ волосахъ; пригласилъ зайти къ нему въ отель «Праторъ». Въ богослуженіи съ Митрополитомъ участвовало нѣсколько архіереевъ и священниковъ. Въ концѣ литургіи началась тревога, народъ въ большинствѣ разбѣжался по убѣжищамъ, но остальные предпочли остаться съ духовенствомъ въ храмѣ при чудотворномъ Образѣ, передъ которымъ о. Аверкій началъ служить молебенъ съ Акаѳистомъ. Бомбежка изъ трехсотъ самолетовъ продолжалась до 2 часовъ дня, цѣлые кварталы были превращены въ руины, вокругъ нашей церкви возникли пожары, три бомбы упали вблизи храма и сотрясеніемъ воздуха выбили нѣсколько оконъ. Но оставшіеся въ церкви люди продолжали молиться, подпѣвая за хоромъ: «Радуйся, /с. 24/ радосте наша, покрый насъ отъ всякаго зла честнымъ Твоимъ омофоромъ», подобно благочестивымъ грекамъ во Влахернскомъ храмѣ во время нападенія сарацынъ на Византію.

На второй день бомбежки не было и я отправился по полуразрушеннымъ улицамъ столицы на «Праторъ», гдѣ издали замѣтилъ вывѣски неразрушеннаго отеля. Первая встрѣтившаяся со мною госпожа Святополкъ-Мирская, разсказала какъ можно пройти къ Владыкѣ Анастасію, въ узкомъ корридорѣ встрѣтился съ Архіепископомъ Тихономъ, который послѣ благословенія указалъ мнѣ дверь Митрополита. Прочитавъ молитву я вошелъ.

Владыка Митрополитъ стоялъ у голаго стола, на которомъ стояла наша отечественная и въ разсѣяніи сущихъ Одигитрія — икона Божіей Матери Курская Коренная. Послѣ краткой бесѣды я просилъ Владыку выдать мнѣ удостовѣреніе о моей принадлежности къ Православной Русской Церкви Заграницей. Получивъ удостовѣреніе отъ 12/25 октября 1944 года за № 554, за подписью: «Митрополитъ Анастасій», я простился съ Владыкой паки на пять лѣтъ, т. е. до 1948 года.

Ввиду военныхъ обстоятельствъ всѣ архипастыри вынуждены были выѣхать въ другое мѣсто. А я былъ назначенъ для организаціи прихода въ Шліербахѣ, гдѣ проживали около ста русскихъ бѣженцевъ изъ Югославіи и около двухсотъ русскихъ молодыхъ людей, завербованныхъ нѣмцами во время второй войны для работъ въ католическомъ монастырѣ, въ которомъ намъ было отведено помѣщеніе и комната для богослуженій, гдѣ мнѣ пришлось служить около трехъ лѣтъ.

*     *     *

Прибывшій въ Зальцбургъ Архіепископъ Стефанъ назначилъ меня въ Браунау, гдѣ пришлось мнѣ совершать богослуженіе и законоучительствовать въ гимназіи.

Осенью 1947 года Архіепископъ Стефанъ перевелъ меня въ Зальцбургъ и назначилъ членомъ Епархіальнаго Правленія. Нужно сказать, что въ это время лагерь Паршъ, съ трехъ-тысячнымъ населеніемъ, былъ въ полномъ расцвѣтѣ русскаго бѣженскаго бытія и являлся духовнымъ, культурнымъ и административнымъ центромъ въ Австріи.

Въ 1948 году 15 мая въ Зальцбургъ прибылъ Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ Анастасій съ чудотворнымъ Образомъ Знаменія Божіей Матери Курско-Коренной. Владыку Митрополита встрѣчали въ городѣ въ храмѣ Св. Архистратига Михаила близъ площади Моцарта. Привѣтственное слово въ церкви Архіепископъ Стефанъ поручилъ мнѣ. Трогательыая торжественная встрѣча родной святыни и маститаго прошедшаго «сквозѣ огнь и воду» [1] святителя въ переполненномъ русскими и иностранцами храмѣ, многихъ за/с. 25/ставила съ волненіемъ вспомнить о родинѣ и пережить счастливыя минуты радости на чужбинѣ.

Въ 4 часа пополудни Владыка Митрополитъ съ чудотворнымъ образомъ Богоматери прибылъ въ Паршъ. Здѣсь св. чудотворную Икону Божіей матери и Митрополита встрѣтилъ грандіозный крестный ходъ съ Архіепископомъ Стефаномъ, сонмомъ духовенства, администраціей и всемъ населеніемъ лагеря. Путь отъ арки до Покровской церкви былъ устланъ зеленой травой и цвѣтами. Послѣ встрѣчи началось всенощное бдѣніе. На литію выходилъ Архіепископъ Стефанъ съ 12-тью священнослужителями и 4-мя дьяконами, а поліелей возглавилъ Митрополитъ Анастасій. Послѣ всенощной всю ночь до литургіи включительно, служились молебны съ акаѳистомъ Божіей Матери. Къ радости и утѣшенію скорбящихъ бѣженцевъ св. чудотворный образъ Богоматери и Владыка Анастасій пробыли среди насъ три дня. Въ эти счастливые дни мнѣ пришлось сослужить Первосвятителю три Божественныхъ литургіи: въ Св.-Михайловской церкви, въ Хельбрунѣ и въ Паршѣ. На третій день послѣ литургіи администрація лагеря устроила прощальный обѣдъ, на которомъ присутствовали Владыка Митрополитъ, Архіепископъ Стефанъ, о. архимандритъ, духовенство и администрація. Въ 3 часа дня съ молебнымъ пѣніемъ и грустью вѣрующее населеніе провожало Одигитрію, Заступницу усердную рода христіанскаго, посѣтившую насъ въ разсѣяніи сущихъ и указавшую многимъ новые пути и страны для жизни и спасенія.

Послѣ отпуста я осѣнилъ св. чудотворнымъ Образомъ Родину — востокъ, западъ, югъ и сѣверъ, куда вскорѣ наши соотечественники начили разъѣжаться, затѣмъ передалъ св. Икону въ машину. Принявъ благословеніе отъ Первосвятителя, я простился съ нимъ до 1950 года.

*     *     *

Въ 1949 году многіе русскіе бѣженцы, а съ ними и духовенство выѣхали въ Америку, Канаду, Аргентину, Бразилію, Чили, Австралію и Африку, а на ихъ мѣсто прибывали новые бѣженцы изъ Сербіи, Румыніи, Болгаріи, Польши и Венгріи. Но благодаря пребыванію Архіепископа Стефана въ лагерѣ, русское «Кредо» не утеряло своего авторитета въ Паршѣ, а попрежнему проявляло руководящую роль, особенно это чувствовалось въ праздничные дни, когда совершалось архіерейское богослуженіе и пѣлъ архіерейскій хоръ, къ которому присоединяли свои молитвы разноязычные народы.

Въ это время уже распространился слухъ о переѣздѣ Сѵнода, Митрополита Анастасія и св. чудотворнаго Образа Курско-Коренной Богоматери въ Америку. Многіе вѣрующіе загрустили и почувствовали свое сиротство, особенно тѣ, кто не могли надѣяться по возрасту и болѣзнямъ быть принятыми въ вышеназванныя страны.

Когда въ 1950 году въ маѣ мѣсяцѣ Митрополитъ Анастасій вторично прибылъ съ чудотворнымъ образомъ въ Паршъ, то безнадеж/с. 26/ные почувствовали надежду и покровительство Царицы Небесной, въ изгнаніи насъ не оставляющей. Въ скоромъ времени Америка и другія страны шире открыли двери для пріема бѣженцевъ, не считаясь и съ возрастомъ.

Правда, на сей разъ встрѣча Св. чудотворной Иконы и Владыки Митрополита не была такая торжественная и многолюдная какъ въ первый разъ, но все же, поскольку было возможно, встрѣчали святыню и Первосвятителя съ должною подобающею честью. Послѣ встрѣчи и Божественной литургіи Владыка Митрополитъ болѣе часа всѣхъ благословлялъ, а затѣмъ выѣхалъ въ городъ. Въ 3 часа дня Владыка Стефанъ предложилъ мнѣ ѣхать съ нимъ въ отель, гдѣ остановился Митрополитъ, проводить его и проститься съ Первосвятителемъ, уѣзжающимъ посѣтить другіе лагеря, находящіеся въ Австріи, ввиду предстоящаго отъѣзда въ Америку.

Въ номерѣ мы застали его спутниковъ и нѣсколько человѣкъ провожавшихъ. Послѣ краткой бесѣды, послѣдняго цѣлованія, получивъ благословеніе, я уже навсегда простился съ Владыкой Митрополитомъ Анастасіемъ.

Архимандритъ Серафимъ (Вербинъ).       

1963 г.

Примѣчаніе:
[1] Прок.[именъ] 9 марта, 40 мучениковъ.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 8. Августъ 1963 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1963. — С. 21-26.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.