Церковный календарь
Новости


2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Къ честнымъ сынамъ Россіи" (1907)
2017-11-22 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Церковное управленіе (1959)
2017-11-22 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Градъ Китежъ или самая умышленная страна? (2005)
2017-11-21 / russportal
Программа и уставъ "Русскаго Народн. Союза им. Михаила Архангела" (1909)
2017-11-21 / russportal
Уставъ "Союза Русскаго Народа" (1906)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (6-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (5-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (4-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (3-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы, наконецъ, каяться? (1975)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Готовимся ли мы къ Великому посту? (1975)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Мысли о конницѣ (1933)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Сибирскіе казаки (1934)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 8. – Август 1963 года.

О чудотворномъ созданіи церкви Пресвятой Богородицы въ Кіево-Печерской обители въ честь Ея Успенія.
Праздникъ 14 августа.

Чудеснымъ образомъ создалась Успенская церковь въ славной Кіево-Печерской обители!

Блаженный епископъ Симонъ такъ объ этомъ повѣствуетъ.

Въ землѣ Варяжской жилъ князь Африканъ. У него былъ братъ, слѣпецъ Якунъ. У Африкана было два сына — Фріандъ и Шимонъ. Послѣ смерти брата жестокій Якунъ изгналъ своихъ двухъ беззащитныхъ племянниковъ. По волѣ Божіей Шимонъ бѣжалъ въ Россію. Благовѣрный князь Ярославъ съ любовію принялъ изгнанника и передалъ его своему сыну Всеволоду. Княжичъ, живя въ довольствѣ и почетѣ, былъ за старшаго у князя Всеволода.

Шимонъ очень полюбилъ Кіево-Печерскій монастырь. Почему святая обитель особенно полюбилась иноземному княжичу, — разскажемъ объ этомъ подробно.

Въ княженіе Изяслава Ярославича напали на землю Русскую дикіе половцы. На защиту поднялись сыновья Ярослава: Изяславъ, Святославъ и Всеволодъ. Съ послѣднимъ, конечно, былъ и любимый имъ княжичъ Шимонъ. Благочестивые князья передъ походомъ пришли въ Кіево-Печерскую обитель просить благословенія у преп. Антонія. Святой старецъ открылъ имъ, что, Божіимъ попущеніемъ, походъ будетъ неудачнымъ, и будутъ очень большія потери со стороны русскихъ. Варягъ Шимонъ, /с. 27/ услышавъ такое грозное предсказаніе, палъ ницъ предъ св. Антоніемъ, прося его умолить Господа, чтобы спасенъ отъ смерти былъ онъ въ битвѣ съ половцами. И сказалъ Шимону блаженный старецъ: «О, дитя мое! многіе, многіе падутъ подъ острыми мечами, многіе обратятся въ бѣгство, и непріятель будетъ поражать на смерть отступающихъ. Многіе, многіе потонутъ въ рѣкѣ! Но ты будешь спасенъ. Послѣ же твоей кончины, тебя похоронятъ въ церкви, которая будетъ создана на этомъ мѣстѣ!»

Какъ и предсказалъ преп. Антоній, русскіе полки были побѣждены. Князья бѣжали. Множество воиновъ погибло. Шимонъ былъ раненъ. Онъ лежалъ среди убитыхъ и раненыхъ, какъ вдругъ, взглянувъ на небо, увидѣлъ въ вышинѣ дивную, величественную церковь. Отъ всего сердца онъ взмолился: «Господи, избавь меня отъ горькой смерти молитвами Пречистой Твоей Матери и преподобныхъ отцевъ Антонія и Ѳеодосія!» И мгновенно сила Божественная вынесла его изъ этого страшнаго поля, и онъ оказался среди своихъ воиновъ, которые чудомъ Божіимъ уцѣлѣли. Княжичъ отправился въ Кіево-Печерскую обитель, къ преп. Антонію. Онъ разсказалъ ему о своемъ видѣніи. Повѣдалъ онъ блаженному старцу еще слѣдующее: «Отецъ мой, Африканъ, воздвигъ большой крестъ съ изображеніемъ на немъ Распятаго Господа. На Спасителя онъ надѣлъ драгоцѣнный, очень длинный, золотой поясъ. На главу Спасителя возложилъ онъ золотой, дивный вѣнецъ. Когда мой дядя Якунъ приказалъ мнѣ уйти изъ его области, я снялъ съ Распятія золотой поясъ и золотой вѣнцъ. И тутъ услышалъ я голосъ, исходившій отъ распятаго Христа: «Смотри, человѣкъ, не дерзни никогда этотъ вѣнецъ возложить себѣ на голову! Понеси вѣнецъ на то мѣсто, которое приготовлено для него, гдѣ будетъ воздвигнута церковь въ честь Моей Матери. Отдай вѣнецъ въ руки преподобному, пусть онъ повѣситъ его надъ Моимъ жертвенникомъ». Услышавъ Божественный гласъ, я палъ ницъ отъ великаго страха и лежалъ словно мертвый. Придя въ себя, я всталъ. А когда я, покидая отчизну, сѣлъ на корабль, то во время плаванія разразилась страшная буря. Всѣ мы ждали гибели. Вдругъ я вспомнилъ о золотомъ поясѣ, снятомъ мною со св. Распятія, и воззвалъ: «Господи, прости меня! Я умираю за то, что снялъ съ Тебя поясъ! Прости!» Внезапно въ небѣ я увидѣлъ церковь. Я подумалъ: «Что это за церковь?» Сверху послышался голосъ: «Эту церковь воздвигнетъ преподобный въ честь Божіей Матери — такой величины и высоты, какъ ты видишь. Пусть преподобный размѣритъ этимъ поясомъ величину храма: 20 поясовъ въ ширину, 30 въ длину, въ вышину же пятьдесятъ. Въ этой церкви ты упокоишься послѣ твоей кончины». Когда голосъ Божій затихъ, и на морѣ водворилась тишина — покой неизъяснимый, всѣ плывшіе на кораблѣ возрадовались и возблагодарили Милостиваго Господа за избавленіе отъ смерти».

/с. 28/ Повѣдавъ преподобному объ этомъ чудѣ, Шимонъ прибавилъ: «Отецъ, на какомъ мѣстѣ должна быть воздвигнута эта церковь, ты мнѣ повѣдалъ». Сказавъ это, Шимонъ передалъ золотой поясъ преподобному Антонію: «Вотъ мѣра, по которой должна быть создана церковь». Передалъ онъ и вѣнецъ, сказавъ: «Вотъ вѣнецъ, который будетъ повѣшенъ надъ святымъ жертвенникомъ».

Св. старецъ, вознеся хвалу Всемогущему Богу, сказалъ Шимону: «Дитя мое, съ этого момента ты уже больше не называешься Шимонъ: Симонъ будетъ имя твое!» Позвавъ преп. Ѳеодосія и обратившись къ княжичу, онъ сказалъ: «Симонъ, вотъ кто воздвигнетъ церковь, которую тебѣ показалъ Господь!» Съ этими словами св. старецъ передалъ золотой поясъ и вѣнецъ блаженному Ѳеодосію.

Симонъ очень полюбилъ преп. Ѳеодосія. Однажды онъ пришелъ къ любимому своему старцу и спросилъ его: «Можешь ты одарить меня одною милостью?»

Какою? — удивился преподобный. — Ты знаешь, что мы бѣдны, живемъ въ скудости, едва на пропитаніе имѣемъ.

Прошу тебя, благослови меня и на время моей жизни земной и послѣ кончины моей и твоей.

О, Симонъ, твоя просьба выше моихъ силъ! Но если ты увидишь мое отшествіе изъ этой жизни, а послѣ моей смерти узришь здѣсь церковь воздвигнутую — знай, что я получилъ дерзновеніе у Господа. Теперь же не знаю — угодна ли моя молитва Господу.

На тебя указалъ мнѣ Господь! Изъ Его пречистыхъ устъ услышалъ я о тебѣ! — настаивалъ Симонъ. Умоляю тебя и всѣхъ иноковъ Печерской обители: молитесь обо мнѣ и о сынѣ моемъ Георгіи.

Преп. Ѳеодосій обѣщалъ исполнить желаніе Симона. Послѣдній поклонился ему въ ноги:

Не уйду, пока ты не исполнишь моей просьбы: напиши мнѣ обѣщаніе твое.

Преп. Ѳеодосій внялъ его горячей просьбѣ. Онъ написалъ такъ: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи, святыхъ силъ безплотныхъ, — ты будешь прощенъ въ этой жизни и въ будущей, когда придетъ Праведный Судья, чтобы судить живыхъ и мертвыхъ».

Симонъ заповѣдалъ эту грамату вложить ему въ гробъ послѣ смерти. И съ этихъ поръ стали умершимъ вкладывать въ гробъ подобныя «разрѣшительныя граматы». Святой Ѳеодосій къ этой молитвѣ добавилъ еще прошеніе, чтобы Всеблагій Господь сподобилъ Симона и его сына Георгія стать по правую сторону отъ Господа въ царствѣ Его сіяющей славы. /с. 29/

Помолись, св. отецъ, чтобы и моимъ родителямъ и моимъ сродникамъ Господь простилъ грѣхи.

Воздѣвъ руки къ небу, преподобный горячо молился и о всѣхъ родныхъ Божія человѣка. Успокоенный и обрадованный, Симонъ словно драгоцѣнный жемчугъ принялъ отпустительную молитву. Онъ хранилъ ее до самой смерти, и она положена была въ его гробъ.

Симонъ былъ католикомъ, какъ варягъ. По благословенію преп. Ѳеодосія онъ присоединился къ православію со всѣми своими домашними и близкими ему людьми, среди которыхъ были и католическіе священники. До трехъ тысячъ католиковъ стали православными людьми великою Божіею милостью, молитвами преподобныхъ Ѳеодосія и Антонія, чудотворцевъ Печерскихъ.

*     *     *

Теперь повѣдаемъ, какъ создалась Великая Успенская церковь, которую на небесахъ видѣлъ рабъ Божій Симонъ.

Черезъ нѣсколько лѣтъ изъ Царьграда прибыли четыре мастера церковныхъ, очень богатыхъ и знаменитыхъ. Они обратились къ преподобнымъ отцамъ Антонію и Ѳеодосію: «На какомъ мѣстѣ вы хотите, чтобы мы начали строить церковь?» — «На какомъ укажетъ Господь», — отвѣчали преподобные.

Удивились мастера: «Время вашей смерти вы знаете, а указать не можете, на какомъ мѣстѣ должна быть воздвигнута церковь, на построеніе которой вы намъ дали такъ много золота!»

Поразились преподобные. Мастеровъ они никогда не видѣли. Золота же у нихъ и не было! Преподобные созвали всю братію обительскую и попросили явившихся грековъ строителей: «Скажите намъ всю правду, объясните все сказанное вами».

Мастера повѣдали слѣдующее:

«Мы спали въ своихъ домахъ. На восходѣ солнца каждому изъ насъ явились дивные юноши и сказали: «Зоветъ васъ Царица во Влахерну». Пошли мы, да не одни, а позвали родныхъ и друзей. Собрались во Влахернскомъ храмѣ. Дѣйствительно, увидѣли мы Дивную Царицу со множествомъ воиновъ, окружавшихъ Ее. Мы поклонились Царицѣ. Она намъ сказала: «Я хочу для Себя воздвигнуть въ Россіи, въ Кіевѣ, церковь». Царица повелѣла намъ идти туда. Мы были очень смущены и сказали: «О, Госпожа Царица, Ты насъ отправляешь въ страну чужую — куда же мы пойдемъ?» — «Я посылаю васъ къ Антонію и Ѳеодосію», объяснила Царица, указывая на васъ, бывшихъ въ то время въ храмѣ Влахернскомъ. «Антоній васъ благословитъ на работу и вскорѣ уйдетъ на вѣчный покой, а черезъ годъ за нимъ пойдетъ и Ѳеодосій». Такъ сказала Великая Царица. Изъ вашихъ рукъ мы приняли золото на построеніе храма. Царица же обѣщала насъ вознаградить за построеніе храма такими дарами, /с. 30/ о которыхъ никто изъ земныхъ не слышалъ и которыхъ никто не видѣлъ. Она обѣщала Сама придти въ Кіевъ, чтобы увидѣть храмъ, въ которомъ хочетъ обитать. Царица дала намъ мощи святыхъ мучениковъ: Артемія, Поліевкта, Леонтія, Акакія, Ареѳы, Іакова, Ѳеодора и повелѣла положить ихъ въ фундаментъ будущаго храма. Мы спросили Царицу, какъ велика должна быть церковь. Она сказала, что уже послала, по повелѣнію Своего Сына, поясъ, какъ мѣру. Царица приказала намъ выйти на воздухъ. Мы исполнили приказаніе Царицы и въ небѣ увидѣли дивный большой храмъ. Поклонившись Царицѣ, мы спросили: «Въ честь Кого должны мы воздвигнуть эту церковь?» Она отвѣтила: «Во имя Мое хочу, чтобы выстроена была церковь». Мы не дерзали спросить: именно во имя Кого-же? Царица Сама намъ пояснила: «Богородицына будетъ церковь!» Сказавъ это, Она дала намъ вотъ эту икону съ изображеніемъ Царицы Небесной и сказала: «Пусть она будетъ намѣстною иконою». Мы съ великимъ благоговѣніемъ поклонились Дивной Царицѣ и разошлись по домамъ».

Преподобные отцы Антоній и Ѳеодосій и вся братія обители Печерской съ великимъ благоговѣніемъ внимали чудесному разсказу строителей церковныхъ. Всѣ прославили Господа и Матерь Божію.

Преп. Антоній сказалъ: «О, дѣти мои, мы же изъ нашей обители никуда не выходили!» Между тѣмъ греки съ клятвою утверждали, что изъ рукъ преп. Ѳеодосія и Антонія они приняли, при многихъ свидѣтеляхъ, золото Дивной Царицы. Строители, далѣе, утверждали, что сами провожали преподобныхъ на корабль, когда преподобные должны были отплыть изъ Греціи къ себѣ на родину. Послѣ этого мастера еще цѣлый мѣсяцъ пробыли дома. Идетъ десятый день, какъ они покинули Царьградъ.

Преп. Антоній объяснилъ грекамъ, что явилась имъ во Влахернскомъ храмѣ Сама Царица Небесная. Пресвѣтлые ангелы окружали Ее, а не земные воины. И во снѣ имъ явились небожители, посланные Владычицей, чтобы они собрались въ церкви Влахернской.

Вотъ какой милости сподобились эти простые сердцемъ, смиренные церковные строители!

Греки поклонились преподобнымъ отцамъ Антонію и Ѳеодосію и опять спросили: на какомъ же мѣстѣ должна быть воздвигнута церковь?

Преп. Антоній три дня молился, чтобы Господь показалъ это мѣсто. По Божьему велѣнію собралось на поле множество людей, никѣмъ не званыхъ. Они стали избирать мѣсто построенія храма. Одни указывали одно мѣсто, другіе — другое. Лежа/с. 31/ло тутъ поле, которое принадлежало благовѣрному князю Святославу. Онъ, по волѣ Божіей, какъ разъ проѣзжалъ на своемъ конѣ. Увидѣвъ собравшійся народъ, князь спросилъ: «Что вы здѣсь дѣлаете?» Божіи люди объяснили ему, и князь съ радостью отдалъ свое поле для построенія церкви.

Между тѣмъ преподобные Антоній и Ѳеодосій три дня неустанно молились. Въ первую же ночь Господь явился преп. Антонію и сказалъ: «Антоній — ты сподобился отъ Меня благодати». Преподобный сказалъ Спасу нашему: «Если я получилъ благодать, то пусть по всей землѣ будетъ роса, а мѣсто построенія храма да будетъ сухое».

И рано утромъ на томъ мѣстѣ, гдѣ теперь стоитъ Успенская церковь, не было росы: трава была совершенно сухая, а кругомъ лугъ былъ мокрый, обильно орошенный росою.

Во вторую ночь снова является Господь преп. Антонію. Блаженный старецъ опять обратился ко Спасу нашему: «Господи, пусть по всей землѣ будетъ суша, а на мѣстѣ построенія церкви — роса». И на утро, дѣйствительно, пала роса на то мѣсто, гдѣ должна была стоять церковь, а кругомъ земля была сухая.

На третій день преп. Антоній блгословилъ это мѣсто, какъ указанное Самимъ Господомъ. Ширину и длину будущаго храма измѣрили золотымъ поясомъ. Преп. Антоній поднялъ руки къ небу и воскликнулъ: «Послушай меня Господи, послушай меня! Отмѣть огнемъ мѣсто, чтобы люди хорошо поняли, гдѣ долженъ быть построенъ храмъ». И тотчасъ же упалъ съ неба огонь, поджегъ хворостъ, терніе и высушилъ обильную росу. Небесный огонь выжегъ яму для фундамента будущей церкви. При этомъ дивномъ чудѣ всѣ пали на землю отъ священнаго ужаса. Всѣмъ теперь было ясно, гдѣ должны греческіе зодчіи начать строить Домъ Богородицы.

Чудеса, однако, не прекращались. Отъ старой обительской церкви иногда дугою выходило яркое пламя и опускалось на это Богомъ избранное мѣсто. Иногда люди Божіи видѣли на этомъ мѣстѣ ангела несущаго святую икону. Совершалось это по молитвамъ преп. Ѳеодосія — строителя новаго храма.

Основаніе Успенской церкви было положено въ 1073 году при боголюбивомъ епископѣ Михаилѣ, во дни митрополита Георгія, въ княженіе благовѣрнаго князя Святослава Ярославича. Князь своими руками началъ копать углубленіе для фундамента и пожертвовалъ сто гривенъ золота. Подъ стѣны вложили мощи тѣхъ мучениковъ Божіихъ, которыя дала строителямъ Сама Царица Небесная.

Преподобные не дожили до окончанія постройки церкви. Въ томъ же 1073 году перешелъ въ райскія селенія преп. Антоній, вскорѣ послѣ того, какъ положено было основаніе храма, а въ /с. 32/ 1074 году призвалъ Господь къ Себѣ и преп. Ѳеодосія. Отошли отъ земли великіе святые земли Русской, но душою пребывали съ братіей и возносили о нихъ и о всей Руси Святой молитвы у престола Всевышняго.

При блаженномъ игуменѣ печерскомъ Стефанѣ, который слышалъ чудное повѣствованіе пришедшихъ грековъ, была закончена церковь.

Благовѣрный князь Владиміръ Монамахъ былъ свидѣтелемъ, какъ по молитвѣ преп. Антонія упалъ съ неба огонь на мѣсто, гдѣ должна была быть выстроена церковь, онъ видѣлъ своими очами, какъ выгорѣла яма для основанія церкви. Отецъ Владиміра Монамаха, Всеволодъ, пріѣхалъ съ сыномъ изъ Переяславля въ Кіевъ, наслушавшись о творимыхъ чудесахъ. Юный Владиміръ былъ боленъ. На него возложили золотой поясъ, привезенный Симономъ варягомъ, и молодой князь исцѣлился въ одно мгновеніе. Христолюбивый князь Владиміръ взялъ этотъ поясъ и въ своемъ городѣ Ростовѣ измѣрилъ имъ мѣсто, на которомъ задумалъ воздвигнуть точно такую же церковь какъ въ Печерской обители. Сынъ князя Владиміра впослѣдствіи въ городѣ Суздалѣ выстроилъ такую же церковь.

Прошло десять лѣтъ. Изъ Царьграда пріѣхали греки иконописцы. Явились они къ игумену Никону и говорятъ: «Покажите намъ тѣхъ, кто вызвали насъ для украшенія вашей церкви святыми иконами. Они заказали намъ, при многихъ свидѣтеляхъ, расписать малую церковь, А мы видимъ здѣсь большой храмъ! Мы хотимъ объясниться съ закащиками. Возьмите ваше золото обратно. Мы вернемся въ Царьградъ».

Игуменъ Никонъ поразился, услышавъ разсказъ. Онъ никого не посылалъ въ Царьградъ, и золота не давалъ никому!

«А какой видъ имѣли эти закащики?» — спросилъ онъ. Иконописцы описали ихъ наружность и сказали, что одного зовутъ Антоніемъ, а другого Ѳеодосіемъ.

Поразился отецъ игуменъ. «О, дѣти мои, я не могу вамъ показать закащиковъ. Оба они больше десяти лѣтъ тому назадъ отошли ко Господу! Они молятся о насъ, заботятся объ украшеніи храма...» Ужаснулись иконописцы. Не съ полнымъ довѣріемъ отнеслись они къ словамъ отца Никона. Греки позвали купцовъ, пріѣхавшихъ съ ними, которые были свидѣтелями, какъ два старца вручили имъ плату за роспись церкви.

Отецъ Никонъ вынесъ икону, на которой были изображены преподобные Антоній и Ѳеодосій. Съ великимъ благоговѣніемъ поклонились пріѣхавшіе иконѣ и воскликнули: «Да, истинно они явились къ намъ! Мы вѣруемъ, что они живы и послѣ кончины, помогаютъ вѣрующимъ, спасаютъ людей Божіихъ, къ нимъ прибѣгающихъ».

/с. 33/ Греческіе купцы привезли съ собою для продажи мозаику. Они пожертвовали свой дорогой товаръ для украшенія мозаичными иконами церкви Печерской. Тутъ же стали они каяться въ своемъ согрѣшеніи: не сразу уразумѣли они дивное Божіе чудо.

«Когда мы приплыли въ городъ Каневъ, то увидѣли на высотѣ большую церковь. Мы стали спрашивать: «Что это за церковь?» Намъ отвѣчали: «Печерская». Мы разгнѣвались, т. к. предполагали, что плывемъ украшать малую церковь. Рѣшили плыть домой. Ночью поднялась страшная буря. Утромъ мы оказались близъ Триполя, плывя противъ теченія — невѣдомая сила влекла насъ. Корабль, безъ гребцовъ, въ одну ночь проплылъ разстояніе, которое проплываютъ за три дня! Во вторую ночь намъ открылось дивное видѣніе. Мы увидѣли внутренность благолѣпнаго, величественнаго храма. Отъ намѣстной иконы Царицы Небесной раздался дивный гласъ: «Люди, напрасно вы не покоряетесь волѣ Моего Сына и Моей. Если вы вздумаете снова плыть домой — я вашъ корабль снова поставлю возлѣ Моей церкви. Знайте: вы оттуда не уйдете! Вы всѣ будете пострижены въ Моемъ монастырѣ. Вы въ немъ окончите вашу жизнь. Я вамъ испрошу милость Божію въ будущемъ вѣкѣ, молитвами строителей Антонія и Ѳеодосія». Такъ сказала Царица Небесная. И все же утромъ мы рѣшили плыть внизъ по рѣкѣ. Мы стали усердно грести, но ладья наша намъ не повиновалась. Нѣкая невидимая сила влекла ее противъ нашей воли, противъ нашего усилія вверхъ по теченію! Мы покорились волѣ Божіей и волѣ Царицы Небесной. Вскорѣ корабль остановился возлѣ обители Печерской».

Кончили свое повѣствованіе иконописцы. Всѣ прославили Господа и Его Пречистую Матерь, Ея чудотворную икону и преп. отцевъ Антонія и Ѳеодосія.

Съ великимъ благоговѣніемъ, съ постомъ и молитвою, принялись иконописцы украшать Печерскую церковь дивными иконами.

Однажды мастера украшали святой алтарь мозаичными иконами. Вдругъ сама собою изобразилась на стѣнѣ икона Царицы Небесной. При этомъ дивномъ чудѣ присутствовалъ преп. Алипій, помогавшій грекамъ въ ихъ работѣ. У нихъ онъ обучался иконописи. Дивное сіяніе исходило отъ иконы Матери Божіей. Ярче солнца сіялъ образъ Невѣсты Неневѣстной. Священный ужасъ охватилъ всѣхъ. Люди Божіи пали ницъ. Земныя очи не могли выдержать блеска небеснаго. Пришедши въ себя, присутствовавшіе въ страхѣ подняли глаза и осмѣлились взглянуть на сіяющій образъ. Бѣлоснѣжный, блистающій Голубь вылетѣлъ изъ Пречистыхъ устъ Богоматери, вспорхнулъ, подлетѣлъ къ иконѣ Спаса Нашего и скрылся въ этомъ образѣ... Потомъ Голубь вылетѣлъ изъ устъ Спасителя и сталъ кружиться по всей церкви. /с. 34/ Онъ подлеталъ къ каждой иконѣ садился или на руку или на главу святаго угодника Божія. Потомъ Голубь спустился внизъ и скрылся за намѣстной иконой Пресвятой Богородицы. Люди, стоявшіе подлѣ этого образа, въ простотѣ душевной, приставили лѣстницу. Заглянули они за икону: чудеснаго Голубя не оказалось! Взоры всѣхъ обратились снова къ алтарю, гдѣ сіяла дивная икона Царицы Небесной. Изъ устъ Богоматери снова вылетѣлъ чудный Голубь. Онъ взвился ввысь къ иконѣ Спасителя. Люди, стоявшіе внизу закричали иконописцамъ, работавшимъ въ верхней части алтаря: «Поймайте Его!» Простодушные мастера протянули, было, руки, чтобы схватить дивнаго Голубя, но Неземная Птица опять влетѣла въ уста Спасителя... Весь храмъ озарился свѣтомъ нездѣшнимъ!

Теперь поняли всѣ, что предъ ними леталъ не простой голубь, а Духъ Святый...

Иконописцы, украшая Печерскую церковь, украшали и души свои высокою, подвижническою жизнію. Писали они иконы съ постомъ и молитвою непрестанною, и благодать Божія озаряла ихъ дивные образа. Приняли они всѣ ангельскій образъ и мирно окончили жизнь свою въ этой обители — какъ и предсказала имъ Матерь Божія [1]. Ихъ нетлѣнныя мощи почивали въ пещерѣ преп. Антонія.

*     *     *

Много совершалось чудесъ въ Печерскомъ монастырѣ отъ чудотворной иконы Пречистой. Вотъ одно изъ нихъ.

Въ славномъ городѣ Кіевѣ жили два друга — Іоаннъ и Сергій. Однажды они вмѣстѣ вошли въ Печерскую церковь. Друзья увидѣли свѣтъ небесный, исходящій отъ чудотворной иконы Богоматери. Это сдѣлало ихъ духовиыми братьями... Черезъ много лѣтъ смертельно заболѣлъ Іоаннъ. Онъ оставлялъ сиротою сына своего, пятилѣтняго Захарія. Умирающій позвалъ къ себѣ игумена Печерской обители, блаженнаго отца Никона. Іоаннъ часть своихъ денегъ передалъ ему для раздачи нищимъ. А для сына онъ оставилъ тысячу гривенъ серебра и сто гривенъ золота. Эти деньги онъ передалъ своему названному брату Сергію, поручивъ ему своего сына. Когда Захарію исполнилось пятнадцать лѣтъ, онъ захотѣлъ получить свое наслѣдство отъ Сергія. Одержимый страшною жадностью, наученый дьяволомъ, тотъ задумалъ деньги сироты присвоить себѣ. Онъ грубо сказалъ юношѣ: «Твой отецъ свое имущество отдалъ Богу — у Того и проси себѣ серебра и золота. Твой отецъ безразсудно поступилъ, роздалъ всѣ свои деньги бѣднякамъ, а тебя оставилъ нищимъ». Горько заплакалъ сирота! Не ожидалъ онъ, что названный братъ /с. 35/ его отца окажется обманщикомъ. Онъ сталъ со слезами умолять Сергія, чтобы онъ отдалъ ему хотя бы половину наслѣдства, хоть третью часть. Грубо отказывался Сергій. Юноша сталъ просить Сергія отдать ему хотя бы десятую часть его денегъ. И этого не захотѣлъ дать обманщикъ, одержимый дьяволомъ.

«Пойдемъ въ Печерскую церковь и передъ чудотворною иконою Царицы Небесной, передъ которою ты побратался съ моимъ отцомъ, поклянись, что ты не принималъ моего наслѣдства», предложилъ юноша.

Обманщикъ согласился. Безъ страха Божія вошелъ онъ въ Печерскую церковь, всталъ передъ чудотворною иконою Царицы Небесной и поклялся, что покойный его другъ не передавалъ ему наслѣдства для сына своего. Сергій хотѣлъ, было, приложиться къ чудотворному образу, но не могъ и шага сдѣлать къ иконѣ. Онъ устремился къ дверямъ церковнымъ и началъ кричать: «Преподобные отцы Антоній и Ѳеодосій, не допустите, чтобы бѣсъ меня погубилъ! Помолитесь Царицѣ Небесной, чтобы Она прогнала бѣсовъ, во власти которыхъ я нахожусь. Золото и серебро у меня дома». Сергій указалъ гдѣ находятся деньги. Посланные дѣйствительно нашли наслѣдство Захарія на указанномъ мѣстѣ. Сирота, получивъ чудеснымъ образомъ наслѣдство, не захотѣлъ имъ воспользоваться. Все отдалъ онъ игумену, а самъ рѣшилъ отказаться отъ міра и поступить въ Печерскій монастырь. Въ ангельскомъ чинѣ окончилъ онъ жизнь свою, а на деньги Захарія была построена церковь во имя св. Іоанна Предтечи.

Когда въ Печерскомъ монастырѣ былъ игуменомъ блаженный отецъ Іоаннъ, произошло другое чудо. Обитель готовилась къ торжественному освященію церкви Печерской, а для св. престола не могли найти каменной доски. Одинъ мастеръ сдѣлалъ деревянную, но митрополитъ Кіевскій Іоаннъ не захотѣлъ, чтобы въ такой прекрасной церкви была деревянная доска на св. престолѣ. И такъ откладывалось, день за днемъ, освященіе храма.

13 августа иноки, придя къ вечернѣ, увидѣли возлѣ алтаря каменную доску и каменные столбы для св. престола. Удивились братья. Игуменъ Іоаннъ доложилъ о случившемся митрополиту Іоанну. Послѣдній восхвалилъ Господа. Никто такъ никогда и не узналъ кѣмъ, откуда была доставлена эта доска. Какимъ образомъ можно было черезъ запертыя врата церковныя внести доску и столбы — незамѣтно для братіи обители. Поняли всѣ, что Господь позаботился о благолѣпіи церкви Его Пречистой Матери. На слѣдующій день послѣ чудеснаго обрѣтенія доски, 14 августа, должно было произойти торжественное освященіе Печерской церкви. Митрополитъ Іоаннъ скорбѣлъ, что при такомъ торже/с. 36/ствѣ не будетъ ни единаго епископа. И вдругъ, какъ къ Успенію Пресвятой Богородицы собрались чудеснымъ образомъ св. апостолы со всѣхъ концовъ земли, такъ теперь, силою Божіею, предстали предъ изумленнымъ митрополитомъ четыре Боголюбивыхъ епископа: Іоаннъ Черниговскій, Исаія Ростовскій, Антоній Юрьевскій и Лука Бѣлгородскій. Удивленный митрополитъ и вопросилъ епископовъ: «Кто вамъ сообщилъ объ освященіи храма? Я не посылалъ никого за вами!» Объяснили владыки: Къ намъ явились нѣкіе юноши и объявили намъ, что 14 августа будетъ освященіе Печерской церкви. Вотъ мы и прибыли сюда!»

Антоній, епископъ Юрьевскій, повѣдалъ о себѣ чудо дивное: «Я былъ боленъ; ночью является мнѣ нѣкій монахъ и говоритъ: «Завтра будетъ освящаться церковь Печерская. Ты долженъ присутствовать на этомъ торжествѣ». Проговорилъ инокъ — и я вдругъ почувствовалъ себя здоровымъ и вотъ предстою передъ вами». Изумленный митрополитъ сталъ, было, искать тѣхъ, кто являлися епископамъ, какъ послышался съ неба дивный голосъ, запрещающій изслѣдовать тайны Божіи!

Потрясенный митрополитъ Іоаннъ простеръ руки къ небу и воскликнулъ: «О, Пресвятая Госпожа Богородица! Какъ Ты къ Своему Преставленію собрала св. апостоловъ со всѣхъ концовъ земли, — такъ и теперь Ты собрала епископовъ для освященія Твоей церкви. Благослови насъ на это дѣло и помоги намъ, ради славы Сына Твоего и Твоей!»

Когда освящали церковь, священнослужители трижды обходили храмъ. Подошедши къ вратамъ церковнымъ, начали пѣть: «Возьмите врата князи ваша». Въ храмѣ же не осталось ни одного человѣка, кто бы могъ вопросить: «Кто есть сей Царь славы?» Длилось долго молчаніе... И вдругъ изнутри церкви послышался какъ бы гласъ ангельскій: «Кто есть Сей Царь славы?» Прозвучалъ гласъ небесный и затихъ... Изумились всѣ слышавшіе дивное пѣніе... Удивлялись люди Божіи и размышляли: «Какъ могли въ церковь проникнуть нѣкіе невѣдомые пѣвцы? Какъ они туда прошли черезъ запертыя двери?» Стали искать пѣвцовъ въ храмѣ, но, конечно, не нашли!

И поняли люди Божіи, что слышали они гласъ неземной, гласъ небесный! И прославили они Господа и Царицу Небесную и дивныхъ покровителей обители Печерской — препод. отцовъ Антонія и Ѳеодосія.

Вотъ какія непостижимыя чудеса происходили въ церкви Пресвятой Богородицы, которую Она покрывала Своею благодатію.

Освященіе Печерской церкви произошло въ 1089 году.

М. В.       

Примѣчаніе:
[1] 14 февраля память здателей Успенской Кіево-Печерской церкви.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 8. Августъ 1963 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1963. — С. 21-26.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.