Церковный календарь
Новости


2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Къ честнымъ сынамъ Россіи" (1907)
2017-11-22 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Церковное управленіе (1959)
2017-11-22 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Градъ Китежъ или самая умышленная страна? (2005)
2017-11-21 / russportal
Программа и уставъ "Русскаго Народн. Союза им. Михаила Архангела" (1909)
2017-11-21 / russportal
Уставъ "Союза Русскаго Народа" (1906)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (6-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (5-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (4-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (3-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы, наконецъ, каяться? (1975)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Готовимся ли мы къ Великому посту? (1975)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Мысли о конницѣ (1933)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Сибирскіе казаки (1934)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 8. – Август 1973 года.

ИЗЪ ДУХОВНАГО НАСЛѢДІЯ АРХІЕП. ВИТАЛІЯ (МАКСИМЕНКО).

I.
ДОГМАТЪ О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ.

Вѣрую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь (Символъ Вѣры).

Догматами называются основныя истины Вѣры Христовой. Они изложены Вселенскими Соборами въ «Символѣ Вѣры». Всякій, нарушающій хотя одинъ изъ догматовъ Вѣры, самъ собою отпадаетъ отъ Православной Церкви въ ересь.

Въ каждый періодъ церковной жизни Промыслъ Божій ставитъ церковному сознанію для точнаго уясненія очередной догматъ Вѣры. Такъ въ свое время были освоены церковнымъ сознаніемъ догматы о Богѣ-Творцѣ и Промыслителѣ, о Святой Троицѣ, о Воплощеніи Сына Божія, о Спасеніи, о Святомъ Духѣ, объ Иконопочитаніи и др. Въ настоящее время Промысломъ Божіимъ на очередь ставится догматъ о Церкви Христовой, и мы не имѣемъ права обойти молчаніемъ этотъ вопросъ въ виду положенія нашей Русской Православной Церкви въ СССР и предъявляемыхъ ея нынѣшними возглавителями къ намъ претензій о лояльности.

Въ «Символѣ Вѣры» догматъ этотъ изложенъ въ такихъ словахъ: «Вѣрую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь».

Что же есть Церковь? По Божію Слову, Церковь есть Тѣло Христово (Рим. XII. 5; 1 Кор. XII. 27; Ефес. I, 22-23; Кол. II. 19).

Церковь есть созданный Спасителемъ небесно-земной организмъ: на небесахъ — торжествующая Церковь спасеныхъ праведниковъ, на земли — воинствующая Церковь грѣшниковъ, кающихся и совершенствующихся «въ мѣру полнаго возраста Христова» (Ефес. IV, 13).

Какое назначеніе, цѣль, задача Церкви? Церковь основалъ Господь Іисусъ Христосъ Своею Честною Кровію затѣмъ, чтобы чрезъ Нее возраждать падшихъ людей, изъ грѣшниковъ возсоздавать «новую тварь», предназначенную на дѣла добрыя (2 Кор. V, 17; Гал. VI, 15; Ефес. II, 10).

Вотъ какъ ап. Павелъ въ посланіи къ Ефесеямъ изображаетъ Церковь Христову: «Вы уже не странники и не пришельцы, но сограждане святымъ и присные Богу, бывши утверждены на основаніи Апостоловъ и пророковъ, имѣя Самого Іисуса Христа краеугольнымъ камнемъ, на которомъ все зданіе, слагаясь стройно, возрастаетъ въ святый храмъ въ Господѣ» (Ефес. II, 19-21).

И еще: «Онъ (Христосъ) поставилъ однихъ Апостолами, другихъ пророками, иныхъ Евангелистами, иныхъ пастырями и учителями, для совершенія святыхъ, на дѣло служенія, для созиданія тѣла Христова... дабы истинною любовію все возращали въ Того, который есть глава Христосъ, изъ Котораго все тѣло, составляемое и совокупляемое посредствомъ всякихъ взаимно скрѣпляющихъ связей, при дѣйствіи въ свою мѣру каждаго /с. 30/ члена, получаетъ приращеніе для созиданія самого себя въ любви» (Ефес IV, 11-16).

Устройство Церкви и средства къ достиженію поставленной Ей задачи видны изъ этихъ же выше выписанныхъ мѣстъ Св. Писанія: Богоучрежденная преемственная отъ Апостодовъ іерархія, проповѣдь, молитвы, таинства и христіанизація насквозь всей жизни паствы. Чѣмъ тѣснѣе связь Церкви земной съ небесной, тѣмъ ближе Церковь къ поставленной Ей Господомъ цѣли.

Все это относится ко всей вообще Церкви, къ Единой Вселенской: (Соборной) Церкви. О Ней же сказалъ Господь: «Я создамъ Церковь Мою, и врата адовы не одолѣютъ Ея» (Матѳ. XVI, 18).

Но уже со временъ апостольскихъ Единая Вселенская Церковь дѣлилась на помѣстныя по городамъ, странамъ, государствамъ или народамъ. Такъ Ап. Павелъ посылаетъ посланія къ Церквамъ Римской, Коринѳской, Галатійской и т. д. И теперь суть Церкви Греческая, Русская, Сербская и другія. Онѣ нарождаются, растутъ, расцвѣтаютъ, или болѣютъ и даже умираютъ, смотря по тому, насколько онѣ вѣрны поставленной Основоположникомъ-Христомъ для Церкви задачѣ — возраждать людей къ жизни вѣчной.

Примѣръ тому въ притчѣ евангельской о виноградаряхъ (Матѳ. XXI, 33-44). Вѣдь Ветхозавѣтная Церковь и іерархія были тоже Богомъ установлены, и велики были предъ Богомъ Моисей, Ааронъ, Самуилъ и другіе ветхозавѣтные іерархи, но когда во время пришествія Христова современная Ему іерархія и вожди народа измѣнили цѣли и назначенію ветхозавѣтной церкви, то Господь произнесъ о нихъ приговоръ: «Злыхъ злѣ погубитъ ихъ». И о ветхозавѣтномъ избранномъ народѣ: «Отымется отъ васъ Царство Божіе и дастся народу, приносящему плоды его». Также и о новозавѣтныхъ помѣстныхъ церквахъ сказано въ Апокалипсисѣ: Вожди твои «называютъ себя Апостолами... а они лжецы... сдвину свѣтильникъ твой съ мѣста его, если не покаешься» (Откр. II, 2-5).

Исторія Церкви Христовой свидѣтельствуетъ, что помѣстныя церкви часто болѣли и близки были къ ереси. Чаще всего это происходило по винѣ руководящей іерархіи. Возьмемъ нѣсколько примѣровъ тому изъ исторіи Русской Церкви. Такъ, глава Русской Церкви, Московскій Митрополитъ Исидоръ, принялъ на Флорентійскомъ Соборѣ (1439) Унію и по возвращеніи въ Москву началъ поминать папу, причащать подъ однимъ видомъ безъ чаши и въ Символѣ вѣры добавлять «отъ Отца и Сына исходяща». Но царь и народъ не приняли такого новшества, и Исидоръ убѣжалъ въ Римъ. Такъ и въ Западной Руси «римская унія» заводима была епископами Кирилломъ Терлецкимъ и Ипатіемъ Поцѣемъ, «церковное же тѣло» не приняло и сопротивлялось ей.

Въ послѣднее время государственная власть, учитывая, что церковь является мощной силой для воздѣйствія на народъ, старается подобрать преданную ей іерархію и чрезъ нее осуществлять свои политическіе планы. Такъ было въ Польшѣ передъ войной: нѣкоторыхъ Русскихъ епископовъ, /с. 31/ не хотѣвшихъ отдать Церковь въ рабство польской власти, польское правительства выселило изъ Польши (Архіеп. Вадиміра, Сергія, митроп. Елевѳерія), а подобрало продажныхъ (митроп. Діонисія, Георгія, Александра и др.) и чрезъ нихъ начало проводить полонизацію православнаго русскаго народа, и только война помѣшала закончить это дѣло.

Теперь на Русскую Православную Церковь напала еще горшая болѣзнь. Коммунистическая безбожная власть воздвигла великое гоненіе на Церковь: твердыхъ въ Вѣрѣ іерарховъ убила или сослала на каторгу, а подобрала новую іерархію, которая отдалась на выполненіе задачъ безбожной власти. Нынѣшняя подконтрольная атеистамъ патріархія и отъ насъ требуетъ того же.

Какъ здѣсь быть вѣрующимъ?

Говорятъ: патріархія не измѣнила ни въ догматахъ, ни въ службахъ, ни въ обрядахъ.

Нѣтъ, отвѣтимъ, Патріархія нарушила существенный догматъ о Церкви Христовой, отвергла Ея существенное назначеніе — служить возрожденію людей и замѣнила противоестественнымъ для Церкви служеніемъ безбожнымъ цѣлямъ коммунизма. Это отступленіе горше всѣхъ прежнихъ аріанствъ, несторіанствъ, иконоборчества и прочихъ. И это не личный грѣхъ того или другого іерарха, а коренной грѣхъ московской патріархіи, утвержденный, провозглашенный, связанный присягой предъ всѣмъ свѣтомъ, такъ сказать, догматизированный апостасисъ.

Мы находимся въ лонѣ помѣстной Русской Православной Церкви и не имѣемъ права оставить Матерь-Церковь въ тяжкой ея болѣзни. Но и послушать нынѣшнихъ оффиціальныхъ Ея возглавителей не можемъ. Мы находимся въ такомъ же положеніи какъ Апостолы предъ Іерусалимскими первосвященниками, и на требованіе Московской Патріархіи не можемъ отвѣтить иначе, какъ словами Апостоловъ Петра и Іоанна: «Судите, справедливо ли передъ Богомъ — слушать васъ болѣе, нежели Бога» (Дѣян. IV, 19).

Мы не нуждаемся въ созывѣ новаго Вселенскаго Собора для рѣшенія этой нашей тяжбы съ нынѣшней іерархіей нашей Матери Церкви. Этотъ судъ уже имѣла и рѣшеніе вынесла уже Вселенская Церковь.

Это рѣшеніе записано въ принятомъ Вселенскими Соборами посланіи Святаго Аѳанасія Великаго, архіепископа Александрійскаго къ Руфиніану. Посланіе сіе написано по случаю прекращенія гоненія поддерживаемыхъ свѣтской властію Аріанъ на Православныхъ. Аріанствующая іерархія при помощи свѣтской власти тогда такъ же утѣсняла и насиловала Православныхъ Епископовъ, какъ теперь поддерживаемая большевиками московская патріархія насилуетъ насъ. Вотъ выписка изъ этого правила:

«Вѣдай, господине мой вожделѣннѣйшій, яко въ началѣ, по прекращеніи бывшаго (отъ аріанъ) насилія, былъ соборъ епископовъ сошедшихся изъ заграничныхъ странъ: былъ также и у сослужителей въ Элладѣ, равнымъ образомъ и у находящихся въ Италіи и въ Галліи: и постановлено какъ здѣсь, такъ и всюду, чтобы падшимъ и бывшимъ предстоя/с. 32/телями (аріанскаго) нечестія, являти снисхожденіе кающимся, но не давати имъ мѣста въ клирѣ: а не бывшимъ самовольными дѣлателями нечестія, но увлеченнымъ нуждою и насиліемъ, давати прощеніе, и имѣти имъ мѣсто въ клирѣ, наипаче, когда и они принесли достойное вѣры оправданіе, и сіе учинено, повидимому, съ нѣкимъ благоусмотрѣніемъ. Ибо таковые утверждали, что они не совращались въ нечестіе, но дабы нѣкоторые, содѣлавшись нечестивѣйшими, не разстроили церквей, почли за лучшее уступити насилію, и понести бремя, нежели погубити народъ. Говоря сіе, они, и по нашему мнѣнію, говорили достойное пріятія: ибо въ извиненіе себя представляли и Аарона Моисеева брата, который уступилъ въ пустынѣ преступному требованію народа, но имѣлъ извиненіе въ намѣреніи, дабы народъ не возвратился въ Египетъ, и не остался въ идолослуженіи. Ибо представлялось вѣроятнымъ, что пребывая въ пустынѣ, онъ можетъ престати отъ нечестія: но вошедши въ Египетъ, усилитъ и возрастить въ себѣ нечестіе. По сей причинѣ разрѣшено допустити таковыхъ въ клиръ, такъ какъ порабощеннымъ и насиліе претерпѣвшимъ дается прощеніе». (Аѳанасія Александрійскаго 3-е правило) [1].

Примѣчаніе:
[1] Поэтому и мы, объединившись въ Русскую Православную Зарубежную Церковь подъ главенствомъ нашего Первоіерарха Митрополита Анастасія, должны по разному судить о прежнемъ поведеніи каждаго епископа, находившагося подъ Большевиками.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 8. Августъ 1973 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1973. — С. 29-32.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.