Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 11 (443). – Ноябрь 1986 года.

ЗАВѢТЫ И НАСТАВЛЕНІЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ТИХОНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ.

Слова, рѣчи, поученія, бесѣды, духовныя размышленія и предложенія Аляскинскому Духовному Правленію въ періодъ управленія Сѣверо-Американской Церковью (1898-1907 г.г.).

ИЗЪ БЕСѢДЫ ВЪ НЕДѢЛЮ ПРАВОСЛАВІЯ,
сказанной въ каѳедральномъ соборѣ въ Санъ-Франциско
[1].

Первое воскресеніе Великаго Поста называется недѣлею Православія; называется оно такъ потому, что это — день «торжества Православія», — въ этотъ день совершается въ каѳедральныхъ храмахъ «чинъ православія». Чинъ этотъ установленъ въ половинѣ девятаго вѣка въ память побѣды Православной Церкви надъ ересями и особенно надъ ересью иконоборчества, которое въ то время обуревало многихъ въ Церкви Божіей.

Но, братіе, Православная Церковь имѣетъ основаніе не только воспоминать нѣкогда бывшее торжество Православія, но и теперь переживать побѣду Православія и торжествовать ее.

Въ самомъ дѣлѣ, развѣ мы не должны радоваться и благодаритъ Господа за то, что Онъ, Милосердый, призираетъ на Свою Церковь и сохраняетъ ее невредиму и непреобориму отъ враговъ даже и до днешняго дня? Вѣдь не въ первые только вѣка Церковь Христова терпѣла разныя бѣды и подвергалась гоненіямъ, и не во времена только вселенскихъ соборовъ дѣлали на нее нападенія лжеучители, свой разумъ взимающіе на разумъ Божій. Нѣтъ. Съ первыхъ дней и до скончанія вѣка Церковь была и есть на землѣ воинствующая. До скончанія вѣка она будетъ уподобляться кораблю съ пловцами, плавающему среди разъяреннаго бушующаго моря, ежеминутно готоваго низвергнуть пловцовъ съ корабля и потопить въ волнахъ и самый корабль. И кажется, чѣмъ дальше плыветъ этотъ корабль, тѣмъ сильнѣе хлыщутъ по нему волны, тѣмъ яростнѣе нападаютъ онѣ на него. Сначала, въ первые вѣка были гоненія на христіанъ внѣшнія, со стороны язычниковъ. А когда Церковь восторжествовала надъ ними, является опасность еще болѣе грозная, но уже съ другой стороны: оканчиваются бѣды отъ /с. 8/ языкъ, но за то начинаются бѣды отъ сродникъ, бѣды отъ лжебратій, возникаютъ нападенія внутреннія: въ нѣдрахъ самого христіанства появляются одна за другой ереси и расколы. Конечно, истина Божія восторжествовала надъ ложью человѣческою; но членамъ Церкви не приходится складывать своего побѣднаго оружія. Имъ предстоитъ вести борьбу уже не съ древними еретиками, а съ новыми врагами: съ невѣрующими, съ разными отрицателями и мнимыми представителями могучей науки. И нельзя сказать, чтобы съ теченіемъ времени борьба эта утихла: лишь Церковь успѣетъ одержать побѣду надъ однимъ врагомъ, какъ появляется новый противникъ. Зло — какъ будто какая то гидра, на которой на мѣсто отрубленной головы выростаетъ новая. Въ послѣднія же времена зло напряжетъ всѣ свои склы и въ лицѣ антихриста вступитъ въ ожесточенную борьбу съ Церковью Божіею, и для Церкви въ тѣ дни будетъ великая скорбь, какой не было отъ начала міра (Матѳ. 24, 31): и въ прошлыя времена иныя цвѣтущія и нѣкогда славныя помѣстныя церкви бѣднѣли и пустѣли, а подъ конецъ будетъ еще больше отпаденій. Но не было, и мы вѣримъ, по слову Христа, и не будетъ времени, когда бы вся вселенская Церковь Христова исчезла съ лица земли. Нѣтъ: твердо стоитъ основаніе Божіе (2 Тим. 2, 19); на недвижимомъ камнѣ создана Церковь Христова и врата адова не одолѣютъ ея (Матѳ. 16, 18). Чѣмъ яростнѣе бьютъ волны въ эту скалу неподвижную, тѣмъ далыне отскакиваютъ онѣ отъ нея. Иногда враги Церкви Христовой готовы праздновать полную побѣду надъ Церковью; имъ кажется, что они покончили съ нею. Но что же? Какъ вздувшіяся волны, ударивъ о корабль, снова сливаются съ моремъ, и не видно ихъ, и не отличить ихъ отъ другихъ волнъ, такъ и враги Христовы, возставъ на Церковь Божію, снова возвращаются въ ничтожество, изъ котораго вышли, а корабль церковный по прежнему продолжаетъ свое побѣдное шествіе впередъ. Каждый вновь прожитый годъ все болѣе утверждаетъ несомнѣнность того, что истина Господня пребываетъ во вѣкъ, и что Церкви Христовой и врата адова не одолѣютъ.

Какъ же послѣ сего не радоваться намъ — членамъ Православной Церкви — и не благодарить Бога за побѣду надъ врагами! Какъ не торжествовать при видѣ того, что Церковь Христова — царство не отъ міра сего, не располагающее никакими мірскими средствами и земными приманками, царство уничиженное, гонимое, безсильное, — не только не погибло въ мірѣ, но возрасло и побѣдило міръ. Какъ не торжествовать при мысли о томъ, что, несмотря на всяческія насилія, нападенія, противодѣйствія, Православная Церковь сохранила вѣру Христову, какъ драгоцѣнное сокровище, въ первоначальной чистотѣ, цѣло/с. 9/сти и неповрежденности, такъ что вѣра наша есть вѣра Апостольская, вѣра отеческая, вѣра Православная.

Что Православная Церковь сохранила въ чистотѣ и неповрежденности первоначальное ученіе, это признаютъ многіе даже и изъ непринадлежащихъ къ Церкви; только они прибавляютъ при этомъ, что будто бы Православная Церковь ничѣмъ не обнаруживаетъ своей правоты и истинности, что она никого не привлекаетъ къ себѣ, не ростетъ п не успѣваетъ на землѣ, что, задавшись цѣлью сохранять первоначальное ученіе, она ушла въ себя, замкнулась отъ всего остального, стала на точкѣ замерзанія; въ ней застыла жизнь и она сдѣлалась церковью мертвою; по крайней мѣрѣ, говорятъ, она не обладаетъ главнымъ признакомъ жизненности, именно духомъ миссіонерства.

То, быть можетъ, и правда, что жизнь Церкви Православной не бьетъ такъ въ глаза и не блистаетъ такими яркими красками, какъ жизнь другихъ церковныхъ общинъ, гдѣ больше блеску и шуму, но гдѣ зато меньше сокровенныхъ плодовъ Духа Божія. Въ частности, справедливо, что у насъ нѣтъ такихъ широко-организованныхъ миссіонерскихъ учрежденій, какъ въ инославныхъ общинахъ разныя «конгрегаціи» и «пропаганды вѣры», и не употребляется на это дѣло столько средствъ, сколько тамъ. Но все же Православная Церковь памятуетъ заповѣдь Христа о распространеніи евангельской проповѣди и вовсе не чужда миссіонерскаго духа, только ея миссіонерство имѣетъ иной характеръ.

Православная Церковь при распространеніи христіанства не имѣетъ обыкновенія строить на чужомъ основаніи, утверждать христіанство тамъ, гдѣ оно уже проповѣдано, тогда какъ другія христіанскія общины зачастую пожинаютъ плоды, гдѣ первоначально сѣяли другіе, и не прочь бываютъ за деньги и насиліемъ захватывать въ свои пріюты «овецъ изъ чужого двора». Православная Церковь чуждается также и тѣхъ пріемовъ, которые допускаются иногда инославными миссіонерами: не прибѣгаетъ къ незаконнымъ средствамъ при обращеніи въ христіанство, не вступаетъ въ сдѣлки съ предразсудками и страстями человѣческими, не искажаетъ чистоты евангельской истины для того, чтобы пріобрѣсти себѣ больше членовъ, ибо почитаетъ важнымъ не число только вѣрующихъ, но и качество ихъ вѣры. Но главное — это то, что Православная Церковь совершаетъ дѣло своей миссіи въ тиши, со смиреніемъ и благоговѣніемъ, съ сознаніемъ немощи человѣческой и силы Божіей. Инославные миссіонеры не рѣдко бываютъ не прочь пошумѣть и потрубить о своей дѣятельности; свои подвиги они тщательно записываютъ, чтобы весь свѣтъ послѣ зналъ ихъ дѣянія и воздавалъ славу /с. 10/ имъ; — оттого о нихъ много и говорятъ. Но не такъ поступаютъ православные благовѣстники: они идутъ на святое дѣло не для того, чтобы пріобрѣсть себѣ славу у людей, а для того, чтобы и себѣ стяжать милость у Бога, и другимъ спасеніе. О своихъ успѣхахъ они не трубятъ передъ міромъ и приписываютъ ихъ не себѣ, а силѣ Божіей. Вотъ что, напр., говоритъ о себѣ великій нашъ миссіонеръ Митрополитъ Иннокентій: «могу ли я, говоря по всей справедливости, вмѣнить себѣ въ заслугу или считать за какой-либо подвигъ то, что я поѣхалъ въ Америку? Могу ли я присвоить собственно себѣ что либо изъ того, что при мнѣ или черезъ меня сдѣлалось добраго и полезнаго въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ я служилъ? Конечно, нѣтъ: по крайней мѣрѣ — не долженъ. Богъ видитъ, какъ тяжело мнѣ читать или слышать, когда меня за что-либо хвалятъ, и особенно, когда сдѣланное другими или, по крайней мѣрѣ, не мною однимъ, приписываютъ мнѣ одному. Признаюсь, я желалъ бы, если бы это было только возможно, чтобы и нигдѣ не упоминалось мое имя, кромѣ обыкновенныхъ переченей и поминаньевъ». Такимъ смиреніемъ отличаются и другіе православные миссіонеры; и въ ихъ дѣятельности нѣтъ ничего эффектнаго, дѣланнаго. Оттого, быть можетъ, и мало знаютъ о нашихъ миссіонерахъ; но отъ этого нисколько не умаляется величіе ихъ подвиговъ, которые могутъ служить достойнымъ зрѣлищемъ для ангеловъ и человѣковъ. Возьмемъ хотя бы исторію нашей сѣверо-американской миссіи. Исторія эта можетъ поразсказать о такихъ подвигахъ, которые способны изумить своимъ геройствомъ, и это тѣмъ болѣе, что сами герои-благовѣстники не придавали значенія своимъ подвигамъ, видя въ нихъ лишь скромное исполненіе своего святаго долга. Безъ малѣйшаго смущенія они отправляются въ отдаленнѣйшія и негостепріимныя страны, которыя даже и теперь, при усовершенствованіи путей сообщенія, пугаютъ большинство людей; здѣсь они терпятъ всевозможныя лишенія и невзгоды, лишь бы привести ко Христу людей, невѣдущихъ закона. Ничто ихъ не удерживаетъ отъ сего: ни скорбь, ни тѣснота, ни гоненія, ни мечъ, ни голодъ, ни опасности, ни глубина, ни высота, какъ и написано: за Тебя умерщвляютъ насъ всякій день (Рим. 8, 35. 36. 39). И дѣйствительно умерщвляютъ: вспомнимъ хстя бы іеромонаха Ювеналія, одного изъ просвѣтителей алеутскихъ. И не отъ людей только, а и отъ стихій были умерщвляемы наши миссіонеры: вспомнимъ нашихъ доблестныхъ вождей миссіи — Преосвященныхъ Іоасафа и Нестора, животъ свой скончавшихъ въ бездонной утробѣ океана.

Ужели же Церковь, дающая такихъ самоотверженныхъ благовѣстниковъ, прошедшихъ съ проповѣдью о Христѣ въ недоступныя дебри и /с. 11/ здѣ положившихъ душу свою за вѣру Христову, — ужели же такая Церковь можетъ быть упрекаема въ томъ, что она безжизненна, недѣятельна, не имѣетъ миссіонерскаго духа, не заботится о распространеніи Евангелія? Не далѣе, какъ въ прошломъ году Православная Церковь имѣла новый успѣхъ въ своей миссіи: съ нею возсоединилось нѣсколько тысячъ несторіанъ во главѣ съ Урмійскимъ епископомъ Маръ Іоною. Это ли не новая побѣда и не новое ли торжество Православія? Возблагодаримъ же, братіе, Господа, благодѣющаго намъ и съ своей стороны приложимъ попеченіе и о сохраненіи святой Православной вѣры и о распространеніи ея между невѣдущими закона Господня. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] «Американскій Православный Вѣстникъ» № 7 за 1899 г., стр. 186-192.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 11 (443). Ноябрь 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 7-11.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.