Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 11 (443). – Ноябрь 1986 года.

ЗАВѢТЫ И НАСТАВЛЕНІЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ТИХОНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ.

Слова, рѣчи, поученія, бесѣды, духовныя размышленія и предложенія Аляскинскому Духовному Правленію въ періодъ управленія Сѣверо-Американской Церковью (1898-1907 г.г.).

СЛОВО ВЪ НЕДѢЛЮ 17-ю ПО ПЯТЬДЕСЯТНИЦѢ,
сказанное къ сербамъ въ Джаксонскомъ храмѣ.

«Не бывайте удобь преложни ко иному ярму» (2 Кор. 6, 14).

Такими словами начинается нынѣшнее апостольское чтеніе, и /с. 19/ на нихъ-то и хочу я остановить ваше вниманіе, возлюбленные братіе.

Св. Ап. Павелъ писалъ нѣкогда Коринѳскимъ христіанамъ, чтобы они не имѣли общенія съ невѣрными и идолослужителями, и разумѣлъ, конечно, не житейское общеніе въ обычныхъ дѣлахъ, ибо иначе надлежало бы христіанамъ совсѣмъ выйти изъ міра (1 Кор. 5, 10), а общеніе въ дѣлахъ вѣры, въ служеніи Богу. Въ этомъ не должно было быть общаго у Корѳинянъ съ язычниками, ибо какое согласіе между Христомъ и веліаромъ и какая совмѣстность храма Божія съ идолами (2 Кор. 6, 15-16).

Но приложимы ли эти наставленія Апостола къ вамъ, братіе? Вы живете не среди язычниковъ, а среди христіанъ. И если дозволительно имѣть общеніе даже съ язычниками въ житейскихъ дѣлахъ, то развѣ нельзя имѣть вамъ религіознаго, молитвеннаге общенія съ другими христіанами, которые вѣруютъ въ Того-же Христа, Сына Божія во плоти пришедша? Такъ, братіе; но хотя они и служатъ вмѣстѣ съ вами одному Господу, однако не забывайте, что вы — Православные, т. е. правильно славите Бога и истинно служите Ему, а они — инославные, т. е. славятъ Господа иначе, чѣмъ вы, и, слѣдовательно, не вполнѣ правильно и истинно: да не оскорбятся они, если къ нимъ примѣнимъ выраженіе Апостола, что они содержатъ истину въ неправдѣ (Рим. 1, 18). А разъ мы обладаемъ полнотою истины, то какая же надобность въ такомъ случаѣ обращаться намъ къ другимъ церковнымъ общинамъ за молитвеннымъ утѣшеніемъ и наипаче за св. таинствами? Не будетъ ли это похоже на то, какъ если бы кто-нибудь жаждущій отринулъ чистый родникъ и сталъ бы пить воду изъ мутныхъ источниковъ? Или кто, понимающій дѣло, промѣняетъ самородный драгоцѣнный камень на подражаніе ему, хотя бы и искусное? Или какой здравомыслящій человѣкъ, при переправѣ черезъ широкую и бурную рѣку, отвергнетъ прочный и надежный корабль и предпочтетъ ему утлое судно, въ которомъ ежеминутно можетъ потонуть? Если же мы мудры въ дѣлахъ житейскихъ, то почему же въ дѣлахъ вѣры намъ быть младенцами, колеблющимися и увлекающимися всякимъ вѣтромъ ученія, по лукавству человѣковъ, по хитрому искуству обольщенія (Ефес. 4, 14),

Да не будетъ сего среди васъ, братіе! Не преклоняйтесь подъ чужое ярмо (3 Кор. 6, 14). Стойте въ вѣрѣ православной, и утверждайтесь (1 Кор. 16, 13). Если евангельскій купецъ, обрѣтшій драгоцѣнную жемчужину, продалъ все имѣніе свое, чтобы купить ее (Матѳ. 13, 45-46), то ужели вы не позаботитесь о томъ, чтобы сохранить /с. 20/ драгоцѣнное сокровище св. Вѣры православной, унаслѣдованное отъ отцовъ вашихъ, за вѣру терпѣвшихъ страданія и лишенія!

Въ наше время, братіе, не мало употребляютъ заботъ на то, чтобы сохранить свою народность, сберечь и на чужбинѣ свои племенныя особенности, свой родной языкъ, свои дорогіе обычаи, чтобы славянинъ, напр., вездѣ оставался славяниномъ, нѣмецъ — нѣмцемъ и т. п. Если такія заботы есть и у васъ, то онѣ весьма похвальны. Самъ Господь назначаетъ человѣку отечество и мѣсто жительства (Дѣян. 17, 26), каждый человѣкъ съ здравымъ смысломъ и неиспорченнымъ сердцемъ любитъ родину, свой народъ, отечество; находясь вдали отъ нихъ, непрестанно вспоминаетъ о нихъ, подобно древнимъ евреямъ, которые въ плѣну вавилонскомъ взывали объ Іерусалимѣ: аще забуду тебе Іерусалиме, забвена буди десница моя; прильпни языкъ мой гортани моему аще не помяну тебе (Пс. 136, 5-6). А кто отрекается отъ своего народа и отечества, такой похожъ на того, кто отрицается отъ своихъ родителей; онъ не имѣетъ цѣны и значенія, все равно какъ монета безъ образа и начертанія.

Но если нужно поддерживать, беречь и защищать свою народность, то кольми паче надлежитъ оберегать св. вѣру православную. Народность хотя и составляетъ благо для успѣшнаго развитія человѣка, но все же она имѣетъ только временное значеніе, въ здѣшней земной жизни, а не въ будущей вѣчной, ибо тамъ нѣсть еллинъ, ни іудей, обрѣзаніе и необрѣзаніе, варваръ и скиѳъ, но всяческая и во всѣхъ Христосъ (Кол. 3, 11); для полученія будущаго царства небеснаго нужно будетъ не сохраненіе народности своей, а правой вѣры во Христа. О семъ и помышляйте, братіе, тѣмъ паче, что сохраненіе вами вѣры православной есть вмѣстѣ съ тѣмъ и самое лучшее и надежное средство для сохраненія и поддержанія вашей народности.

Благочестіе, истинная правая вѣра, на все полезно есть, обѣтованіе имѣюще живота нынѣшняго и грядущаго; вѣрно слово сіе и всякаго пріятія достойно (1 Тим. 4, 8-9). Исторія разныхъ народовъ краснорѣчиво свидѣтельствуетъ о томъ, что вѣра и добродѣтели, правда возвышаетъ языкъ и грѣси умаляютъ племена (Притч. 14, 36), что только тотъ народъ является великимъ, сильнымъ и славнымъ, въ которомъ живетъ твердая вѣра въ Бога и крѣпкая надежда на Него. Вѣрою побѣждаетъ онъ царства, укрѣпляется отъ немощи, силенъ на войнѣ (Евр. 11, 33-34); если онъ и грѣшитъ передъ Господомъ, то предъ Нимъ же и кается, и въ своихъ бѣдахъ обращается за помощью не къ богамъ чужимъ, а только къ Единому Истинному Богу, отъ Него же и получаетъ помощь и спасеніе. Вспомните хо/с. 21/тя бы еврейскій народъ: тогда ли онь былъ силенъ и страшенъ для враговъ, когда преклонялся подъ чужое ярмо и служилъ Ваалу и Астартѣ, или же когда оставался вѣренъ благодѣявшему Іеговѣ? Вспомните и исторію своего собственнаго народа. Не тогда ли сербскій народъ былъ крѣпокъ и возрасталъ въ силѣ и славѣ, когда былъ вѣренъ православной вѣрѣ отцевъ своихъ и когда пребывалъ въ единомысліи и братолюбіи? То были золотые дни для Сербіи, когда въ ней подвизались мужи вѣры и народности, — Св. Савва, покровитель вашего храма и сербскаго народа, его отецъ Стефанъ Нѣманя, его братъ, вѣнчанный имъ, Стефанъ VI Душанъ. Напротивъ, не ослабѣлъ ли и не слабѣетъ ли даже и до сего дне сербскій народъ отъ дѣленія на разныя партіи, отъ междоусобной вражды ихъ и, главное, отъ шатанія духовнаго, отъ преклоненія чужому ярму, отъ раболѣпства чужой и чуждой цивилизаціи, отъ холодности къ православной вѣрѣ и измѣны отеческихъ преданій? Ей, тако!

Тѣмже молимъ вы, братіе: не бывайте удобь преложни ко иному ярму (2 Кор. 6, 14); въ наученія странна и различна не прилагайтеся (Евр. 13, 9). Стойте и держите преданія, имже научистеся (2 Солун. 2, 15), отъ наставниковъ вашихъ, иже глаголаша вамъ Слово Божіе (Евр. 13, 7), и не прелагайтесь отъ звавшихъ вы во ино благовѣствованіе, еже нѣсть ино: точію нѣцыи суть смущающіи вы и хотящіи превратить благовѣствованіе Христово (Гал. 1, 6-7), а Іисусъ Христосъ вчера и днесь Той-же и во вѣки (Евр. 13, 8), — аминь.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 11 (443). Ноябрь 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 18-21.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.