Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 11 (443). – Ноябрь 1986 года.

ЗАВѢТЫ И НАСТАВЛЕНІЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ТИХОНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ.

Слова, рѣчи, поученія, бесѣды, духовныя размышленія и предложенія Аляскинскому Духовному Правленію въ періодъ управленія Сѣверо-Американской Церковью (1898-1907 г.г.).

ПОУЧЕНІЕ КЪ НОВОПОСТАВЛЕННОМУ ІЕРЕЮ (ВЛАДИМІРУ АЛЕКСАНДРОВУ) [1].

Привѣтствую тебя, возлюбленный, съ принятіемъ благодати священства. Когда душа наша соприкасается съ Божественною благодатію, она размягчается въ обычномъ своемъ ожесточеніи, какъ воскъ дѣлается мягкимъ отъ дѣйствія огня. Думаю, что и твоя душа испытываетъ подобное состояніе въ эти священныя и исключительныя минуты твоей жизни, и пользуюсь этимъ, чтобы преподать тебѣ наставленіе въ твоемъ новомъ служеніи. Ты же запечатлѣй его и приклони не ухо только, но и сердце къ глаголамъ моимъ. Изъ многихъ предметовъ почитаю благовременнымъ огласить слухъ твой указаніемъ того, что требуется отъ тебя какъ священника.

Въ своемъ новомъ санѣ ты вступаешь на знакомое тебѣ мѣсто, посему знаешь отчасти, что тамъ потребно. Паству твою составляютъ греки, арабы, славяне. Многіе годы обходились они безъ священника; прибывши сюда для снисканія себѣ пропитанія, хлѣба насущнаго, они быть можетъ мало помышляли о хлѣбѣ небесномъ, о единомъ на потребу. Отъ сего сердце ихъ не могло не одебелѣть, и когда имъ было даровано духовное утѣшеніе въ лицѣ священника, быть можетъ сердце ихъ не достаточно разгорѣлось святымъ огнемъ и не было снѣдаемо любовію къ Божественному. Они и знаютъ, что Премудрость создала себѣ и среди нихъ домъ, заклала и для нихъ своя жертвенная и уготовала трапезу, но все же нужно еще звать ихъ и при дорогѣ, и при вратѣхъ, и на вершинѣ горъ, звать, чтобы они оставили свое безуміе и предпочли знаніе Божественнаго чистому золоту (Прит. 8 и 9 гл.). Что же? Будемъ ли тяготиться симъ? Вѣдь мы рабы Премудрости, которыхъ Она для сей цѣли и посылаетъ. На сіе бо нынѣ и ты посылаешься Ею. Посему благовѣствуй не только жаждущимъ сего, но не тяготись искать и не ищущихъ тебя и открываться не вопрошающимъ тебя и простирать руки къ непослушнымъ и непо/с. 25/корнымъ (Ис. 65, 1-2). Другіе не рѣдко обходятъ море и сушу, дабы обратить хотя одного (Матѳ. 23, 15). Ускори и ты на помощь и потщися на умоленіе всѣхъ, кои холодны къ матери своей, Св. Церкви Православной.

Другую часть паствы твоей составляютъ возсоединнвшіеся отъ уніи [2]. Свою любовь къ вѣрѣ православной они явили, какъ самъ ты знаешь, и добрыми дѣлами. Старайся же, чтобы они не охладѣли въ своей первой любви, а преизбыточествовали въ ней. Позаботься и о томъ, что бы эта пока еще малая церковная община разрослась подобно евангельскому горчичному сѣмени, въ древо многолиственное (Матѳ. 13, 31-32), подъ которымъ бы укрывались и не находящіеся пока во дворѣ нашемъ. А привлекать она будетъ чужихъ болѣе всего тѣмъ, если въ ней богослуженіе будетъ отправляться истово, съ благолѣпіемъ, церковная жизнь отличаться благочиніемъ, если члены общины будутъ жить въ мирѣ, любви, согласіи, по-братски. Начатки иному тамъ уже положены, нужно только укрѣпить и развить ихъ, а иное еще и не начато; такъ, нѣтъ тамъ церковной школы, объ устройствѣ которой нужно тебѣ позаботиться. Я и тебѣ говорю, и предъ другими не умалчиваю, что отъ церковныхъ школъ зависитъ будущность Православія въ здѣшнемъ краѣ, что школы эти сугубо здѣсь необходимы, такъ какъ въ публичныхъ школахъ этой страны, какъ самъ знаешь, Закону Божію не учатъ.

Доселѣ сказанное мною относится къ внѣшнему твоему будущему дѣланію. Но не думай ограничиться однимъ этимъ. Быть можетъ, одного внѣшняго дѣланія достаточно въ какомъ-нибудь другомъ званіи, но отнюдь не въ пастырскомъ, хотя иные и изъ пастырей едва ли не все свое служеніе поставляютъ во внѣшнемъ дѣланіи. Обращалъ ли ты, возлюбленный, свое вниманіе на слова Спасителя: многіе скажутъ Мнѣ: Господи, Господи! Не отъ Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоимъ ли именемъ бѣсовъ изгоняли и многія чудеса творили? И тогда объявлю имъ: Я никогда не зналъ васъ; отойдите отъ Меня, дѣлающіе беззаконіе (Матѳ. 7, 23). Что же? Значитъ, можно быть пастыремъ, проповѣдывать Христа, именемъ Его творить чудеса и не быть признану отъ Господа? Да, и убойся сего, да не постигнетъ и тебя участь сія! Помни, что успѣхъ пастырскаго дѣланія не столько зависитъ отъ внѣшнихъ мѣропріятій, сколько является слѣдствіемъ духовнаго подвига и благодатной жизни самого пастыря. Священникъ /с. 26/ лишь въ томъ случаѣ можетъ быть истиннымъ созидателемъ душъ и руководителемъ ихъ ко Христу, когда онъ самъ созидаетъ себя духовно и въ своей совѣсти проходитъ путь христіанскаго самоусовершенствованія. Да иначе и быть не можетъ, ибо таковъ законъ духовной жизни! Надобно, говоритъ св. Григорій Богословъ, прежде самому очиститься, потомъ уже очищать; умудритъся, потомъ умудрять; стать свѣтомъ, потомъ просвѣщать; освятиться, потомъ освящать. Одинъ опытный въ духовной жизни старецъ говорилъ: не сдѣлаешь добра въ другомъ больше, чѣмъ сколько будетъ его въ тебѣ самомъ.

Посему, для успѣха пастырскаго дѣланія твоего надлежитъ тебѣ первѣе всего позаботиться о собственномъ просвѣщеніи и очищеніи. Самъ Святѣйшій Пастыреначальникъ Христосъ предъ выступленіемъ на подвигъ служенія роду человѣческому пребылъ 40 дней въ пустынѣ въ постѣ и молитвѣ. И взирая на Пастыреначальника, всѣ истинные пастыри Христовы свое пастырское служеніе начинали съ подвига внутренняго самоусовершенствованія. Съ этого долженъ начать и ты, тѣмъ болѣе, что содѣлавшись священникомъ, ты, по обстоятельствамъ, не сразу приступаешь къ внѣшнему пастырскому дѣланію, — оно нѣкоторое время будетъ еще въ вѣдѣніи твоего старшаго сослужителя о Христѣ. Употреби же сіе переходное время на то, чтобы уготовать себя на великое дѣло пастырскаго служенія.

Нынѣ возложеніемъ рукъ моего недостоинства низведена на тебя Божественная благодать. Да не тща она будеть въ тебѣ (1 Кор. 15, 10). Для сего полученнаго тобою духа не угашай, а всемѣрно возгрѣвай. Кратко укажу тебѣ нѣкоторыя изъ средствъ для возгрѣванія духа. Первое — это молитва. Какъ тѣло наше не можетъ жить безъ воздуха, такъ и душа наша — безъ дыханія Вседержителева, — безъ благодати Божіей, а благодать паче всего привлекается къ человѣку чрезъ усердную и пламенную молитву его къ Богу. Нынѣ воспоминаемый св Церковью препод. Іоаннъ Лѣствичникъ, называетъ молитву ходатаицею благодатныхъ дарованій. А современный намъ великій молитвенникъ — пастырь Іоаннъ Кронштадскій считаетъ ее пищею, силою, крѣпостію души, воздухомъ, свѣтомъ, животворящею теплотою, небеснымъ дождемъ, освѣжающимъ, напаяющимъ и оплодотворяющимъ нашу душу. Словомъ, безъ молитвы не можетъ быть истинной духовной жизни и если молитва, посему, необходима для всякаго вѣрующаго, то тѣмъ паче для іерея, который на то и поставляется, чтобы возносить молитвы къ Богу о себѣ и за люди (Евр. 5, 3). Посему непрестанно упражняйся въ молитвѣ, не ограничивайся общественны/с. 27/ми служеніями, а въ клѣти дома своего, въ тиши и уединеніи, согрѣвай и омывай дущу свою молитвою къ Богу.

Для возгрѣванія въ себѣ благодати Божіей упражняйся еще и въ чтеніи Слова Божія. Слово Божіе есть молотъ, разбивающій и смягчающій наши каменныя сердца; есть огонь , пожигающій нечистоту грѣховную и согрѣвающій наши холодныя сердца (Іерем. 23, 29). Оно полезно есть къ ученію, къ обличенію, къ исправленію и къ наказанію, да совершенъ будетъ человѣкъ Божій, на всякое дѣло благое уготованъ (2 Тим. 3, 16-17). Посему поучайся въ законѣ Господни день и нощь (Пс. 1, 2). Поставь себѣ за правило читать Слово Божіе ежедневно, и читай его съ благоговѣйнымъ вниманіемъ, и тогда то, что казалось тебѣ въ немъ давно извѣстнымъ, что раньше не производило на тебя сильнаго впечатлѣнія, то получитъ для тебя вдругъ новый смыслъ и значеніе, какъ будто въ первый разъ услышишь это, произведетъ трепетъ въ душѣ твоей, и въ сердце твое снизойдутъ миръ, отрада и умиленіе.

Еще много имамъ сказати тебѣ, но, быть можетъ, по утомленію своему ты нынѣ и не вмѣстишь всего. Взамѣнъ прими «поученіе святительское къ новопоставленнымъ іереямъ» и чтеніемъ его назидай и утверждай себя во спасеніе. А я буду молить Господа, да содѣлаетъ Онъ тебя пастыремъ добрымъ, право правящимъ слово истины.

Примѣчанія:
[1] «Американскій Православный Вѣстникъ» № 8 за 1900 г., стр. 154-156.
[2] Живущіе въ Вилькенсонѣ.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 11 (443). Ноябрь 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 24-27.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.