Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 12 (444). – Декабрь 1986 года.

ЗАВѢТЫ И НАСТАВЛЕНІЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ТИХОНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ.

Слова, рѣчи, поученія, бесѣды, духовныя размышленія и предложенія Аляскинскому Духовному Правленію въ періодъ управленія Сѣверо-Американской Церковью (1898-1907 г.г.).

ПОУЧЕНІЕ НА ПРАЗДНИКЪ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА [1].

Отъ Рождественскихъ праздниковъ вѣетъ духомъ мира, благоволенія, тихой радости, святой простоты. Тихая ночь окутываетъ Палестинскія поля; надъ ними — звѣздное небо съ ярко блещущей «звѣздою Царя Іудейскаго». Смолкаетъ дневная суета въ Виѳлеемѣ, переполненномъ пришельцами; въ простыхъ ясляхъ лежитъ повитый пеле/с. 2/нами Младенецъ, а надъ Нимъ склонилась любящая Мать съ радостною улыбкою. Тутъ же праведный Іосифъ, въ благоговѣйномъ созерцаніи великой тайны, и простые, чистые сердцемъ пастухи, пришедшіе поклониться Родившемуся Христу. А на небѣ воинства небесныя воспѣваютъ: «слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе» (Лук. 2, 14).

Миръ и благоволеніе! Значитъ, конецъ враждѣ и раздорамъ? Раждается, наконецъ, давно жданный и желанный Князь мира, и мира Его нѣсть предѣла (Ис. 9, 6-7), ибо Онъ умиротворяетъ всяческая, примиряетъ человѣка съ Богомъ, и съ ближними, и съ мятущеюся совѣстью. Наступаетъ царство Христово, царство мира!

Однако, и здѣсь возстаетъ народъ на народъ, царство на царство. То — ангельская пѣснь о мирѣ, а то — брани и слышаніе бранемъ (Матѳ. 24, 6-7)! Такая противоположность продолжается и до нашихъ дней и подтверждается событіями, совершающимися на нашихъ глазахъ. Два года тому назадъ раздался съ высоты русскаго Престола мощный голосъ царя, призывавшаго народы къ миру, приглашавшаго расковать копья на серпы и мечи на орала. И что же? Едва успѣла окончить свои засѣданія собранная по почину русскаго Царя мирная конференція въ Гагѣ, какъ на югѣ Африки уже возгорѣлась война между христіанскими народами, изъ которыхъ одинъ имѣлъ и своихъ представителей на конференціи. А позднѣе всѣ главныя христіанскія государства міра принуждены были послать свои войска въ языческій Китай.

Откуда же такое раздвоеніе? Почему на устахъ миръ и проповѣдь о немъ, повсюду встрѣчающая одобреніе и сочувствіе, а на дѣлѣ война, ведомая съ ожесточеніемъ и вызывающая радость и восторги у побѣдителей?

Объясненіе подобнаго раздвоенія въ человѣкѣ давно уже дано св. Ап. Павломъ: вѣмъ, яко не живетъ во мнѣ, сирѣчь въ плоти моей, доброе: еже бо хотѣти прилежитъ ми, а еже содѣяти доброе, не обрѣтаю; не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сіе содѣваю (Рим. 7, 18 -19). До тѣхъ поръ, пока грѣхъ обитаеть въ нашемъ внутреннемъ человѣкѣ и пока Царство Божіе, — правда, миръ и радость о Дусѣ Святѣ, — не водворилось внутри насъ, до тѣхъ поръ оно не можетъ водвориться и во внѣ, въ обществѣ и въ государствѣ, и до тѣхъ поръ будутъ и раздоры и войны между людьми.

Зато чѣмъ ближе подходятъ народы къ идеаламъ христіанскимъ, чѣмъ больше они проникаются завѣтами Христовыми, тѣмъ меньше у нихъ вражды, раздора и воинственнаго задора. Мы уже не сравниваемъ /с. 3/ древняго міра, гдѣ «человѣкъ человѣку звѣремъ былъ», съ міромъ христіанскимъ, гдѣ всѣ считаются братьями и дѣтьми одного Отца небеснаго. Въ самомъ этомъ христіанскомъ мірѣ наиболѣе миролюбивыми и кроткими являются тѣ народы, которые, не взирая на свою внѣшнюю силу, мошь, смиренно сознаютъ свою грѣховность и ничтожество предъ Царемъ царствующихъ и чужды высокомѣрнаго отношенія къ другимъ народамъ. Такова и наша «Русь Святая», «богоносный» русскій народъ. И это не есть какое либо самообольщеніе и самохвальство, а истина, которая ярко подтверждается послѣдними событіями.

Въ настоящей Китайской войнѣ кому, какъ не Россіи, пришлось больше вытерпѣть и пострадать? Развѣ не на одни русскіе предѣлы было сдѣлано дерзкое нападеніе врага? Развѣ не русскія дороги подвергались разрушенію? Казалось бы, что Русскому Государству больше другихъ было основаній и причинъ требовать возмездія, мстить побѣжденному врагу. А между тѣмъ, какъ только были освобождены изъ осады иностранцы въ Пекинѣ, тотчасъ же раздался съ высоты Русскаго Престола мирный призывъ Царя, повелѣвающаго русскимъ войскамъ выступить изъ столицы побѣжденныхъ, дабы не дѣлать никакихъ затрудненій мирнымъ переговорамъ. Далѣе, русскими завоевана цѣлая область Китая (Манджурія), и однако они не собираются оставлять ее за собою по праву завоеванія, а уже теперь приглашаютъ Китайское правительство послать сюда своихъ властей. Другіе же народы поступаютъ не такъ. Россія если и ведетъ войну, то не ради захвата копей золота и алмазовъ, не ради пріобрѣтенія портовъ и угольныхъ станцій, а или защищая себя, какъ въ настоящей Китайской войнѣ, или защищая другихъ обиженныхъ, какъ въ Турецкой войнѣ. Завоевавъ какую-нибудь страну, она отнюдь не истребляетъ туземцевъ, а напротивъ старается пріобщить ихъ къ истинной христіанской культурѣ, какъ дѣлаетъ она, напр. въ Азіи, за что отдаютъ ей должную дань уваженія всѣ безпристрастные люди.

И вотъ, если бы и другіе народы больше проникались христіанскими началами, то все рѣже и рѣже были бы войны между ними. А для сего надлежитъ первѣе каждому самому проникаться этими началами смиренія, кротости, терпѣнія и дѣятельной любви къ ближнему, надлежитъ въ своей душѣ созидать Царство Божіе, а тогда и во внѣ придетъ оно, и будетъ на земли миръ и въ человѣцѣхъ благоволеніе, и ангельская пѣснь все чаще и больше будетъ заглушать слышаніе браней.

Примѣчаніе:
[1] «Американскій Православный Вѣстникъ»№ 24 за 1900 г.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 12 (444). Декабрь 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 1-3.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.