Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 12 (444). – Декабрь 1986 года.

ЗАВѢТЫ И НАСТАВЛЕНІЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ТИХОНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ.

Слова, рѣчи, поученія, бесѣды, духовныя размышленія и предложенія Аляскинскому Духовному Правленію въ періодъ управленія Сѣверо-Американской Церковью (1898-1907 г.г.).

РАЗМЫШЛЕНІЯ ПО ПОВОДУ НАСТУПЛЕНІЯ НОВАГО ГОДА (1901) И НОВАГО ВѢКА (XX) [1].

Обычно новый годъ мы встрѣчаемъ съ нѣкоторымъ волненіемъ и возбужденіемъ душевнымъ: мы ждемъ отъ него чего-то новаго и главнымъ образомъ осуществленія своихъ любимыхъ желаній и мечтаній о счастьи. Нынѣ возбужденіе это еще больше увеличивается оттого, что наступаетъ не только новый годъ, но и новое столѣтіе. Его многіе сжидаютъ съ нетерпѣніемъ: припомнимъ, какъ уже годъ тому назадъ иные доказывали, что новый вѣкъ уже наступилъ, и ломали изъ-за этого перья.

А между тѣмъ, въ такомъ страстномъ ожиданіи новаго года и вѣка заключается не мало суетнаго.

Вотъ нынѣ наступилъ новый вѣкъ. Что же? Измѣнился ли отъ этого день? Небо и земля стали другія? Мы сами — молодые состарились, а старые помолодѣли? Мы стали добрѣе, умнѣе, счастливѣе? Нѣтъ и нѣтъ! Что было, говоритъ ветхозавѣтный мудрецъ, то и будетъ; и что дѣлалось, то и будетъ дѣлаться (Екклез. 1, 9). Жизнь идетъ непрерывнымъ ходомъ, міровыя явленія смѣняются, люди рождаются и исчезаютъ, не справляясь съ нашимъ счетомъ лѣтъ. Нашъ новый годъ и новый вѣкъ суть простыя числа, стоящія въ нашемъ умѣ и памяти и не имѣющія на жизнь того вліянія, которое мы иногда приписываемъ имъ; и уже, конечно, не сами по себѣ они несутъ что-либо новое: если и произойдутъ въ наступающемъ столѣтіи великія открытія, изобрѣтенія, улучшенія, то это будетъ зависѣть не отъ перемѣны времени.

/с. 5/ Мы часто приписываемъ времени очень многое, что ему не принадлежитъ на самомъ дѣлѣ. Мы говоримъ, напр., что годы старятъ насъ, что время лучше всего залечиваетъ наши раны, примиряетъ съ потерями, умѣряетъ нашу скорбь, что оно пробный камень любви, привязанности, дружбы, что оно разгоняетъ мракъ и вноситъ свѣтъ, что оно великая власть и могучая сила, что время — деньги, какъ здѣсь часто называютъ его. Конечно, всѣ эти выраженія нужно понимать въ переносномъ смыслѣ: въ нихъ времени поэтически приписывается то, что принадлежитъ не ему, а разнымъ силамъ, которыя лишь дѣйствуютъ во времени. Само же по себѣ время есть только форма или порядокъ слѣдованія явленій, показатель перемѣны въ вещахъ. Слѣдовательно, само по себѣ оно не можетъ производить что-либо новое, и мы, здраво разсуждая, не можемъ отъ него и требовать и ожидать этого.

А если это такъ, то имѣетъ ли какой либо смыслъ и значеніе въ нашей жизни наступленіе новаго года и вѣка?

Обычно, когда оканчивается старый годъ и наступаетъ новый, мы обозрѣваемъ все минувшее время, припоминаемъ, что мы сдѣлали за это время, и составляемъ планы, какъ дѣйствовать въ будущемъ. Такое «созерцаніе» и самоуглубленіе приноситъ пользу намъ, такъ какъ заставляетъ насъ видѣть, какъ мы еще далеки отъ образца (идеала), и побуждаетъ насъ стремиться къ самоусовершенствованію. Къ сожалѣнію, самоуглубленіе это практикуется нами не часто: мы больше живемъ жизнью внѣшнею, вся она проходитъ у насъ въ суетѣ, въ хлопотахъ о земномъ, о довольствѣ, богатствѣ, власти, славѣ; «мы стремимся жить, какъ всѣ живутъ», «какъ принято въ свѣтѣ», т. е. отдавать свое время службѣ, дѣловымъ занятіямъ, пріемамъ, выѣздамъ, развлеченіямъ и проч. При такой жизни, однако, душа наша испытываетъ голодъ; вокругъ нея получается какъ бы земная кора, коею заглушается воспріимчивость къ духовному, высшему, небесному. При такой жизни, говоритъ о. Іоаннъ Кронштадскій, «плоть цвѣтетъ, а душа вянетъ; плоть — пространна, а душа голодаетъ; плоть разукрашена, а душа безобразна; плоть благоухаетъ, а душа смердитъ; плоть въ веселіи, а душа въ бѣдѣ; плоть въ свѣтѣ, а душа во мракѣ». А какая же польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ весь міръ, а душѣ своей повредитъ? (Матѳ. 16, 26). Вѣдь это не настоящая жизнь, ни живый вѣкъ, но притворный, привременный (изъ конд. на Усѣкнов. главы Предтечевой). Вѣдь Царство Божіе — не пища и не питіе, оно внутрь насъ (Лук. 17, 21; Римл. 14, 17); и мы тѣмъ скорѣе водворяемъ его въ себѣ, чѣмъ больше заботимся о своей душѣ, чѣмъ чаще входимъ во /с. 6/ внутренняя своя, въ «клѣть» свою. Какъ хорошею хозяйкой считается не та, которая все время проводитъ внѣ дома, въ гостяхъ и за удовольствіями, а та, которая наблюдаетъ за хозяйствомъ въ домѣ своемъ, не ѣстъ хлѣба праздности и съ охотою работаетъ своими руками, которая заботится о дѣтяхъ и о мужѣ своемъ (Притч. 31 гл.); такъ и въ благоустроеніи внутренней жизни рачительнымъ хозяиномъ является не тотъ, кто только развлекается и волнуется жизнію внѣшнею, общественною, а тотъ, кто, отрываясь отъ внѣшнихъ развлеченій, въ глубинѣ своихъ думъ и чувствъ, обсуждаетъ и слѣдитъ за ними.

Посему и Отцы Церкви настойчиво заповѣдаютъ христіанамъ быть трезвенными, внимательными къ самимъ себѣ, къ своимъ мыслямъ, словамъ и дѣламъ. «Каждый вечеръ, говоритъ св. Ефремъ Сиринъ, входи въ сердце твое, размышляй и спрашивай самого себя: не оскорбилъ ли я чѣмъ Бога? Не говорилъ ли я празднаго слова? Не былъ ли нерадивъ? Не оскорблялъ ли брата своего? Не осуждалъ ли кого-нибудь? Когда уста мои открывались на славословіе, душа моя не разсѣевалась ли по міру? Когда чувственность пробуждалась во мнѣ, не услаждался ли ею я? Не былъ ли увлеченъ земными заботами? Если во всемъ этомъ ты понесъ убытокъ, постарайся вознаградить его, воздыхай, плачь, чтобы снова не потерпѣть убытка».

Если мы, однако, вслѣдствіе того, что печемся и молвимъ о мнозѣй службѣ, забываемъ поступать по этому спасительному наставленію, то по крайней мѣрѣ теперь при перемѣнѣ годовъ и вѣковъ, когда повсюду подводятся итоги, сдѣлаемъ и мы въ совѣсти своей обозрѣніе жизни нашей и исполнимъ то, что св. Церковь заповѣдаіетъ дѣлать ежедневно предъ отходомъ ко сну.

1) Благодареніе воздаждь Вседержителю Богу, яко дарова тебѣ мимошедшее время, благодатію Своею, въ живыхъ и во здравіи пребыти.

2) Положи слово съ самѣмъ тобою, и испытаніе сотвори совѣсти твоея, преходя и подробно изсчитая и приводя себѣ на память, камо ходилъ еси; что творилъ еси; кому и что собесѣдовалъ еси; и вся твоя дѣянія и словеса, и помышленія со всякимъ опасеніемъ испытай и вспоминай.

3) Аще что благое сотворилъ еси, не отъ себе сіе быти, но отъ самаго Бога, вся благая намъ дарующаго, непщуя, Тому сіе восписуй и благодари; и да тя въ семъ благомъ утвердитъ и прочая совершити пособитъ и даруетъ, молися.

4) Аще что лукавое содѣялъ еси, отъ себе самаго, и отъ своея немощи, или лукаваго обычая и произволенія сіе происходити глаго/с. 7/ля, кайся и моли Человѣколюбца, да тебѣ въ томъ прощеніе даровати изволитъ, со обѣщаніемъ твердымъ, яко сего прочее къ тому уже творити не имаши.

5) Со слезами Творца твоего милостива твори, да настоящее время тихое, безмятежное, неблазненное и безгрѣшное даруетъ, на славословіе имени Его святаго.

Примѣчаніе:
[1] «Американскій Православный Вѣстникъ» № 1 за 1901 г., стр. 2-4.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 12 (444). Декабрь 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 4-7.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.