Церковный календарь
Новости


2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 18-я (1939)
2017-10-20 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 17-я (1939)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преподобнаго Нифонта (1967)
2017-10-20 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Тита пресвитера (1967)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). "Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ" (1975)
2017-10-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Слова и рѣчи. Томъ II. (1961-1968). Вступленіе (1975)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 4-я (1991)
2017-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 3-я (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 12 (444). – Декабрь 1986 года.

ЗАВѢТЫ И НАСТАВЛЕНІЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ТИХОНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ.

Слова, рѣчи, поученія, бесѣды, духовныя размышленія и предложенія Аляскинскому Духовному Правленію въ періодъ управленія Сѣверо-Американской Церковью (1898-1907 г.г.).

ПОУЧЕНІЕ ВЪ НЕДѢЛЮ СЫРОПУСТНУЮ [1].

Сегодняшнее воскресеніе, братіе, называется «прощеннымъ» или «прощальнымъ». Такое наименованіе получило оно потому, что у православныхъ христіанъ существовалъ добрый обычай испрашивать въ этотъ день за вечернею другъ у друга прощенія въ обидахъ и оскорбленіяхъ. Дѣлается это затѣмъ, что предстоящимъ постомъ мы приступаемъ къ таинству покаянія и испрашиваемъ у Господа прощенія себѣ грѣховъ, а оно будетъ дано намъ лишь въ томъ случаѣ, если мы сами простимъ другъ другу согрѣшенія: «аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный, аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, ни Отецъ вашъ небесный отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ», — читалось въ сегодняшнемъ Евангеліи (Матѳ. 6, 14-15).

Но говорятъ: чрезвычайно трудно бываетъ прощать обиды, забыватъ оскорбленія. Быть можетъ, для самолюбивой природы нашей и дѣйствительно трудно прощать обиды, хотя простить, по изреченію св. отецъ, легче, чѣмъ мстить (свят. Тихонъ Зад. Сокр. дух. 11, 140; то же и у св. І. Злат.). Но вѣдь и все доброе въ насъ совершается нелегко, а съ трудомъ, принужденіемъ и усиліемъ: «царствіе небесное нудится, и нуждницы восхищаютъ е» (Матѳ. 11, 12). Посему не будемъ смущаться трудностью подвига сего, а лучше поищемъ средствъ къ совершенію онаго. Св. Церковь предлагаетъ намъ не мало средствъ къ /с. 8/ тому; изъ нихъ остановимся на одномъ, которое наиболѣе отвѣчаетъ предстоящему времени покаянія.

«Ей, Господи Царю, даруй ми зрѣти моя прегрѣшенія и не осуждати брата моего»: въ зрѣніи (сознаніи) нашихъ грѣховъ заключается источникъ прощенія грѣховъ ближнимъ, ихъ неосужденія. «Представь» — говоритъ великій пастырь, знатокъ сердца человѣческаго, о. Іоаннъ Кронштадскій, — «представь множество своихъ грѣховъ и живо вообрази, какъ на тебѣ терпитъ ихъ Владыка живота твоего, тогда какъ ты не хочешь и малаго простить ближнему твоему, вздохни, поплачь о своемъ безуміи, — и вотъ тѣснота внутри тебя исчезнетъ, какъ дымъ, мысли прояснятся, сердце успокоится, и ты чрезъ это пріучишь себя къ незлобію, какъ будто не ты слышалъ укоризны и обиды, а кто-либо совсѣмъ другой, или тѣнь твоя» (Уроки благод. жизни, 149 стр.). Кто сознаетъ свою грѣховность, кто по собственному опыту знаетъ слабость человѣческой природы, ея удобопреклонность къ злу, такой человѣкъ скорѣе и ближнему проститъ, извинитъ его прегрѣшенія и удержится отъ высокомѣрнаго осужденія чужихъ грѣховъ: вспомнимъ, что даже книжники и фарисеи, приведшіе ко Христу женщину, взятую въ прелюбодѣяніи, принуждены были уйти, когда совѣсть ихъ заговорила и стала обличать ихъ въ собственныхъ грѣхахъ (Іоан. 8, 9).

Къ сожалѣнію, братіе, мы не любимъ зрѣть свои прегрѣшенія. Казалось, для человѣка всего естественнѣе и легче знать самого себя, свою душу, свои недостатки. Однако, это не такъ на дѣлѣ. Мы готовы заняться чѣмъ угодно, только не самоуглубленіемъ, не изученіемъ своихъ прегрѣшеній; мы съ любопытствомъ разсматриваемъ разныя вещи, внимательно изучаемъ и знакомыхъ и незнакомыхъ, но когда намъ приходится хотя на малое время остаться однимъ съ самими собою безъ постороннихъ занятій, мы тотчасъ начинаемъ испытывать скуку и стараемся развлечься. Много ли времени, напр., мы употребляемъ на испытаніе своей совѣсти даже предъ св. исповѣдью? Нѣсколько минутъ, — и то разъ въ годъ. Бросивъ бѣглый взглядъ на свою душу, поправивъ въ ней нѣкоторыя, слишкомъ рѣзкія черты, мы тотчасъ закрываемъ ее завѣсою забвенія до слѣдующаго года, до слѣдующаго такого непривычнаго и скучнаго для насъ занятія.

Но за то мы любимъ зрѣть чужія прегрѣшенія; не чувствуя въ своемъ глазѣ и бревна, въ глазѣ ближнихъ замѣчаемъ и сучекъ (Матѳ. 7, 3). Попразднословить на счетъ ближняго, посмѣяться надъ нимъ и пересудить его — у насъ даже часто и за грѣхъ не считается, а за невинное и пріятное времяпрепровожденіе. Какъ будто у насъ мало /с. 9/ своихъ грѣховъ? Какъ будто мы поставлены на то, чтобы судить другихъ?! «Единъ есть Законоположникъ и Судія» — Богъ (Іоан. 4, 12). «Ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господу стоитъ или падаетъ» (Римл. 14, 4). «Себе искушайте», самихъ себя изслѣдывайте (2 Кор. 13, 5). Добрый примѣръ въ этомъ отношеніи подаютъ намъ подвижники благочестія: себѣ самимъ внимали они, о своихъ грѣхахъ помышляли и всячески избѣгали осужденія ближнихъ.

Одинъ благочестивый старецъ, видя, что братъ его согрѣшилъ, со вздохомъ говорилъ: «горе мнѣ! какъ онъ согрѣшилъ сегодня, такъ я согрѣшу завтра». О другомъ подвижникѣ — аввѣ Моисеѣ разсказывается слѣдующее: Одинъ инокъ учинилъ прегрѣшеніе; братія, собравшись разсуждать о его винѣ, послали за аввою Моисеемъ, но смиренный старецъ отказался придти на совѣтъ. Настоятель послалъ вторично, и Моисей пошелъ, но какимъ образомъ? Онъ взялъ ветхую корзину, насыпалъ въ нее песку и понесъ за собою. «Что это значитъ, авва?» — спрашивали иноки, встрѣчая его. «Видите, сколько за мною грѣховъ», отвѣтилъ Моисей, указывая на сыплющійся песокъ; «но я не вижу ихъ, а между тѣмъ иду совершать судъ надъ другимъ».

Такъ и намъ, братіе, по примѣру подвижниковъ при видѣ чужихъ грѣховъ нужно помышлять о своихъ, зрѣти своя прегрѣшенія и не осуждати брата своего; если что и имѣешь на него, простить и отпустить ему, да проститъ и насъ Милосердый Господь!

Примѣчаніе:
[1] «Американскій Православный Вѣстникъ» № 4 за 1901 г., стр. 68-70.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 12 (444). Декабрь 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 7-9.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.