Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 12 (444). – Декабрь 1986 года.

ЗАВѢТЫ И НАСТАВЛЕНІЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ТИХОНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ.

Слова, рѣчи, поученія, бесѣды, духовныя размышленія и предложенія Аляскинскому Духовному Правленію въ періодъ управленія Сѣверо-Американской Церковью (1898-1907 г.г.).

СЛОВО ВЪ 4-Ю НЕДѢЛЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА [1].

«Положи, Господи, храненіе устомъ моимъ, и дверь огражденія о устнахъ моихъ» (Псал. 140, 3).

Такъ молится св. Церковь отъ лица нашего въ настоящіе дни поста. Но сами мы, братіе, какъ будто не сознаемъ необходимости просить объ этомъ Господа; напротивъ: мы желаемъ и домогаемся не прегражденія устомъ своимъ, а наибольшей свободы и отсутствія вся/с. 10/каго стѣсненія слову своему. Вѣдь наше слово, говорятъ, есть какъ бы отпечатокъ Божественнаго творческаго слова; въ немъ отраженіе образа Божія; оно — высшій даръ Божій, которымъ Господь отличилъ человѣка и возвысилъ его надъ прочими тварями. Для чего же и данъ этотъ даръ, какъ не для того, чтобы развивать и усовершать его? Въ немъ наша сила и власть; оно — проводникъ нашихъ мыслей, чувствъ, нуждъ, предпріятій, усовершенствованій; въ словѣ живетъ и движется знаніе, наука, законъ. Цѣлесообразно ли, послѣ сего, заграждать уста и налагать узду на слово человѣческое?! Наоборотъ, не слѣдуетъ ли дать ему полную и широкую свободу, какъ высшему и благороднѣйшему дару Божію?

Однако и самое достоинство этого дара должно уже располагать насъ къ тому, чтобы высоко цѣнить его и свято оберегать, не марать и не грязнить его. Но къ осторожному и бережливому пользованію даромъ слова еще болѣе должно располагать насъ то, что грѣхомъ своимъ человѣкъ внесъ глубокую порчу въ свою природу, и извращеніе отразилось и на дарѣ слова. Языкъ нерѣдко сталъ служить орудіемъ грѣха, исполненнымъ смертоноснаго яда (Іак. 3, 8). Изъ устъ нашихъ зачастую стали исходить ложь, лесть, лукавство, обманъ, бранныя слова, обиды, оскорбленія, рѣчи, полныя соблазна и грѣховнаго яда. Значитъ, на ряду съ благодѣтельнымъ вліяніемъ и благотворною силою слова человѣческаго послѣ грѣхопаденія стала обнаруживаться и другая противоположная сторона. Языкомъ мы стали, по словамъ св. Апост. Іакова, не только благословлять Бога, но имъ же и проклинаемъ человѣковъ, сотворенныхъ по подобію Божію, и изъ тѣхъ же устъ стали исходить и благословеніе, и проклятіе; и не должно, братіе мои, сему такъ быть: течетъ ли изъ одного источника сладкая и горькая вода? (3, 9-11). Не должно сему быть тѣмъ болѣе, что другое противоположное дѣйствіе языка внесло великій вредъ и разрушеніе въ жизнь человѣческую. Не столько, говоритъ премудрый сынъ Сираховъ, пало людей отъ острія меча, сколько отъ языка; и счастливъ, кто укрылся отъ него, кто не испыталъ ярости его, кто не влачилъ ярмо его, и не связанъ былъ узами его, ибо ярмо его — ярмо желѣзное, и узы его — узы мѣдныя; смерть лютая — смерть его и самый адъ лучше его! (28, 21-24). Какъ же послѣ этого не послѣдовать мудрому совѣту сына Сирахова: для словъ твоихъ сдѣлай мѣру и вѣсъ, и для устъ твоихъ дверь и запоръ (28, 29), и какъ не воскликнуть вмѣстѣ съ нимъ: кто дастъ мнѣ стражу къ устомъ моимъ и печать благоразумія на уста мои, чтобы мнѣ не пасть чрезъ нихъ, /с. 11/и чтобы языкъ мой не погубилъ меня! Господи, не оставь меня на волю ихъ! (22, 31; 23, 1)

Нерѣдко говорятъ: что же худого въ томъ, что мы позволяемъ себѣ иногда сказать лишнее слово, пошутить, посмѣяться, конечно, безъ злого умысла; вѣдь мы не святые, не монахи, живемъ въ мірѣ, и кто не погрѣшалъ языкомъ своимъ? (Сир. 19, 17). И однако св. Церковь молитъ Господа отъ лица нашего: духъ празднословія не даждь ми! Вѣдь сами же мы придаемъ важное значеніе слову человѣческому; а если это такъ, то можно ли тратить слова даромъ, понапрасну? Своимъ празднословіемъ мы опустошаемъ душу, дѣлаемся чрезъ это легкомысленными, неосновательными и неустойчивыми. Кто, говоритъ Прем. Соломонъ, хранитъ уста свои, тотъ бережетъ душу свою, а кто широко раскрываетъ свой ротъ, тому бѣда: при многословіи не миновать грѣха (Притч. 13, 3; 10, 19); отъ всякаго труда есть прибыль, а отъ пустословія только ущербъ (14, 23). Не слѣдуетъ также упускатъ изъ виду и того, что слова наши, хотя бы и незначительныя, не исчезаютъ безслѣдно въ воздухѣ, не пропадаютъ, а собираются и сохраняются на день страшнаго суда, гдѣ мы дадимъ отчетъ о всякомъ праздномъ словѣ и гдѣ отъ словъ своихъ оправдимся или осудимся (Матѳ. 12, 36-37).

Какъ же послѣ этого не быть намъ осторожными въ словахъ своихъ?! И подлинно ли въ нашихъ шуткахъ нѣтъ ничего обиднаго для ближнихъ? Не заключается ли въ нихъ иногда «ядъ аспидовъ» и «стрѣлы разженныя», ударяющія сильнѣе бича? (Сир. 28, 20). Оттого изъ-за нихъ и возникаютъ споры и ссоры между людьми самыми близкими, и иногда изъ-за одного слова разстраивается многолѣтняя дружба, какъ отъ одной искры загорается цѣлое зданіе. «Кто исчислитъ, спрашиваетъ св. Григорій Богословъ, всѣ тѣ огорченія, которыя причиняетъ языкъ? Если онъ захочетъ, безъ всякаго труда въ одну минуту заставитъ враждовать домъ съ домомъ, городъ съ городомъ, народъ съ властелиномъ, царя съ подданными, какъ искра воспламеняющая солому».

Все это, братіе, заставляетъ насъ обратить вниманіе на языкъ нашъ, подумать и принять мѣры къ обузданію его.

Какія же это мѣры?

Св. подвижники благочестія для обузданія языка иногда по цѣлымъ годамъ предавались «безмолвію», молчанію, въ которомъ видѣли, по изреченію нынѣ воспоминаемаго Церковію преподобнаго Іоанна Лѣствичника, «храненіе въ себѣ огня, непримѣтное преспѣяніе и /с. 12/ тайное восхожденіе къ лѣстницѣ добродѣтелей». Чтобы пріучить себя къ строжайшей сдержанности языка, они нерѣдко принимали исключительныя мѣры: напр., препод. Агаѳонъ для сего три года держалъ камешекъ во рту. Конечно, при слабости нашей трудно намъ подражать этимъ «героямъ духа». За то хотя поучимся наставленіямъ и совѣтамъ ихъ касательно обузданія языка.

Одинъ инокъ спрашивалъ старца: «что мнѣ дѣлать? меня безпокоитъ языкъ мой; когда я бываю съ людьми, не могу удержать его, но осуждаю и обличаю ихъ даже въ добромъ дѣлѣ». Старецъ отвѣчалъ: «это — немощь; ежели не можешь удержать себя, бѣги въ уединеніе». И дѣйствительно, въ уединеніи нѣтъ поводовъ къ празднословію и многоглаголанію. Необходимость уединенія признавали даже языческіе мудрецы: одинъ изъ нихъ (Сенека) говоритъ, что «всякій разъ, когда я побываю съ людьми, я возвращаюсь къ себѣ менѣе человѣкомъ». Мы и сами нерѣдко испытываемъ подобное послѣ бесѣдъ, зачастую пустыхъ и лишь разсѣевающихъ нашъ духъ. Св. отцы чаще всего уединялись и удалялись изъ общества на время великаго поста. Ничто и намъ, братіе, не мѣшаетъ уединиться и въ безмолвіи проводить если не весь постъ, то по крайней мѣрѣ нѣсколько часовъ каждый день и посвящать ихъ на молитву, благочестивыя размышленія, самоуглубленіе и испытаніе своей совѣсти.

Обузданію языка, кромѣ уединенія, способствуетъ, по словамъ св. Григорія Богослова, и постъ. Замѣчено, что болтливость наша проистекаетъ часто отъ многояденія и особенно отъ употребленія вина, которое не вмѣру развязываетъ языкъ нашъ. Напротивъ, постъ ведетъ къ воздержанію языка, отложенію ярости, оглаголанія и лжи, ибо подавляетъ въ насъ похоти, разжигающія языкъ нашъ.

Для успѣха въ обузданіи языка нужно также, по словамъ того же св. Григорія, просить Господа о помощи. Подвигъ сей труденъ для невнимательнаго и удобопреклоннаго ко грѣху человѣка. И если Давидъ, сынъ Сираховъ, препод. Ефремъ Сиринъ и другіе святые мужи, сильные духомъ, просили Господа о помощи въ этомъ дѣлѣ, то тѣмъ паче намъ слабымъ подобаетъ молить: положи, Господи, храненіе устомъ моимъ, и дверь огражденія о устнахъ моихъ (Пс. 140, 3).

Примѣчаніе:
[1] «Американскій Православный Вѣстникъ» № 6 за 1901 г., стр. 108-110.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 12 (444). Декабрь 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 9-12.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.