Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 12 (444). – Декабрь 1986 года.

ЗАВѢТЫ И НАСТАВЛЕНІЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ТИХОНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ.

Слова, рѣчи, поученія, бесѣды, духовныя размышленія и предложенія Аляскинскому Духовному Правленію въ періодъ управленія Сѣверо-Американской Церковью (1898-1907 г.г.).

БЕСѢДА ВЪ НЕДѢЛЮ 14-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦѢ,
при освященіи храма въ селеніи «Востокъ» въ Канадѣ
[1].

Благодатію Св. Духа освятися нынѣ храмъ сей во имя Св. Живоначальныя Троицы. Днесь Божія Премудрость созда себѣ домъ здѣ, и утверди столповъ седмь, — закла своя жертвенная, и раствори въ /с. 17/чаши своей вино и уготова трапезу — св. Евхаристію; посла своя рабы созывающи съ высокимъ проповѣданіемъ на чашу, глаголющи: иже есть безуменъ да уклонится ко мнѣ, и требующимъ ума рече: пріидите, ядите мой хлѣбъ, и пійте вино, еже растворихъ вамъ; оставите безуміе и живи будете, взыщите разума, да поживете и исправите разумъ въ вѣдѣніи (Притч. 9, 1-6).

Сей призывающій гласъ слышится и въ только что прочтенномъ Св. Евангеліи.

Нынѣ читалась притча Христова о томъ, какъ царь сдѣлалъ брачный пиръ для сына своего и послалъ рабовъ своихъ звать на ототъ пиръ, но званные не захотѣли прійти, занявшись своими дѣлами, а иные даже и самихъ рабовъ оскорбили и убили; тогда царь разгнѣвался, и пославъ войска свои истребилъ убійцъ, а рабамъ сказалъ: тѣ званные не были достойны, идите на распутія и зовите всѣхъ, кого найдете. Рабы такъ и сдѣлали, и брачный пиръ наполнился возлежащими (Матѳ. 22, 1-10).

Что же означаетъ эта притча? Подъ царемъ, устроившимъ пиръ, разумѣется Царь Небесный, Самъ Богъ Отецъ. Подъ сыномъ его, — Сынъ Божій, Христосъ Спаситель, вступающій въ брачный союзъ со Св. Церковію. Чрезъ союзъ этотъ открывается для людей царствіе Божіе, высшее блаженство, духовный брачный пиръ.

Подъ рабами разумѣются посланники Божіи, — пророки и апостолы, возвѣщавшіе людямъ наступленіе Царствія Божія. Подъ званными, не пожелавшими войти на брачную вечерю, разумѣется неблагодарные и жестоковыйные и всегда упорные іудеи: они до того погрязли въ служеніи земному и чувственному, что не только не вняли спасительному гласу, призывавшему ихъ въ царство небесное, въ Церковь Христову, но и досаждали еще и самимъ звавшимъ, оскорбляли ихъ, били, заключали въ темницы, а иногда и убивали.

Тогда Праведный Господь наказалъ неблагодарный народъ, навелъ на Іудею иноземныя войска, разорившія ее, и разсѣялъ евреевъ по всей землѣ, а на мѣсто ихъ, въ Церковь Христову, призвалъ людей съ распутій, т. е. язычниковъ, который увѣровавъ въ Христа, вошли въ церковь Его на брачный пиръ.

Таковъ, братіе, историческій смыслъ притчи Христовой о званныхъ на вечерю.

Но притча эта имѣетъ значеніе для насъ и для настоящаго времени: брачный пиръ и до днесь продолжается, ибо Церковь Христова /с. 18/ будетъ до окончанія вѣка; «пріидите на браки» (4 ст.) раздается и понынѣ гласъ зовущихъ. Зовущіе эти суть преемники и продолжатели дѣла апостоловъ, архипастыри и пастыри, посылаемые ими.

Гласъ ихъ послѣдніе годы озарилъ и вашу страну, и на сей спасительный зовъ иные изъ здѣсь живущихъ откликнулись, иные же небрегше отыдоша на село и на купли своя (5 ст.), а иные даже и досадиша зовущимъ. И въ самомъ дѣлѣ, сколько оскорбленій, лжи и клеветы приходится иногда здѣсь выслушивать послѣдователямъ Премудрости Божіей.

Насъ называютъ, съ голоса латинянъ, «схизматиками» (раскольниками), — называютъ тѣ, которые сами лѣтъ триста тому назадъ откололись отъ прадѣдной вѣры, отъ общей нашей матери, Церкви.

Обвиняютъ насъ въ томъ, что мы своею проповѣдью сѣемъ раздоръ, вносимъ смуту и раздѣленіе въ среду тѣхъ, которые доселѣ были едино по вѣрѣ и племени. Но въ этомъ раздѣленіи виноваты не мы, а тѣ, которые по разнымъ побужденіямъ не слушаютъ гласа нашего и не хотятъ слѣдовать за истиною. Вѣдь и Христосъ Спаситель Самъ свидѣтельствуетъ, что проповѣдью Своею Онъ не миръ принесъ на землю, а мечъ, ибо раздѣлилъ сына съ отцомъ и дочь съ матерью (Матѳ. 10, 34-35). Но развѣ кто другой, а не сами люди, виноваты въ этомъ?

Клевещутъ на насъ, что мы деньгами обращаемъ въ Православіе, покупаемъ себѣ послѣдователей. Смѣемъ сказать, что если бы это было такъ, то послѣдователей у насъ было бы гораздо больше, чѣмъ имѣется теперь; ибо для многихъ здѣсь «телецъ златой» является «кумиромъ». Вся купля наша состоитъ въ томъ, что иногда мы снабжаемъ бѣднѣйшія церкви самою необходимою утварью, да еще даемъ воспособленіе своимъ причтамъ, во многихъ мѣстахъ меньшее, чѣмъ какое получаютъ «превелебные отцы» отъ своихъ духовныхъ овецъ.

Называютъ нашу Церковь «цареславною», говорятъ, что кто сдѣлался членомъ ея, тотъ становится русскимъ подданнымъ, выдумываютъ, что мы заставляемъ присягать русскому Государю и проч. — безумные глаголы. И для всего этого только тотъ предлогъ, что на ряду съ мѣстными правителями, за богослуженіемъ мы упоминаемъ имя Русскаго Царя, какъ благочестивѣйшаго Государя, покровителя и заступника Православной Церкви.

Въ слѣпотствующей своей злобѣ противники наши не ограничива/с. 19/ются досажденіемъ на словахъ только, бывали случаи, что они готовы были оскорбить дѣйствіемъ слугъ Премудрости Божіей, звавшихъ ихъ на вечерю духовную [2].

Но оставимъ обидящихъ суду Божію (Пс. 42, 1), и обратимся къ тѣмъ, кои послушались благоразумнаго гласа призывающихъ ихъ внити на брачный пиръ въ Церковь Христову.

Среди вошедшихъ на брачный пиръ, повѣствуется въ притчѣ, оказался человѣкъ въ одеждѣ небрачной, неподходящей къ торжеству. Царь велѣлъ его связать и удались съ пиршества въ темницу. Такъ и вступившіе въ Церковь Христову должны имѣть одежду свѣтлую, брачную. Говоря это, мы, конечно, разумѣемъ не одежду тѣла, а то, что душа должна быть чиста, свѣтла, не запятнана грѣхами. И всякій, кто вступаетъ въ Церковь Христову, получаетъ эту свѣтлую одежду, ибо душа омывается отъ грѣховъ въ водахъ крещенія.

Но сохраняется ли навсегда по крещеніи эта чистота души, свѣтлость и незапятнанность грѣхами? Увы, нѣтъ! И христіане грѣшатъ, ибо всѣ мы много согрѣшаемъ (Іак. 3, 2) и если говоримъ, что грѣха не имѣемъ, себя обольщаемъ (1 Іоан. 1, 9). А между тѣмъ, съ грѣхами, оскверняющими душу нашу, пятнающими нашу духовную одежду, мы не можемъ оставаться на брачномъ вечерѣ, въ Церкви Христовой. Какъ же быть, и что намъ дѣлать? А что мы дѣлаемъ, когда загрязнится одежда наша? Начисто вымываемъ ее водою. Такъ и душу свою, омраченную грѣхами, мы должны омывать слезами покаянія. Для того въ Церкви и установлено св. таинство покаянія, въ которомъ человѣкъ, христіанинъ, приноситъ Богу чрезъ священника искреннее сокрушеніе во грѣхахъ, получаетъ прощеніе оныхъ, и духовное одѣяніе его снова становится бѣлымъ, какъ снѣгъ (Ис. 1, 18).

Посему и вамъ, братіе, дабы не быть изгнанными съ брачной вечери, надлежитъ какъ можно чаще омывать слезами покаянія одѣяніе души своей и для сего чаще приступать къ св. исповѣди. Измыйтеся и чисти будете, и тогда удостоитесь на вечери духовной въ Царствіи Бо/с. 20/жіемъ вкусить тѣхъ неизреченныхъ благъ, яже Господь уготова любящимъ Его.

Къ тѣмъ же изъ здѣсь присутствующихъ, кои еще не вступили въ Церковь православную, не вошли на брачную вечерю, Премудрость Божія чрезъ насъ, смиренныхъ служителей ея, взываетъ: пріидите, ядите мой хлѣбъ и пійте вино, еже растворихъ вамъ, оставите безуміе, и живи будете и взыщите разума, да поживете, и исправите разумъ въ вѣдѣніи (Притч. 9, 5-6). Аминь.

26 Августа 1901 г.

Примѣчанія:
[1] «Американскій Православный Вѣстникъ» № 19 за 1901 г.
[2] Въ Вилькесбаррѣ въ 1892 г., въ бытность тамъ Преосв. Николая, бросали камнями въ окна церкви. Въ Ольдфоржѣ предъ присоединеніемъ свящ. Грушки былъ брошенъ камень въ окно той комнаты, гдѣ онъ занимался. Въ томъ же Ольдфоржѣ въ 1897 г. уніаты готовы были сдѣлать нападеніе на самаго Преосв. Николая, когда онъ шелъ въ церковь.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 12 (444). Декабрь 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 16-20.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.