Церковный календарь
Новости


2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 18-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 17-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 16-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 15-я (1904)
2017-12-14 / russportal
Архіеп. Аверкій. Чего мы еще не потеряли и что должны хранить? (1975)
2017-12-14 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 16-17. (1/14-15/28 ноября) 1922 года
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 14-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 13-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 12-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 11-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 10-я (1904)
2017-12-13 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 9-я (1904)
2017-12-13 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ день св. ап. Андрея Первозваннаго (1908)
2017-12-13 / russportal
"Церковныя Вѣдомости" № 14-15. (1/14-15/28 октября) 1922 года
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 12 (444). – Декабрь 1986 года.

ЗАВѢТЫ И НАСТАВЛЕНІЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ТИХОНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ.

Слова, рѣчи, поученія, бесѣды, духовныя размышленія и предложенія Аляскинскому Духовному Правленію въ періодъ управленія Сѣверо-Американской Церковью (1898-1907 г.г.).

РѢЧЬ,
сказанная въ Ситхинскомъ соборѣ въ 60-ю годовщину прибытія преосвященнаго Иннокентія въ Ситху (27 сентября 1901 г.)
[1].

Нѣкогда вождь еврейскаго народа, Св. пророкъ Божій Моисей такъ говорилъ Евреямъ:

«Аще слухомъ послушаете гласа Господа Бога вашего хранити и творити вся заповѣди Его, и дастъ тя Господь Богъ твой выше всѣхъ языкъ земли; и пріидутъ на тя вся благословенія сія и обрящутъ тя. Благословена исчадія чрева твоего, и стада воловъ твоихъ и паствы овецъ твоихъ. Благословены житницы твои и останцы твои. Да послетъ Господь на тя благословеніе въ хранилищахъ твоихъ и на вся, на няже возложиши руку твою на земли. Аще не послушаеши гласа Господа твоего, и пріидутъ на тя клятвы, и будетъ у тебе скудость и гладъ, и истребленіе на вся, на няже возложиши руку твою, елина аще сотвориши, дондеже потребитъ тя, злыхъ ради начинаній твоихъ, зане оставилъ еси Мя. Будеши обидимь и расхищаемь во вся дни, и не будетъ помогаяй тебѣ. Жену поймеши, и инъ мужъ возъимѣетъ ю; домъ созиждеши и не поживеши въ немъ. Сынове и дщери твоя отданы будутъ языку иному. Плоды земли твоея и вся труды твоя поястъ языкъ, его же не знаша отцы твои. Пришлецъ, иже есть у тебе, взыдетъ на тя выше, выше; ты же низъидеши низу, низу. Сей дастъ взаимъ тебѣ, а не ты ему: сей будетъ глава, ты же будеши хвостъ. Поразитъ тя Господь болѣзнями и язвами. Вся сія пріидутъ на тя и постигнутъ тя, и останетеся въ числѣ маломъ, вмѣсто того егда бысте яко звѣзды небесныя множествомъ, яко не послушасте гласа Господа Бога вашего» (Втор. гл. 28).

Такъ, братіе, предостерегалъ Моисей евреевъ, и слова его исполнились на нихъ съ поразительною точностью. Но предостереженія его касаются ли только одного еврейскаго народа? Не относятся ли они и къ христіанскимъ народамъ и не исполняются ли и на нихъ? Быть можетъ, иное изъ прореченій Моисея исполняется и на здѣшнихъ обитателяхъ? По крайней мѣрѣ, мысль объ этомъ невольно возникаетъ при историческихъ воспоминаніяхъ судебъ здѣшняго края...

/с. 23/ Нынѣ мы молитвенно воспоминаемъ, какъ 60 лѣтъ тому назадъ въ этотъ день вступилъ въ градъ сей приснопамятный Святитель Иннокентій впервые въ санѣ Епископа Алеутскаго. Не болѣе пяти лицъ осталось здѣсь изъ очевидцевъ знаменательнаго его пришествія. Все дальше и дальше съ годами отодвигается отъ насъ свѣтлая личность просвѣтителя здѣшняго края. Все меньше и меньше остается здѣсь людей, которые слышали его глаголы и видѣли дѣла его! Посему, благовременнымъ призналъ я учредить здѣсь хранилище имени Инкокентія, въ которомъ будутъ собраны памятники его времени, творенія дѣлъ руку его; этимъ они сохранятся отъ разрушающаго дѣйствія времени и грядущимъ поколѣніямъ, не знающимъ Иннокентія, будутъ возвѣщать славное и дорогое имя его отъ рода въ родъ.

Но, братіе мои, заботясь о сохраненіи вещественныхъ памятниковъ отъ Иннокентія, намъ тѣмъ паче надлежитъ заботиться о сохраненіи его духовнаго наслѣдія. Вы, конечно, слышали о томъ, какъ ради насажденія и утвержденія православной вѣры здѣсь, приснопамятный Иннокентій добровольно покинулъ дорогую родину свою, хорошо обезпечивавшій его приходъ, любившихъ его прихожанъ и радостно отправился съ семьею въ далекія и маловѣдомыя страны, въ путь тяжелый и опасный. Прибывъ въ Америку, онъ тридцать лѣтъ трудился здѣсь, сначала въ санѣ священника, а потомъ Архіерея, священнодѣйствуя, благовѣствуя, переводя свящ. книги на мѣстныя нарѣчія, уча словомъ и писаніемъ, дѣломъ и житіемъ своимъ, разъѣзжая по островамъ, устрояя церкви, часовни, миссіи и школы. Мы знаемъ дѣла его, и любовь, и служеніе, и вѣру, и терпѣніе, и то, что онъ много переносилъ и трудился для имени Божія и не изнемогалъ (Апокал. 2, 3 и 19). И память праведнаго съ похвалами даже и до дне сего. Сердца всѣхъ насъ преисполнены любовію, благодареніемъ и почтеніемъ къ сему дивному святителю. Но эти свои добрыя чувства къ нему мы лучше всего засвидѣтельствуемъ тогда, когда соблюдемъ достояніе, насажденное и оставленное имъ здѣсь, когда будемъ вѣровать и жить такъ, какъ училъ онъ: аще любите мя, заповѣди моя соблюдите (Іоан. 14, 15), можетъ онъ сказать намъ вслѣдъ за Христомъ. Нужно ли напоминать вамъ о семъ? Нужно ли убѣждать хранить завѣты Иннокентія? Думаемъ, что да. Исторія сохранила намъ свидѣтеля о томъ, что самъ Преосвященный Иннокентій своимъ современнымъ ситхинцамъ иногда говорилъ «грозное слово»; стало быть, они нуждались въ обличеніи и вразумленіи. А потомки ихъ еще болѣе въ этомъ нуждались.

/с. 24/ Еще живъ былъ Иннокентій, святительствовавшій въ Москвѣ, какъ съ переходомъ Аляски къ Американцамъ, въ Ситхѣ, при наступившемъ безначаліи и безпорядкѣ, вырвались наружу низменныя страсти, прежде сдерживаемыя строгостью русской власти. Позднѣе, въ разныхъ мѣстахъ Аляски стало расхищаться его духовное стадо инославными миссіонерами и среди самыхъ православныхъ у многихъ стали замѣчаться охлажденіе къ вѣрѣ и Церкви, измѣна отеческимъ преданіямъ, усвоеніе чуждыхъ понятій и обычаевъ. Посему, и къ бывшей паствѣ Иннокентія можно сказать то же, что изрекъ Богъ Ангелу Ефесской церкви: имѣю противъ тебя то, что ты оставилъ первую любовь твою; итакъ вспомни, откуда ты ниспалъ и покайся, и твори прежнія дѣла; а если не такъ скоро пріиду къ тебѣ и сдвину свѣтильникъ твой съ мѣста его, если не покаешься (Апок. 2, 4-5). И не сдвигается ли у васъ этотъ свѣтильникъ? За грѣхи и отступленія наши не исполняется ли и на насъ нѣчто изъ вышеприведенныхъ прореченій Моисея? Не постигаютъ ли и насъ, злыхъ ради начинаній нашихъ, и скудость, и гладъ, и истребленіе, и болѣзни, и язвы, и расхищенія, и обиды отъ пришельцевъ, возобладавшихъ надъ нами? Убоимся же, братіе, праведнаго гнѣва Божія, на ны движимаго, и молитвенно вспоминая нынѣ приснопамятнаго Иннокентія, останемся вѣрны завѣтамъ его, сохранимъ вѣру православную, преданность и послушаніе нашей святой Церкви и тихое и безмолвное житіе поживаемъ во всякомъ благочестіи и чистотѣ (1 Тим. 2, 2).

Ты же, святителю Иннокентіе, и по исходѣ своемъ отъ нась, потщися предъ Престоломъ Божіимъ, дабы мы всегда память о семъ творили (2 Петр. 1, 15).

Примѣчаніе:
[1] «Американскій Православный Вѣстникъ» № 21 за 1901 г., стр. 442-444.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 12 (444). Декабрь 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 22-24.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.