Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№ 12 (444). – Декабрь 1986 года.

ЗАВѢТЫ И НАСТАВЛЕНІЯ АМЕРИКАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ РУСИ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ТИХОНА, ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ.

Слова, рѣчи, поученія, бесѣды, духовныя размышленія и предложенія Аляскинскому Духовному Правленію въ періодъ управленія Сѣверо-Американской Церковью (1898-1907 г.г.).

ПОУЧЕНІЕ НА ПРАЗДНИКЪ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1901 г. [1].

Въ настоящій радостный день, когда Св. Церковь торжественно воспоминаетъ Рождество Христово, безъ сомнѣнія многимъ изъ насъ, братіе, хотѣлось бы не мыслію только и сердцемъ, а и самымъ бреннымъ тѣломъ нашимъ перенестись въ Виѳлеемъ. Хотѣлось бы полетѣть туда къ вертепу, гдѣ родился Христосъ, — къ яслямъ, гдѣ Онъ возлежалъ. Хотѣлось бы вмѣстѣ съ пастырями поклониться Ему, вмѣстѣ съ волхвами принести дары Ему. А иные, быть можетъ, даже готовы и умереть у ногъ Его, умереть за Него вмѣстѣ съ младенцами, которыхъ повелѣлъ убить жестокій Иродъ.

Однако, братіе, это неосуществимо: мы не современники родившагося Христа. Въ замѣнъ того, утѣшимся тѣмъ, что Господь близъ, и не далече коегождо насъ (Филип. 4, 5; Дѣян. 17, 27); и намъ нужно только самимъ взыскать Его (Іерем. 39, 13) и приблизиться къ Нему, тогда и Онъ приблизится къ намъ (Іак. 4, 8). Что же насъ можетъ приблизить ко Христу? Что намъ дѣлать для сего? Посмотримъ, кто и за что былъ приближенъ ко Христу при рожденіи Его.

Ближе всѣхъ къ родившемуся Христу является Его Пречистая Матерь, Пресвятая Дѣва Марія. Свою близость къ Господу, высокую честь быть матерью Христа, — честь, сдѣлавшую Ее честнѣйшею херувимъ и славнѣйшею серафимъ, Она заслужила величайшею чистотою и непорочностію по тѣлу и душѣ, глубокимъ смиреніемъ и благоговѣйною покорностію и преданностію волѣ Божіей.

Далѣе при рождествѣ Христовомъ близкимъ къ Нему является нареченный отецъ Его, Іосифъ. Св. Евангелистъ называетъ Іосифа мужемъ праведнымъ (Матѳ. 1, 19), и безъ сомнѣнія за свою праведность, за соблюденіе закона, за справедливостъ и честность, соединенныя съ великодушіемъ (по отношенію къ Богоматери, — ст. 19) Іосифъ и удостоился чести быть близкимъ ко Христу.

Послѣ Богоматери и Іосифа Обручника прежде другихъ къ родившемуся Христу приблизились Виѳлеемскіе пастухи. Почему именно къ нимъ прежде другихъ обратились Ангелы съ благовѣстіемъ о рожденіи Христа? Пастыри Виѳлеемскіе были простые по зва/с. 30/нію люди (пастухи), но, конечно, не за это они удостоились счастія приблизиться къ Господу, а за то, что эти простые люди были просты и по сердцу своему, по душѣ, а въ простыхъ сердцахъ, по народному изреченію, обитаетъ Самъ Богъ. Тайны царствія Божія, по словамъ Самого Христа, открываются младенцамъ (Матѳ. 11, 25), — младенцамъ не по лѣтамъ и возрасту, а по душѣ, — тѣмъ людямъ, у которыхъ младенческое сердце — незлобивое, кроткое, довѣрчивое, чистое, невинное. Такое сердце съ готовностію и радостію принимаетъ глаголы Божіи и, не мудрствуя лукаво, вѣритъ имъ, какъ и Виѳлеемскіе пастухи, которые лишь только услышали благовѣстіе Ангеловъ, тотчасъ поспѣшили пойти поклониться Христу.

Наконецъ, къ родившемуся Христу приближаются для поклоненія волхвы, восточные мудрецы и знатные люди, принесшіе Ему дары. Значитъ, и ученость, и богатство и высокое положеніе сами по себѣ не только не удаляютъ людей отъ Христа, а еще могутъ приближать къ Нему, если только соединяются какъ у волхвовъ, съ исканіемъ высшей мудрости Божественной, съ признаніемъ суетности земнаго величія и богатства, съ преклоненіемъ предъ Царемъ Небеснымъ и служеніемъ Ему отъ своихъ силъ, дарованій и достатка.

Итакъ, братіе, мы видимъ, что родившагося Христа окружаютъ дѣвственная чистота и непорочность Матери Его, праведность Іосифа, довѣчивая простота Виѳелеемскихъ пастуховъ и просвѣщенная мудрость и величіе волхвовъ.

Если у кого и нынѣ есть эти святыя добродѣтели и благородныя свойства, тотъ съ дерзновеніемъ да приступаетъ къ родившемуся Христу. Господь близъ ему (Филип. 4, 5). А что же намъ, грѣшнымъ, у коихъ нѣтъ этихъ добродѣтелей? Никтоже достоинъ отъ связавшихся плотскими похотми и сластми приходити или приближитися или служити Царю славы: еже бо служити Ему велико и страшно и самѣмъ небеснымъ силамъ. Но обаче неизреченнаго ради и безмѣрнаго человѣколюбія (изъ молитвы во время Херув. пѣсни) Христосъ, въ плоть оболкійся, не отгналъ блудницу, со слезами пришедшую, ниже мытаря отверглъ покаявшагося, ниже разбойника отгналъ, ниже гонителя покаявшася оставилъ, но отъ покаянія къ Нему пришедшія вся въ лицѣ друговъ Своихъ вчинилъ (изъ 9-ой мол. предъ Прич.). Сего ради и мы не будемъ отчаяваться во своемъ спасеніи и, дерзая на безмѣрное благоутробіе Христово, приблизимся къ Нему, если не съ добродѣтелями, которыхъ у насъ нѣтъ, то съ душею сокрушенною и съ покаяннымъ моленіемъ о томъ, чтобы Онъ пріялъ и насъ, какъ пріялъ блудницу, разбойника и мытаря.

/с. 31/ Человѣколюбче Господи! Ты вѣси золъ множество, вѣси и струпы наши и язвы зриши; но и вѣру и произволеніе зриши и воздыханіе слышиши: не таится Тебѣ ниже капля слезная, ниже капли часть нѣкая (изъ 7-ой мол. предъ Прич.). Да вмѣнится же намъ вѣра наша вмѣсто дѣлъ, не взыщеши бо дѣлъ, оправдающихъ насъ, но та вѣра да довлѣетъ вмѣсто тѣхъ, та да отвѣщаетъ, та да оправдитъ, та да покажетъ ны причастники славы Твоея (изъ 8-ой мол. утрен.) и да сподобитъ и насъ вмѣстѣ съ пастырями и волхвами неосужденно поклонитися въ вертепѣ родившемуся Христу Жизнодавцу.

Примѣчаніе:
[1] «Американскій Православный Вѣстникъ» № 1 за 1902 г., стр. 2-5.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 12 (444). Декабрь 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 29-31.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.