Церковный календарь
Новости


2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 4-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 3-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 3-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 2-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 1-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 10-я (1991)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на праздникъ Почаевской иконы Божіей Матери (1965)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на Рождество Пресвятой Богородицы (1965)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№6 (450). – Іюнь 1987 года.

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
О ПОЧИТАНІИ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ.

1. ДѢВА МАРІЯ И ЕВА.

Христосъ произошелъ отъ Дѣвы Маріи, какъ Адамъ отъ земли. Адамъ дыханіемъ Духа Божія — «и вдунулъ въ него дыханіе жизни», и Христосъ наитіемъ Святого Духа — «Духъ Святой найдетъ на Тебя», сказано было Дѣвѣ Маріи. Такъ Христосъ произошелъ по подобію Адама (Быт. 2, 7; Лук. 1, 35).

Но произошелъ Христосъ и по подобію Евы: какъ Ева произошла отъ отца безъ матери («изъ ребра»), такъ и Христосъ произошелъ отъ матери безъ отца (Она «мужа не знала»). Какъ первый Адамъ произвелъ Еву безъ участія женщины, такъ и Марія произвела Христа безъ участія мужчины. Ева явилась только сѣменемъ мужа и Христосъ явился только сѣменемъ жены. Способъ происхожденія Евы и Христа одинаковъ: природу человѣческую оба получили силою Божіею отъ одного пола. Сначала жена (Ева) отъ мужа, а затѣмъ мужъ (Христосъ) отъ жены. Такъ Христосъ принялъ природу перваго Адама, природу всего человѣчества, или всего цѣлаго Адама, отъ Маріи, Которая передала Ему эту природу Адама. Поэтому, какъ Адамъ сказалъ объ Евѣ, такъ и каждый изъ насъ можетъ сказать о /с. 3/ Маріи, а чрезъ Нее и о Христѣ: «вотъ это кость отъ костей моихъ и плоть отъ плоти моей». Черезъ Дѣву Марію наша природа пребываетъ во Христѣ, второмъ Адамѣ (Быт. 2, 21. 23; Лук. 1, 34).

Какъ Христосъ есть второй Адамъ, такъ и Марія есть вторая Ева. Это видно изъ сравненія искушенія Евы и благовѣщенія Маріи.

Тамъ было явленіе падшаго ангела, змѣя, діавола. Здѣсь явленіе святого Ангела Гавріила (Быт. 3, 1; Откр. 20, 2; Лук. 1, 26).

Первый обѣщалъ Евѣ, что черезъ нее человѣкъ будетъ Богомъ: «будете какъ боги». Второй обѣщаетъ Маріи, что черезъ Нее Богъ будетъ человѣкомъ: «наречется Сыномъ Всевышняго, Сыномъ Божіимъ». «Еммануиломъ, что значитъ: съ нами Богъ» (Быт. 3, 4; Лук. 1, 32-35; Матѳ. 1, 23).

Черезъ Еву паденіе, черезъ Марію спасеніе. Тогда Ева обманулась и, возжелавъ быть Богомъ, Богомъ не сдѣлалась. Теперь Богъ дѣлается человѣкомъ, чтобы человѣка дѣйствительно обожить, и прежде всего Марію, въ Которую Онъ входитъ, какъ въ первую отъ всего рода человѣческаго. Жена первою пала, первою и спасена.

Ева проявила невѣріе заповѣди Божіей, не повѣрила Богу и вожделѣла своимъ опытнымъ знаніемъ пріобрѣсти обоженіе. Марія совершенно повѣрила Богу, отвергла въ этой вѣрѣ знаніе («мужа не знаетъ» и не надо знать) и сказала: «да будетъ Мнѣ по слову твоему». «И блаженна увѣровавшая, потому что совершится сказанное Ей отъ Господа». Тамъ паденіе свое и всѣхъ людей сомнѣніемъ и невѣріемъ, здѣсь спасеніе себя и всѣхъ людей вѣрою (Быт. 3, 6; Лук. 1, 34; 37, 45).

Ева показала непослушаніе Богу и на заповѣдь Его — «не ѣшь отъ него» (отъ древа), «взяла плодовъ его и ѣла». Марія послушалась волѣ Божіей въ благовѣстіи безъ всякаго сомнѣнія и сказала: «Се, Раба Господня» (Быт. 2, 17; 3, 6; Лук. 1, 38).

Ева возгордилась отъ мысли «будете какъ боги». Марія была смиренная «Раба Господня», какъ въ принятіе самого благовѣстія о пришествіи черезъ Нее Бога во плоти, такъ и до этого событія; потому что «призрѣлъ Онъ на смиреніе рабы Своей», именно за это свойство души Ея обратилъ на Нее вниманіе и за это удостоилъ Ее быть Своею Матерью. Тогда по гордости Ева сама захотѣла быть Богомъ, теперь за смиреніе Марія удостоилась принять въ Себя Бога и дать Ему природу человѣческую ради нашего спасенія (Быт. 3, 4; Лук. 1, 48).

Ева лишилась благодати Святого Духа и не допущена уже была къ древу жизни. Марія приняла въ Себя Сына Божія — Жизнь Вѣчную, «обрѣла благодать у Бога», получила привѣтствіе — «Радуйся, Благодатная! Господь съ Тобою», и зачала по слову — «Духъ Святой найдетъ на Тебя»...

На такихъ первыхъ и величайшихъ примѣрахъ видимъ, что «Богъ гордымъ противится, а смиреннымъ даетъ благодать» (Быт. 3, 24; Лук. 1, 28. 30. 35; Іаков. 4, 6).

/с. 4/ Евѣ за ея грѣхъ опредѣлены скорби и болѣзни дѣторожденія. Марія, какъ безмужная и несогрѣшившая, безболѣзненно родила Сына.

Но за то, что Ева обольстилась сладостью плода древа знанія, «оружіе прошло душу» Маріи, когда Она увидѣла Сына на древѣ крестномъ. Христосъ искупилъ грѣхъ Евы. Ребро, изъ котораго была создана Ева, было прободено у второго Адама и, въ знакъ искупленія и омытія перваго грѣха, изъ него вышли кровь и вода. Но къ кресту Сына Своего Марія принесла Свои невинныя искупительныя нравственныя скорби и страданія за грѣхъ Евы, потому что изъ-за грѣха Евы Сынъ Ея взошелъ на крестъ. За Еву пострадала Марія и именно у креста, тамъ, гдѣ омывался грѣхъ Евы (Лук. 2, 35; Іоан. 19, 34).

Мы видимъ, что если Христосъ есть второй Адамъ, то Марія есть дѣйствительно вторая Ева, и если Ева была создана, какъ «помощникъ, соотвѣтственный, подобный Адаму» (Быт. 2, 18. 20), то Марія по всѣмъ Своимъ свойствамъ явилась «помощникомъ, соотвѣтственнымъ, подобнымъ» второму Адаму, Самому Господу Іисусу Христу. И насколько безпредѣльно величіе второго Адама, настолько же свято и возвышено величіе второй Евы, достойной этого Адама.

Она несравнима ни съ кѣмъ изъ людей. Въ началѣ и въ центрѣ исторіи стоятъ двѣ жены: Ева и Марія. Ева — мать падшаго и согрѣшившаго человѣчества, Марія — мать новаго, спасающагося и возрожденнаго человѣчества. Въ первой была причина всеобщаго зла, во второй — причина всеобщаго блага.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 6 (450). Іюнь 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 2-4.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.