Церковный календарь
Новости


2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 4-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 3-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 3-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 2-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 1-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 10-я (1991)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на праздникъ Почаевской иконы Божіей Матери (1965)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на Рождество Пресвятой Богородицы (1965)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№6 (450). – Іюнь 1987 года.

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
О ПОЧИТАНІИ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ.

2. ВРЕМЯ ЖИЗНИ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ ОТЪ РОЖДЕНІЯ ЕЯ ДО БЛАГОВѢЩЕНІЯ.

Рожденіе Пресвятой Дѣвы Маріи.

Въ рожденіи Пресвятой Дѣвы Маріи — начало исторіи Новаго Завѣта, исторіи нашего спасенія.

Приготовляется воплощеніе Сына Божія, пришествіе Бога во плоти.

Приготовляется та природа человѣческая, которую долженъ былъ воспринять Самъ Богъ, чтобы спасти родъ человѣческій.

Эта природа человѣческая должна быть достойна Бога, должна быть свята и непорочна, должна имѣть святое происхожденіе, воспитаніе и развитіе.

Избраніе Божіе почиваетъ на Той, Которая должна была дать взаймы Богу отъ всего чеовѣчества общечеловѣческую природу.

Время рожденія Дѣвы — время ожиданія пришествія Мессіи-Христа.

Родители Ея — Іоакимъ и Анна; онъ — царскаго, она — первосвященническаго рода.

/с. 5/


/с. 6/ Престарѣлые супруги не имѣли дѣтей. Это было позоромъ среди людей: таковыхъ считали лишенными Божія благословенія.

Въ уничиженіи и смиреніи они желали ребенка, какъ милости Божіей и снятія своего позора и поношенія среди людей. Такимъ образомъ, смиреніе, молитва и святое обѣщаніе посвятить дитя Богу на служеніе при храмѣ было духовнымъ условіемъ рожденія его.

И Богъ услышалъ ихъ: у нихъ родилась Дочь, Которую они назвали Маріей.

Имя Марія въ переводѣ съ еврейскаго означаетъ: высокая, всѣхъ превосходящая.

Матерь Господа рождается естественно отъ родителей благочестивыхъ, и могла быть только плодомъ ихъ духовнаго подвига, сердечнаго исканія и слезной молитвы къ Богу. Духовное существо должно было быть и плодомъ духа и зачиналось не по стихійному, слѣпому влеченію плоти и обычнымъ законамъ необходимости плотской природы, а по желанію духа и по дѣйствію особой милости и благодати Божіей на людей престарѣлыхъ, увядшихъ уже плотью, но живущихъ духомъ. «Если начатокъ святъ, то и цѣлое, и если корень святъ, то и вѣтви» (Рим. 11, 16). Отъ святого корня произошелъ и святой плодъ.

Примѣръ обѣта относительно будущаго ребенка даетъ неплодная Анна, мать св. пророка Самуила. «И была она въ скорби души, и молилась Господу и горько плакала. И дала обѣтъ, говоря: Господи Саваоѳъ! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мнѣ и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабѣ Твоей дитя мужского пола, то я отдамъ его Господу на всѣ дни жизни его...» (1 Цар. 1, 10-11). По примѣру родителей прор. Самуила поступили и святые Іоакимъ и Анна.

Мать Спасителя, Царя по земному происхожденію и вѣчному служенію и «Первосвященника будущихъ благъ», естественно, что Сама принадлежитъ къ обоимъ родамъ — царскому и первосвященническому въ своемъ народѣ: по отцу изъ колѣна Іудина и дома Давидова, по матери изъ колѣна Левіина и дома Аарона. Хотя Христосъ произошелъ отъ одной матери безъ отца, и Іосифъ былъ только обрученный мужъ Маріи, покровитель и хранитель Ея дѣвичества и номинальный отецъ Спасителя, но Спаситель не номинально принадлежалъ къ царскому дому, а дѣйствительно по матери и по плоти былъ изъ этого дома, которому въ лицѣ Давида было сказано Господомъ: «престолъ твой устоитъ на вѣки» (2 Цар. 7, 16). Престолъ этотъ не могъ не устоять и Марія дѣйствительно Сама необходимо происходила изъ дома Давидова, чтобы быть Матерью Господа.

Введеніе во храмъ Пресвятой Дѣвы Маріи.

Когда Маріи исполнилось три года, Іоакимъ и Анна исполнили свое обѣщаніе и привели Ее въ храмъ іерусалимскій, чтобы тамъ оставить на служеніе Господу. Дѣвицы, посвященныя Богу, воспиты-

/с. 7/


/с. 8/вались при храмѣ и жили около него въ особыхъ домахъ. Обычно первосвященникъ принималъ и благословлялъ всѣхъ посвященныхъ Богу при дверяхъ храма, но когда привели Отроковицу Марію, онъ по особому внушенію Духа Святого ввелъ Ее во Святое Святыхъ храма, куда и самъ могъ входить только одинъ разъ въ годъ.

Пресвятая Дѣва Марія жила при храмѣ до четырнадцати лѣтъ, пребывая въ трудѣ, молитвѣ, въ чтеніи слова Божія, въ совершеніи всякой добродѣтели. Но въ эти годы Ей слѣдовало возвратиться къ родителямъ или выйти замужъ. Такъ какъ Іоакимъ и Анна къ этому времени уже умерли, а Пресвятая Дѣва не захотѣла выходить замужъ, то священники храма обручили Ее дальнему родственнику старцу Іосифу, какъ хранителю Ея дѣвичества.

По исполненіи трехъ лѣтъ Пресвятая Дѣва была посвящена Господу, подобно тому, какъ по ветхозавѣтному закону плоды дерева «три года должно почитать за необрѣзанные — не должно ѣсть ихъ, а въ четвертый годъ всѣ плоды его должны быть посвящены для празднествъ Господнихъ» (Левит. 19, 23-24).

Такъ Анна говорила о своемъ сынѣ Самуилѣ: «когда младенецъ отнятъ будетъ отъ груди и подрастетъ, тогда я отведу его, и онъ явится предъ Господомъ и останется тамъ навсегда»... «И пришла въ домъ Господа въ Силомъ; отрокъ же былъ еще дитя... и сказала: о семъ дитяти молилась я, и исполнилъ мнѣ Господь прошеніе мое, чего я просила у него; и я отдаю его Господу на всѣ дни жизни его — служить Господу» (1 Цар. 1, 21-28). Въ такомъ духѣ, надо полагать, и родители Маріи привели и отдавали свое малое дитя въ храмъ на служеніе.

Насколько сравненіе это вѣрно и выражаетъ истину введенія во храмъ Пресвятой Дѣвы Маріи, можно судить и потому, что Сама Пресвятая Дѣва Свою торжественную пѣснь и радостное благодареніе Господу за счастье быть Его Матерью по плоти, пѣснь «Величитъ душа Моя Господа» (Лук. 1, 46), воспѣла по образу пѣсни Анны, матери пророка Самуила (1 Цар. 2, 1-10): «возрадовалось сердце Мое въ Господѣ, вознесся рогъ Мой въ Богѣ Моемъ»... Содержаніе этихъ чудныхъ славословій въ нѣкоторыхъ важнѣйшихъ чертахъ совпадаетъ съ очевидностью. Да и не могла Пресвятая Дѣва не найти сходства въ жизни Своей и пророка Самуила и не только въ рожденіи и въ введеніи во храмъ, но и въ томъ, что Самуилъ нашелъ и помазалъ отрока Давида на царство, родоначальника царскаго дома, а Марія родила Его, послѣдняго Потомка — Мессію, Царя вѣчнаго Царства. Служители одного дѣла имѣли одно воспитаніе.

Каждый имѣющій Духа Святого, есть храмъ Божій (1 Кор. 3, 16; 6, 19). Въ такомъ человѣкѣ Богъ пребываетъ по благодати. Но только въ единственномъ человѣкѣ въ мірѣ Богъ пребывалъ Самымъ Своимъ Существомъ, Своею природою, воспринимая природу человѣка и въ ней посѣляясь, это — въ Пресвятой Дѣвѣ Маріи. /с. 9/ Она есть дѣйствительно храмъ Божій и мѣсто присутствія Его и славы Его.

Сама «Святое Святыхъ», Сама «ковчегъ», гдѣ заново «открывается» (Исход. 25, 22) Господь роду человѣческому, Пресвятая Дѣва вводится не только въ храмъ, но и во Святое Святыхъ, за завѣсу съ изображеніями херувимовъ. Какъ Симеонъ Богопріимецъ пришелъ по вдохновенію въ храмъ для встрѣчи Господа-Младенца (Лук. 2, 27), такъ и первосвященникъ по внушенію Божію необыкновенно встрѣтилъ Дѣву и ввелъ Ее въ то святое мѣсто, которому Она соотвѣтствовала. Въ «пристройкахъ вокругъ стѣнъ храма, вокругъ храма и давира (Святое Святыхъ), гдѣ сдѣланы боковыя комнаты кругомъ» (3 Цар. 6, 5), которыя были и при второмъ храмѣ, и прожила Свою юность Пресвятая Дѣва.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 6 (450). Іюнь 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 4-9.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.