Церковный календарь
Новости


2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Къ честнымъ сынамъ Россіи" (1907)
2017-11-22 / russportal
Н. Д. Тальбергъ. "Исторія Русской Церкви". Церковное управленіе (1959)
2017-11-22 / russportal
Л. Д. Перепелкина. Градъ Китежъ или самая умышленная страна? (2005)
2017-11-21 / russportal
Программа и уставъ "Русскаго Народн. Союза им. Михаила Архангела" (1909)
2017-11-21 / russportal
Уставъ "Союза Русскаго Народа" (1906)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (6-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (5-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (4-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-21 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе (3-е) на соборъ св. Архистратига Михаила (1965)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы, наконецъ, каяться? (1975)
2017-11-20 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Готовимся ли мы къ Великому посту? (1975)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Мысли о конницѣ (1933)
2017-11-20 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Сибирскіе казаки (1934)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№6 (450). – Іюнь 1987 года.

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
О ПОЧИТАНІИ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ.

3. ВРЕМЯ ЖИЗНИ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ ОТЪ БЛАГОВѢЩЕНІЯ ДО ВОЗНЕСЕНІЯ ГОСПОДНЯ.

Благовѣщеніе.

Почему для Своего воплощенія Богъ избралъ именно Дѣву Марію изъ Назарета? Подобное привлекается подобнымъ.

Сынъ Божій волею Бога-Отца и дѣйствіемъ Святого Духа могъ вселиться только въ такую Дѣву и воспринять природу человѣческую только отъ такого человѣческаго существа, которое было бы достойно этого, было бы по свойствамъ духа своего приспособлено къ принятію Бога въ Себя. Изъ разсказа о Благовѣщеніи Пресвятой Дѣвѣ видно, что именно Такую Дѣву Богъ искалъ и нашелъ Ее въ Маріи.

Для цѣли Боговоплощенія Марія была лучшая изъ всѣхъ дѣвъ на землѣ («благословенна Ты между женами») и среди всѣхъ земныхъ племенъ и поколѣній человѣчества («ублажатъ Ее всѣ роды»).

Чтобы принять въ Себя Бога и послужить «тайнѣ благочестія» — явленію въ міръ «Бога во плоти» (1 Тим. 3, 16), Марія уже была достаточно готова ко дню Благовѣщенія.

Богъ спасаетъ человѣка не безъ человѣка. Онъ ищетъ того, кто бы Его принялъ. И Богъ искалъ въ мірѣ человѣка, черезъ котораго Онъ могъ бы сойти къ людямъ.

Богъ искалъ «лѣствицу», которая бы соединяла небо съ землею (Быт. 28, 12).

Богъ искалъ «терновый кустъ», который бы не сгорѣлъ отъ присутствія Его Божества (Исход. 3, 2).

Богъ искалъ «ковчегъ», въ который бы помѣстить не скрижали закона, а Само воплощенное Слово (Втор. 10, 5).

Онъ искалъ «золотой сосудъ» для манны-Хлѣба, сходящаго съ неба, для Сына Своего (Іоан. 6, 33; Евр. 9, 4).

Онъ искалъ «святилище» и «скинію», черезъ которую Онъ бы могъ «обитать посреди людей» (Исход. 25, 8).

/с. 10/ Настало время Боговоплощенія и древнія «образы настоящаго времени» (Евр. 9, 9) осуществились въ одушевленной скиніи и лѣстницѣ, въ одушевленномъ кустѣ, ковчегѣ и сосудѣ — въ Дѣвѣ.

Долго во многихъ поколѣніяхъ воспитывалась вѣра и наконецъ въ Маріи достигла высшаго развитія и совершенства; послѣдняго предѣла и завершенія.

Она помнила девяностолѣтнюю Сарру, которая родила сына, когда мужу было сто лѣтъ. Она знала, что Сарра напрасно сомнѣвалась въ исполненіи обѣщанія Божія: «есть-ли что трудное для Господа?» (Быт. 18, 14). И бездѣтная Ревекка не иначе получила отъ Бога своихъ близнецовъ, какъ по усердной молитвѣ мужа (Быт. 25, 21). Скорбящая Рахиль имѣла дѣтей только по милости Божіей (Быт. 30, 22). Мать Самсона пріобрѣла его только послѣ благовѣстія Ангела Господня (Суд. 13, 2-3). Анна родила пророка Самуила послѣ многихъ скорбей, молитвъ и горькихъ слезъ по предсказанію первосвященника Илія (1 Цар. 1, 2-17). Наконецъ, родственница ея Елизавета, называемая неплодною, зачала въ старости своей Іоанна Крестителя (Лук. 1, 36). Но всѣ эти святыя женщины имѣли мужей и великая помощь Божія была оказана естественнымъ человѣческимъ силамъ. Поэтому, на благовѣстіе Ангела Марія задала вопросъ: «какъ будетъ это, когда Я мужа не знаю?» И далѣе дѣлаетъ послѣднее усиліе вѣры и наивысшее, какое только возможно человѣку, что Богъ побѣждаетъ законы естества и творитъ, что хочетъ; Она вѣритъ, что и безъ мужа, «силою Всевышняго» Она будетъ имѣть Сына.

Вѣра Пресвятой Дѣвы была проникнута совершеннымъ самоотверженіемъ и самозабвеніемъ. Зачать въ Ея положеніи Дѣвы, обрученной благочестивому старцу на храненіе дѣвства [1], это значитъ

/с. 11/


/с. 12/ оскорбить святого старца Іосифа, явиться измѣнившей Своему призванію и подвергнуть Себя опасности человѣческаго позора и безчестія, и самой смертной казни по закону. Но сила вѣры Ея такъ велика, что на этой мысли Она не остановилась, хотя опасность этого оказалась потомъ совершенно дѣйствительной, и благочестивый старецъ уже хотѣлъ отпустить Ее, предавъ Ее волѣ Божіей и личной отвѣтственности за Свой поступокъ (Матѳ. 1, 19). Ея довѣріе Богу было безграничнымъ, а отъ довѣрія рождались смиреніе и покорность Богу вмѣстѣ съ мужествомъ и безстрашіемъ, сдѣлавшими Ее способной на этотъ величайшій подвигъ.

Ангелъ засвидѣтельствовалъ Дѣвѣ: «Ты обрѣла благодать у Бога» (Лук. 1, 30). До благовѣстія Ангела на протяженіи Своей юной жизни Она обрѣла милость Божію. Чѣмъ? Какъ? Очевидно, что вѣрою, послушаніемъ, смиреніемъ. Въ этихъ добродѣтеляхъ — сущность святой общечеловѣческой природы и та духовная сила Жены, которую Она, по опредѣленію Божію, въ борьбѣ съ діаволомъ, поразитъ его въ голову, въ его духъ невѣрія, непослушанія и гордости. Силою этихъ добродѣтелей и «Сѣмя жены» — Іисусъ Христосъ, побѣдилъ діавола. Тотъ, Кто долженъ былъ явить среди людей образецъ смиренія, какъ путь спасенія — «Я кротокъ и смиренъ сердцемъ» (Матѳ. 11, 29), — и этимъ же смиреніемъ именно человѣческой, не Божественной только природы, побѣдить діавола (Матѳ. 4, 1-10), долженъ былъ принять природу человѣческую, душу и тѣло отъ смиреннѣйшей Рабы Господней. Христосъ — «Сѣмя жены» (Быт. 3, 15), чтобы поражать змѣя въ голову, долженъ былъ быть подлиннымъ сѣменемъ Жены, носителемъ истиннаго смиренія взятой отъ Нея общечеловѣческой природы. Потому Онъ и «призрѣлъ» именно «на смиреніе рабы Своей» и «вознесъ смиренную» (Лук. 1, 48. 52).

Природа человѣческая въ Ней была приспособлена для спасительнаго Божественнаго дѣла именно въ смиреніи, важнѣйшемъ нравственномъ качествѣ для возстановленія падшаго черезъ гордость человѣческаго естества. «Вотъ на кого Я призрю, — говоритъ Господь: на смиреннаго и сокрушеннаго духомъ и на трепещущаго предъ

/с. 13/


/с. 14/ словомъ Моимъ» (Исаія 66, 2). И призрѣлъ Онъ на Нее и сдѣлалъ Ее новымъ престоломъ Божества, потому что Самъ сказалъ о Своемъ жилищѣ: «Я живу на высотѣ небесъ и во святилищѣ, и также съ сокрушенными и смиренными духомъ» (Исаія 57, 15). Такимъ образомъ, строго послѣдовательны и сами по себѣ вѣрны дѣла и слова Божіи, и Пресвятая Дѣва Марія со свойствами Своего характера, твердо и ясно указанными въ Священномъ Писаніи, въ силу этихъ свойствъ, необходимо, а не случайно, не какъ обыкновенная среди всѣхъ дѣвъ со всѣми ихъ недостатками, включается въ дѣло спасенія человѣчества.

То, что Ева извратила, испортила въ своемъ духѣ, то Марія исправила, возстановила въ Себѣ и сдѣлалась «отвѣтственной» Самому Господу, отвѣчала цѣлямъ Божіимъ, приспособила человѣческую природу въ Себѣ для принесенія ея въ даръ Богу для дѣла Его спасенія. Все, что можно сдѣлать для Своей личной святости человѣческими силами, Марія сдѣлала, оставалось только спасти въ жизнь вѣчную божественными силами ея природу, сдѣлавшуюся во Христѣ общечеловѣческою.

Человѣчество въ Ней приготовилось, доросло до принятія Бога, дало въ Ней все, что могло дать: всю вѣру, все смиреніе, всю любовь къ Богу, всѣ совершенства свои принесло Богу въ даръ. Больше этого оно не могло дать. Послѣ этого могло быть только сошествіе Божества на почву, устроенную, приготовленную. И Богъ усматриваетъ на землѣ красоту человѣка и именно въ Ней, и въ Ней находитъ Себѣ мѣсто, чтобы соединить земное и небесное. Золотая чаша для Манны небесной была готова и скинія, въ которой Богъ могъ обитать, была устроена, ковчегъ для Слова Божія, новой скрижали, былъ сдѣланъ.

Дѣва Марія, это — цѣль ветхозавѣтной Церкви. Если родъ человѣческій приготовлялся къ принятію Спасителя, къ пришествію Бога на землю, то приготовился въ Ней, чтобы дать Ее. Она есть Та, Кѣмъ можно было принять Христа на землю. Вся праведность ветхозавѣтной Церкви сосредоточилась въ Ней. Она есть все высшее и святое, до чего могъ дорости ветхій завѣтъ въ ожиданіи Мессіи.

Родъ человѣческій долженъ былъ дать изъ себя новую Еву, новую матерь человѣчества, спасающую и вѣрную, вмѣсто невѣрной и согрѣшающей.

Такимъ образомъ, Пресвятая Дѣва есть представительница и олицетвореніе прежде всего ветхозавѣтной Церкви.

Послушаніе Отрока Іисуса Своей Матери.

Пресвятая Дѣва и Іосифъ «съ великою скорбью искали» Отрока Іисуса въ теченіе трехъ дней, пока наконецъ не нашли Его въ храмѣ іерусалимскомъ «среди учителей». Какой скорбью, кротостью и нѣжностью звучатъ слова упрека Пресвятой Дѣвы: «Чадо! что Ты сдѣлалъ съ нами?» Такую боль причинилъ, столько страданій доста/с. 15/вилъ, такъ измучилъ этимъ поступкомъ! «Вотъ отецъ Твой и Я...» Что Ты сдѣлалъ съ нами?

«Зачѣмъ вамъ было искать Меня? Или вы не знали, что Мнѣ должно быть въ томъ, что принадлежитъ Отцу Моему?» Конечно, знали отлично, что не Іосифъ отецъ Его. «Но они не поняли сказанныхъ Имъ словъ»: въ чемъ, именно, принадлежащемъ Отцу Его небесному Онъ долженъ быть. «И Марія сохранила всѣ слова сіи въ сердцѣ Своемъ»: драгоцѣнныя, любимыя, примѣчательныя, но до времени не понятныя. Во что разовьется дѣятельность Этого Отрока, въ чемъ она будетъ проявляться, какъ будетъ совершаться спасеніе людей — все это еще было сокрыто отъ Матери Господа. Не поняла, но вѣритъ и сохраняетъ слова Его съ любовью и смиреніемъ. Но Отрокъ не отвергъ, не отклонилъ требованія родительскаго о послушаніи. Имѣя всѣ высшія права и уже сознавая Свои обязанности, Онъ не пренебрегъ и низкими человѣческими обязанностями, принялъ къ сердцу «великую скорбь» и заботы родныхъ по плоти. «И былъ въ повиновеніи у нихъ»; больше не ослушался и не огорчилъ Матери Своей. Подъ Ея покровомъ, въ повиновеніи у Нея, въ такомъ укладѣ именно жизни семейной Онъ «преуспѣвалъ въ премудрости и возрастѣ и въ любви у Бога и человѣковъ». Быть въ повиновеніи у плотскихъ родителей и именно у единственной по плоти Матери не только не препятствовало подготовкѣ Его къ служенію среди людей, но и входило въ Божественный планъ и содѣйствовало этому служенію. Принялъ Господь послушаніе Отцу Небесному и Матери земной въ первые же дни сознательной отроческой жизни.

Ходатайство Матери Господа за людей.

То обстоятельство, что Пресвятая Дѣва усердно «сохраняла всѣ слова, слагая въ сердцѣ Своемъ», и тѣ, что Онъ говорилъ и что о Немъ говорили (Лук. 2, 19. 51) и что Она наблюдала все «возрастаніе и укрѣпленіе духомъ, исполненіе премудростью и благодатію Божіей» Своего Младенца, Отрока, Юноши и совершеннаго Мужа (Лук. 1, 40. 52), привело, наконецъ, къ тому, что Она первая вызвала Сына Своего къ совершенію перваго чуда, къ началу знаменіямъ и чудесамъ для спасенія людей, въ самомъ началѣ Его служенія, и къ обращенію къ вѣрѣ Его первыхъ учениковъ. Нужно было Ея присутствіе и участіе въ этомъ начальномъ существеннѣйшемъ моментѣ Его жизни и дѣятельности на бракѣ въ Канѣ Галилейской. Господь отъ Матери Своей получилъ первый призывъ къ совершенію чудесъ, къ этимъ дѣламъ милости и благотворенія роду человѣческому.

Недостатокъ вина на бракѣ была такимъ обстоятельствомъ, которое понудило Пресвятую Дѣву сообщить объ этомъ Сыну Своему съ желаніемъ, чтобы Онъ помогъ бѣднымъ людямъ. Видимо была нужда въ домѣ и бѣдность. Знакомые святой семьи бѣднаго плотника изъ Назарета съ трудомъ устроили брачное угощеніе и оно быстро /с. 16/ кончалось. Только потому, что брачная вечеря омрачалась обнаруженіемъ матеріальныхъ недостатковъ и нищеты, обнаружилось и чуткое къ нуждѣ ближняго, сострадательное, искренно-любящее, отзывчивое, трогательно-заботливое и нѣжное сердце Пресвятой Дѣвы.

И въ первый разъ мы слышимъ обращеніе, ходатайство, просьбу о нуждахъ человѣческихъ изъ устъ Богоматери къ Ея Божественному Сыну, только что начинающему Свое служеніе спасенію рода человѣческаго. Милосердное сердце Пресвятой Дѣвы Маріи, представительницы рода человѣческаго, чуткой къ скорбямъ ближняго, ходатайствуетъ, выражаетъ нужду людей предъ Спасителемъ и призываетъ Его къ дѣлу спасенія въ началѣ Его служенія, къ совершенію перваго чуда.

«Вина нѣтъ у нихъ», — говоритъ Дѣва. «Что Мнѣ и Тебѣ», или иначе сказать, — какое Намъ съ Тобой дѣло до того, что у нихъ нѣтъ вина. По человѣчески разсуждая, — не наша, а гостей это забота: пусть сами хозяева объ этомъ думаютъ. У Господа есть Своя дума и забота, болѣе важная, которая Его занимаетъ сейчасъ. Но если въ этихъ словахъ есть мысль — «что Тебѣ до Меня», и далѣе — «еще не пришелъ часъ Мой», то это значитъ: зачѣмъ Ты обращаешься ко Мнѣ и напоминаешь Мнѣ о часѣ, который еще не пришелъ? Господь придаетъ слову Матери Своей — «вина нѣтъ у нихъ» — какое-то другое значеніе. Она говоритъ объ одномъ, а Онъ подумалъ въ это время о другомъ, и воспоминаніе объ этомъ для Него не своевременно на брачномъ пирѣ и не приноситъ радости. Зачѣмъ Ты объ этомъ говоришь сейчасъ? «Часомъ же Его» была та вечеря и та ночь, о которой говоритъ Евангеліе: «Іисусъ, зная, что пришелъ часъ Его перейти отъ міра сего ко Отцу...» (Іоан. 13, 1). Объ этомъ часѣ Онъ всегда зналъ и готовился къ нему и о немъ молилъ Отца Своего (Іоан. 12, 27). Начало служенія Его — на брачной вечерѣ, и конецъ и завершеніе служенія — на Тайной вечери съ учениками. Здѣсь и тамъ будетъ вино. На первой вечери притвореніе воды въ вино, на второй — вина въ кровь. И тамъ, и здѣсь — для учениковъ. И начинается и завершается Его служеніе однимъ чудомъ при сходныхъ обстоятельствахъ. «Зачѣмъ напоминаешь о винѣ, еще не пришелъ часъ Мой?» — какъ бы говоритъ Господь. И этотъ нѣжный, ласковый упрекъ невинному и невольному напоминанію о будущемъ винѣ, Крови Его, не только, однако, не отклоняетъ просьбы Дѣвы, но совершенно эту просьбу принимаетъ. Должно совершиться первое чудо, какъ и послѣднее. Такъ Пресвятая Дѣва и поняла слова Сына Своего, что просьба Ея услышана и будетъ исполнена, а поэтому, какъ близкая и скорая Помощница, дала Свое распоряженіе слугамъ.

«Что скажетъ Онъ вамъ, то сдѣлайте», — сказала Она. Въ этихъ словахъ заключается единственная заповѣдь, единственная проповѣдь Святой Дѣвы о Сынѣ Своемъ. Слова эти существенны и выражаютъ единственный способъ всеобщаго спасенія — послушаніе Ея Сыну. Матерь Господа такъ говоритъ, какъ говорилъ съ небесъ /с. 17/ и Отецъ Его: «Сей есть Сынъ Мой Возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе; Его слушайте» (Матѳ. 17, 5). Этихъ словъ Пресвятой Дѣвы совершенно достаточно, чтобы знать, какъ думала Она о Сынѣ Своемъ. Эти слова раскрываютъ какъ много знала Она о Его Божественномъ могуществѣ, что ожидала отъ Него, чего хотѣла Она отъ людей въ отношеніи къ Нему. «Что скажетъ Онъ вамъ, то сдѣлайте». Вотъ какую заповѣдь имѣетъ родъ человѣческій для себя изъ устъ Пресвятой Дѣвы Маріи въ напутствіи въ самомъ началѣ служенія Господа.

«Такъ положилъ Іисусъ начало чудесамъ въ Канѣ Галилейской». Это начало положенно по просьбѣ чуткой къ нуждѣ людской Матери Его. Первая просьба Дѣвы Маріи совпала съ началомъ служенія Спасителя и съ первымъ чудомъ Его милости и любви къ роду человѣческому. Потомъ Его милости въ чудесахъ изливались безъ конца, но напутствіе и сердечное участіе и просьбу объ этомъ Онъ впервые услышалъ отъ Своей Матери, Ходатаицѣ предъ Нимъ о нуждахъ людскихъ.

«И явилъ славу Свою». Только тридцати лѣтъ отъ рожденія Господь въ этомъ чудѣ являетъ славу Свою предъ людьми. До этого момента эта слава была сокрыта, никто о ней не зналъ, кромѣ Пресвятой Дѣвы. Она одна нынѣ на бракѣ оказалась свѣдущей о Его подлинной силѣ и содѣйствовала Ея явленію и просьбой къ Сыну, и распоряженіемъ слугамъ. Ея роль преисполнена кротости и смиренія. Ничего не проявляетъ, кромѣ милосердія, движенія сердца, живущаго любовью. Она Сама ничего не можетъ и ничѣмъ не можетъ помочь кромѣ обращенія къ Сыну. Не имѣетъ для Себя никакой славы и Ея не ищетъ, но все устраиваетъ для славы Сына. Она Служительница славы Божіей.

«И увѣровали въ Него ученики Его». Естествеюю, что только теперь увѣровали, познавъ въ Немъ силу Божію. Пресвятая Дѣва не нуждалась въ такомъ увѣреніи. Ей нужна была отъ Него только помощь людямъ. Но прежде, раньше святыхъ Апостоловъ, и во много кратъ больше, чѣмъ они, Она знала Своего Сына, вѣровала въ Него и служила Ему всю жизнь. Увѣровавши въ Спасителя не безъ Ея посредства, Апостолы потомъ ни отъ кого больше, какъ только отъ Нея, могли узнать всѣ подробности Благовѣщенія и Рождества Христова и записать это такъ въ Евангеліяхъ, какъ Она имъ передавала. Въ вѣрѣ и служеніи Христу Она также впереди святыхъ Апостоловъ и по времени, и по силѣ и глубинѣ самой Своей вѣры, которая не знала тѣхъ смущеній, которыя знала вѣра святыхъ Апостоловъ. Она превыше и старше святыхъ Апостоловъ во всемъ.

Попытка Матери Господа защитить Сына Своего.

Въ Капернаумѣ Господь и ученики Его «приходятъ въ домъ, и опять сходится народъ, такъ что имъ невозможно было и хлѣба ѣсть. И услышавши, гдѣ Онъ, ближніе пошли взять Его, ибо гово/с. 18/рили, что Онъ вышелъ изъ Себя. А книжники, пришедшіе изъ Іерусалима, говорили, что Онъ имѣетъ въ Себѣ веельзевула и что изгоняетъ бѣсовъ силою бѣсовскаго князя». Молва шла въ народѣ, что Онъ вышелъ изъ Себя. Не то, чтобы всѣ ближніе Его именно такъ сами думали и вѣрили этому, но молва эта заставила ихъ прійти, чтобы взять Его домой. Книжники іерусалимскіе прямо называли Его одержимымъ бѣсами. О Немъ не разъ происходили между іудеями распри, и одни прямо говорили: «Онъ одержимъ бѣсомъ и безумствуетъ, что слушаете Его?» (Іоан. 10, 20).

Что чувствовала Мать отъ оскорбленій, наносимыхъ Ея Сыну? Какъ Она переносила хулу и клевету, которую сплетали около него толпы невѣрующихъ и злыхъ людей? Какъ Ей было больно, какъ Она страдала за Своего Сына, знаетъ и можетъ понять только мать. Что другое Она могла сдѣлать для защиты Своего дорогого родного Сына, какъ только пойти и «взять Его» домой изъ среды невѣрнаго общества? Если Его такъ безславятъ и клевещутъ, то не лучше-ли Ему уйти отъ злыхъ людей? Только такимъ побужденіемъ состраданія Матери къ Своему Сыну, и боли за Него, и желанія сохранить и защитить Его отъ людской злой молвы и клеветы, можно объяснить эту попытку взять Господа домой.

«И пришли Матерь и братья Его, и стоя внѣ дома, послали къ Нему звать Его» (Марк. 3, 31). Хотя «братья Господни» (Дѣян. 1, 14; 1 Кор. 9, 5) оказались потомъ между Апостолами и сдѣлались таковыми, но о нѣкоторыхъ изъ нихъ первоначально можно было сказать, что они «не вѣровали въ Него» (Іоан. 7, 2-10). Но у всѣхъ родственниковъ Спасителя по плоти было общее огорченіе за Него и единодушное, вмѣстѣ съ Матерью Его, желаніе взять Его изъ среды недоброжелателей.

У Господа всегда было только жизненное ученіе, изъ жизни происходило и жизни научало, и каждый случай жизни давалъ Ему поводъ къ назиданію. Такъ и здѣсь. Родственники зовутъ Его? О, родственниковъ у Него много: «кто будетъ исполнять волю Божію, тотъ Мнѣ братъ и сестра и матерь», — сказалъ Господь. Такимъ образомъ, и изъ родственниковъ по плоти только тотъ Его родственникъ истинный, кто таковъ по духу, а не по плоти. И мы видѣли, что единственная въ мірѣ родственная Христу, Сыну Божію, именно по духу была Его Мать по плоти. Она и въ силу именно этого, всѣ родственные Ей по духу этого исполненія воли Божіей, дѣлаются и Его истинными родственниками: матерями, сестрами, братьями.

Тотъ, Кто училъ, что «всякій, кто оставитъ домъ, или братьевъ, или сестеръ, или отца, или мать, или жену, или дѣтей, или земли, ради имени Моего, получитъ во сто кратъ и наслѣдуетъ жизнь вѣчную» (Матѳ. 19, 29), — конечно, и Самъ все это исполнилъ и оставилъ Своихъ родныхъ по плоти, чтобы пріобрѣсти Себѣ въ сто и въ тысячи кратъ больше родныхъ для Царствія Божія, Но если-же Самъ Господь училъ — «почитай отца и мать» (Матѳ. 19, 19), то оставленіе ихъ не было непочитаніемъ ихъ, а высшимъ почитаніемъ.

/с. 19/ Такихъ же близкихъ и дорогихъ для Себя, какъ они, Онъ еще пріобрѣтаетъ во множествѣ.

Евангеліе не разсказываетъ, видѣлся-ли Господь съ родными, когда они Его звали, или не видѣлся. И много изъ обыденнаго быта жизни Господа не разсказано. Однако мы знаемъ любовь Христову, какъ Онъ, какъ будто-бы возражая Матери Своей, исполняетъ Ея просьбу въ Канѣ, какъ бы отказываясь помочь хананеянкѣ, исцѣляетъ ея дочь (Матѳ. 15, 22), не находитъ нужнымъ платить подать на храмъ, но платитъ (Матѳ. 17, 24). Такъ и здѣсь, конечно, Онъ исполнилъ просьбу родныхъ и видѣлъ ихъ, и успокоилъ, и еще разъ подтвердилъ имъ, что Ему «надлежитъ быть въ томъ, что принадлежитъ Отцу» Его, въ служеніи волѣ Отца. Господь, не отвергая любви родныхъ, направлялъ ее по истинному, духовному, а не плотскому руслу. Любовь земную, плотскую, соблазнительную, отклоняющую отъ спасительнаго подвига проявили ко Христу даже не родные, а преданнѣйшій изъ Апостоловъ, — Петръ (Матѳ. 16, 23).

Ублаженіе Дѣвы Маріи женщиной изъ народа.

«Когда же Онъ говорилъ, одна женщина, возвысивши голосъ изъ народа, сказала Ему: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшіе! А Онъ сказалъ: блаженны слышащіе слово Божіе и соблюдающіе его» (Лук. 11, 27-28).

Восторгъ женщины отъ слова Господня, ибо «множество народа слушало Его съ услажденіемъ» (Матѳ. 12,37), конечно, относился къ личности Самого Божественнаго Проповѣдника. Именно потому, что Онъ такъ чуденъ и прекрасенъ и безконечно мудръ; какъ счастлива, какъ блаженна Его Мать, имѣющая такого Сына! Женщина входитъ въ радость Его Матери, невинно завидуетъ Ей и, прославляя главнымъ образомъ исполненія слова Божія, блаженна именно этимъ исполненіемъ слова Божія, Его Мать, ибо только черезъ исполненіе его Она и удостоилась быть Матерью Господа. Въ этомъ сущность блаженства и Ея и всѣхъ людей. Если женщина полагаетъ, что Мать Его блаженна, то пусть знаетъ, почему Она блаженна и какъ могутъ сдѣлаться блаженными вмѣстѣ съ Нею и другіе. Достойны ублаженія и прославленія, какъ Матерь Господа, и всѣ соблюдающіе вмѣстѣ съ Нею Слово Божіе. Для Господа важно во всякомъ примѣрѣ то, что спасительно для всѣхъ. Какъ Пресвятая Дѣва Марія сдѣлалась Матерью Господа? И, въ силу этого, какъ сдѣлаться родственникомъ Ему по слѣдамъ Ея? Она исполняла волю Божію. Только это приблизило Ее такъ ко Господу. Въ этомъ сущность и основаніе, причина родства Господу Ея и всякаго человѣка; условіе, при которомъ каждый можетъ сдѣлаться родственникомъ Его, какъ сдѣлалась Пресвятая Дѣва Марія.

«Благословенная между женами» получаетъ благословеніе отъ женъ въ лицѣ этой женщины. Еще при жизни Господа Іисуса Христа и предъ Нимъ, вслухъ Ему, было выражено это благословеніе и /с. 20/ было Имъ принято. И Онъ Свою Матерь поставилъ всѣмъ въ примѣръ подражанія, указавъ на сущность Ея праведности, на то, благодаря чему, Она стала Его Матерью.

Любовь Господа къ Своей Матери.

При крестѣ Іисуса стояли Матерь Его и другія жены. «Іисусъ, увидѣвъ Матерь и ученика, тутъ стоящаго, котораго любилъ, говоритъ Матери Своей: Жено, се, сынъ Твой. Потомъ говоритъ ученику: се, Матерь твоя! И съ этого времени ученикъ сей взялъ Ее къ себѣ».

До этого времени Матерь Господа въ такомъ покровительствѣ не нуждалась, потому что съ Ней былъ собственный Ея Сынъ, Который всегда заботился о Матери Своей. Теперь наступаетъ время другое. Мать сиротѣетъ, лишаясь Своей поддержки и опеки въ единственномъ Сынѣ. Она остается одинокой.

Очевидно изъ этого, что забота о Матери у Господа была постоянной, и только теперь происходитъ коренная перемѣна въ Ея положеніи, и заботы о Ней прекращаются и завершаются. Ему остается дать только послѣднія распоряженія объ Ея судьбѣ.

Любовь къ Матери по плоти съ попеченіемъ о матеріальной и духовной опекѣ надъ Нею была у Господа всегда: вся Его жизнь отъ младенчества, отъ первыхъ сознательныхъ дней, когда Онъ могъ быть «въ повиновеніи» у Нея (Лук. 2, 51). Только такимъ всегдашнимъ попеченіемъ объясняется послѣдняя забота Господа о Ней.

Любимый же ученикъ Господа, который по свойствамъ своего характера только и могъ стать замѣстителемъ Самого Господа у Пречистой Его Матери, стать новымъ сыномъ Ея вмѣсто Него, есть наилучшій свидѣтель того, какъ любилъ Господь и почиталъ Свою Матерь. Это самое лучшее и большое, что Онъ могъ для Нея сдѣлать. Черезъ любимаго только ученика Онъ могъ передать и выразить и проявить къ Матери въ достаточной степени Свою любовь.

Матерь Господа есть Матерь только Его одного, Божественнаго лица, соизволившаго для нашего спасенія принять отъ Нея природу человѣческую. Она единственная изъ матерей всего міра, никогда не бывшая матерью человѣческой личности. Но когда Господь оставляетъ землю, Онъ, единственный Ея родной Сынъ, дѣлаетъ и человѣческую личность Іоанна Ея сыномъ по усыновленію. Такъ Онъ и Самъ, не будучи Сыномъ Іосифа, былъ усыновленъ ему. И теперь усыновляетъ Маріи, вмѣсто Себя, Іоанна. Это былъ первый Ея сынъ изъ людей, изъ человѣческихъ личностей и въ его лицѣ стали таковыми сыновьями и дочерями Ея всѣ христіане. Вѣдь общечеловѣческая природа, принятая отъ Нея Господомъ, дѣйствительно сдѣлала Ее матерью и всего человѣчества. Поэтому, усыновляя Ее Іоанну, Господь усыновляетъ Ей и насъ всѣхъ христіанъ, и даетъ Ей разрѣшеніе именоваться и Матерью всѣхъ людей, хотя, по существу, по природѣ, Она Матерь по плоти только одного Божественнаго лица /с. 21/ — Своего Сына. Въ Іоаннѣ, въ Ея первомъ сынѣ изъ людей, мы, всѣ люди, и особенно христіане, стали Ея дѣтьми.

Когда Господь совершилъ дѣло искупленія людей и приноситъ Богу въ жертву самую природу человѣческую, вполнѣ было своевременно Носительницу Его искупительной природы сдѣлать Матерью и любимаго ученика и всѣхъ людей. Его Мать становится отнынѣ и Матерью всѣхъ. Это есть новая Ева и «матерь всѣхъ живущихъ» (Быт. 3, 20). Какъ послѣ грѣхопаденія Адамъ назвалъ жену свою, такъ послѣ искупленія грѣха Адамова Господь назвалъ Матерь Свою. Марія первая искуплена, а за Нею всѣ люди.

Мы видимъ, что Матерь Господа, согласно описанію Евангелія, цѣлесообразно выступаетъ въ началѣ явленія Господа на землю, въ срединѣ, при вступленіи Его на общественное спасительное служенія для рода человѣческаго, и въ концѣ Его земной жизни. Въ этихъ указаніяхъ Святого Евангелія вполнѣ достаточно смысла, чтобы показать, какое значеніе имѣетъ Матерь Господа въ дѣлѣ совершеннаго Имъ спасенія людей. Въ самыхъ существеннныхъ моментахъ Господняго служенія выявлены всѣ святыя черты Ея характера и показаны съ достаточной ясностью и выразительностью Ея отношенія къ Сыну и людямъ. Краткія указанія Слова Божія о Пресвятой Дѣвѣ Маріи такъ же полны глубочайшаго смысла и назиданія, какъ и всѣ прочія слова Писанія. Величіе Ея ясно сознается и почитаніе Ея блаженною и благословенною среди всѣхъ родовъ твердо, разумно и духовно и всесторонне обосновывается тѣмъ-же Словомъ Божественнымъ.

Примѣчаніе:
[1] Что Пресвятая Дѣва осталась безмужною навсегда, совершенно очевидно изъ Ея вопроса: «какъ будетъ это, когда Я мужа не знаю?» Вопросъ этотъ былъ бы неумѣстенъ, если бы можно было вообще выйти замужъ за Іосифа. Она бы объ этомъ не сказала. Хотя Она была обручена мужу (Лук. 1, 27), но замужъ за Іосифа, въ дѣйствительности, нельзя было выйти. Этотъ вопросъ былъ рѣшеннымъ, если уже обрученная, могущая имѣть мужа въ ближайшее время, говоритъ: «Я мужа не знаю». Іосифъ не мужъ и быть имъ не можетъ. Самое же обрученіе было только закрѣпленіемъ такого безбрачнаго состоянія навсегда, было именно храненіемъ дѣвичества Маріи. Іосифъ и не предполагалъ быть мужемъ; Она даже не подумала о немъ и о возможности скораго брака, чѣмъ кончается обычно обрученіе. Но мужа нѣтъ и замужество исключено совсѣмъ. Она обручена старцу Іосифу и этимъ обречена уже на вѣчное дѣвство. И Марія, конечно, знала, почему Она была отдана въ храмъ, какъ Она посвящена родителями Богу и родилась послѣ даннаго Богу обѣта этого посвященія. Будущая Матерь Господа не могла нарушить этого посвященія. И Она осталась Дѣвою и до Рождества и въ Рождествѣ Сына. Замѣтивъ Ея зачатіе, праведный Іосифъ было «хотѣлъ тайно отпустить Ее», не желая подвергать суду общества, но по внушенію Ангела не оставилъ Дѣву и рѣшилъ назваться мужемъ Маріи и отцомъ Сына, хотя ни тѣмъ, ни другимъ, въ дѣйствительности, никогда не былъ.
     И по Рождествѣ Сына Марія осталась Дѣвою и въ силу тогоже Своего посвященія отъ младенства и по обрученіи мужу-хранителю Ея дѣвичества, и въ силу теперь благодатнаго освященія и сверхъестественнаго Своего избранія въ Рождествѣ Христовомъ. Въ этомъ послѣднемъ было укрѣпленіе безбрачія Маріи и для Іосифа.
     Слово Божіе указываетъ, что рожденный Сынъ — былъ «первенецъ» и послѣд/с. 12/нимъ, и единственнымъ у тѣхъ родителей, которые получили о рожденіи его предвозвѣщеніе свыше чрезъ Ангеловъ; такъ Сарра родила единственнаго Исаака (Быт. 18), жена Маноя такъ родила Самсона (Суд. 13) и такъ Елизавета родила Іоанна Крестителя (Лук. 1). Въ другихъ же случаяхъ, безъ особаго небеснаго посланничества, неплодныя сначала жены, по милости Божіей, имѣли потомъ по два и больше дѣтей (Ревекка, Рахиль, Анна, мать Самуила). Великое же небесное посѣщеніе пресѣкало даже законные брачные узы. Тѣмъ болѣе Пресвятая Дѣва и по Рождествѣ осталась Дѣвою, какъ и до Рождества и въ Рождествѣ. Исполнилось на Ней пророчество о Боговоплощеніи: «ворота сіи будутъ затворены, не отворятся, и никакой человѣкъ не войдетъ ими, ибо Господь Богъ Израилевъ вошелъ ими, и они будутъ затворены» (Іез. 44, 2).
     Въ Словѣ Божіемъ Дѣва Марія вездѣ называется «Матерью Іисуса», «Матерью Его» (Іоан. 19, 25; Дѣян. 1, 14) и больше ничьею матерью. Была же и другая Марія, «мать Іакова младшаго и Іосіи» (Марк. 15, 40; Лук. 24, 10). Это была двоюродная, видимо, «сестра Матери Его Марія Клеопова» (Іоан. 19, 25), мать этихъ троюродныхъ братьевъ Іисуса, жившихъ вмѣстѣ съ Нимъ въ Назаретѣ.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 6 (450). Іюнь 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 9-21.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.