Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Икона Божіей Матери Иверская-Мѵроточивая (сказаніе и акаѳистъ) (1995)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№6 (450). – Іюнь 1987 года.

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
О ПОЧИТАНІИ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ.

5. ПОЧИТАНІЕ СВЯТЫХЪ, КАКЪ ОСНОВАНІЕ ПОЧИТАНІЯ ДѢВЫ МАРІИ.

Почитаніе Пресвятой Дѣвы Маріи имѣетъ общее основаніе съ почитаніемъ всѣхъ святыхъ и занимаетъ только первое мѣсто въ этомъ почитаніи.

Небесная жизнь святыхъ.

Это общее основаніе состоитъ прежде всего въ томъ фактѣ, свидѣтельствуемомъ Словомъ Божіимъ, что «Богъ не есть Богъ мертвыхъ, но живыхъ, ибо у Него всѣ живы» (Лук. 20, 38), то-есть мертвыхъ у Бога совсѣмъ нѣтъ. Смерть есть только разлученіе души съ тѣломъ и жизнь души, оживлявшей и оставившей тѣло, сохраняется въ Богѣ. Въ святыя души, достигшія сейчасъ же послѣ смерти «перваго воскресенія» (Откр. 20, 5), то-есть блаженства жизни вѣчной еще до второго воскресенія, воскресенія тѣлъ, «пребываютъ, какъ Ангелы Божіи на небесахъ» (Матѳ. 22. 30).

Святыя души и Ангелы на небесахъ, какъ подлинно живые, все /с. 26/ слышатъ, все видятъ, что происходитъ на землѣ, сорадуются, сострадаютъ, молятся, просятъ за міръ, предстательствуютъ.

«Авраамъ, отецъ вашъ, — говоритъ Спаситель, — радъ былъ увидѣть день Мой; и увидѣлъ и возрадовался» (Іоан. 8, 56). Онъ увидѣлъ наше спасеніе.

Но святые люди на небесахъ и именно «души убіенныхъ за слово Божіе» скорбятъ о торжествѣ неправды на землѣ и жаждутъ побѣды истины и суда Божія, молясь: «доколѣ, Владыко, Святый и истинный, не судишь и не мстишь живущимъ на землѣ за кровь нашу?» (Откр. 6, 9-10).

Ангелы глубоко сострадаютъ людямъ въ ихъ страданіяхъ и молятся за судьбу цѣлыхъ народовъ. «Ангелъ Господень сказалъ: Господи Вседержителю! Доколѣ Ты не умилосердишься надъ Іерусалимомъ и надъ городами Іуды»... (Зах. 1, 12). Исполненный самъ милосердія къ людямъ, ангелъ молится о милосердіи Божіемъ.

Какъ драгоцѣнна каждая душа человѣческая для чутко любящихъ Ангеловъ видно изъ того, что на небесахъ «бываетъ радость у Ангеловъ Божіихъ и объ одномъ кающимся грѣшникѣ» (Лук. 15, 10).

«Смотрите, не презирайте ни одного изъ малыхъ сихъ, — сказалъ Спаситель о дѣтяхъ, — ибо, говорю вамъ, что ангелы ихъ на небесахъ всегда видятъ лицо Отца Моего Небеснаго» (Матѳ. 18, 10), то-есть дѣти имѣютъ въ ангелахъ своихъ защитниковъ и предстателей предъ Богомъ. Какъ же можно «презирать» дѣтей, когда они имѣютъ заботы о себѣ даже у Ангеловъ?!

Ангелы, какъ «служебные духи, посылаемые на служеніе для тѣхъ, которые имѣютъ наслѣдовать спасеніе» (Евр. 1, 14), дѣйствительно и осязательно являются людямъ, когда «услышаны молитвы ихъ и милостыни ихъ вспомянулись предъ Богомъ» (Дѣян. 10, 31). Они свидѣтели и молитвамъ, и милостынямъ людей, и тому, что все это принято Богомъ. Они посредники между Богомъ и человѣкомъ и служители Богу и спасенію людей.

На небесахъ представители всѣхъ святыхъ Ветхаго и Новаго Завѣтовъ (12 сыновей Іакова, или колѣнъ Израилевыхъ, и 12 Апостоловъ), то-есть «двадцать четыре старца пали предъ Агнцемъ, имѣя каждый гусли и золотыя чаши, полныя ѳиміама, которыя суть молитвы святыхъ» (Откр. 5, 8). И «иному ангелу» на небесахъ «дано было множество ѳиміама съ молитвами святыхъ отъ руки ангела предъ Бога» (Откр. 8, 3-4).

Молитвы какихъ святыхъ, небесныхъ или земныхъ, возносятся Ангелами и небесными старцами къ престолу Божію? Надо полагать, что не небесныхъ-же святыхъ, такъ какъ небесные и молятся сами у престола Божія. И они не только сами молятся, но еще и представляютъ Богу молитвы другихъ святыхъ, то-есть не иныхъ святыхъ, какъ только земныхъ. Святыми же называются всѣ христіане, какъ призванные къ святости (1 Ѳес. 4, 7).

Когда святые земли молятся, то ихъ молитвы возносять къ Богу /с. 27/ Ангелы и святые люди на небесахъ. Не безъ посредства небесныхъ святыхъ восходятъ къ Богу молитвы земныхъ.

Причастность святыхъ къ заботамъ о земныхъ людяхъ и ихъ спасеніи, живая любовь ихъ, полная состраданія, и есть ихъ временное, среднее, неполное состояніе блаженства до всеобщаго воскресенія и суда, послѣ чего только они будутъ имѣть полноту блаженства и радость спасенія за себя и за всѣхъ спасенныхъ.

Земныя дарованія святыхъ на небесахъ.

Въ этомъ фактѣ, что святые небесные жители подлинно живы, все видятъ, слышатъ, знаютъ, чувствуютъ и на все отвѣчаютъ, что происходитъ на землѣ, заключается другой важнѣйшій фактъ, что святые люди уходять отъ земли съ тѣми способностями, навыками, благодатными дарованіями, которыя пріобрѣли на землѣ и ничего кромѣ тѣла не теряютъ, и съ нимъ ограниченности дѣйствій.

Небесныя дарованія святыхъ есть продолженіе, усиленіе и расширеніе ихъ земныхъ дарованій.

Такъ, святымъ людямъ на землѣ присущъ даръ вѣдѣнія всего сокровеннаго и тайнаго.

Св. пророкъ Ахія, хотя былъ слѣпъ, но узналъ пришедшую къ нему жену Іеровоама. Пророкъ Елисей зналъ, что далеко отъ него дѣлали слуга Гіезій и сиріяне. Св. ап. Петръ раскрылъ утаенное Ананіей и Сапфирой (3 Цар. 14, 4-6; 4 Цар. 5, 25; 6, 8; Дѣян. 5, 1-11). И совершенно понятно, что это свойство святыхъ на небесахъ безмѣрно расширяется и дѣлается присущимъ всѣмъ святымъ съ момента отдѣленія ихъ душъ отъ тѣлъ.

Исключительное значеніе имѣетъ молитва за другихъ со стороны людей праведныхъ. «Много можетъ усиленная молитва праведнаго. Илія былъ человѣкъ, подобный намъ», и молитвою своею прекратилъ дождь и испросилъ дождь. Объ Іовѣ праведномъ Господь сказалъ: «рабъ Мой Іовъ помолится за васъ, ибо только лице его Я приму» (Іак. 5, 16-18; Іов. 42, 8). И это потому, что «если сердце наше не осуждаетъ насъ, — говоритъ св. апостолъ, — то мы имѣемъ дерзновеніе къ Богу и чего ни попросимъ, получимъ отъ Него, потому что соблюдаемъ заповѣди Его и дѣлаемъ благоугодное предъ Нимъ» (1 Іоан. 3, 21-22).

Таковы молитвы святыхъ Апостоловъ за людей: «Для сего и молимся всегда за васъ, чтобы Богъ нашъ содѣлалъ васъ достойными званія», «не перестаемъ молиться о васъ и просить, чтобы вы исполнились познаніемъ воли Его», «о семъ-то и молимся, о вашемъ совершенствѣ» (2 Ѳес. 1, 11; Колос. 1, 9; 2 Кор. 13, 9).

Св. апостолъ говоритъ христіанамъ: «не перестанемъ молиться о васъ». Если молитва Апостоловъ была на землѣ непрестанна, то какъ она можетъ перестать послѣ того, какъ они «вышли изъ тѣла и водворились у Господа»? Вѣдь, «любовь никогда не перестаетъ, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнутъ, и знаніе упразднится» (Кол. 1, 9; 1 Кор. 13, 8).

/с. 28/ Если святые люди имѣли на землѣ любовь къ людямъ и въ этой любви стяжали самый залогъ жизни вѣчной, то, очевидно, что, перейдя черезъ любовь «отъ смерти въ жизнь» (1 Іоан. 3, 14), они не лишились этой любви къ людямъ, но продолжаютъ ее имѣть, иначе бы они лишились самаго Царства Божія и перестали бы его чувствовать. Если они имѣли на землѣ состраданіе къ людямъ, непрестанное желаніе имъ спасенія и молитву за насъ къ Богу, здѣсь слышали и принимали просьбы о молитвахъ, знали человѣческія нужды и дѣянія, даже сокровенныя и тайныя, и могли помогать людямъ данными имъ отъ Бога благодатными силами и своими молитвами предъ Богомъ, то ни одно изъ этихъ свойствъ они не могли потерять, «выйдя изъ тѣла и подворившись у Господа». Напротивъ, если, «водворяясь въ тѣлѣ, мы устранены отъ Господа» и «отчасти знаемъ», то когда «настанетъ совершенное, то тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13, 9-10). Святые имѣютъ на небѣ полноту благодатныхъ дарованій и вѣдѣнія, и всегда готовы на помощь, и имѣютъ на это больше возможностей, чѣмъ имѣли на землѣ.

Что все на землѣ пріобрѣтенное остается съ человѣкомъ и по смерти его съ его душею и служитъ залогомъ его будущей судьбы и самаго блаженства Рая, видно изъ того несомнѣннаго факта Слова Божія, что земная жизнь есть подготовка къ Царству Божію. Каждый получитъ соотвѣтственно тому, «что онъ дѣлалъ, живя въ тѣлѣ, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). «Что посѣетъ человѣкъ, то и пожнетъ... сѣющій въ духъ, отъ духа пожнетъ жизнь вѣчную» (Гал. 6, 7-8). «Мы перешли изъ смерти въ жизни, — говоритъ апостолъ, — потому что любимъ братьевъ». Всякій любящій брата уже имѣетъ жизнь вѣчную, въ немъ пребывающую, уже вкушаетъ блаженство будущаго вѣка (1 Іоан. 3, 14-15). Отсюда «Царство Божіе внутрь насъ есть» (Лук. 17, 21).

Такимъ образомъ, дѣятельная любовь внѣдренная въ души святыхъ здѣсь на землѣ, пребываетъ съ ними вѣчно на небесахъ.

Многоразличныя благодатныя дарованія святыхъ нужны исключительно для Церкви земной. И коль скоро святые, «выйдя изъ тѣла и водворившись у Господа» (2 Кор. 5, 8), не могли потерять и лишиться этихъ дарованій, то они продолжаютъ ихъ имѣть исключительно на пользу Церкви земной, то-есть они ей неизмѣнно помогаютъ этими же дарами своими. Доколѣ существуетъ Церковь земная, святые не могутъ остаться безъ заботъ о ней и ихъ дарованія имѣютъ смыслъ только въ этомъ.

Церковь земная и Небесная.

Мы видимъ, что Церковь, во всемъ ея земномъ и небесномъ составѣ, есть подлинно живое тѣло Христово, и только въ томъ случаѣ оно и есть тѣло, когда всѣ члены ея, небесные и земные, находятся въ полнотѣ взаимной связи и живого сочувствія и содѣйствія другъ другу. Безъ этого осуществленія живой и полной связи между /с. 29/ небесными и земными, Церкви, какъ живого тѣла Христова, нѣтъ и быть не можетъ.

Церковь — тѣло, и «Богъ соразмѣрилъ тѣло... дабы не было раздѣленія въ тѣлѣ, а всѣ члены одинаково заботились другъ о другѣ. Посему, страдаетъ-ли одинъ членъ, страдаютъ съ нимъ всѣ члены; славится-ли одинъ членъ, съ нимъ радуются всѣ члены» (1 Кор. 12, 25-26), какъ Церкви земной, такъ и небесной.

Слово Божіе утверждаетъ, что цѣлью пришествія Христова было наше спасеніе, то-есть, чтобы Церковь небесную и земную соединить въ единое тѣло Христово подъ единымъ Его главою, и Богъ «все небесное и земное соединилъ подъ главою Христомъ». Тѣмъ, что Богъ «воскресилъ Его изъ мертвыхъ и посадилъ одесную Себя на небесахъ», Онъ поставилъ Его «превыше всякаго... имени, именуемаго не только въ семъ вѣкѣ, но и въ будущемъ... Поставилъ Его выше всего, главою Церкви, которая есть тѣло Его, полнота, наполняющаго все во всемъ» (Ефес. 1, 10. 20-23). «Богъ превознесъ Его и далъ Ему имя выше всякаго имени, дабы предъ именемъ Іисуса приклонилось всякое колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ» (Филип. 2, 9-10).

Съ кѣмъ мы, члены Церкви земной, соединились на небесахъ, слово Божіе указываетъ подробно. «Вы приступили къ горѣ Сіону и ко граду Бога живого, къ небесному Іерусалиму и тьмамъ Ангеловъ, къ торжествующему собору и Церкви первенцевъ, написанныхъ на небесахъ, и къ Судіи всѣхъ Богу, и къ духамъ праведниковъ, достигшихъ совершенства, и къ Ходатаю Новаго Завѣта Іисусу Христу, и къ крови кропленія» (Евр. 12, 22-24). И тысячи Ангеловъ и соборъ первенцевъ и духовъ праведниковъ, достигшихъ совершенства, стали намъ близки чрезъ Христа, Который «искупилъ насъ отъ этого суетнаго вѣка» и вознесъ насъ въ Себѣ въ это Царство Свое. «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы въ немъ обитала всякая полнота, и чтобы посредствомъ Его примирить съ Собою все, умиротворивъ чрезъ Него кровію креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1, 19-20). Такъ мы сдѣлались «сограждане святыхъ и свои Богу» (Ефес. 2, 19).

Такимъ образомъ, члены Церкви небесной, какъ и земной, «мы, многіе, составляемъ одно тѣло во Христѣ, а порознь одинъ для другого члены» (Рим. 12, 5). Церковь небесная и земная неразрывны вмѣстѣ есть цѣлостное и единое тѣло Христово.

Только при органически цѣлостно-живомъ пониманіи Церкви, то-есть, какъ о живомъ тѣлѣ Христовомъ, въ которомъ всѣ члены находятся въ живомъ общеніи, и Церковь небесная и земная составляютъ единое цѣлое, неразрывно связанное во Христѣ, тѣло, гдѣ члены другъ друга чувствуютъ; только при такомъ пониманіи возможно почитаніе Пресвятой Дѣвы и всѣхъ святыхъ.

/с. 30/

Спасительное служеніе святыхъ.

Святыхъ людей разнаго положенія и званія, спасающагося въ Церкви и достигающихъ Царства Божія, множество. Но большая часть спасающихся достигаютъ спасеніе черезъ покаяніе и прощеніе своихъ грѣховъ, черезъ добродѣтели вѣрующаго сердца, могущія усвоить блаженство жизни вѣчной и извѣстныя единому Судіи всѣхъ Богу. Но есть въ Церкви святые, которые, спасаясь сами, много послужили и спасенію другихъ людей: примѣромъ жизни, трудами, благодатными дарованіями чудотворенія, управленія, учительства, сильными молитвами къ Богу за людей.

«Въ одномъ тѣлѣ у насъ много членовъ, но не у всѣхъ членовъ одно и то же дѣло». По данной намъ благодати, имѣемъ различныя дарованія: проповѣдничество, служеніе, учительство, увѣщаніе, начальствованіе, благотворительность, слово мудрости, вѣру, исцѣленія, чудотворенія, пророчество, различеніе духовъ, языки... (Рим. 12, 4-8; 1 Кор. 12, 4-12). Все это суть различные дары одного и того же Духа Святого, живущаго въ Церкви, на пользу Церкви.

Духъ Святой вездѣ, на всякомъ мѣстѣ, и въ Немъ все небо близко къ намъ со всѣми Ангелами, святыми, Пресвятою Дѣвою. Духомъ Святымъ святые люди на землѣ видятъ тайное и сокровенное, и Имъ же они видятъ и знають все на небѣ. Миръ и любовь, милость и всякая благодать помощи проистекаютъ отъ единаго Бога, какъ отъ источника, и отъ этого источника всѣ святые почерпаютъ, какъ Божіи служители.

Свв. Апостолы были только орудіями силы Божіей: «Богъ же творилъ не мало чудесъ руками Павла»; «во свидѣтельство слову благодати Своей творилъ руками ихъ знаменія и чудеса» (Дѣян. 19, 11; 14, 3; 5, 12); «руками же Апостоловъ совершались въ народѣ многія знаменія и чудеса». Такъ свидѣтельствуетъ Слово Божіе о единой славѣ Божіей и единой силѣ Его, дѣйствующей черезъ людей, предоставившихъ себя Ему въ «орудія праведности» (Рим. 6, 13).

Ап. Петръ исцѣляетъ хромого и говоритъ: «во имя Іисуса Христа Назорея, встань и ходи». И далѣе къ народу: «что дивитесь сему, или что смотрите на насъ, какъ будто мы своею силою или благочестіемъ сдѣлали то, что онъ ходитъ?... И ради вѣры во имя Его, имя Его укрѣпило сего, котораго вы видите и знаете, и вѣра, которая отъ Него, даровала ему исцѣленіе сіе предъ всѣми вами» (Дѣян. 3, 6, 12, 16).

Кромѣ Господа Іисуса Христа, «нѣтъ другого имени подъ небомъ, даннаго человѣкамъ, которымъ надлежало бы намъ спастись» (Дѣян. 4, 12). И Пресвятая Дѣва Марія, и всѣ святые Ангелы и святые люди и на небѣ, и на землѣ свидѣтельствуютъ только объ этомъ /с. 31/ спасительномъ имени, служа только Ему одному и отъ Него одного почерпая все для нашего спасенія.

Для человѣка, жаждущаго и погибающаго въ безводной пустынѣ, спасеніемъ можетъ быть только источникъ воды. Но если бы онъ самъ не могъ достигнуть воды и кто-нибудь принесъ ее ему, то, хотя вода — главный спаситель, но безъ принесшаго ее онъ бы погибъ и долженъ почитать послѣдняго, какъ своего спасителя. О такомъ человѣкѣ можно сказать, что онъ спасъ тебя отъ смерти, хотя безъ воды онъ также бы не спасъ, но и вода безъ такого передатчика ея, также не спасла бы жизни человѣка. Господь Іисусъ Христосъ — источникъ воды для жизни вѣчной. Поэтому святые люди спасаютъ насъ, какъ служители Божіи, благодатными дарами Божіими, молитвами къ Богу, трудами своими для нашего спасенія во Христѣ. Всякое дѣло ихъ въ Богѣ и для Бога, и отъ Бога, какъ отъ источника спасенія. Когда апостолъ говоритъ: «не спасу-ли нѣкоторыхъ» (Рим. 14, 14), то разумѣетъ спасеніе во имя Христово, а не въ свое имя. «Онъ (апостолъ) скажетъ тебѣ слова, которыми спасешься ты и весь домъ твой» (Дѣян. 10, 6). Онъ «благодатью, которая съ нимъ, потрудится» (1 Кор. 15, 10) для твоего спасенія... И если отъ апостола ожидать себѣ спасенія, то не иного, какъ во Христѣ и не иными силами, какъ только Христовыми.

Такъ, Господь есть источникъ воды, единый спасающій всѣхъ, самая сила спасенія къ жизни вѣчной, но передатчики этой силы свв. Апостолы и другіе ихъ преемники, и святые люди, совершающіе ихъ дѣло, являются вторыми спасителями многихъ. Одинъ Отецъ, одинъ Учителъ и Наставникъ, одинъ Спаситель и Ходатай и Посредникъ — Господь, но есть и меньшіе, и вторые ходатаи и посредники, и отцы, и учители, и наставники, служители Единаго, которые совершенно необходимы для спасенія людей и Господомъ учреждены и поставлены.

Есть молитвенное «ходатайство многихъ» (2 Кор. 1, 11).

И одни «отцы, учители и наставники» (Матѳ. 23, 5-10) приходятъ во славу свою, человѣческую, и въ свое имя (Іоан. 7, 18; 12, 43; 5, 43), а другіе — отцы, учители и наставники приходятъ во славу Божію и во имя Христово (1 Кор. 4, 15; 12, 28). Послѣдніе не наносятъ ущерба славѣ Божіей, но служатъ только этой славѣ, а не своей, и Самимъ Богомъ прославлены Его-же славою. «Я прославлю прославляющихъ Меня». «Отче, славу, которую Ты далъ Мнѣ, Я даю имъ» (1 Цар. 2, 30; Іоан. 17, 22).

Поэтому «мы ублажаемъ тѣхъ, которые терпѣли», и беремъ ихъ «въ примѣръ» себѣ (Іак. 5, 10-11). Должны «поминать наставниковъ» своихъ и «подражать вѣрѣ ихъ» (Евр. 13, 7). Это тѣ святые люди, которыхъ нѣтъ на землѣ, но они живутъ въ памяти членовъ Церкви и никогда ими не забываются за ихъ служеніе спасенію людей.

Но проявленное ими на землѣ взошло съ ними на небо и продолжаетъ проявляться на землѣ въ тѣхъ-же дѣйствіяхъ благодатной помощи людямъ. И та слава, которую святые люди имѣли на землѣ, /с. 32/ съ восходомъ ихъ на небо, благодаря таковой не перестающей ихъ помощи, возрастаетъ еще больше; и этихъ святыхъ Святая Церковь Христова «прославляетъ» на землѣ, поручая вѣрныхъ своихъ сыновъ ихъ молитвамъ и благодатной помощи, а вѣрныхъ призывая прибѣгать къ ихъ помощи и содѣйствію въ дѣлѣ своего спасенія.

Молитвенное призываніе святыхъ.

Хорошо имѣть за себя дерзновенныя, святыя молитвы праведныхъ, благоугодившихъ Богу и могущихъ все получить отъ Бога по просьбѣ своей.

Святые люди, какъ «Ангелы Божіи на небесахъ», какъ члены одного съ нами тѣла — Церкви, сострадающіе, радующіеся, сочувствующіе намъ, все видятъ, все слышатъ, и слышатъ наши молитвы и просьбы къ себѣ, и возносятъ молитвы людей къ престолу Божію. Въ «чашахъ ѳиміама», у престола Божія, они возносятъ Богу именно тѣ молитвы, которыя были направлены къ нимъ съ просьбами объ ихъ ходатайствѣ предъ Богомъ. Эти молитвы святыхъ, то-есть избранныхъ, отдѣленныхъ Богу на землѣ людей, или христіанъ (Ефес. 1, 1 и др.), небесные святые имѣютъ въ своемъ вѣдѣніи, чтобы ихъ возносить къ Богу отъ себя, съ присоединеніемъ своего сильнѣйшаго ходатайства. Чрезъ этихъ небесныхъ святыхъ земныя молитвы доходятъ къ Богу.

Если до пришествія Христова и прославленія святыхъ въ Немъ прор. Самуилъ явился на беззаконный зовъ грѣшныхъ людей и показалъ, что онъ все знаетъ о Саулѣ (1 Цар. 28, 14), то какъ же святые люди не слышатъ святыхъ молитвъ людей и просьбъ о духовной благодатной помощи?

Свидѣтельства слова Божія намъ показали, что всѣ «вышедшіе изъ тѣла, водворились у Господа», что всѣ живы у Бога, и живы подлинно, въ сочувствіи и содѣйствіи земнымъ, какъ члены единаго тѣла; что Церковь есть истинно небесно-земное живое тѣло Христово именно въ такой связи и взаимодѣйствіи его членовъ; что небесныя, святыя души, призываемыя нами въ молитвахъ и прославляемыя въ праздничныхъ воспоминаніяхъ, слышатъ и принимаютъ наши молитвы и содѣйствуютъ намъ тѣми же молитвами, силами, дарами, способностями, которыя имѣли отъ Бога для насъ, ради нашего спасенія, живя на землѣ.

И мы приводимъ имена святыхъ на память, предъ Богомъ: «вспомни Авраама, Исаака, Іакова», «ради Давида» и иныхъ святыхъ, помоги намъ (Исх. 32, 13; 3 Цар. 11, 12), потому что «очи Господа обращены къ праведнымъ и уши Его къ молитвѣ ихъ» (1 Петр. 3, 12).

Христіанинъ можетъ молиться: «Боже мой, спаси меня». Но въ молитвѣ «Боже мой, ради молитвъ святыхъ Твоихъ, спаси меня», больше искренности, смиренія, глубины чувства и полная сохранность отъ гордости при успѣхѣ молитвы, прочное основаніе для /с. 33/ духовнаго преуспѣванія. Такимъ образомъ, молитва къ Богу чрезъ святыхъ угодниковъ ближе, тѣснѣе ставитъ къ Богу, кладетъ мостъ надъ пропастью между Богомъ и грѣшникомъ, смиряетъ самую душу грѣшника и привлекаетъ къ ней благоволеніе Божіе. По смиренію, истинные христіане уповаютъ не на свои молитвы, а на молитвы святыхъ, а потому, ничего о себѣ не помышляя, воздаютъ славу въ силахъ молитвы не себѣ, а святымъ, не приписываютъ себѣ ничего, избѣгаютъ киченія, и такъ спасаются. Богъ все дѣлаетъ по молитвамъ святыхъ Своихъ. Поэтому своя усердная молитва къ Богу всегда приправлена у истиннаго христіанина надеждою на совмѣстное съ нимъ ходатайство предъ Богомъ и особенно святыхъ, которыхъ онъ ставитъ въ подкрѣпленіе и поддержку своимъ молитвамъ.

Посредство святыхъ не только не ущербляетъ и не затемняетъ молитвы къ Богу, но, именно, преодолѣваетъ всякое препятствіе для молитвы къ Богу, уничтожаетъ преграду въ видѣ грѣха, которая смущаетъ грѣшника и подсѣкаетъ крылья молитвы. Въ молитвѣ къ святымъ человѣкъ не только не надѣется на человѣка и не ставитъ его вмѣсто Бога, что достойно проклятія (Іер. 17, 5), но надѣется все также только на одного Бога, близкаго къ святымъ Своимъ, а не къ грѣшникамъ, ибо, снова повторяемъ, «очи Господа обращены къ праведнымъ и уши Его къ молитвѣ ихъ».

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 6 (450). Іюнь 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 25-33.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.