Церковный календарь
Новости


2017-09-26 / russportal
Прот. Георгій Спасскій. Крестъ Христовъ и страданія Россіи (1917)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ отвѣтъ на рѣчь еп. Графтона (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе (6-е) духовенству Алеутской епархіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложенія (4-5) Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ Ситхинскомъ соборѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю по Воздвиженіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ недѣлю 14-ю по Пятидесятницѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю о слѣпомъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Антипасхи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Сыропустную (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на новый [1901] годъ и новый вѣкъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Григорію пресвитеру (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№7 (451). – Іюль 1987 года.

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
О ПОЧИТАНІИ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ.

6. ВЕЛИЧІЕ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ.

Дѣва Марія и Ангелы.

Среди небесныхъ святыхъ выше всѣхъ предъ Богомъ Пресвятая Дѣва Марія.

Богъ благоволилъ быть младенцемъ и возсѣдать въ утробѣ и на рукахъ Дѣвы. Престолъ Свой херувимскій на небесахъ Онъ замѣнилъ на землѣ новымъ престоломъ — Дѣвою. Такъ, «Сидящій на херувимахъ» (Исаія 37, 16), сдѣлалъ Пресвятую Дѣву «Честнѣйшею Херувимъ и славнѣйшею безъ сравненія Серафимъ», потому что Свою новую природу «не отъ Ангеловъ воспріемлетъ Онъ, но воспріемлетъ отъ сѣмя Авраамово» (Евр. 2, 16) Пресвятую Дѣву.

Природа человѣческая, воспринятая Сыномъ Божіимъ, прославленная Воскресеніемъ, вознесеніемъ и сидѣніемъ одесную Бога во Христѣ (Марк. 16, 19), возвышена и превознесена выше всѣхъ Ангеловъ. И этой природѣ въ Богѣ не могутъ не поклоняться Ангелы.

Своимъ воплощеніемъ Господь обожилъ всѣхъ насъ, но прежде всего первую человѣческую природу Своей Матери. Находясь въ Ней, Онъ Ее обóжилъ, и выйдя изъ Нея, Онъ оставилъ Ее обоженною.

Большей благодати, чѣмъ получила Пресвятая Дѣва Маріи, никто въ мірѣ не получилъ и получить не можетъ. Она единственная изъ всѣхъ сотворенныхъ существъ высочайшая Носительница «силы

/с. 2/


/с. 3/ Всевышняго», ибо Господь явилъ въ Ней единственное величайшее чудо Своего снисхожденія къ роду человѣческому — воплощеніе. А это новотвореніе было не меньше, чѣмъ самое первое твореніе міра и человѣка. Дѣва стала къ Богу ближе, чѣмъ высшія изъ всѣхъ твореній.

Ея единеніе съ Богомъ произошло не такъ, какъ у всѣхъ святыхъ, по одной благодати, но и существенно въ природѣ человѣческой, которую отъ Нея бралъ Сынъ Божій и въ Ней пребывалъ Самымъ Своимъ Существомъ, Божественной Своей природой.

Кромѣ того, Матерь Господа дѣвство и материнство сочетала въ Себѣ, обойдя замужество. Женская природа въ Ней самостоятельно и цѣлостно, или цѣломудренно, безмужно и безстрастно выполнила свое назначеніе — дѣторожденіе. Дѣвство получило свой вѣнецъ и величайшую награду: безстрастіе уподобило Ее Ангеламъ, безплотнымъ существамъ, которымъ и всѣ святые стремятся уподобиться этой добродѣтелью. И вѣра въ вышеестественное зачатіе, какъ и сама безстрастная Ея жизнь, поставила Ее выше естества.

И Та, Которая сдѣлалась первою «причастницею Божественнаго естества» (2 Петр. 1, 4), стала выше Ангеловъ и сдѣлалась предметомъ ихъ удивленія, почитанія и пославленія. Служители Божіи не могли не найти, что Эта Служительница Божія превосходитъ ихъ Собой, потому что они ничего не дали Богу отъ своей природы и не стали къ Богу въ такое отношеніе, чтобы пріобщиться къ Самой Его природѣ, какъ Она пріобщилась.

Въ Богѣ во плоти, природа человѣческая поставлена выше Ангеловъ. Вотъ почему и Дѣва, отъ Которой воспринята эта природа, стала выше Ангеловъ. Такое «сотворилъ Ей величіе Сильный».

Богъ особой честью возводитъ человѣка въ Пресвятой Дѣвѣ до Себя и предъ Ангелами, чтобы Свой святой образъ, извращенный падшимъ ангеломъ, показать предъ всѣми Ангелами въ побѣдѣ, торжествѣ и спасеніи.

Значеніе Дѣвы Маріи въ нашемъ спасеніи.

Кто первый въ мірѣ, какъ не Марія, принялъ новозавѣтное спасеніе, не отвергъ, но принялъ съ вѣрою? Чьей вѣрѣ мы обязаны своимъ спасеніемъ? Для кого эта вѣра Маріи приняла Спасителя? Для кого эта вѣра Маріи спасительна, какъ не для всего рода человѣческаго? Вѣра всякаго человѣка спасаетъ только его самого и молитва вѣры его можетъ помочь и многимъ, но вѣра, отъ всѣхъ людей принесенная и спасительная для всего человѣчества, принесена только Маріей и могла быть принесена только Ею одной, какъ послужившей самому воплощенію Божію.

Господь спасаетъ насъ не безъ насъ, не насильственно. Давъ человѣку свободную волю, Онъ ее не принуждаетъ повиноваться Себѣ, а призываетъ, ждетъ обращенія, ищетъ добровольнаго согласія на спасеніе. Онъ стоитъ у двери, стучитъ и ожидаетъ, что услы/с. 4/шатъ голосъ Его и отворятъ Ему дверь, и тогда только Онъ войдетъ (Откров. 3, 20). Поэтому и самое первѣйшее дѣло спасенія — воплощеніе Сына Божія совершилось не насильственнымъ входомъ Духа Святого и силы Вышняго въ Дѣву, а черезъ обращеніе къ Дѣвѣ съ благовѣстіемъ, черезъ вызовъ Ея вѣры, послѣ выраженія Ею добровольнаго согласія на это. Поэтому спасеніе и воплощеніе совершилось не по одному только тому, что одинъ Богъ этого восхотѣлъ, но выразилъ на это согласіе и самъ человѣкъ въ лицѣ Дѣвы Маріи.

Въ Ней Христосъ насъ спасъ прежде всего. И Она спасла насъ всѣхъ во Христѣ.

Такимъ образомъ, Пресвятой Дѣвѣ Маріи, коль скоро отъ человѣческой воли зависитъ спасеніе человѣка, мы обязаны одной стороной своего спасенія и Ея значеніе въ дѣлѣ нашего спасеніе первостепенно и огромно. На стукъ Господа въ благовѣщеніи Она услышала голосъ Его и открыла дверь для всеобщаго спасенія.

«Пресвятая Богородице, спаси насъ!»

Никто болѣе не послужилъ добрымъ подвигомъ нашему спасенію во Христѣ, кромѣ Пресвятой Дѣвы Маріи. Поэтому молитвенное обращеніе «Пресвятая Богородице, спаси насъ», всегда имѣетъ только одинь, самъ собою подразумѣвающійся смыслъ: «спаси насъ во Христѣ, какъ Ты это уже сдѣлала, какъ Ты уже спасла насъ во Христѣ». Она, приведшая насъ ко спасенію во Христѣ, одна только наиболѣе достойна изъ всѣхъ святыхъ обращенія съ молитвенной просьбой «спаси насъ».

Такъ какъ Дѣва именно со стороны человѣка все принесла Богу для спасенія человѣка, то Она есть опора человѣческихъ силъ, человѣческаго воспріятія, даннаго намъ спасенія, ближайшая Помощница въ дѣлѣ спасенія. Мы послѣ Нея, черезъ Нее и при помощи Ея восходимъ на небо. Она ближе всѣхъ святыхъ къ людямъ, какъ ихъ Представительница, какъ за всѣхъ людей предстательствующая предъ Богомъ съ совершеннѣйшей человѣческой природой, и по любви, и по сочувствію къ людямъ, ради ихъ спасенія ихъ плоть и кровь Богу «взаймы давшая».

Избранная отъ всѣхъ родовъ, Благословенная между женами, единая изъ всѣхъ, обрѣтшая благодать у Бога, избранная Невѣста Всесвятого Духа, Она имѣла сильнѣйшую среди всѣхъ дочерей и сыновъ человѣческихъ вѣру, глубочайшее, чѣмъ у всѣхъ, смиреніе, была благосерднѣйшею изъ всѣхъ людей по Своей любви и состраданію.

И Она «жива у Бога», жива всѣми Своими чувствами, добродѣтелями и силами, готовая на помощь всякому призывающему Ее.

Съ момента Своего успенія Пресвятая Дѣва не только ничего не потеряла изъ Своей силы, изъ всего, что «обрѣла» у Бога, но въ силу Своей вышеествественной вѣры, которой дано все, — «все воз/с. 5/можно вѣрующему» (Марк. 9, 23), Она — могущественнѣйшая Помощница и Молитвенница за весь родъ человѣческій.

Какъ на землѣ, такъ и на небесахъ, Господь творитъ чудеса для блага и спасенія людей по любящему ходатайству Своей Матери. Ни Господь, ни Пресвятая Дѣва ничего не потеряли изъ Своихъ достоинствъ и силъ съ восходомъ отъ земли на небо. Ходатайства Ея, какъ и чудеса Его по этимъ ходатайствамъ, не могутъ прекратиться.

Мы, родственники Ея по плоти, братья, сестры, дѣти Ея, по опредѣленію Сына Ея, и по природѣ нашего родства съ Нею, и по представительству Ея за насъ у Сына. И потому любовь Ея къ намъ родственная, близкая, сердечная и нѣжная. Она чувствуетъ это больше, чѣмъ мы, ибо Она сознаетъ то, что мы не сознаемъ и даже не понимаемъ.

Дѣва Марія — примѣръ усвоенія спасенія.

Дважды Господь указалъ, что Его родственниками и матерями, подобно Его Матери, могутъ быть только тѣ блаженные люди, которые слышать слово Божіе и хранятъ и исполняютъ его (Марк. 3, 35; Лук. 11, 28). И Та, Которая всѣ слова Господни «сохраняла, слагая въ сердцѣ Своемъ» (Лук. 2, 19. 51), и «обрѣла благодать у Бога» (Лук. 1, 30), исполнивъ заповѣди о вѣрѣ, послушаніи, смиреніи, самоотверженіи и любви, явилась образцомъ усвоенія спасенія, принесеннаго Господомъ для насъ.

Усвоеніе спасенія Христова начинается на землѣ, естественно, съ первой Дѣвы Маріи, какъ Матери Спасителя, послужившей Его воплощенію. Отъ Нея первой принесены Богу спасающая вѣра и всякая добродѣтель. Она приняла Христа такъ, какъ всегда и всѣмъ надо принимать: въ Ея духѣ, въ Ея добродѣтели. Она образецъ устроенія человѣческаго духа, чтобы быть и ему храмомъ и домомъ Божіимъ, каковымъ сдѣлалась Она первая. Всякая душа есть невѣста Христова, предназначенная для небеснаго своего Жениха, и подобно первой Невѣстѣ, Дѣвѣ Маріи, должна быть благоустроена для принятія Бога.

Пресвятая Дѣва приняла вѣрою и Духомъ Святымъ въ Себя Слово Божіе и носила Его въ Себѣ и питала. И всякая душа, призванная ко спасенію, пріемлетъ въ себя слово Божіе и носитъ его, зачавъ отъ вѣры и Духа Святого, питаетъ въ разумѣ и въ волѣ исполненіемъ его и храненіемъ, воплощаетъ въ себѣ и во всей своей жизни Христа. Она также рождаетъ Христа въ себѣ, часто въ мукахъ борьбы со грѣхомъ, изображаетъ Его въ себѣ, уподобляясь Ему, строя себя по Христу. Какъ Церковь рождаетъ всякую душу во Христѣ, такъ и всякая душа рождаетъ «младенца мужескаго пола» (Откр. 12, 5), — Іисуса Христа въ себѣ; и та, и другая, и душа, и Церковь соотвѣтствуютъ Дѣвѣ. И у всѣхъ рождается душа во Христѣ Духомъ Божіимъ.

/с. 6/ Дѣва Марія — образецъ богоношенія, общенія съ Богомъ въ нравственномъ смыслѣ, по Ея вѣрѣ, смиренію и всякой добродѣтели.

Дѣва Марія и Церковь.

Дѣва Марія, какъ давшая Богу общечеловѣческую природу и послужившая спасенію всѣхъ людей, есть вторая Ева, новая Мать всего человѣчества и Представительница всего рода человѣческаго. Пресвятая Дѣва сроднила весь родъ человѣческій съ Богомъ.

Христосъ принялъ тѣло отъ Дѣвы Маріи. И Церковь также есть тѣло Христово. Такимъ образомъ, Церковь и Дѣва Марія близки по существу, едины по природѣ, потому-то Церковь и называется дѣвою и невѣстою Христовою.

Дѣва Марія есть членъ вотхозавѣтной Церкви, цѣль и конечный плодъ этой Церкви, и Представительница этой Церкви. Поэтому Христосъ Господь воплотился въ Церкви и отъ Церкви, и потому Церковь въ Дѣвѣ Маріи и чрезъ Эту Дѣву есть Невѣста и Мать Христова. Потому-же Церковь изображается рождающею Христа (Откр. 12, 1-6; Исаія 26, 18-19).

Церковь, единое тѣло Христово, есть цѣлый неразрывный союзъ членовъ земныхъ и небесныхъ. Въ Дѣвѣ Маріи сошествіемъ и пребываніемъ въ Ней Сына Божія произошло соединеніе земного и небеснаго, человѣческаго и Божественнаго. И потому въ молитвенномъ призываніи святыхъ Пресвятая Дѣва занимаетъ первое мѣсто, т. к. Она есть мостъ, соединеніе Церкви небесной и земной, дѣйствительно Лѣствица отъ земли на небо — Богу сойти и намъ взойти. Къ Дѣвѣ, какъ къ мѣсту соединенія небеснаго съ земнымъ, мы и обращаемся по преимуществу за помощью для нашего восхода отъ земли на небо въ дѣлѣ нашего спасенія.

Церковь — союзъ людей съ Богомъ. Въ Дѣвѣ и произошелъ первый и начальный союзъ Бога съ человѣкомъ.

Такимъ образомъ, является несомнѣннымъ фактомъ, что Пресвятая Дѣва Марія является Представительницей и олицетвореніемъ всего рода человѣческаго въ его цѣломъ, затѣмъ, избраннаго народа Божія — Церкви ветхозавѣтной, наконецъ, Церкви земной и небесной — новозавѣтной.

Наибольшее подтвержденіе сему даетъ св. апостолъ Іоаннъ Богословъ. Онъ, единственный изъ евангелистовъ, повѣствуетъ о крестномъ завѣщаніи Спасителя о Своей Матери. Его порученіе Своей Матери св. ап. Іоанну имѣетъ большій смыслъ, чѣмъ забота только лично о Ней одной.

Сынъ Божій и Сынъ Маріи поставилъ вмѣсто Себя сыномъ Маріи на землѣ св. Іоанна. Но такъ какъ Матерь Господа явилась Представительницей и олицетвореніемъ Церкви, тѣла Его, то, въ силу этого, и св. Іоаннъ явился намѣстникомъ и замѣстителемъ Господа на землѣ и для Церкви Его. Іоаннъ Богословъ при Пресвятой Дѣвѣ, какъ намѣстникъ Христовъ при Церкви. Что это такъ, оче/с. 7/видно изъ того факта, что Господь даруетъ Свое «Откровеніе даетъ распоряженіе семи помѣстнымъ Церквамъ, или полнотѣ состава всей Вселенской Церкви, непосредственно черезъ Іоанна. Въ книгѣ «Откровеніе», или «Апокалипсисъ», черезъ апостола начертаны и будущія судьбы Церкви Христовой на землѣ. Таковымъ намѣстникомъ Христовымъ въ Церкви сдѣлался св. апостолъ прямымъ распоряженіемъ Господа объ усыновленіи его Дѣвѣ Маріи. Очевидно, что «ученикъ, котораго любилъ Іисусъ» (Іоан. 21, 20), занялъ особое положеніе среди Апостоловъ. Господь какъ Свои заботы въ отношеніи къ Матери возложилъ на св. Іоанна, такъ и заботы въ отношеніи ко всей Церкви и непосредственную передачу Своей воли о ней, поручивъ ему-же. По аналогіи отношеній ап. Іоанна къ Матери Господа, онъ — сынъ Церкви, и Церковь — матерь его, но такой сынъ, на котораго возложено особое попеченіе о Матери, такое, которое можетъ исходить отъ Сына Дѣвы и дѣйствительнаго Главы Церкви, Христа, органически по природѣ связаннаго съ ней. Въ силу своего особаго отношенія къ Матери Господа, св. Іоаннъ и сдѣлался особымъ попечителемъ Церкви у Господа и недаромъ о немъ сказалъ Господь: «Я хочу, чтобы онъ пребылъ, пока приду» (Іоан. 20, 22), то-есть до второго пришествія Господа. И на небесахъ онъ остается таковымъ намѣстникомъ.

Такимъ образомъ, послѣдняя на крестѣ забота Господа о Матери есть забота Его о Церкви, такъ какъ Матерь Его есть подлинное олицетвореніе и Представительница Церкви.

Кромѣ этого, св. ап. Іоаннъ изобразилъ въ «Откровеніи» Церковь въ видѣ жены, снова рождающей, какъ рождала Сына Пресвятая Дѣва Марія.

Въ гл. 12-й онъ изображаетъ Церковь Христову въ образѣ жены, «облеченной въ солнцѣ; подъ ногами ея луна и на главѣ ея вѣнецъ изъ двѣнадцати звѣздъ». Образъ жены, невѣсты, дѣвы и образъ мужа и жениха — обычные образы Церкви, Бога и Христа въ Священныхъ Писаніяхъ Ветхаго и Новаго Завѣтовъ (Исаіи 54, 5; 65, 5; Іер. 31, 4; 2 Кор. 11, 2; Ефес. 5, 25, 25-32; Откр. 19, 7; 21, 2, 9). Здѣсь же, на исходѣ церковной исторіи и въ концѣ міра, славная Церковь находится въ тяжкихъ мукахъ рожденія своего народа во Христѣ (гл. 4, 19) для жизни будущаго вѣка. И какъ при рожденіи Самого Христа преслѣдовалъ Его діаволъ въ лицѣ Ирода, такъ и теперь «драконъ сталъ предъ женою, дабы, когда она родитъ, пожрать ея младенца». И тогда «родила она младенца мужескаго пола, которому надлежитъ пасти всѣ народы жезломъ желѣзнымъ; и восхищено было дитя ея къ Богу и престолу Его». И теперь, по этому же образу, церковный народъ Божій, пасущій всѣ народы, будетъ восхищенъ къ престолу Божію. Жена, невѣста Агнца, является вмѣстѣ Церковью земною и небесною, святымъ градомъ Божіимъ (21, 9). Въ образѣ жены, Матери Господа, св. Іоаннъ описалъ Церковь и въ образѣ Церкви послѣдняго времени описалъ Пресвятую Дѣву.

/с. 8/ Вотъ что вынесъ св. ап. Іоаннъ Богословъ отъ близости къ Матери Господа своего, Которая стала, по завѣщанію Господа, его собственной матерью. Какъ вѣрный сынъ Ея, онъ не могъ сказать о Ней лично, по Ея смиренію, что-нибудь больше того, что сказалъ образно и прикровенно въ своей книгѣ.

Почитаніе Пресвятой Дѣвы спасительно, какъ фактическое, самымъ дѣломъ, подлинное исповѣданіе Церкви, какъ единаго небеснаго, живого тѣла Христова. Почитать Пресвятую Дѣву значитъ дѣйствительно пребывать въ тѣлѣ Церкви Христовой: не отдѣлять Церковь небесную отъ земной, имѣть съ небомъ связь, исповѣдывать фактически истинную Церковь, въ которой всѣ члены сочувствуютъ и содѣйствуютъ другъ другу. Почитаніе именно Пресвятой Дѣвы есть преимущественное исповѣданіе единенія Церкви, какъ небесно-земного тѣла Христова и своего причастія къ Небесному Царству.

Прославленіе Дѣвы Маріи.

Только познавши «величіе» Пресвятой Дѣвы, которое «сотворилъ Ей Сильный», можно «ублажать» Ее.

Если Господь сотворилъ Ей величіе, то это величіе надо познавать, сознавать и соотвѣтственно его исповѣдывать, и прославлять и Того, Кто далъ это величіе, и Того, Кому Онъ далъ его, тѣмъ болѣе, что Та, Кому Онъ далъ это величіе, неложно предрекла, что Ее прославятъ въ этомъ величіи.

Величіе-же это заключается въ томъ, что Господь, желая воплотиться, «призрѣлъ на смиреніе», на это духовное совершенство Дѣвы, и воплотился именно отъ Нея; Онъ «сотворилъ Ей величіе» воплощеніемъ Своимъ и славою за это среди людей. Смиренію, какъ избѣжанію славы, неизвѣстности и уничиженію противоположно «ублаженіе отъ всѣхъ родовъ», то-есть прославленіе. Такъ, Сама Пресвятая Дѣва и разумѣла слово «ублаженіе», сказавъ: «призрѣлъ Онъ на смиреніе Рабы Своей, ибо отнынѣ ублажатъ Меня всѣ роды» (Лук. 1, 48).

«Ублажатъ Меня всѣ роды». Почитаніе Пресвятой Дѣвы будетъ жить въ родахъ, въ поколѣніяхъ не сегодня, а вѣчно, и не такъ, что будутъ Ее ублажать, а Она этого не услышитъ, нѣтъ; ублаженіе вѣчно будетъ доставлять Ей радость, какъ доставила радость самая причина ублаженія — воплощеніе Бога Слова. О воплощеніи Сына Божія Она и будетъ радоваться вѣчно. Это радость о славѣ Божіей.

Получивъ однажды привѣтствіе ангельское: «радуйся, Благодатная! Господь съ Тобою», и воскликнувъ: «величитъ душа Моя Господа и возрадовался духъ Мой о Богѣ, Спасителѣ Моемъ», Пресвятая Дѣва пребываетъ нынѣ въ вѣчной радости Рая общенія съ Богомъ, и донынѣ и навсегда нѣтъ для Нея болыней радости, какъ повторяемое людьми ради Нея ангельское привѣтствіе. На это привѣтствіе Дѣва /с. 9/ Марія отзывается и спѣшитъ Своимъ благоволѣніемъ и милостью. Дѣва Марія вознесена на небо въ радость и на помощь намъ.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 7 (451). Іюль 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 1-9.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.