Церковный календарь
Новости


2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 6-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 5-я (1932)
2017-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. №100 (Къ юбилею "Часового") (1933)
2017-11-17 / russportal
Генералъ П. Н. Красновъ. Подъ какимъ лозунгомъ? (1933)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 36-е (1882)
2017-11-17 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 35-е (1882)
2017-11-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Казаки. (Изъ стараго разсказа) (1933)
2017-11-15 / russportal
Основатель и Верх. Руководитель Добров. Арміи Ген. М. В. Алексѣевъ (1919)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 4-я (1932)
2017-11-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 3-я (1932)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №900 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (29 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Приказъ №897 Верх. Главнокоманд. генерала Корнилова (28 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Воззваніе генерала Корнилова къ казакамъ (28 августа 1917 года)
2017-11-15 / russportal
Обращеніе генерала Корнилова къ народу (28 августа 1917 года)
2017-11-14 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 11-я (1903)
2017-11-14 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 10-я (1903)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№7 (451). – Іюль 1987 года.

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
О ПОЧИТАНІИ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ.

7. ИСТОРІЯ ПОЧИТАНІЯ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ.

Въ Священномъ Писаніи сказано столько, сколько въ немъ есть, съ необходимымъ условіемъ, что само оно, какъ написанное отъ Духа Святого членами Церкви Христовой, святыми Апостолами, для Церкви, остается и сохраняется только въ Церкви, а въ Церкви пребываетъ вѣчно Духъ Святой, Который наставитъ ее на всякую истину, и потому именно «Церковь есть столпъ и утвержденіе истины» (1 Іоан. 2, 20; 2 Кор. 3, 3; 1 Тим. 3, 15).

Поэтому сказаннаго о Пресвятой Дѣвѣ въ Священномъ Писаніи вполнѣ достаточно при наличіи Духа Святого въ Церкви, Который раскроетъ все о Ней въ полнотѣ и подробностяхъ. И Духъ Святой, все устрояющій въ Церкви для спасенія людей и раскрывающій въ полнотѣ смыслъ нашего спасенія, наставилъ Церковь почитать Пресвятую Дѣву, познавать Ея величіе и участіе въ нашемъ спасеніи и Ея благодатную и молитвенную помощь намъ въ этомъ дѣлѣ.

По буквѣ написано въ словѣ Божіемъ о Пресвятой Дѣвѣ Маріи немного, но по духу и смыслу для «служителей Новаго Завѣта не буквы, но духа» (2 Кор. 3, 6), написано достаточно много. Смыслъ надо придавать каждому слову Писанія, ибо слово это вѣчно и ничего въ этомъ словѣ случайнаго или ненужнаго нѣтъ; и смыслъ и духъ каждаго Божественнаго слова, при озареніи Церкви отъ Духа Святого, оказывается безмѣрно великимъ и истиннымъ.

Какъ почитали Пресвятую Дѣву св. Апостолы, свидѣтельствуетъ слово Божіе. Св. Апостолы, сами написавшіе Писанія Новаго Завѣта, знали, какое «величіе сотворилъ Сильный» Дѣвѣ Маріи и что «ублажатъ», или прославятъ, Ее «всѣ роды». Сами видѣли Ея нравственный обликъ и «блаженство увѣровавшей, что сбудется сказанное Ей отъ Господа», сами наблюдали «смиреніе Рабы» Божіей, на Которую «призрѣлъ Господь». И какъ они «Благословенную между женами» почитали, что Она побудила Сына Своего совершить первое чудо и привести ихъ, Апостоловъ, къ вѣрѣ въ Него! Она была старшая и главная между ними по вѣрѣ и всѣмъ добродѣтелямъ спасенія. Передавшіе Ея собственныя слова, что «ублажатъ Ее всѣ роды», они первые не могли не почитать и не прославлять Ея. Только какъ горячо любимая Своимъ Божественнымъ Сыномъ, Она была отдана въ матери любимому ученику и сдѣлалась горячо любимою Матерью всѣхъ ихъ, святыхъ Апостоловъ, составляя изъ нихъ единую семью, союзомъ любви связуемую. Св. Апостолы знали, что пребывавшая съ ними «въ молитвахъ и моленіяхъ» при жизни и помогавшая имъ Своими молитвами, не потеряла этого дара и при восходѣ на небо ко Господу и тамъ помогаетъ имъ тѣмъ-же. Только словами «радуйся, Благодатная!» они могли Ее привѣтствовать при жизни и такъ же вос/с. 10/пѣвать Ее по успеніи. Не могли они не жить тѣмъ, о чемъ сами писали.

Подробности этого благоговѣйнаго отношенія св. Апостоловъ и перваго христіанскаго общества къ Пресвятой Дѣвѣ сокрыты, и не по иной причинѣ, какъ по смиренію Дѣвы.

Истинное смиреніе стремится сокрыть себя въ неизвѣстности. Положеніе женщины, по преимуществу, скромно и чуждо всякой общественной славы. Смиреніе же — существеннѣйшая черта характера Пресвятой Дѣвы, исключительно подчеркнутая святыми Апостолами-евангелистами. «Призрѣлъ Господь на смиреніе Рабы Своей» въ Ея юности, до воплощенія Своего. Но что же произошло со смиреніемъ Дѣвы послѣ Рождества?

Вотъ Она сдѣлалась обиталищемъ Бога. Могущество Божіе пришло въ Ту, Которая могла Его принять и стать кустомъ, который бы горѣлъ огнемъ Божества и не сгоралъ. Она встрѣтилась съ Богомъ лицомъ къ лицу и осталась жива. А если только подумать и представить ясно себѣ, что Бога можно вмѣстить въ себя и носить въ себѣ на землѣ, какъ носила Пресвятая Дѣва, носить Вседержителя всей твари, то можно ужаснуться, и отъ такого величія можно ниспасть еще въ большую бездну смиренія и въ нестерпимомъ уничиженіи сказать вмѣстѣ съ апостоломъ Петромъ: «выйди отъ меня, Господи, потому что я человѣкъ грѣшный» (Лук. 5, 8). Такое состояніе просто нестерпимо. Чистое и святое не можетъ прикоснуться къ омраченному грѣхомъ, хотя бы въ самой малѣйшей степени, чтобы не уничтожить его. А Пресвятая Дѣва приняла въ Себя этотъ нестерпимый огонь Божества. И совершенно понятно всякому смертному, что смиреніе можетъ возрастать отъ величія по мѣрѣ самого величія. Поэтому послѣ Рождества Пресвятая Дѣва углубилась въ Свое смиреніе въ тысячу кратъ больше, чѣмъ до Рождества, возросла въ немъ, чтобы сохранить благодать, которую «обрѣла» у Бога отъ дней юности.

Если Господь запрещалъ разглашать о Себѣ (Матѳ. 9, 31; Марк. 7, 36), не искалъ быть извѣстнымъ, не принималъ славы отъ человѣковъ (Іоан. 7, 3; 5, 41), то какъ Святая Матерь Его могла позволить Апостоламъ прославлять Себя и сказать о Ней что-нибудь больше того, что Она Сама имъ позволила сообщить?...

Но Господь сказалъ о Себѣ: «когда Я вознесенъ буду отъ земли, всѣхъ привлеку къ Себѣ». «Сіе говорилъ Онъ, давая разумѣть, какою смертью Онъ умретъ» (Іоан. 12, 32-33). Онъ привлекъ къ Себѣ, прославленъ на землѣ, совершивъ Свое дѣло, и особенно послѣ смерти, когда принесъ людямъ прощеніе грѣховъ и открылъ двери Рая.

И въ отношеніи къ Пресвятой Дѣвѣ не могло быть иначе въ Церкви Христовой. Хотя Она и пребывала въ смиреніи, но это не значитъ, что Ее не должно прославлять; хотя Она и скрывается въ неизвѣстности, но Ее не могутъ не найти; хотя Она заставляетъ мол/с. 11/чать о Себѣ, но руководимые Духомъ Святымъ поймутъ Ея величіе, сотворенное Ей Господомъ, и ублажать Ее. «Унижающій Себя, возвысится» (Лук. 14, 11).

Таково было почитаніе Пресвятой Дѣвы въ первомъ апостольскомъ вѣкѣ послѣ Рождества Христова, выраженное высочайшими словами и характеристиками самого Священнаго Писанія. Смиреніе жившей на землѣ Дѣвы сжимаетъ это почитаніе.

Но почитаніе Пресвятой Дѣвы, уже высказанное словами Апостоловъ-евангелистовъ, расширяется особенно во второмъ вѣкѣ. Св. мученикъ Іустинъ Философъ, Тертулліанъ и св. Ириней Ліонскій возвеличиваютъ Пресвятую Дѣву Марію, созерцаютъ Ея общечеловѣческое значеніе, какъ второй Евы. Главное-же указываютъ на спасительный смыслъ Ея служенія. Маріей «непослушаніе было обезсилено»; уведенное въ погибель, Ею «было приведено ко спасенію», «грѣхъ одной былъ смытъ довѣріемъ Другой», «человѣчество Дѣвой спаслось», Дѣва «стала черезъ послушаніе причиной спасенія Себя Самой и всего рода человѣческаго». Вотъ что говорили о Ней эти мужи второго вѣка. Сравненіе Маріи съ Евой по слову Божію и уразумѣніе спасительнаго смысла Ея служенія для рода человѣческаго имѣло апостольскій авторитетъ, ибо Апостолы указали во Христѣ второго Адама. Кстати, св. Ириней черезъ Папія Іерапольскаго былъ ученикомъ св. ап. Іоанна Богослова.

Въ третьемъ вѣкѣ Оригенъ, св. Григорій Чудотворецъ и св. муч. Меѳодій Патарскій понимаютъ ублаженіе Пресвятой Дѣвы, какъ прославленіе Ея. Оригенъ только краткимъ замѣчаніемъ, что «всѣ тѣ, въ комъ живетъ Христосъ, суть сыны Маріи», считаетъ Ее Матерью всѣхъ христіанъ. Святой Григорій не находитъ «во всѣхъ родахъ подобной Ей», видитъ въ Ней «все сокровище благодати», удивляется «душевнымъ Ея добродѣтелямъ», а главное, вѣруетъ, что Она «услаждаетъ души, прославляющія Ее». А св. Меѳодій прямо говоритъ: «Молимъ Тебя, превосходнѣйшую всѣхъ и удостоившуюся матернихъ почестей и дерзновенія, непрестанно памятуй, Всесвятая Богородица, о насъ, хвалящихся Тобою и благолѣпными славословіями почитающихъ присноживущую и неизгладимую память Твою. И ты, досточтимый старецъ Симеонъ... также будь ходатаемъ за родъ нашъ предъ Спасителемъ Богомъ»...

Въ четвертомъ вѣкѣ среди множества свидѣтельствъ о достоинствахъ Пресвятой Дѣвы, какъ Матери Жизни, Пророчицѣ, Приснодѣвѣ, чрезвычайно важенъ разсказъ св. Григорія Богослова о св. муч. Іустиніи, которая, будучи преслѣдуема однимъ язычникомъ, призвала на помощь Святую Дѣву Марію, чтобы сохранить дѣвство, и въ результатѣ этого, язычникъ обратился ко Христу и они оба приняли мученическую смерть. А св. Григорій Нисскій разсказываетъ о видѣніи св. Григорія Чудотворца, въ которомъ св. ап. Іоаннъ Богословъ исполняетъ порученіе Матери Господа. Оба Григорія говорятъ о томъ, что было ста годами ранѣе ихъ. Св. Епифаній Кипр/с. 12/скій, утверждая почитаніе Пресвятой Дѣвы, какъ «Матери Жизни и всѣхъ живущихъ», въ то же время борется съ маріепоклонствомъ еретиковъ «лаппидитріанъ», которые приносили Дѣвѣ Маріи сдобный хлѣбъ въ видѣ жертвы и «старались ставить Ее вмѣсто Бога». «Марія не Богъ, — говорилъ Онъ, Марію надо почитать. Отцу, Сыну и Святому Духу должно воздавать поклоненіе, но никто не долженъ поклоняться Маріи» (какъ Божеству).

Въ пятомъ вѣкѣ прославляютъ Дѣву Марію св. Кириллъ Александрійскій, св. Петръ Хрисологъ и св. Проклъ. «Въ мірѣ нѣтъ ничего такого, что могло бы сравниться съ Богородицею». Таковыми словами св. Прокла можно охарактеризовать почитаніе Дѣвы Маріи святыми Отцами 5-го вѣка. Наименованіе Пресвятой Дѣвы Богородицею принадлежитъ еще 3-му вѣку въ лицѣ Оригена и св. Меѳодія. Но въ пятомъ вѣкѣ, въ 431 году на 3-мъ Вселенскомъ Соборѣ въ Ефесѣ это наименованіе принято отъ древности и утверждено общевселенскимъ голосомъ Церкви, водимой Духомъ Святымъ, какъ точно выражающее ученіе о единомъ Божественномъ Лицѣ Сына Божія при двухъ природахъ — Божественной и человѣческой. Сынъ Божій рожденъ прежде вѣкъ отъ Отца по Божеству и въ послѣдніе дни рожденъ отъ Маріи Дѣвы по человѣчеству, будучи въ двухъ природахъ одинъ и тотъ же Богъ. Въ одномъ Божественномъ лицѣ сочетались двѣ природы, и по человѣчеству родился на землѣ Богъ, а потому Пресвятая Дѣва родила Бога, а не человѣка, родила Бога, хотя и по человѣчеству.

Этотъ святѣйшій догматъ, вызванный зломысліемъ еретиковъ, извращавшихъ ученіе о спасеніи нашемъ во Христѣ, говоря о Сынѣ Божіемъ, естественно, съ неизбѣжностью коснулся Матери Его. И говоря о Томъ, Кого же родила Пресвятая Дѣва по человѣчеству, Соборъ установилъ, что Она есть подлинно Богородица, какъ въ то время вѣровала вся Церковь, кромѣ еретиковъ, которые пытались называть Ее «христородицей». Слава Пресвятой Богородицы всецѣло связана со славою Сына Ея и Бога, и коль скоро прославляется Господь и Его спасительное воплощеніе, не можеть не прославиться и Она.

Такъ святая Церковь почитала и «ублажала» Пресвятую Дѣву Богородицу непрерывно отъ апостольскихъ дней въ теченіе первыхъ пяти столѣтій.

Во 2-мъ, 3-мъ и 4-мъ столѣтіяхъ святая Церковь почитала Пресвятую Богородицу точно такъ же, какъ и сейчасъ она Ее почитаетъ. Всѣ существенныя черты этого почитанія, данныя въ 1-мъ вѣкѣ святыми Апостолами въ Евангеліи, только раскрываются въ дальнѣйшемъ и осуществляются практически. Св. Церковь на востокѣ, Тертулліанъ въ Африкѣ, св. Ириней въ Галліи, св. Меѳодій въ Малой Азіи, какъ и св. Ефремъ на берегахъ Евфрата, говорили о Пресвятой Дѣвѣ не что-нибудь новое для своей мѣстной Церкви, а то, что признается и почитается всѣми. Они говорятъ то, что было до нихъ и что есть при нихъ въ мѣстныхъ вѣрованіяхъ.

/с. 13/ Однако святые Отцы писали только то, что вызывалось потребностями времени, обстоятельствами, возникшими вопросами, не систематически излагали все ученіе и практику и бытъ Церкви своего времени, но о многомъ изъ этого говорятъ между прочимъ, случайно, отрывками, отдѣльной фразой.

Почитаніе Божіей Матери, будучи обычнымъ и давнишнимъ въ Церкви, только обнаруживается въ голосѣ Вселенской Церкви на 3-мъ Вселенскомъ Соборѣ въ наименованіи Дѣвы Богородицею. Но чтобы сказать это и выразить этимъ общецерковное мнѣніе, нужно было въ прошедшихъ всѣхъ вѣкахъ и въ настоящей жизни, современной Собору, имѣть соотвѣтствующее всеобщее вѣрованіе. А что такое вѣрованіе въ величіе Пресвятой Дѣвы, въ Ея небесную славу и молитвенную и благодатную небесную силу Церковь имѣла всегда, показываютъ творенія святыхъ Отцовъ Церкви первыхъ столѣтій Христіанства.

Св. мученик Іустинъ Философъ (120-166 г.г.).

«Мы знаемъ, что Онъ прежде всѣхъ тварей изошелъ отъ Отца Его, и чрезъ Дѣву сталъ человѣкомъ, чтобы какимъ путемъ непослушаніе, возникшее отъ змѣя, имѣло начало, такимъ же путемъ оно было бы и обезсилено. Ибо Ева, будучи дѣвой и непорочной, воспринявъ слово отъ змѣя, принесла непослушаніе и смерть, но Дѣва Марія, явивъ вѣру и радость, когда ангелъ возвѣстилъ Ей благую вѣсть, что Духъ Господа снизойдетъ на Нее и сила Вышняго осѣнить Ее, и потому Святое Рождаемое есть Сынъ Божій, отвѣтила: «да будетъ Мнѣ по слову твоему». (Сочиненія св. Іустина, философа и мученика, пер. Пр. М. 1864 г. Разговоръ съ Триф. іуд. 313 стр.)

Тертулліанъ (160-210 г.г.).

«Богъ возстановилъ Свой образъ и подобіе, которые діаволъ захватилъ, обратнымъ дѣйствіемъ. Ибо въ Еву, когда она еще была дѣвой, внѣдрилось слово, ставшее основой смерти. Равнымъ же образомъ, въ Дѣву Марію должно было войти Слово Божіе, бывшее строителемъ жизни, дабы то, что этимъ поломъ было уведено въ погибель, тѣмъ же самымъ поломъ было приведено назадъ во спасеніе. Ева повѣрила змѣю, Марія повѣрила Гавріилу; грѣхъ совершенный довѣріемъ одной былъ смытъ довѣріемъ Другой» (De Carn. Christ, 17).

Св. Ириней Ліонскій (140-202).

«Какъ первая была ведома ангеломъ въ изгнаніе и удаленіе отъ Бога послѣ того, какъ нарушила Его слово, такъ послѣдняя ангеломъ получила благовѣстіе, чтобы быть въ состояніи родить Бога, послушавшись Его слова. И если первая ослушалась Бога, то вторая /с. 14/ приведена была къ послушанію, чтобы такъ Дѣва Марія могла стать Предстательницей за Еву. И какъ человѣчество было повержено въ смерть дѣвой, такъ Дѣвой оно и спаслось; послушаніемъ Дѣвы, непослушаніе дѣвы было возстановлено... Ева была непослушна, она не послушалась, когда была еще дѣвой. И какъ она, имѣя мужемъ Адама, но всё же, будучи еще дѣвой, стала непослушаніемъ причиной смерти себѣ и всему человѣческому роду, такъ и Марія, имѣя обрученнаго ей человѣка и оставаясь Дѣвой, черезъ послушаніе стала и Себѣ Самой и всему роду человѣческому причиной спасенія. И объ этомъ Господь сказалъ, что первые будутъ послѣдними и послѣдніе первыми. И такъ узелъ непослушанія Евы получилъ разрѣшеніе черезъ послушаніе Маріи, ибо то, что Ева связала невѣрностью, то Дѣва Марія разрѣшила вѣрой».

(Въ словахъ св. Иринея «Предстательница за Еву», по-латыни стоитъ «адвоката», защитница, а по-гречески стоитъ «параклита», заступница, утѣшительница, прилагаемое ко Христу Спасителю (1 Іоан. 2, 1), а Имъ Самимъ ко Святому Духу, «второму Параклиту»).

О случаѣ въ Канѣ Галилейской св. Ириней Ліонскій толкуетъ, что Пресвятая Дѣва «желала получить Чашу св. Евхаристіи» — (Adv. Haer. 3, 22, 24, 7).

Оригенъ (185-253).

«Іисусъ сказалъ: "се, сынъ Твой", посему всѣ тѣ, въ комъ живетъ Христосъ, суть сыны Маріи» (In. loan. 1, 6).

Св. Григорій Чудотворецъ, Еп. Неокесарійскій (210-270).

«Итакъ, благодать достойно избрала изъ всѣхъ родовъ одну святую Марію. Она была подлинно премудра во всемъ и во всѣхъ родахъ никогда не нашлось подобной Ей».

«Марія! Ты узнала то, что было скрыто отъ патріарховъ и пророковъ. Дѣва! Ты постигла то, что доселѣ оставалось невѣдомымъ для самихъ Ангеловъ. Пресвятая! Ты услышала то, чего не удостоился слышать сонмъ мужей богоносныхъ».

«Архангелъ прежде всего сказалъ святой Дѣвѣ Маріи слѣдующее: «радуйся, Благодатная! Господь съ Тобою», именно потому, что въ Ней почивало все сокровище благодати. Изъ всѣхъ родовъ нашлась одна эта Дѣва, святая тѣломъ и духомъ, и одна носитъ Того, Кто "держитъ все словомъ силы Своей" (Евр. 1, 3). Удивляютъ въ Ней не только красота тѣлесная, но и душевныя Ея добродѣтели».

«Радуйся, Благодатная! источникъ Свѣта, просвѣщающаго всѣхъ вѣрующихъ въ Него. Радуйся, Благодатная! востокъ умнаго Солнца и чистый цвѣтъ жизни. Радуйся, Благодатная! лугъ благоуханный. Радуйся, Благодатная! вѣтвь присноцвѣтущая, услаждающая души, прославляющія Тебя».

/с. 15/ «Пріидите, возлюбленные, и мы, возобновивъ въ памяти прошедшее, прославимъ, ублажимъ и возвеличимъ отрасль Іессея, произрастившую для насъ сверхъестественно Жезлъ — Христа».

«Запечатанная книга подается умѣющему читать (Исаія 29, 11). Что же это за «Книга запечатанная», если, безъ сомнѣнія, не Пренепорочная Дѣва? Кѣмъ она дается? Очевидно, священниками. Какому человѣку? Плотнику Іосифу. Священники, обручивъ Марію цѣломудренному Іосифу, ввѣрили Ее ему въ ожиданіи времени брака, а Іосифъ, принявъ Ее, имѣлъ сохранить Дѣву въ чистотѣ... Для кого же хранится Она? Блюдется для Творца всяческихъ въ жилище».

«Въ шестой мѣсяцъ посланъ былъ Гавріилъ къ Дѣвѣ, получивъ такія повелѣнія отъ Бога: иди къ Дѣвѣ Маріи, иди къ жилищу, достойному Меня — Слова, или ко второму на землѣ Небу; иди къ легкому облаку и возвести ему дождь Моего пришествія; иди къ святилищу, для Меня предуготованному; иди ко храму Моего воплощенія; иди къ чистому чертогу Моего по плоти рожденія».

«Уже діаволъ не устоитъ противъ Тебя, Дѣва, потому что, гдѣ въ самомъ началѣ врагъ нанесъ рану, тамъ нынѣ, прежде всего, Врачъ спасенія уготовалъ врачество; откуда вышла смерть, тамъ Жизнь открыла Свой входъ; отъ жены проистекло зло, отъ Жены источается и благо».

«Радуйся, одушевленный храмъ Божій! Радуйся, равночестное жилище неба и земли! Радуйся, пространное вмѣстилище невмѣстимаго естества!» (Curs. Compl. Patrolog., edit. Migne. Tom. X. 1145-1156. 1171-1173. «Избранныя слова святыхъ Отцовъ въ честь и славу Пресвятой Богородицы» М., 1896, изд. 4, стр. 72-23).

Св. священномученикъ Меѳодій, Еп. Патарскій († 312 г.).

«Вотъ здѣсь открыто предстоитъ Дѣва-Матерь, какъ престолъ для Царя Господа Саваоѳа, высокій и превознесенный славою Создавшаго его. На немъ представь Господа, нынѣ пришедшаго къ тебѣ во плоти. На этомъ, говорю, дѣвственномъ престолѣ преклонись предъ Тѣмъ, Который предпринялъ для тебя такой новый и преславный путь» (2).

«Воспріявшая въ чистѣйшія нѣдра, какъ на высокій престолъ, превосходящаго человѣческое естество Царя всѣхъ, представила тамъ (въ храмѣ) Его съ чистѣйшею воспринятою отъ Нея плотію. Входитъ во храмъ священная Матерь, чтобы явить чуждое закону чудо — вожделѣннаго Сына, отверзшаго ложесна дѣвства...» (4).

«Итакъ, входитъ въ храмъ Превысшая храма, облеченная двойною славою, то-есть славою пречистаго дѣвства и неизрѣченнаго дѣторожденія...» (4).

«Поистинѣ страшно совершившееся съ Тобою таинство, Матерь-Дѣва, духовный престолъ, препрославленный и достойный /с. 16/ Бога. Ты явила изумительное чудо для небесныхъ и земныхъ... Блаженна Ты между женами, богоблаженная, ибо чрезъ Тебя земля исполнилась священной славы Божіей... Прообразовалъ Тебя ковчегъ завѣта... Если же прообразу Твоей святости воздана была такая честь отъ Бога, что никто, кромѣ священниковъ, не могъ подходить или имѣть доступъ къ его созерцанію, такъ какъ завѣса отдѣляла и охраняла входъ туда, какъ къ царицѣ, то какое и сколь великое почитаніе отъ насъ, уничиженнѣйшихъ, должно быть Тебѣ, истинной Царицѣ, истинному одушевленному Кивоту Законодателя Бога, сдѣлавшагося поистинѣ вмѣстительнымъ небомъ для невмѣстимаго Бога? Ибо, когда Ты, Пресвятая, явилась міру, какъ свѣтоносный день, и явила Солнце правды, то разсѣялась ужасная тьма...» (5).

«Но что же скажу я Тебѣ, Матерь-Дѣва и Дѣва-Матерь? Твое дѣло не человѣческое, и хвала Тебѣ выше человѣка. Но печальное недоумѣніе мое облегчается славословіями Тебѣ отъ Духа, посему приношу Тебѣ Твое... Итакъ, прими, благосклоннѣйшая, дары драгоцѣнные и свойственные Тебѣ одной, высшая всѣхъ родовъ и честнѣйшая всѣхъ видимыхъ и невидимыхъ тварей» (9).

«Прообразовавшая Твой боговидный образъ, неприступная купина неопально вмѣщала Бога... Твердый и несѣкомый камень (Исход. 17, 6), прообразовавшій проистекшую изъ Тебя всемірную благодать и отраду... и жезлъ священническій, произрастившій невоздѣланный плодъ (Числ. 17, 8; Евр. 9, 4) — залогъ непрерывнаго священства показалъ неложное знаменіе Твоего сверхъестественнаго рожденія...» (9).

«Благословеніями Господа преисполнено богоблагодатнѣйшее имя Твое, Богородительница и Просвѣтительница вѣрныхъ... Ты дала не нуждающемуся ни въ чемъ плоть, которой Онъ не имѣлъ, чтобы Онъ, всемогушій, сдѣлался тѣмъ, чѣмъ благоволилъ сдѣлаться. Что славнѣе этого? Что выше этого? Тотъ, Кто наполняетъ и небо, и землю, Которому принадлежитъ все, сдѣлался нуждающимся въ Тебѣ, ибо Ты сообщила Богу плоть, которой Онъ не имѣлъ. Ты облекла Всемогущаго въ благолѣпное всеоружіе плоти, чрезъ которую и Онъ сдѣлался видимымъ и доступнымъ для меня, и я могу приступить къ Нему и взирать на Него, и чрезъ которую "всѣ раскаленныя стрѣлы лукаваго будутъ угашены"» (Ефес. 6, 16). Дивно и прекрасно, Матерь и Раба Божія! Дивно и прекрасно, имѣющая Заимодавца всѣхъ должникомъ Своимъ! Всѣ мы должники предъ Богомъ, и Онъ дѣлается Твоимъ должниковъ. Сказавшій: "почитай отца твоего и мать" (Исход. 20, 12), Самъ благоволилъ принять на Себя это, и тѣмъ соблюдаетъ благорасположеніе и собственную заповѣдь къ послужившей добровольному рожденію, и благолѣпно прославитъ Ту, Которую наименовалъ матерью безъ мужа, Самъ родившись безъ отца. Такъ будетъ это, будетъ» (10).

«И намъ, и будущимъ поколѣніямъ не достанетъ времени, чтобы по достоинству ублажить Тебя, Матерь Царя вѣковъ (1 Тим. 1, 17), /с. 17/ какъ говоритъ въ одномъ мѣстѣ святой пророкъ, внушая намъ непостижимость Твою: «какъ великъ домъ Божій и какъ пространно мѣсто владычества Его! Великъ Онъ и не имѣетъ конца; высокъ и неизмѣримъ» (Варух. 3, 24-25). Поистинѣ пророческое и поистинѣ неложное это слово о Твоемъ величіи, ибо Ты одна удостоилась уподобиться Богу въ дѣлахъ Божіихъ; Ты одна родила по плоти Бога, единородно и совѣчно рожденнаго отъ Бога Отца. Такъ поистинѣ исповѣдуютъ содержащіе правую вѣру» (10).

«Святая Богоматерь явно исполняла то, что образно описано пророкомъ Исаіею» (6, 6).

«Радуйся вѣчно, нескончаемая радость наша, Пресвятая Дѣва; къ Тебѣ опять я обращаюсь. Ты начало, средина и конецъ нашего торжества; Ты — драгоцѣнный перлъ царства, истинный тукъ всякой священной жертвы, одушевленный жертвенникъ Хлѣба Жизни. Радуйся, сокровище любви Божіей; радуйся, источникъ человѣколюбія Сына; радуйся, осѣненная гора Святого Духа (Аввак. 3, 3). Ты возсіяла, вожделѣнная родительница Свѣта (духовнаго) Солнца, неприступными лучами пламенной любви, родивъ въ концѣ временъ рожденнаго отъ начала... Посему молимъ Тебя, Превосходнѣйшую всѣхъ и удостоившуюся матернихъ почестей и дерзновенія, непрестанно памятуй, Всесвятая Богородица, о насъ, хвалящихся Тобою и благолѣпными славословіями почитающихъ присноживущую и неизгладимую память Твою. И ты, досточтимый старецъ Симеонъ, первопріемникъ благочестиваго исповѣданія нашего и проповѣдникъ воскресенія вѣрныхъ, также будь ходатаемъ за родъ нашъ предъ Спасителемъ Богомъ, Котораго ты удостоился принять въ свои объятія» (14).

(Св. Меѳодій, епископъ и мученикъ, отецъ Церкви 3-го вѣка. Полное собраніе его твореній СПБ., 1877 г. «Слово о Симеонѣ и Аннѣ въ день Срѣтенія Господня», стр. 118-131. Migne, Patrol, Curs. Comp. T. 18, p. 347).

Св. Аѳанасій Великій († 373 г.).

«Изъ плоти св. Маріи изошелъ природно и существенно Сынъ Божій... Марія — сестра наша, потому что мы всѣ отъ Адама» (Ep. 59. ad Epict, 2, 7).

Св. Ефремъ Сиринъ († 378 г.).

«Черезъ Еву прекрасная и желанная слава людей затмилась, но она была возстановлена черезъ Марію» (Oper. Syriac, 2, 318).

«Въ началѣ грѣхомъ нашихъ прародителей смерть нашла на всѣхъ людей; сегодня Маріей мы приведены изъ смерти въ жизнь. Въ началѣ змѣй наполнилъ уши Евы и ядъ распостранился на все тѣло; сегодня Марія изъ ушей своихъ получила Поборника вѣчнаго блаженства; итакъ, то, что было орудіемъ смерти, было также и орудіемъ жизни» (Ib. 3. 607).

/с. 18/ «Необходимо намъ исповѣдывать, что Святая Приснодѣвственная Марія дѣйствительно есть Богородица, чтобы не впасть въ злохуленіе. Ибо отрицающіе, что Святая Дѣва дѣйствительно есть Богородица, не суть уже вѣрные, но ученики фарисеевъ и садукеевъ» (Монаху Іоанну).

Св. Василій, Архіеп. Каппадокійскій († 379 г.).

«Что же значать слова: и приступилъ я къ пророчицѣ? То-есть духомъ и предвѣденіемъ будущаго приблизился я къ пророчицѣ. Ибо постигъ, какъ бы сблизился пророческимъ разумѣніемъ, издалека увидѣлъ Ея зачатіе, предузрѣвъ посредствомъ пророческаго дарованія, что Она родила Сына... А что Марія — Та Пророчица, къ Которой приступилъ Исаія, чрезъ приближеніе познаніемъ, сему никто не будеть противорѣчить, если помнить слова Маріи, сказанныя Ею. Ибо что говоритъ? «Величитъ душа Моя Господа... ибо отнынѣ ублажатъ Меня всѣ роды» (Лук. 1, 46-48). И вникнувъ во всѣ слова Ея, не откажешься наименовать Ее пророчицей, потому что Духъ Господень снисшелъ на Нее, и сила Вышняго осѣнила Ее» (Толкованіе на прор. Исаію, гл. 8, 3. «Твор. Василій Вел.» изд. 3, ч. 2. М., 91. стр. 235).

Св. Кириллъ Іерусалимскій (315-386).

«Поскольку черезъ дѣву Еву пришла смерть, приличествовало, чтобы черезъ Дѣву, или лучше отъ Дѣвы, явилась Жизнь; чтобы, какъ змѣй обманулъ первую, такъ Гавріилъ принесъ Другой благую вѣсть» (Cath. 12, 15).

Св. Григорій Богословъ (315-392).

«Христосъ отъ Дѣвы. О, женщины, живите, какъ дѣвы, чтобы вы стали матерями Христовыми» (A select library of Nicene and P-nie: Path. Oxf. 1894. Vol. 7, p. 345).

«Онъ былъ зачатъ Дѣвой, Которая передъ тѣмъ была очищена въ тѣлѣ и душѣ Духомъ Святымъ» (id., p. 345).

«Она (св. Іустинія) смиренно прибѣгла съ молитвою къ Дѣвѣ Маріи, чтобы Та дала ей помощь въ подвигѣ дѣвства» (S. Cipriani, Migne, 35, 1182).

Св. Григорій Нисскій (335-395).

Св. Григорій Нисскій приводитъ разсказъ о томъ, какъ св. Григорій Чудотворецъ, епископъ Неокесарійскій (210-270), мучился однаждывсю ночь сомнѣніями вѣры подъ вліяніемъ разныхъ слышанныхъ имъ ересей. И вдругъ неожиданно онъ увидѣлъ видѣніе: мужчину и Женщину, «но болѣе, чѣмъ человѣческую», которые бесѣдовали между собою о томъ, что надо открыть истину вѣры Григорію. /с. 19/ И Женщина именовала мужчину въ разговорѣ «Іоанномъ», а онъ говорилъ, что исполнитъ все, что желаетъ «Мать нашего Господа», и тогда началъ излагать догматы Православной Вѣры. Григорій слушалъ и запоминалъ все, а на утро все записалъ, и это записанное имъ сохранилось и до нынѣ подъ именемъ «Символа Григорія Чудотворца» (Niss. Op. 2, 977).

«Развѣ рѣшится кто-нибудь изъ насъ сказать «мать человѣка» объ Этой Святѣйшей Дѣвѣ Богородицѣ?» (Ep. 19).

Св. Амвросій Медіоланскій (340-397).

«Она была одна и принесла спасеніе міру, и зачала искупленіе всѣхъ, Она имѣла такую большую благодать, что не только могла сохранить дѣвство Сама, но и на тѣхъ возложитъ его, кого Она посѣщаетъ».

«Она предводительствуетъ хорами дѣвственныхъ душъ; съ Нею будутъ посвященныя дѣвы» (Nistor 71, 76).

Св. Епифаній Кипрскій (320-400).

«Та, которая названа Евой, таинственно получаетъ названіе "матери живущихъ"... Поразительно, что послѣ паденія она получила этотъ великій эпитетъ. И въ матеріальномъ отношеніи отъ Евы рожденъ весь родъ человѣческій. Но отъ Маріи истинно родилась Сама Жизнь, чтобы Марія могла родить живущихъ и стать Матерью живущихъ. Посему и Марія таинственно называется Матерью живущихъ...

«Также и другое слѣдуетъ разсмотрѣть въ отношеніи ихъ, въ отношеніи Евы и Маріи. Ева стала причиной смерти людямъ..., а Марія причиной Жизни, дабы Жизнь была вмѣсто смерти, Жизнь, исключающая смерть, пришедшую отъ Дѣвы, то-есть Тотъ, Кто черезъ Дѣву сталъ нашей жизнью» (Haer. 78. 18).

«Церковь учитъ, что Христосъ истинно родился отъ Маріи Приснодѣвы» (Истинное слово о вѣрѣ).

«Нѣкоторые безумствующіе въ мнѣніи о Самой Святой Приснодѣвѣ старались и стараются ставить Ее вмѣсто Бога» (противъ антидикомаріонитовъ, ересь 78).

«Марію должно почитать; Отцу, Сыну и Св. Духу должно воздавать поклоненіе, но никто не долженъ поклоняться (какъ Божеству) Маріи» (Ересь 79, 9).

«Сверхъ должнаго не должно почитать святыхъ, но чтить Владыку ихъ. Марія не Богъ и не съ неба получила тѣло, но отъ мужа и жены, и по обѣтованію, какъ Исаакъ, предуготована къ участію въ домостроительствѣ Божіемъ. Но, съ другой стороны, никто да не дерзаетъ и безумно оскорблять Святую Дѣву» (противъ антидикомаріонитовъ).

/с. 20/

Блаженный Іерорнимъ (331-420).

«Великое это таинство, что, какъ черезъ дѣву смерть стала причастна намъ, такъ и Жизнь была рождена намъ Дѣвой» (Op. 6, De Agon. Christ, s. 24).

«Марія — Мать человѣчества» (Fp. 39. Migne p. Z. 22.472).

Блаженный Августинъ (354-430).

«Брачный союзъ есть союзъ Слова и плоти. Брачный чертогъ есть утроба Дѣвы... Онъ "прекрасенъ", какъ Богъ, Слово у Бога; прекрасенъ въ утробѣ Дѣвы, гдѣ, не теряя Божественности, Онъ встрѣтилъ человѣчество» (Book of Psalms. Vol. 2, Ps. 44, 5. Oxf. 1866, 228-30).

«Такъ какъ чрезъ Нее Богъ снизшелъ на землю, то чрезъ Нее люди удостаиваются восходить къ Богу» (Sermo de Natal).

Св. Кириллъ Александрійскій († 444 г.).

«Радуйся, Марія Богородица, величественное и всеобщее сокровище міра, неугасимая лампада, вѣнецъ дѣвства, столпъ Православія, храмъ нерушимый, обиталище Безграничнаго. Матерь и Дѣва, черезъ Которую называется въ св. Евангеліяхъ Благословеннымъ грядущій во имя Господне... черезъ Которую Святая Троица святится... съ Которой Ангелы и Архангелы радуются, благодаря Которой бѣсы расточаются... и падшая тварь воспріемлется въ небеса».

(Было сказано на 3-мъ Ефесскомъ Вселенскомъ Соборѣ въ 431 году; Op. 6, 355).

Св. Петръ Хрисологъ, Епископъ Равеннскій (400-452).

«Благословенна Ты между женами, ибо между женами, въ утробу которыхъ Ева проклятіемъ внесла наказаніе, Марія, бывъ благословенна, радуется и почитается и къ Ней устремляются взоры. И нынѣ женщина подлинно сдѣлалась, по благодати, матерью живыхъ, бывъ до тѣхъ поръ, по природѣ, матерью умирающихъ...

Небеса страшатся Бога, Ангелы трепещутъ Его, тварь не стоитъ предъ Нимъ, природа не выдерживаетъ и, однако, Дѣва беретъ, принимаетъ, содержитъ Его, какъ гостя въ Своей утробѣ, дабы въ вознагражденіе за «домъ» и какъ цѣну за Свою утробу, Она испросила, Она получила миръ вселенной, славу небесамъ, спасеніе потеряннымъ, жизнь умершимъ, небесное отечество земнымъ, единеніе съ Самимъ Богомъ въ человѣческомъ тѣлѣ» (Serm. 140).

/с. 21/

Св. Проклъ, Архіеп. Константинопольскій († 446 г.).

«Всѣ памяти святыхъ достославны. Но ничто не можетъ сравниться со славою настоящаго торжества. Авель именить жертвою; Енохъ памятенъ богоугожденіемъ; Мелхисидекъ прославляется, какъ образъ Христовъ; Авраамъ возвеличивается вѣрою. Но все это — ничто, въ сравненіи съ Богородицею Маріею. Всѣ они видѣли Христа только въ гаданіяхъ, а Она во чревѣ носила воплотившагося».

«Итакъ, въ мірѣ нѣтъ ничего такого, что могло бы сравниться съ Богородицею Маріею. Человѣкъ! Пройди умомъ твоимъ всѣ творенія и смотри, можетъ-ли что сравниться или превзойти святую Дѣву Богородицу?... Ангелы служатъ Богу со страхомъ, Архангелы поклоняются съ трепетомъ, Херувимы, не могущіе зрѣть славы, ужасаются, Серафимы, летая окрестъ, не приближаются, и трепеща взываютъ: святъ, святъ, святъ. Исчисли все чудесное, и дивись превосходству Дѣвы; Кого всякая тварь восхваляетъ со страхомъ и трепетомъ, Того Она неизъяснимо приняла въ чертогъ Свой».

Похвальное слово Пресвятой Богородицѣ». Избр. слова святыхъ Отцовъ. М., 96, стр. 7-11).

Діонисій Ареопагитъ.
Сочиненія конца 5-го столѣтія.

Высокоавторитетныя сочиненія, приписываемыя пресвитеру Діонисію, составлены изъ многихъ, не дошедшихъ до насъ сочиненій, преданій и сказаній, часть которыхъ относится къ апостольскому вѣку и, вѣроятно, имѣють нѣчто общее съ Діонисіемъ Ареопагитомъ, что послужило причиной приписать ихъ ему. Разсказывая объ Іероѳеѣ, какъ о человѣкѣ, «ближайшимъ къ св. Писанію», и указывая на его свидѣтельства, какъ на историческія, авторъ даетъ мѣсто кому-то изъ апостольскаго вѣка, который называетъ тѣло Богоматери «Источникомъ жизни», и свидѣтельствуетъ, что Апостолы совершили надъ нимъ литургію.

«Мы, какъ ты знаешь, вмѣстѣ съ нимъ и многими нашими святыми братьями сошлись вмѣстѣ увидѣть то смертное тѣло — Источникъ жизни, которое приняло воплощеннаго Бога, и Іаковъ, братъ Господень, былъ тамъ, и Петръ, старѣйшій и высшій изъ священныхъ писателей... И тогда, увидѣвъ его (тѣло), всѣ присутствовавшіе священноначальники совершили, въ соотвѣтствіи съ властью каждаго, всемогущую доброту Божественнаго снисхожденія».

Объ именахъ Божіихъ», гл. 3, 2).



/с. 22/ Молитвенное-же призываніе святыхъ, въ которое входитъ и молитвенное призываніе Богородицы, признается всей святоотеческой письменностью, когда только попадаются случаи для упоминанія объ этомъ.

Въ «Постановленіяхъ Апостольскихъ» говорится: «при принисеніи Безкровной Жертвы вспоминаются пророки, апостолы, мученики и исповѣдники съ тѣмъ, чтобы чрезъ ихъ молитвы Богъ принялъ наши молитвы».

Св. Кириллъ Іерусалимскій (315-386) пишетъ: «Потомъ вспоминаемъ и прежде усопшихъ, сперва патріарховъ, пророковъ, апостоловъ, мучениковъ, чтобы Богъ, по молитвамъ и предстательству ихъ, принялъ наше прошеніе» (Твор. 93 г. 297 стр.).

Св. Іоаннъ Златоустъ (344-407) часто говоритъ о молитвахъ святыхъ: «Молитвами этой святой (муч. Пелагіи) и подвизавшихся подобно ей, да сподобитесь вы помнить въ точности сказанное... Пріобрѣтемъ себѣ большее благоволеніе святой мученицы, почитая ее истиннымъ почитаніемъ». «Нашихъ братьевъ приведемъ сюда, чтобы святой мученикъ (Варлаамъ) за здѣшнее усердіе принялъ насъ въ вѣчныя обители съ великимъ дерзновеніемъ» (Твор. 96 г. Т. 2, кн. 2. 630, 723).

Блаж. Августинъ (354-430): «При трапезѣ Господней мы вспоминаемъ святыхъ мучениковъ не для того, чтобы молиться за нихъ, какъ за друзей, въ мирѣ почившихъ, а для того, чтобы они молились за насъ, чтобы по ихъ молитвамъ Богъ принялъ и наши молитвы» (Migne. Patr. T. 25, p. 1847).

Блаж. Іеронимъ (331-420): «если апостолы и мученики могутъ молиться за другихъ, еще сами оставаясь въ живыхъ, когда они должны молиться за себя самихъ, то насколько сильнѣе они могутъ предстательствовать, получивъ вѣнцы. послѣ побѣды и торжествъ» (Vigil, p. 2, pag. 285. Ed. Martian).

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 7 (451). Іюль 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 9-22.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.