Церковный календарь
Новости


2017-09-26 / russportal
Прот. Георгій Спасскій. Крестъ Христовъ и страданія Россіи (1917)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ отвѣтъ на рѣчь еп. Графтона (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе (6-е) духовенству Алеутской епархіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложенія (4-5) Сѣв.-Америк. дух. правленію (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказанная въ Ситхинскомъ соборѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю по Воздвиженіи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ недѣлю 14-ю по Пятидесятницѣ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю о слѣпомъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Антипасхи (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе въ недѣлю Сыропустную (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на новый [1901] годъ и новый вѣкъ (1986)
2017-09-26 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-25 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Василія Великаго къ Григорію пресвитеру (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 26 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№7 (451). – Іюль 1987 года.

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
О ПОЧИТАНІИ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ.

8. МАРІЕПОЧИТАНІЕ.

«Чему уподоблю Царствіе Божіе? Оно подобно закваскѣ, которую женщина взявши положила въ три мѣры, доколѣ не вскисло все» (Лук. 13, 20-21).

Почитаніе Пресвятой Богородицы Маріи установлено въ Церкви Христовой Духомъ Святымъ, живущимъ въ ней, и утверждено опытомъ, практикой и жизнью Церкви.

Изъ познанія и уразумѣнія Церковью величія Пресвятой Дѣвы, столь глубоко цѣльно и всесторонне понятого, съ совершенной очивидностью явствуетъ, что такое уразумѣніе можетъ быть только даромъ Духа Святого. Церковь, возвышенная Духомъ Святымъ, только и могла понять Возвеличенную Богомъ. Подобное познается подобнымъ.

/с. 23/ Христова Церковь воспѣла и прославила Пресвятую Дѣву и на основаніи осязательнаго опыта, когда обращеніе къ Пресвятой Дѣвѣ всегда приносило скорый и благой отвѣтъ отъ Нея.

Чуткость и милосердіе Дѣвы на небесахъ къ намъ, земнымъ, безмѣрны, а Божественная благость изливается на Нее и черезъ Нее на людей съ неизреченной щедростью. Это познаютъ люди изъ практики.

Дѣва есть широчайшее русло для полноводной рѣки благодати Божіей. У Бога множество источниковъ, ручьевъ большихъ и малыхъ, и рѣкъ, источающихъ и несущихъ потоки Его силъ, милостей и радостей. Это всѣ — Ангелы, Апостолы, святые, тысячи, милліоны святыхъ, «которыхъ никто перечесть не можетъ» (Откров. 7, 9). Но есть и сильнѣйшая и многоводнѣйшая рѣка изъ всѣхъ рѣкъ Божіихъ, это — Дѣва. Она исключительная Носительница благодати Божіей и богатѣйшая по высшимъ святѣйшимъ человѣческимъ чувствованіямъ, коими Она и отвѣчаетъ людямъ и вопрошаетъ къ Богу, будучи Ему любезна и угодна по Своей духовной красотѣ.

Какова Ея духовная красота, мы отчасти видѣли. А духовную красоту нельзя не любить, нельзя ею не восторгаться, какъ нельзя не восторгаться тѣлесной красотой. Созерцать духовную красоту Дѣвы и ее любить — благодатный даръ Божій членамъ Церкви. Самъ Господь передалъ Церкви благодатью Святого Духа Свою любовь къ Дѣвѣ. Господь любитъ духовную красоту всякаго человѣка и къ ней приникаетъ Своими милостями, ибо Онъ Самъ есть неизреченная красота, которою восторгаются вѣчно Ангелы (2 Кор. 12, 4). Но какую же красоту Онъ узрѣлъ въ «Благословенной между женами» всей вселенной и всѣхъ поколѣній человѣческихъ, если черезъ Нее благоволилъ прійти на землю!

И что это такъ, и что красота Ея любима Богомъ, и что дѣйствительно Дѣва близка къ Богу и любитъ людей и проявляетъ Себя въ благодатныхъ дѣлахъ милосердія Божія, извѣстно Церкви изъ опытовъ святыхъ ея членовъ, которымъ Она являлась въ осязательныхъ явленіяхъ Своей небесной славы и благодѣяніяхъ, и изъ безчисленныхъ опытовъ далеко не святыхъ, но жаждущихъ спасенія и святости и почитающихъ себя грѣшниками. И молитвы такихъ всегда бываютъ услышаны Дѣвой.

Ее «ублажаютъ всѣ роды» въ Церкви не понаслышкѣ, не по разумному убѣжденію только, что Она достойна почитанія и уваженія, а какъ непосредственные «свидѣтели» дѣлъ Божіихъ чрезъ Нее о томъ, что «видѣли своими очами, что разсматривали и что осязали руки ихъ» (Дѣян. 2, 32; 1 Іоан. 1, 1).

Закваска Царствія Божія, которую положила во Христѣ именно Эта Дѣва въ три мѣры муки, въ этотъ міръ, заквасила все, и вездѣ, куда только проникла эта закваска, извѣстно Ея имя [1].

Примѣчаніе:
[1] Пищущій эти строки принужденъ разсказать о своемъ опытѣ, хотя и не хотѣлъ бы, чтобы кто о немъ подумалъ больше, чѣмъ онъ того стóитъ. Послѣ того, какъ /с. 24/ онъ, заканчивая шестилѣтнее пребываніе въ мѣстахъ заключенія и ссылки у большевиковъ и въ ожиданіи новаго срока ихъ, бѣжалъ изъ ссылки, въ одномъ мѣстѣ онъ получилъ черезъ одного человѣка благословеніе епископа, который, между прочимъ, заповѣдалъ ему во всѣхъ тяжкихъ обстоятельствахъ призывать на помощь Пресвятую Дѣву Марію. Онъ передалъ ему, что особенно драгоцѣнно для Пресвятой Дѣвы, когда читаютъ Ей «обрадованіе», принесенное Ей ангеломъ Гавріиломъ, то-есть «ублажаютъ» Ее чуднымъ ангельскимъ привѣтствіемъ. Тогда Пресвятая Дѣва, почерпая какъ-бы новое блаженство отъ всякаго такого воспоминанія людьми о Ея благодати, спѣшитъ на помощь имъ этою благодатью. Конечно, православнаго священника вообще учить молитвѣ ко Пресвятой Дѣвѣ Маріи незачѣмъ, но въ данномъ случаѣ ясно указать ему мѣсто постояннаго прибѣжища и скорой помощи въ опасностяхъ было весьма кстати.
     Опасностей-же этихъ оказалось сверхъ всякой мѣры. Въ теченіе двухъ сутокъ одного путешествія по желѣзной дорогѣ его совершенно измучили безпрестанной провѣркой документовъ. Всякій входившій въ вагонъ чекистъ, посмотрѣвъ на публику, выбиралъ его, какъ человѣка подозрительнаго и требовалъ его документъ, а у него, кромѣ маленькой записки отъ милиціи, что онъ объявилъ объ утерѣ документовъ, ничего не было. Это все, что онъ сумѣлъ добыть себѣ для путешествія. Подозрительность отъ такого «документа» могла только увеличиваться и для разслѣдованія такихъ арестовываютъ. Отъ этого приставанія чекистовъ къ одному пассажиру и вся публика въ вагонѣ совершенно измучилась. Всѣ вздыхали и томились пока происходила процедура опроса и придирокъ, могущихъ кончиться немедленнымъ арестомъ и уводомъ несчастнаго человѣка. Послѣдній-же, видя приближающуюся опасность, произносилъ въ себѣ «обрадованіе», «ублаженіе» Дѣвѣ: «Богородице Дѣво, радуйся! Благодатная Маріе, Господь съ Тобою. Благословенна Ты въ женахъ»... И какъ только начиналъ читать, такъ силы чекистовъ изсякали, упорство ихъ ослабѣвало и оня «таяли, какъ воскъ, отъ лица огня», исчезали, какъ дымъ, отступались и уходили...
     Но наибольшее испытаніе было передъ этимъ, когда не было никакого документа. Въ г. Поти на мосту остановилъ его милиціонеръ и, потребовавъ документь, повелъ его куда полагается. Несчастный бѣглецъ почувствовалъ, что почва уходитъ изъ-подъ его ногъ. Не долгое будетъ разслѣдованіе. Въ путающемся умѣ онъ схватился за «ублаженіе» Дѣвы. Минута ходьбы. Остановились для бесѣды съ другимъ милиціонеромъ. «А этотъ что?», спросилъ новый, и видимо, старшій, указывая на арестованнаго. «Документа нѣтъ», сказалъ милиціонеръ. «Почему нѣтъ документа?», спросилъ онъ арестованнаго. «Пропалъ», отвѣтилъ я. «Ну, иди», услышалъ я въ отвѣтъ...
     Еще были тягчайшія приключенія одно за другимъ, во множествѣ, и вѣнецъ ихъ — /с. 25/ переходъ границы изъ Совѣтскаго Союза въ Персію, и не въ иной день, а 25-го марта, въ день Благовѣщенія Пресвятой Богородицы (въ 1930 г.). Чудное знаменіе милости Божіей чрезъ Дѣву Марію и въ Ея славу. Еще съ утра, когда сказали, что сегодня будетъ переходъ границы, — это послѣ двухъ недѣль ожиданія около границы въ смертельной опасности и послѣ ужасно неудачной попытки перехода наканунѣ, — онъ былъ въ восторгѣ. Отчаявшіеся уже его спутники, удивлялись такому его настроенію. «Да вѣдь сегодня же день Благовѣщенія Пресвятой Дѣвы Маріи! Можетъ-ли быть неудача? Богородица Марія переведетъ насъ». Но имъ уже не вѣрилось. И въ 11 часовъ, ярко сіяющей лунной ночью, они оказались на персидской сторонѣ, пройдя между секретами и заставами большевицкихъ пограничниковъ. «Песъ не пошевелилъ языкомъ своимъ» въ эти часы смертельнаго рискованнаго путешествія.
     Это показаніе изъ опытовъ обращенія къ Пресвято,й Дѣвѣ Маріи есть ничтожная капля среди милліоновъ свидѣтельствъ объ этомъ членовъ святой Христовой Православной Вселенской Церкви всѣхъ временъ и всѣхъ народовъ.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 7 (451). Іюль 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 22-25.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.