Церковный календарь
Новости


2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 40-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 39-е (1882)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Кубанцы въ Великой войнѣ (1930)
2017-11-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Привѣтъ Россійской Военной Академіи (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 14-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 13-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Существо Православія и соврем. борьба противъ него (1975)
2017-11-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Въ чемъ истинное Православіе и хранимъ ли мы его? (1975)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 12-я (1932)
2017-11-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 11-я (1932)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 38-е (1882)
2017-11-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 37-е (1882)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Глава 10-я (1932)
2017-11-22 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Старая Академія". Главы 8-9 (1932)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Да здравствуетъ Самодержавіе!" (1907)
2017-11-22 / russportal
Воззваніе Союза Русскаго Народа "Къ честнымъ сынамъ Россіи" (1907)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопресвит. Михаилъ Польскій († 1960 г.).

Протопресвитеръ Михаилъ Польскій († 1960 г.) родился 24 октября (6 ноября) 1891 г. въ станицѣ Новотроицкой Кубанской области въ семьѣ псаломщика. Окончилъ Ставропольскую духовную семинарію (1914) и по ея окончаніи работалъ противосектантскимъ миссіонеромъ. Священникъ (1920). Въ 1921 г. поступилъ въ Московскую духовную академію, которая вскорѣ была закрыта. Въ 1923 г. арестованъ и послѣ тюремнаго заключенія былъ сосланъ въ Соловецкій лагерь, а въ 1929 г. — на 3 года въ Зырянскій край. Въ 1930 г. бѣжалъ изъ ссылки и покинулъ Россію, перейдя россійско-персидскую границу. Сначала попалъ въ Палестину, потомъ (съ 1938 по 1948 гг.) былъ настоятелемъ прихода въ Лондонѣ въ юрисдикціи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Въ 1948 г. переѣхалъ въ США. Служилъ въ каѳедральномъ соборѣ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» въ г. Санъ-Франциско (шт. Калифорнія, США) (съ 1952 г. — старшимъ каѳедральнымъ протоіереемъ указаннаго собора). Послѣ побѣды въ 1949 г. на т. н. «Лосъ-Анжелосскомъ процессѣ», гдѣ о. Михаилъ защитилъ каноническую правоту РПЦЗ какъ экспертъ-канонистъ, онъ былъ возведенъ въ санъ протопресвитера. Въ 1955 г. упомянутъ какъ каѳедральный протопресвитеръ, замѣститель предсѣдателя епархіальнаго совѣта Западно-Американской епархіи Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Ушелъ на покой въ 1959 г. Скончался 8 (21) мая 1960 г. въ Санъ-Франциско. Похороненъ на Сербскомъ кладбищѣ подъ Санъ-Франциско.

Сочиненія протопресвит. Михаила Польскаго

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ».
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№7 (451). – Іюль 1987 года.

Протопр. Михаилъ Польскій († 1960 г.).
О ПОЧИТАНІИ ПРЕСВЯТОЙ ДѢВЫ МАРІИ.

9. МАРІЕПОКЛОНСТВО.

«И небеса прославятъ чудныя дѣла Твои, Господи, и истину Твою въ собраніи святыхъ. Ибо кто на небесахъ сравнится съ Господомъ? Кто между сынами Божіими уподобится Господу? Страшенъ Богъ въ великомъ сонмѣ святыхъ, страшенъ Онъ для всѣхъ окружающихъ Его» (Псал. 88, 6-8).

Римская помѣстная церковь, постепенно отступая отъ Православія и наконецъ отдѣлившись отъ состава Вселенской Церкви, отъ апостольскаго, братскаго союза помѣстныхъ Церквей, не сохранила въ чистотѣ и древнее ученіе о почитаніи Пресвятой Богородицы, /с. 25/ преумноживъ и преувеличивъ это почитаніе, вплоть до восхищенія прерогативъ Божіихъ въ пользу Пресвятой Дѣвы Маріи [1].

Римская церковь учитъ: «Преблагословенная Дѣва Марія въ первомъ мгновеніи Своего зачатія, по особенной благодати Всемогущаго Бога и особому преимуществу ради будущихъ заслугъ Іисуса Христа, Спасителя рода человѣческаго, была сохранена свободною отъ всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пія IX-го).

Изъ всеобщности первороднаго грѣха является исключеніемъ одинъ Господь Іисусъ Христосъ. И никому не дано право быть зачатымъ во святости. Одинъ Господь Христосъ зачатъ отъ Духа Святого и Онъ одинъ святъ отъ самаго зачатія Своего. «Изъ всѣхъ рожденныхъ женами, нѣтъ ни одного совершенно святого, кромѣ Господа Іисуса Христа, Который по особому новому образу непорочнаго рожденія, не испыталъ земного поврежденія». «Одинъ только Богъ безъ грѣха. Обыкновенно всѣ рождаемые отъ жены и мужа, то-есть плотского союза, бываютъ повинны грѣху. Слѣдовательно, кто не имѣетъ грѣха, тотъ не былъ и зачатъ такимъ образомъ» (св. Амвросій Медіоланскій).

Господь, принявъ природу человѣческую, обновилъ ее и возсоздалъ въ Себѣ первомъ, очистивъ ее отъ первороднаго грѣха Адамова. Это дѣло Божіе, дѣло Христово, принесшее спасеніе людямъ въ обновленіи въ насъ образа и подобія Божія. Не избралъ Богъ иного способа, чтобы обновить образъ Божій въ человѣкѣ и очистить грѣхъ человѣка, кромѣ Своего воплощенія.

/с. 26/ Ученіе же о томъ, что еще до воплощенія Сына Божія, въ самомъ рожденіи Пресвятой Дѣвы Ея природа приготовилась къ воспріятію Бога предочищеніемъ своимъ отъ первороднаго грѣха дѣйствіемъ Духа Святого, предвосхищаетъ спасительное дѣло Христово и дѣло самаго воплощенія, и умаляетъ значеніе послѣдняго. Происходитъ извращеніе самаго догмата воплощенія.

Какъ могъ Господь обновить природу человѣка (въ непорочномъ зачатіи Дѣвы), еще не принявъ эту природу? А если могъ обновить до Своего воплощенія благодатью и всемогуществомъ, то зачѣмъ было Ему воплощаться? Если очищеніе Дѣвы отъ первороднаго грѣха возможно въ самомъ актѣ воплощенія, то зачѣмъ его относить къ моменту зачатія?

Естественно, что Пресвятую Дѣву очистилъ отъ первороднаго грѣха самый моментъ воплощенія, вселенія въ Нее Бога. При облеченіи Христа въ Ея природу, Она Сама облеклась въ Него и очистилась первая изъ людей отъ первороднаго грѣха, а за Нею уже потомъ прочіе люди по благодати крещенія.

«Но когда Христосъ прошелъ черезъ чистую, дѣвственную, не познавшую супружества, богобоязненную, нескверную Матерь безъ брака и безъ отца, и поскольку Ему надлежало родиться, очистилъ женское естество, отринулъ горькую Еву и отвергъ плотскіе законы» (Св. Григорій Богословъ «Похвала дѣвству»).

Если Господь освятилъ природу Дѣвы въ самомъ зачатіи, то и Онъ воспринялъ уже святую природу, не обычную, не твою и не мою, и ничью изъ нашихъ, а потому и никого и не спасъ, ничьей природы не обновилъ, ничьего первороднаго грѣха не очистилъ. Это была уже не общечеловѣческая природа, а особенная природа, уже спасеннаго, притомъ, только одного человѣческаго существа — Дѣвы Маріи. Зачѣмъ спасать уже спасенную? И какъ въ обновленной обновлять необновленныхъ?

Если «непорочное зачатіе» Дѣвы ставило Ее въ невозможность согрѣшить и Она невольно осталась чистою, то Ея механическая праведность не заслуживаетъ и славы. Если же это зачатіе ничего такого не вноситъ въ природу Дѣвы и очищеніе отъ первороднаго грѣха и полноту обновленія Она получаетъ отъ Спасителя въ моментъ воплощенія Его, то непорочное зачатіе отпадаетъ за совершенной ненадобностью.

Зачатіе Пресвятой Дѣвы Анною не было дѣломъ Духа Святого; и хотя естественныя силы престарѣлыхъ и всегда бездѣтныхъ родителей получили укрѣпленіе отъ Бога для рожденія Дѣвы, но это были только естественныя силы, какъ и у всѣхъ здоровыхъ и сильныхъ людей, а потому не безъ грѣховнаго поврежденія таковыхъ людей. Только Тотъ, Кто не былъ зачатъ обычнымъ образомъ («не отъ хотѣнія плоти, не отъ хотѣнія мужа» Іоан. 1, 13), Тотъ и не имѣлъ грѣха.

И Дѣва Марія не механически выразила Свое согласіе на воплощеніе Сына Божія, будучи по природѣ свята и непорочна, и не во/с. 27/лей-неволей безсознательно была святой и чистой отъ рожденія, по дѣйствію Духа Святого при Ея зачатіи, нѣтъ, но добровольно, и желаніемъ, и усиліемъ, и стараніемъ во всякой добродѣтели, какъ лучшій представитель ветхозавѣтной праведности, «обрѣла благодать у Бога», именно «обрѣла», и стала свята и непорочна, будучи во всемъ подобна намъ. Она была безгрѣшна доброй волей, то-есть, и имѣя первородный грѣхъ Адамовъ въ Своей природѣ, не грѣшила. «Иное суть страсти, и иное грѣхи. Страсти суть: гнѣвъ, тщеславіе, сластолюбіе, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грѣхи же суть самыя дѣйствія страстей, когда кто приводитъ ихъ въ исполненіе на дѣлѣ, то-есть совершаетъ тѣломъ тѣ дѣла, къ которымъ побуждаютъ его страсти, ибо можно имѣть страсти, но не дѣйствовать по нимъ» (Авва Дороѳей 6 в. «Душеполезныя поученія», стр. 23). Что-бы сдѣлаться достойной Бога и достойнѣйшей изъ людей, Пресвятая Дѣва побѣждала въ Себѣ всѣ страсти, но имѣла въ Себѣ этихъ враговъ, чтобы ихъ побѣждать.

Ложнымъ возвеличеніемъ умаляется значеніе Пресвятой Дѣвы въ дѣлѣ нашего спасенія. Вмѣсто подвига вѣры и добродѣтели за насъ, грѣшниковъ, предоставляющая Богу нашу природу объявляется уже святою и чистою по волѣ Божіей и механически съ момента зачатія. Какая же здѣсь слава Богоматери? Въ чемъ здѣсь Ея величіе и гдѣ Ея добродѣтель, достойная вознагражденія?

Совершенно очевидно, что если «сотворилъ Ей величіе Сильный» Господь, то люди, когда вздумаютъ прибавлять этого величія, то только унизятъ. Больше Бога нельзя дѣлать и придумывать вещи невѣроятныя, унижающія Бога и Дѣву.

Попытка воздать Ей какъ можно больше славы началась въ 9 вѣкѣ, во времена отпаденія отъ Православія Римской помѣстной церкви, и закончилась въ 1854 году утвержденіемъ новаго еретическаго догмата къ униженію Дѣвы и Спасителя, правда, наивнаго, безсознательнаго, съ плохимъ богословіемъ, съ искусственнымъ умствованіемъ, но съ добрымъ, глубоко любящимъ сердцемъ и съ «ревностью не по разуму» (Рим. 10, 1-3).

Православное Маріепочитаніе Христовой Церкви чуждо западной односторонности и двухъ ея крайностей: римскаго маріепоклонства и протестантскаго маріехульства.

«Одинаковый вредъ въ обѣихъ этихъ ересяхъ, и когда уничижаютъ Дѣву, и когда, напротивъ, прославляютъ Ее сверхъ должнаго» (Панаріонъ, противъ колларидіанъ. Св. Епифаній).

Примѣчаніе:
[1] Если въ папизмѣ Пресвятая Дѣва названа «дополненіемъ Святой Троицы» (Малу, еп. Бругесъ), то подлинно тѣмъ-же Она является въ современной софіанской ереси, гдѣ Она является уже «живымъ тварнымъ откровеніемъ Духа Святого, совершенное явленіе Третьей Ипостаси; тварь, но уже и не тварь» (154, 175, 191 стр. «Неопалимая купина» прот. С. Булгакова). По этой ереси, смѣшивающей Творца съ тварью, Духъ Святой такъ является въ Дѣвѣ Маріи, какъ Сынъ Божій явился во Іисусѣ Христѣ. Такимъ образомъ, Пресвятая Богородица по этой ереси также есть «дополненіе Святой Троицы». Нѣть. Между вѣчнымъ и происшедшимъ изъ ничего лежитъ пропасть, которую стеръ Господь Своимъ воплощеніемъ, пріусвоивъ Себѣ въ этомъ новомъ актѣ, подобнымъ самому первому творенію, также по Своей свободѣ и благости, эту тварную природу, которой всегда былъ по природѣ чуждъ.

Источникъ: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». № 7 (451). Іюль 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 24-27.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.