Церковный календарь
Новости


2017-04-28 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О добродѣтели, къ младшему подвижнику (1895)
2017-04-28 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душа должна молиться Богу (1895)
2017-04-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба во вторникъ 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-28 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 4-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила Константиноп. (Двукратнаго) Собора (1974)
2017-04-27 / russportal
"Книга Правилъ". Посланіе Карѳаген. Собора къ Келестину, папѣ Римскому (1974)
2017-04-27 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 4-ю по Пасхѣ (разслабленнаго) (1864)
2017-04-27 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ субботу 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 22-е (1882)
2017-04-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 21-е (1882)
2017-04-26 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-26 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба во четвертокъ 3-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-04-25 / russportal
Н. В. Гоголь. Вечеръ наканунѣ Ивана Купала (1921)
2017-04-25 / russportal
Н. В. Гоголь. Сорочинская ярмарка (1921)
2017-04-25 / russportal
С. М. Соловьевъ. «Учебная книга Русской исторіи». Глава 30-я (1880)
2017-04-25 / russportal
С. М. Соловьевъ. «Учебная книга Русской исторіи». Глава 29-я (1880)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Православная Русь»

«Православная Русь». — Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. Выходитъ съ 1928 года два раза въ мѣсяцъ, 1-го и 15-го числа по ст. ст. Первоначальное наименованіе — «Православная Карпатская Русь». Цѣлью этого изданія была борьба за возстановленіе Православія среди завлеченнаго въ унію съ Римомъ населенія Карпатской Руси. Постепенно «Православная Карпатская Русь» начинаетъ разсылаться по всему русскому разсѣянію. У истоковъ ея изданія стоялъ архим. Виталій (Максименко), который еще до смутныхъ временъ 1917 г. былъ извѣстенъ своей издательской дѣятельностью въ Почаевской Успенской Лаврѣ. Первымъ редакторомъ газеты короткое время являлся прот. Всеволодъ Коломацкій, его смѣнилъ іеромонахъ Серафимъ (Ивановъ). Съ 7 января 1935 г. газета стала издаваться подъ наименованіемъ «Православная Русь». Въ іюлѣ 1944 г. выходитъ его послѣдній «европейскій номеръ». Слѣдующій номеръ датированъ 18/31 января 1947 г., адресъ и администрація редакціи значится въ "Russian Holy Trinity Monastery, N. Y.". — Цѣлью обновленнаго изданія, какъ было заявлено — «блюсти завѣты Святой Руси и въ свѣтѣ ихъ: 1) освѣдомлять о важнѣйшихъ общихъ событіяхъ церковной жизни и оцѣнивать ихъ; 2) освѣдомлять о текущей церковной жизни разбросанныхъ по всему свѣту церковно-организованныхъ единомышленныхъ русскихъ людей; 3) сосредотачивать матеріалъ, рисующій положеніе вѣрныхъ Церкви русскихъ людей, томившихся и томящихся подъ игомъ Совѣтской власти; 4) способствовать ознакомленію церковнаго народа съ основами Православной вѣры, какъ въ цѣляхъ болѣе углубленнаго познанія ея, такъ и въ огражденіе отъ уводящихъ отъ Истины вліяній, давать назидательное чтеніе, способное духовно скрасить досуги русскихъ православныхъ людей за рубежомъ».

«Православная Русь»

«ПРАВОСЛАВНАЯ КАРПАТСКАЯ РУСЬ».
Церковно-народный Органъ Православнаго движенія на Карпатской и Пряшевской Руси.

№19. 1 Октября 1930 г.

Jiři Táborita.
Возникновеніе папства.

Римскіе богословы, конечно, отвѣчаютъ безъ всякаго колебанія: да, есть. Своему-же утвержденію приводятъ массу доказательствъ. Прежде всего они утверждаютъ, что папская должность была установлена прямо Христомъ, Который сказалъ Петру:

1) «Паси агнцы Моя» (Іоан. XXI, 15). «Паси овцы Моя» (Іоан. XXI, 17).

2) «Ты еси Петръ, и на семъ камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. XVI, 18).

3) «И дамъ ти ключи Царствія небеснаго; и чтó свяжешь на землѣ, тó будетъ связано на небесахъ; а чтó разрѣшишь на землѣ, тó будетъ разрѣшено на небесахъ» (Матѳ. XVI, 19).

Это замѣчательное свидѣтельство Священнаго Писанія утверждаетъ, но только по виду. Кто читаетъ Священное Писаніе внимательно и размышляетъ о прочтенномъ, тотъ весьма удивится дальнѣйшимъ стихомъ той-же (XVI-й) главы.

Когда Іисусъ предсказываетъ о Своихъ приближающихся мученіяхъ, о Своей смерти и о тридневномъ воскресеніи изъ мертвыхъ, Петръ отводитъ Его въ сторону и уговариваетъ Его: «будь милостивъ къ Себѣ, Господи, да небудетъ этого съ Тобою» (Матѳ. XVI, 22).

На тѣ слова, которыми Петръ явно указываетъ, что не вѣритъ въ посланіе Христа, какъ Мессіи [1], отвѣчаетъ ему Христосъ возмущенно: «Отойди отъ Меня, сатана; ты Мнѣ соблазнъ; потому что думаешь не о томъ, чтó Божіе, но чтó человѣческое» (Матѳ. XVI, 23).

Кто обдумаетъ, тотъ легко пойметъ, что невозможно, чтобы Христосъ назначилъ главою Своей Церкви и владѣтелемъ ключей небесныхъ человѣка, который Его не разумѣлъ, Его ученія не понималъ и былъ Ему на соблазнъ. Невозможно, чтобы премудрый Господь назначилъ Петра Своимъ намѣстникомъ на землѣ, а за нѣкоторое время сурово отъ Себя отгналъ какъ сатану, какъ самаго большого врага Его Отца на небесѣхъ. Мыслящему и безпристрастному читателю изъ вышеприведенныхъ стиховъ ясно, что немыслимо, чтобы Іисусъ Христосъ произнесъ оба изреченія, только одинъ изъ стиховъ — вѣрный, другой-же былъ перетолкованъ невѣрно. Однако который-же изъ нихъ вѣренъ? Кто читаетъ Свящ. Писаніе, легко найдетъ точный отвѣтъ. Знаемъ весьма хорошо, что Іисусъ Христосъ не одинъ разъ высказался противъ владычества въ Своей Церкви. Читаемъ, напримѣръ, въ св. Евангеліи Его слова (какъ отвѣтъ на вопросъ: кто изъ апостоловъ будетъ наибольшій?): «Цари господствуютъ надъ народами, и владѣющіе ими благодѣтелями называются. А вы не такъ: но кто изъ васъ больше, будь какъ меньшій, и начальствующій, какъ служащій» (Лук. XXII, 25-26). Или въ другомъ мѣстѣ Господь говоритъ: «Вы не называйтеся учителями, ибо одинъ у васъ Учитель, Христосъ, всѣ же вы братья... Не называйтесь вождями, ибо одинъ есть вашъ Вождь, Христосъ».

Изъ этихъ словъ видно, что Господь никого изъ апостоловъ не хотѣлъ сдѣлать управителемъ надъ остальными. Значитъ, какимъ образомъ могъ Онъ назначить Петра, главою Своей Церкви?

Однако посмотримъ, что говоритъ римо-католическій епископъ Штроссмаеръ, священникъ глубоко-ученый и въ Священномъ Писаніи свѣдущій. Этотъ извѣстный хорватскій богословъ произнесъ на Ватиканскомъ соборѣ, бывшемъ въ Римѣ въ 1869 г., десять рѣчей противъ непогрѣшимости римскаго папы и не испугался ни ругательствъ, ни угрозъ римскихъ прелатовъ, присутствовавшихъ на соборѣ. Изъ его рѣчей выписываемъ:

«Читая Священное Писаніе съ такою внимательностью, какою Богъ меня вознаградилъ, я не нашелъ ни одной главы, ни одного стишка, въ которомъ было-бы сказано, что Іисусъ Христосъ передалъ первенство св. Петру надъ остальными апостолами.

Если былъ-бы Симонъ сынъ Іоны тѣмъ, кѣмъ мы считаемъ его святость Пія IX-го, было-бы удивительно, почему Іисусъ Христосъ, когда отходилъ къ Своему Отцу, не сказалъ: «слушайтеся Симона Петра, какъ вы слушалися Меня; Я его назначаю Моимъ намѣстникомъ на землѣ».

Однако Іисусъ Христосъ нигдѣ о томъ не говоритъ, а слѣдовательно Онъ и не думалъ назначать Церкви единую главу. А тѣмъ болѣе, пріобѣщавъ апостоламъ престолы, обѣщалъ всѣмъ двѣнадцати апостоламъ, но не сказалъ, что долженъ быть одинъ только престолъ надъ остальными и что престолъ этотъ будетъ Петровъ. Что должны мы судить изъ этого молчанія Христа? Разумъ говоритъ намъ, что Іисусъ Христосъ не имѣлъ намѣренія назначать ап. Петра начальникомъ надъ прочими апостолами».

Прочитавъ эти безстрашныя слова римскаго епископа, можемъ безъ всякаго колебанія сказать: Іисусъ Христосъ никогда не устанавливалъ папскій урядъ.

Второй вопросъ: выдавалъ-ли себя когда-нибудь апост. Петръ за папу, выступалъ-ли, поступалъ-ли, рѣшалъ-ли когда-нибудь, какъ глава Церкви?

Читайте «Дѣянія апостольскія» и оба посланія Петра, читайте и прочія книги Новаго Завѣта: объ ап. Петрѣ, какъ папѣ, нигдѣ не найдете упоминанія.

Самаго себя ап. Петръ папою не считалъ и никогда себѣ не присваивалъ бóльшую власть, чѣмъ имѣли остальные апостолы.

Въ своемъ первомъ посланіи (V, 1) навываетъ себя: «старецъ сый и свидѣтель Христовымъ страстемъ, иже и хотящей славѣ явитися общникъ», а вовсе не главою Церкви. Проситъ (а не повелѣваетъ) старшихъ, чтобы не господствовали надъ наслѣдіемъ Господнимъ, но чтобы были примѣромъ стаду (тоже посланіе, V, 3). Изъ этихъ словъ видно, что и самъ ап. Петръ отвергалъ всякое господствованіе въ Церкви Христовой.

Какъ папа, апостолъ Петръ никогда не выступалъ.

Тотъ-же епископъ Штроссмаеръ говоритъ:

«Въ Іерусалимѣ собрался общій церковный соборъ, который долженъ былъ разрѣшить вопросы, дѣлившіе правовѣрныхъ [2]. Если-бы ап. Петръ былъ папою, кто-бы созвалъ этотъ церковныы соборъ? Навѣрно, св. Петръ. Кто бы былъ предсѣдателемъ на этомъ соборѣ? Св. Петръ. Кто-бы рѣшенія этого собора составилъ и провозгласилъ? Естественно, что св. Петръ. Однако дѣло было не такъ. Ап. Петръ присутствовалъ на этомъ соборѣ, какъ и остальные апостолы, а къ тому-же, не онъ — Петръ, но апостолъ Іаковъ изложилъ главное содержаніе; рѣшеніе-же собора было провозглашено именемъ «апостоловъ, старшихъ и братьевъ» (Дѣян Ап. XV, 13-29).

Собраніе вѣрующихъ созывалъ не апостолъ Петръ, но всѣ апостолы: «призвавше дванадесять множество ученикъ, рѣша...» (Дѣян. VI, 2).

Самые-же апостолы не считали Петра своимъ главою. Если-бы Петръ былъ избранъ папою, какимъ образомъ можно было-бы допустить, чтобы его другъ апостолъ Іоаннъ послалъ его въ Самарію проповѣдывать Евангеліе Сына Божьяго?» (Штроссмаеръ).

Право очень удивительно, когда подчиненный приказываегъ своему начальнику, куда долженъ тотъ идти!

Епископъ Штроссмаеръ продолжаетъ:

«О папской должности или о какой-бы то ни было папской власти я не нашелъ ни слѣда въ писаніяхъ Павла, Іоанна или Іакова. Даже самъ ап. Лука, авторъ «Дѣяній Апостольскихъ», во время распространенія ученія Христова, не вспоминаетъ этого весьма важнаго пункта. Это молчаніе въ этихъ писаніяхъ, котор. написаны людьми Богомъ вдохновенными, и которыя приняты за часть каноническихъ книгъ, — какъ-то мнѣ непонятно. И кажется мнѣ это подобнымъ тому, какъ если-бы Тьеръ, написавшій исторію Наполеона Бонопарта, забылъ-бы упомянуть въ этой исторіи императорскій титулъ Наполеона.

Молчаніе св. Петра есть дальнѣйшее сильное противъ насъ доказательство. Если-бы этотъ апостолъ былъ намѣстникомъ Христа на землѣ, кѣмъ мы (католики) его провозглашаемъ, непремѣнно долженъ былъ-бы и самъ объ этомъ знать. Если-бы это зналъ, почему хотя однажды не дѣйствовалъ, какъ папа?

Онъ могъ осуществить свое вліяніе во время сошествія Святаго Духа, когда признесъ первую рѣчь, однако-же этого не сдѣлалъ. Могъ осуществить и на церковномъ соборѣ въ Іерусалимѣ или Антіохіи, однако и тамъ этого не сдѣлалъ. Не сдѣлалъ этого и въ своихъ двухъ посланіяхъ, которыя онъ оставилъ церкви. Уважаемые братья, можете-ли представить себѣ такого папу, если-бы ап. Петръ въ дѣйствительности былъ папою?

Я утверждаю, что церковь въ апостольскія времена не имѣла папы, а если-бы мы хотѣли доказывать противное, мы должны бы исправить все Свящ. Писаніе, или-же игнорировать (презрѣть) его».


Приступимъ теперь къ дальнѣйшему вопросу: «Почему именно римскій епископъ сталъ папою и наслѣдникомъ апост. Петра, а не какой-нибудь другой епископъ»? Католическіе богословы опять «убѣдительно» отвѣтятъ: «потому что апост. Петръ жилъ въ концѣ своей жизни, какъ епископъ, въ Римѣ и здѣсь-же былъ распять на крестѣ».

Правда-ли это?

Спросимъ исторію и она дастъ намъ самый лучшій отвѣтъ. «Она не есть сказка, съ которой можно-бы сдѣлать такъ, какъ поступаетъ гончаръ съ глиной, изъ которой онъ дѣлаетъ горшки и кувшины. Исторія — это драгоцѣнный камень, діамантъ, который вписываетъ въ стекло слова, которыхъ нельзя вымарать» (Штроссмаеръ).

Итакъ, что говоритъ исторія о пребываніи апост. Петра въ Римѣ? Въ ней совсѣмъ не упоминается о немъ. «Дѣянія Апостольскія», авторомъ которыхъ является ап. Лука, а слѣдовательно свидѣтель, самый близкій по профессіи и самый достовѣрнѣйшій, — не знаютъ, чтобы ап. Петръ вошелъ въ Римъ; повѣствуютъ лишь, что онъ отправился въ Самарію, а оттуда ушелъ въ египетскій Вавилонъ (теперешній Каиръ) и здѣсь нѣкоторое время управлялъ церковью (1-е посл. Петра, V, 13). Значитъ, извѣстія о послѣднихъ годахъ жизни ап. Петра очень скудныя, что весьма удивительно, если вспомнить, что, по ученію римско-католической церкви, Петръ былъ намѣстникомъ Христа на землѣ. Какъ это допустимо, чтобы исторіографъ апостоловъ такъ отнесся къ ихъ главѣ и намѣстнику Бога на землѣ? Между прочимъ авторъ «Дѣяній Апостольскихъ» очень обширно пишетъ объ ап. Павлѣ.

Какъ говорятъ, Павелъ встрѣтился въ Римѣ съ ап. Петромъ. Если бы это была правда, то ап. Павелъ, въ своихъ посланіяхъ, которыя онъ послалъ изъ Рима вѣрующимъ въ различные концы римскаго государства, непремѣнно упомянулъ-бы и объ ап. Петрѣ подобно, какъ въ нихъ приводитъ цѣлый рядъ именъ своихъ возлюбленныхъ, живущихъ въ Римѣ и передаетъ ихъ поздравленіе далекимъ братьямъ. Вѣдь немыслимо, чтобы ап. Павелъ не передалъ поздравленія отъ Петра, «главы святыхъ апостоловъ», если-бы Петръ дѣйствительно пребывалъ тогда въ Римѣ?

Во 2-мъ посланіи къ Тимоѳею ап. Павелъ прощается со всѣми дорогими передъ своею смертью, которую онъ предвидитъ. И опять о Петрѣ ни малѣйшаго упоминанія. Не слѣдуетъ-ли изъ этого ясно, что во время пребыванія Павла въ Римѣ, Петра въ этомъ городѣ не было? Посланіе-же Павла къ римлянамъ поздравляетъ цѣлый рядъ личностей, которыя тогда жили въ Римѣ, апостола-же Петра не упоминаетъ. Это доказываетъ, что въ Римѣ не жилъ Петръ и передъ приходомъ Павла.

Ни одного современнаго свидѣтельства нельзя найти о пребываніи апостола Петра въ Римѣ... Итакъ, въ концѣ концовъ, должны согласиться съ епископомъ Штроссмаеромъ: «Что Петръ былъ въ Римѣ, это предположеніе возникло... лишь на основаніи устнаго преданія... Ученый Scalirer [3] не стѣснялся провозгласить, что епископствованіе и пребываніе св. Петра въ Римѣ можно принять за смѣшную сказку [4]».

Наконецъ, если-бы кто-нибудь и доказалъ, что апостолъ Петръ былъ епископомъ въ Римѣ, развѣ этимъ можно-бы доказать его первенство надъ остальными апостолами и первенство римскаго епископа надъ остальными епископами?

(Продолженіе слѣдуетъ.)

Примѣчанія:
[1] Согласно пророчеству Свящ. Писанія, Мессія долженъ быть убитъ и воскреснуть изъ мертвыхъ.
[2] Дѣло шло о томъ, должны-ли подвергаться обрѣзанію язычники, вступающіе въ Церковь Христову.
[3] Профессоръ университета въ Женевѣ (1540-1609).
[4] За это выраженіе Штроссмаера высокопреподобные его слушатели закричали: «Зашить ему уста!», «Долой его!».

Источникъ: «Православная Карпатская Русь». Церковно-народный Органъ Православнаго движенія на Карпатской и Пряшевской Руси. №19. — 1 Октября 1930 года. — Владимірова (Ладомірова): Тѵпографія Ю. П. Лажо во Владиміровой на Словенску, 1930. — С. 2-3.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.