Церковный календарь
Новости


2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 4-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 3-я (1993)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 3-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 2-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 1-е (1991)
2017-09-21 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Глава 10-я (1991)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на праздникъ Почаевской иконы Божіей Матери (1965)
2017-09-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе на Рождество Пресвятой Богородицы (1965)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 2-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. "Истор. очеркъ церк. уніи". Часть 2-я. Глава 1-я (1993)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Понятіе о ереси и расколѣ (1996)
2017-09-14 / russportal
Свт. Игнатій (Брянчаниновъ). Жизнь схимонаха Ѳеодора (1996)
2017-09-13 / russportal
Прот. Константинъ Зноско. Краткій обзоръ причинъ, пород. Литовскую церк. унію (1993)
2017-09-13 / russportal
Прот. Михаилъ Польскій. "О почитаніи Пресв. Дѣвы Маріи". Глава 10-я (1987)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№11 (419). — Ноябрь 1984 года.

Дѣтство и отрочество Божіей Матери, какъ высочайшій примѣръ христіанскаго воспитанія дѣтей.
(Поученіе въ день Введенія во храмъ Богоматери.)

«Упражняй себя въ благочестіи» (1 Тим. 4, 7).

Въ наше время, когда вмѣстѣ съ воспитаніемъ создается болѣе или менѣе прочное матеріальное обезпеченіе, когда образованіе даетъ человѣку извѣстное положеніе и значеніе въ обществѣ, — вопросъ о томъ, какъ лучше воспитывать своихъ дѣтей, становится въ ряду первыхъ важнѣйшихъ вопросовъ жизни. И бѣдные, и богатые не щадятъ ни средствъ, ни трудовъ, чтобы дать своимъ дѣтямъ какъ можно лучшее образованіе. Однако при этомъ похвальномъ усердіи замѣчается одно явленіе: при воспитаніи дѣтей родители часто имѣютъ въ виду, главнымъ образомъ, а иногда и исключительно, только то, чтобы сдѣлать своихъ дѣтей свѣдущими въ наукахъ, мудрыми земной мудростію, — доставивъ имъ возможность проложить себѣ путь къ дѣятельности въ высшихъ поприщахъ общественной жизни, — чтобы сдѣлать ихъ, наконецъ, способными, въ случаѣ жизненныхъ неудачъ, собственными силами добывать себѣ насущный кусокъ хлѣба, т. е. обращаютъ вниманіе на низшую сторону человѣческаго существа, совершенно забывая объ удовлетвореніи высшихъ потребностей его духа, — необходимости быть честнымъ, нравственнымъ, быть истиннымъ чадомъ Церкви и сыномъ или дочерью Отца Небеснаго, поставляющимъ послѣдней своей цѣлью благо не временной, но вѣчной жизни. При подобномъ воспитаніи въ духѣ міра сего родителями часто упускается изъ виду та истина, что какое бы образованіе они не давали своимъ дѣтямъ, къ какому бы общественному служенію не подготовляли дѣтей, они, какъ члены не только временной, земной жизни, но и вѣчной, небесной, какъ дѣти не только родителей земныхъ, но и Отца Небеснаго, должны прежде всего и болѣе всего, изучая науку христіанства, подготовлять себя къ жизни вѣчной, для служенія вѣчному Богу, — должны при своемъ воспитаніи какъ можно ближе, какъ можно чаще всемъ существомъ своимъ — умомъ, волею и сердцемъ, приближаться къ Тому, Кто сказалъ о нихъ: «пустите дѣтей приходить ко Мнѣ и не возбраняйте имъ, ибо таковыхъ есть Царствіе Божіе» (Лук. 18, 16).

Съ пробужденіемъ въ дѣтяхъ мысли, родители тотчасъ бываютъ озабочены развить, какъ можно больше, ихъ умственныя способности, для чего стараются поскорѣе обогатить ихъ умъ разнообразными познаніями, установить въ нихъ разумный взглядъ на природу и ея законы, а по мѣрѣ возрастанія дѣтей и перехода ихъ въ болѣе зрѣлый возрастъ бываютъ озабочены преимущественно только тѣмъ, чтобы опредѣлить его въ такую школу, гдѣ бы имъ сообщили какъ можно больше знаній полезныхъ для ихъ жизни. Очевидно, что, при подобномъ умственномъ воспитаніи, все вниманіе обращается на подготовленіе дѣтей къ счастію жизни временной, призрачной, а та жизнь, которая одна только можетъ быть признана дѣйствительной, а не призрачной, — жизнь вѣчная, совершенно забывается.

Истинно христіанское воспитаніе дѣтей имѣетъ въ виду прежде всего и главнымъ образомъ удовлетвореніе высшихъ потребностей ума человѣческаго: развитіе врожденнаго душѣ человѣческой cтремленія къ познанію Бога, къ познанію себя и своихъ отношеній къ Богу и къ ближнимъ. Оно твердо помнитъ ту непреложную истину, что дѣти родителей въ то же время и еще болѣе — дѣти Божіи; Богъ даруетъ ихъ на время для того, чтобы взять ихъ навсегда; что самое награжденіе родителей дѣтьми имѣетъ, конечно, цѣлію такое ихъ воспитаніе, послѣ котораго они, достойно подготовленныя, должны поступить на вѣчное служеніе Господу Богу.

Пусть родители помнять это прямое назначеніе своихъ дѣтей и, замѣчая въ нихъ пробуждающуюся мысль, постараются, прежде всего, дать ей пшцу, свойственную душѣ христіанина. Пусть въ первомъ лепетѣ дѣти слышатъ сладчайшее имя Господа Іисуса; пусть первый лучъ ихъ сознанія упадетъ на понятіе о Богѣ, нашемъ Творцѣ, Вседержителѣ, Промыслителѣ и Спасителѣ; пусть еще въ дѣтствѣ они научатся познавать, «что есть воля Божія благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2); пусть, подобно св. Богоотроковицѣ, съ нѣжнаго еще возраста они пріучатся горняя мудрствовать, а не земная, болѣе мыслить о небѣ, а не о землѣ, ибо тамъ послѣднее ихъ жилище, тамъ ожидаетъ ихъ вѣчная нетлѣнная жизнь и истиное познаніе единаго Вседержителя Бога.

Заботясь о развитіи и образованіи ума въ дѣтяхъ, родители въ то же время не менѣе бываютъ озабочены и развитіемъ ихъ воли, справедливо разсуждая въ этомъ случаѣ, что и развитой умъ при слабой волѣ мало принесетъ человѣку пользы. Однако цѣль развитія воли многими изъ нихъ понимается слишкомъ узко. Развивать волю въ дѣтяхъ, по мнѣнію многихъ, необходимо только съ тѣмъ, чтобы человѣкъ, преслѣдуя извѣстныя цѣли жизни, всегда оставался твердъ и непоколебимъ на пути къ ихъ достиженію, чтобы въ случаѣ неблагопріятныхъ обстоятельствъ жизни, въ случаѣ тяжелыхъ ударовъ судьбы, они не падали духомъ, но мужественно встрѣчали и терпѣливо переносили всѣ житейскія невзгоды.

Цѣль добрая, но не вполнѣ совершенная! Жизненный опытъ показываетъ, что часто люди съ мірскимъ воспитаніемъ воли, успѣвающіе во всѣхъ своихъ начинаніяхъ, достигающіе полнаго, насколько это возможно на землѣ, счастія, — люди вполнѣ довольные своимъ внѣшнимъ положеніемъ, страдаютъ и страдаютъ мучительно-жестоко, преслѣдуемые внутреннимъ своимъ врагомъ — грѣхомъ и обличаемые неподкупнымъ ихъ судіею — совѣстію; и солнце счастія такихъ людей меркнетъ, постепенно закрываемое непроницаемыми черными тучами грѣха. Попытки противодѣйствовать этому могучему врагу, оказываются большей частію напрасными. Вотъ здѣсь-то именно сила въ мірскомъ духѣ воспитанной воли разбивается въ прахъ предъ несокрушимой силой грѣха; потеря же воли и непрестанныя мученія совѣсти скоро приводятъ человѣка въ уныніе, тоску и въ концѣ концовъ въ отчаяніе, доводящее его до разочарованія всемъ окружающимъ, до полнаго разочарованія самой жизнью. Наоборотъ, — тотъ же опытъ показываетъ, что люди съ христіанскимъ воспитаніемъ воли, во всемъ подчиняющіе свою волю волѣ Божіей, люди, всегда помнящіе святыя слова молитвы Господней: «да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли», — хотя часто бываютъ тѣснимы бѣдой, удручаемы несчастьемъ и невзгодой, все это переносятъ мужественно, чувствуя внутри себя миръ, чистоту души и святое спокойствіе совѣсти, при которыхъ всякія несчастія, всѣ бѣды жизни переносятся какъ иго благое и бремя легкое; переносятся терпѣливо, безъ ропота, въ надеждѣ на помощь Господа Христа, ободряющаго Своихъ вѣрныхъ послѣдователей: «пріидите ко Мнѣ, говоритъ Онъ таковымъ, всѣ труждающіеся и обремененные, и Я упокою васъ... ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матѳ. 11, 28-30).

Пусть же родители, жалающіе счастія своимъ дѣтямъ, при воспитаніи ихъ воли имѣютъ въ виду главнымъ образомъ счастье не земное, непрочное, а счастье небесное, вѣчное. Пусть они, развивая въ дѣтяхъ силу воли, развиваютъ въ нихъ прежде всего истинную нравственную силу, состоящую въ самообладаніи, — въ господствѣ надъ чувственными влеченіями тѣла и себялюбивыми стремленіями духа, — силу, въ которой можно быть счастливымъ среди великихъ жизненныхъ невзгодъ, твердымъ и несокрушимымъ среди самыхъ бурныхъ волнъ превратной жизни. А главное, — пусть подготовятъ ихъ къ пониманію и усвоенію перваго начала христіанской нравственности, которое заключается въ самоотверженіи, въ подчиненіи своей воли волѣ Божіей, при которомъ только и можно достигнуть вѣчнаго спасенія; чтобы при всѣхъ случаяхъ ихъ жизни въ ихъ мысляхъ и дѣлахъ былъ «Богъ, производящій въ нихъ и хотѣніе и дѣйствіе по Своему благоволенію» (Флп. 2, 13).

Наряду съ развитіемъ ума и воли дѣтей родители не менѣе бываютъ озабочены и развитіемъ ихъ сердца. Однако въ наше время многіе и при воспитаніи сердца дѣтей обращаютъ вниманіе на второстепенное, упуская изъ виду главное и существенное. Цѣль воспитанія сердечной стороны въ душахъ дѣтей нѣкоторыми понимается въ томъ смыслѣ, чтобы сдѣлать дѣтей способными не только наслаждаться такъ называемыми благородными искусствами, но и умѣть по достоинству оцѣнивать ихъ — чтобы сдѣлать дѣтей внѣшне-блестящими, утонченными въ своихъ обращеніяхъ съ другими, словомъ, — надѣлить ихъ всѣми тѣми внѣшними, съ виду блестящими качествами, совокупность которыхъ обыкновенно принято опредѣлять словомъ «благовоспитанность».

Христіанское же воспитаніе сердца дѣтей преслѣдуетъ иную, болѣе возвышенную цѣль. Оно требуетъ, чтобы родители при воспитаніи сердца своихъ дѣтей, какъ и при воспитаніи ихъ ума и воли, имѣли въ виду не землю, а небо; имѣли въ виду не внѣшнюю красоту міра, тлѣнную и скоропреходящую, которую каждый изъ насъ долженъ оставить навсегда въ день смерти своей, но ту красоту сердца, ту внутреннюю чистоту его, которая ведетъ христіанина къ вѣчной, неописуемой красотѣ Царства Небеснаго, ведетъ къ лицезрѣнію Бога Вседержителя, къ общенію съ тьмами ангеловъ и сонмами св. угодниковъ Его.

Пусть же первый порывъ сердца дѣтей, первое движеніе нѣжнаго чувства ихъ сотрясается ощущеніемъ любви къ Отцу Небесному, изъ всещедрой руки Коего получаютъ они и родители ихъ все необходимое для жизни. Пусть еще съ нѣжнаго возраста научатся дѣти любить и сострадать своимъ ближнимъ, любить, по заповѣди Спасителя, даже враговъ своихъ, прощая имъ обиды (Матѳ. 5, 44). Пусть научатся слѣдить за вcѣми движеніями своего сердца, научатся тотчасъ пресѣкать и совершенно уничтожать всѣ нечистые свои порывы, всѣ преступныя свои движенія, «ибо изъ сердца», учитъ Спаситель, «исходятъ злые помыслы, убійства, прелюбодѣянія, любодѣянія, кражи, лжесвидѣтельства, хуленія» (Матѳ. 15, 19), т. е. исходятъ всѣ пороки, оскверняющіе человѣка и удаляющіе его отъ Бога. Пусть, наконецъ, родители научатъ своихъ дѣтей всегда молиться, но и на дѣлѣ стремиться къ чистотѣ сердца, ибо для чистыхъ сердцемъ Господь готовитъ Свое вѣчное Царство: «блаженны, говоритъ Онъ, чистые сердцемъ, ибо они Бога узрятъ» (Матѳ. 5, 8). Вотъ въ чемъ должно состоять истинное христіанское воспитаніе дѣтей!

Однако было бы ошибочно думать, что предлагаемыя христіанствомъ начала воспитанія необходимы только дѣтскому возрасту. Духовная жизнь человѣка подлежитъ закону постояннаго усовершенствованія. Какой бы степени развитія своихъ умственныхъ и нравственныхъ силъ не достигъ человѣкъ, онъ не долженъ останавливаться на ней, не долженъ довольствоваться добытымъ, ибо всякая остановка въ развитіи духовныхъ силъ человѣка опасна, гибельна для него: она всегда незамѣтно, но постепенно низводитъ его съ прежняго состоянія въ болѣе худшее, уничтожая все добытое трудомъ и временемъ. Поэтому, всякій изъ насъ, въ какомъ бы возрастѣ ни находился, какой бы степени усовершенствованія себя въ христіанскомъ воспитаніи ни достигъ, не долженъ на ней останавливаться, но долженъ идти впередъ, помня всегда слова св. апостола Павла, который, будучи во всемъ несравненно совершеннѣе насъ немощныхъ, нашелъ, однако, необходимымъ сказать: «я не почитаю себя достигшимъ; а только, забывая заднее и простираясь впередъ, стремлюсь къ почести вышняго званія Божія во Христѣ Іисусѣ» (Флп. 3, 13-14). «Будьте совершенны, какъ совершенъ Отецъ вашъ Небесный» (Матѳ. 5, 48), учитъ Христосъ Спаситель, указывая этими словами на недосягаемую цѣль нашего духовнаго развитія и на обязанность нашу всегда стремиться, при помощи Божіей, къ этой цѣли.

Возлюбленные братіе, празднуя день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы, постараемся каждый дать отчетъ въ своей душѣ, много ли мы преуспѣли въ христіанскомъ воспитаніи себя самихъ, и, сознавъ все ничтожество дѣлъ своихъ, будемъ просить всегда усердно Ходатаицу нашу и Заступницу, Пресвятую Богородицу, молить за насъ грѣшныхъ Сына Своего, Христа Бога нашего, да просвѣтитъ Онъ слабый умъ нашъ свѣтомъ Евангелія Своего, да укрѣпитъ нашу волю въ слѣдованіи истинѣ и правдѣ Его, да очиститъ грѣховное наше сердце отъ всякой скверны и сподобитъ насъ со святыми Своими въ вѣчной славѣ Своей царствовать. Аминь!

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №11 (419). Октябрь 1984 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 1-5.

Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.