Церковный календарь
Новости


2017-03-29 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 49-е, въ пятокъ 5-я седмицы поста (1910)
2017-03-29 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 48-е, въ четвертокъ 5-я седмицы поста (1910)
2017-03-29 / russportal
Славянское житіе преп. Маріи Египетской (изъ Постной Тріоди 1650 г.) (1650)
2017-03-28 / russportal
Славянское житіе преп. Маріи Египетской (изъ кн. житій святыхъ свт. Димитрія) (1875)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 6-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 4-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№11 (419). — Ноябрь 1984 года.

Письма миссіонера, сотрудника архіепископа Николая Японскаго.
(Окончаніе).

На праздникъ Инари приносятся цѣлыхъ пять громадныхъ «микоси». Всѣ онѣ золоченыя, разукрашенныя, покрытыя красными попонами, а на верху главной изъ нихъ возвышается металлическій золотой павлинъ. Подъ каждую изъ нихъ сдѣланы изъ бревенъ носилки, соотвѣтствующихъ размѣровъ. Получается тяжесть большая, и несутъ каждую «микоси» человѣкъ 50-60. 15 апрѣля всѣ эти пять «микоси» приносятся въ Кіото и стоятъ въ извѣстномъ мѣстѣ до 6 мая, когда совершается ихъ торжественное возвращеніе домой, которое видѣлъ и я.

Въ общемъ нѣчто невообразимое, чудовищное. Сперва долго тянется безконечная процессія разныхъ древнихъ знаменъ, флаговъ, хоругвей, значковъ и пр., и пр., штукъ до ста, если не больше. Идутъ всѣ мѣрно, степенно и до утомительности долго. Носильщики одѣты въ странный костюмъ придворныхъ прежняго времени (въ сущности это древній китайскій костюмъ, перенятый японцами): широчайшіе халаты, широчайшіе рукава и такіе же шаровары. На головахъ кое-какъ липятъ маленькія шапочки, черныя, не то деревянныя, не то кожаныя, держатся только благодаря толстому бѣлому шнуру. За знаменами и флагами верхомъ на конѣ, во всемъ бѣломъ и такомъ же широкомъ, ѣхалъ ассистентъ одного изъ главныхъ «каннуси» (синтоистическій жрецъ), а за нимъ въ открытомъ «ландо» на парѣ (о, цивилизація!) и самъ жрецъ въ такомъ же одѣяніи и съ неизмѣннымъ для «каннуси» вѣеромъ (особой формы) въ рукѣ. За нимъ должны бы идти «микоси», но ихъ не было еще видно: непомѣрная тяжесть ихъ не позволяла спѣшить. Но вотъ вдали въ улицѣ показалось красное пятно и, слегка подпрыгивая, медленно стало приближаться къ намъ. Вскорѣ послышались безпорядочные крики, гвалтъ, звонъ бубенцовъ. У каждой «микоси» привѣшено нѣсколько огромныхъ, величиной съ человѣческую голову бубенцовъ. Боже мой, что тутъ было! У каждой «микоси» было три смѣны носильщиковъ, кромѣ того, просто провожатые, главнымъ образомъ, мальчишки, такъ что около каждой «микоси» наберется человѣкъ до двухъ сотъ. Всѣ они одѣты въ короткое бѣлое платье съ голыми ногами (увы, и здѣсь древній обычай, позволявшій для торжества довольствоваться одной только перевязью, нарушенъ), всѣ повязаны бѣлыми платками съ синими гербами Инари, всѣ они пьяны вдребезги, всѣ выкрикиваютъ какое-то короткое присловіе, всѣ пляшутъ и бѣснуются, какъ кто хочетъ. Надъ всемъ этимъ хаосомъ колыхается, подпрыгиваетъ (носильщики тоже подплясываютъ, хотя и съ искаженными лицами) странная «микоси». Въ болѣе значительныхъ мѣстахъ носильщики останавливаются и съ дикими криками поднимаютъ «микоси» кверху, причемъ по близости всегда оказывается какое-нибудь теплое мѣстечко съ угощеніемъ, съ саке и пр. Въ общемъ, получается что-то невообразимое, почти демоническое. И нужно еще отдать справедливость выдержанности и манерности японцевъ, будь на ихъ мѣстѣ другіе, тогда бы многихъ картонныхъ домиковъ по дорогѣ не досчитались послѣ этой процессіи: «микоси» съ ея носилками изъ бревенъ могла бы служить прекраснымъ тараномъ.

«Микоси» слѣдовали одна за другой чрезъ большіе промежутки, всѣхъ ихъ было пять. Затѣмъ опять знамена и флаги, хотя и не такъ много, какъ въ началѣ, нѣсколько коней въ причудливомъ древнемъ военномъ уборѣ, конюхи, ведшіе ихъ, тоже напоминаютъ старину. Нѣсколько паръ прислужниковъ «мія» съ регаліями и знаками храма и главнаго жреца: какой-то шаръ, нѣчто вродѣ скипетра и т.д. Далѣе опять цивилизація: карета и въ ней самъ главный жрецъ въ бѣлоснѣжномъ широчайшемъ одѣяніи съ вѣеромъ въ рукахъ. За нимъ двое слугъ съ зонтомъ на длинной рукояткѣ и съ опахаломъ. Въ заключеніе всего, верхомъ на конѣ въ бѣломъ одѣяніи съ шапочкой на головѣ ассистентъ жреца.

Мы долго стояли пока проходила эта процессія, а потомъ обошли улицы, гдѣ праздновалось Инари. Вездѣ убранство, вездѣ расписанные фонари и флаги. Изъ лавокъ товаръ былъ вынесенъ и на мѣсто его поставлены великолѣпнѣйшія ширмы, какіе-нибудь рѣдкіе приборы, мебель, развѣшаны драгоцѣнныя «какемоно», хранящіеся, можетъ быть, изъ рода въ родъ. Каждый старается блеснуть предъ своими сосѣдями. Въ каждомъ домѣ принимаютъ гостей, пьютъ саке, ѣдятъ «тай» (рыба), большихъ раковъ. Саке пьется съ разными обрядами. Вмѣсто нашего чеканья, японцы мѣняются рюмками, всполоснувши ихъ, конечно. Послѣ же пира каждый гость, сполоснувши свою рюмку, протягиваетъ ее хозяину, и этотъ послѣдній, horribile dictu, долженъ все это выпить. Какъ видите, положеніе хозяина не особенно безопасно.

На другихъ праздникахъ носятъ, какъ я сказалъ, «хоко», т. е. копье. Это громаднѣйшій шестъ, на концѣ котораго укрѣпленъ клинокъ съ аршинъ длиной, широкій, но весьма тонкій, такъ что онъ гнется при колебаніи. Шестъ раскрашенъ и разукрашенъ всячески, но главное его украшеніе длинная хоругвь, приспущенная почти до земли. Дѣлается она изъ великолѣпнѣйшей матеріи, расшивается богатымъ шитьемъ, и вообще представляетъ изъ себя большую рѣдкость для всякаго. Каждый околотокъ или кварталъ въ данной части города старается имѣть на праздникѣ свое «хоко», самъ его устраиваетъ, украшаетъ, не щадя расходовъ. Нести его выбирается какой-нибудь силачъ: на каждомъ шагу нужно «хоко» встряхивать, чтобы звенѣли его бубенцы и чтобы сверкалъ на солнцѣ его изгибающійся клинокъ. Сами же устроители «хоко» или ихъ молодежь, разрядившись, поддерживаютъ свою драгоцѣнную хоругвь. При этой процессіи нѣтъ такого бѣснованія, какъ при Инари, все чинно, изящно, порядокъ, тишина. «Микоси» переносится, вѣдь, крестьянами окрестныхъ деревень, здѣсь же участвуютъ кровные кіотисцы.

Интересная процессія совершалась также 3-го мая изъ императорскаго дворца въ одно изъ самыхъ почитаемыхъ «мія», находящееся подлѣ Кіото къ сѣверу. Въ старые годы императоръ посылалъ туда своего чрезвычайнаго посланца или даже ѣздилъ самъ съ дарами и на поклоненіе. Его, конечно, сопровождала огромная свита въ ея придворныхъ нарядахъ, съ знаками отличія, присвоенными каждому рангу. Теперь императора здѣсь нѣтъ, но процессія воспроизводится съ возможною точностью до сихъ поръ, везется даже колесница, въ которой предполагается императоръ. Идутъ воины въ ихъ доспѣхахъ, ѣдутъ вожди, несутъ знамена. И все это съ пунктуальной вѣрностью древнему церемоніалу. Анахронизмомъ только являются европейскіе костюмы жандармскихъ офицеровъ, сопровождающихъ процессію. Не будь ихъ, можно бы совсѣмъ перенестись воображеніемъ въ древнюю Японію. Вообще, въ эту пору много интереснаго въ нашей японской Москвѣ.

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №11 (419). Октябрь 1984 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 8-10.

Назадъ / Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.