Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№11 (419). — Ноябрь 1984 года.

Епископъ Ѳеофанъ Затворникъ.
(Къ 90-лѣтію его блаженной кончины).

10. Преподаватель С.-Петербургской Академіи.

Каковъ былъ характеръ преподаванія іером. Ѳеофаномъ церковныхъ законовъ, опредѣлить невозможно, ибо не осталось лекцій; но то несомнѣнно, что о. Ѳеофанъ старался раскрыть ту непреложную истину, что власть управлять и издавать законы для нравственно-религіознаго благочинія принадлежитъ Церкви, что эту власть получили св. апостолы отъ Самого Господа Іисуса Христа и теперь получаютъ всѣ пастыри и учители чрезъ Св. Духа, по преемству отъ апостоловъ въ Таинствѣ Священства. Поэтому, мы, какъ послушныя чада, должны повиноваться церковной власти, чтобы спастись; преслушаніе въ этомъ случаѣ ведетъ къ отпаденію отъ св. Церкви и, слѣдовательно, къ погибели. «Повѣждь Церкви: аще же Церковь преслушаетъ, буди тебѣ, якоже язычникъ и мытарь». Слѣдующія слова Спасителя: «Елика аще свяжете на земли, будутъ связана на небесѣхъ», показываютъ, что власть Церкви управлять и руководить христіанами въ религіозно-нравственной жизни дана Господомъ апостоламъ и пастырямъ Церкви (Матѳ. 18, 17-18).

Эти мысли, научно раскрытыя предъ студентами С.-Петербугской Академіи, о. Ѳеофанъ выясняетъ во многихъ мѣстахъ своихъ многочисленныхъ сочиненій. Основная мысль ихъ та, что мы спасаемся въ св. Церкви подъ руководствомъ ея законныхъ пастырей, самое церковное правило есть тоже нравоученіе, только въ практическомъ примѣненіи въ жизни и дѣятельности.

Къ этому времени относится знакомство іеромонаха Ѳеофана съ нѣкоторыми великосвѣтскими лицами С.-Петербурга, кругъ которыхъ съ теченіемъ времени все болѣе и болѣе расширялся. Уже одно то, что онъ не малое время жилъ въ Іерусалимѣ, возвышало его, приводило къ нему многихъ почитателей; но о. Ѳеофанъ обладалъ и прекрасными качествами ума и сердца, которыя влекли къ нему многихъ лицъ изъ высшаго свѣтскаго круга. Это — пониманіе религіозно-нравственныхъ нуждъ собесѣдниковъ и проникновеніе во внутреннее ихъ души и безкорыстное и искреннее желаніе помочь имъ въ дѣлѣ спасенія. Это — умѣніе вести бесѣду, возбуждать интересъ къ возвышеннымъ религіознымъ истинамъ, умѣніе ободрять, при сознаніи своихъ недостатковъ, и располагать къ исправленію и покаянію. Сверхъ этого, о. Ѳеофанъ не былъ ригористиченъ, примѣнялся къ положенію и званію лицъ, былъ любезенъ, общителенъ, но безъ послабленій истинѣ, умѣлъ вести бесѣду съ великосвѣтскими особами и на французскомъ языкѣ. Поэтому, многіе изъ нихъ обращались къ нему за совѣтами и наставленіями въ вѣрѣ и благочестіи, нѣкоторые даже дѣлались его духовными чадами. Къ числу такихъ лицъ, между прочимъ, принадлежала княгиня Пелагія Сергѣевна Лукомская, жена придворнаго архитектора и близкая родственница извѣстнаго сановника Я. И. Растовцева. Княгиня Лукомская была очень умная, въ высшей степени симпатичная и благонравная особа; испытавшая въ жизни много горя, тревогъ и волненій, она искала утѣшенія въ христіанской религіи. Отецъ Ѳеофанъ былъ ея духовнымъ руководителемъ въ вѣрѣ и благочестіи. Каковъ былъ характеръ духовнаго руководства — показываютъ письма о христіанской жизни, къ ней написанныя.

Между тѣмъ, и духовное начальство не оставило безъ вниманія заслуги іеромонаха Ѳеофана въ Іерусалимѣ; вскорѣ по пріѣздѣ изъ св. Земли, онъ возведенъ былъ въ санъ архимандрита и въ сентябрѣ 1855 года назначенъ былъ на должность ректора Олонецкой Духовной Семинаріи, а въ маѣ 1856 года — начальникомъ миссіи въ Константинополѣ.

11. Ректоръ Олонецкой Духовной Семинаріи.

Мы не останавливаемся на дѣятельности о. Ѳеофана, какъ ректора Олонецкой Духовной Семинаріи, ибо она была непродолжительна. Вотъ какъ въ письмѣ къ архимандриту Петру о. Ѳеофанъ описываетъ свое пребываніе въ Петрозаводскѣ. «Насилу добралось Ваше письмо до богоспасаемаго Петрозаводска, — и я насилу добрался до пера и бумаги отвѣтить Вамъ. Премного благодаренъ за любовь и благожеланія. Здѣсь (въ Петрозаводскѣ) народъ препокорный, но не шибкій по способностямъ, хотя иногда выскакиваютъ. Семинаріи у насъ еще нѣтъ, т. е. корпуса. По праву сильнаго, живемъ въ домѣ, купленномъ для училища, а оно — на квартирѣ. Бурса семинарская тоже на квартирѣ, что весьма-весьма неудобно. Но что дѣлать? Скоро, можетъ быть, изыдетъ опредѣленіе — строиться. Но какъ это скоро — русское, то питаю сладкую надежду, что дѣло это не падетъ на меня. И дай, Господи! Вы не можете и вообразить, какія тутъ во всемъ неудобства!.. Не видалъ ничего хорошаго. Вообще городъ — некорыстенъ. А расколъ? У! Боже, упаси! — Боже, упаси! Затѣмъ у насъ раскольническій классъ учрежденъ, — гдѣ сіи вещи проходятся наравнѣ съ богословіемъ. И нужно многое кое-что учреждать и по содержанію, и по управленію, и по житью, и по книгамъ... Тише ѣдешь, дальше будешь! — Помѣщеніе мое не што. Но не грѣшно пожелать лучшаго. — Обаче стерпится-слюбится... — Иконопись здѣсь суздальская. Имѣю въ семинаріи классъ рисованія и иконописанія и чрезъ это думаю поправить дѣло. А то здѣсь раскольники рисуютъ. И ваши иконки пойдутъ въ образцы...»

Какова была служебная дѣятельность ректора Ѳеофана? По всей вѣроятности, она отличалась тѣмъ же характеромъ отношеній къ юношамъ, какимъ запечатлѣна была его дѣятельность въ Новгородѣ, какъ инспектора семинаріи. Нужно полагать, что архимандритъ Ѳеофанъ на должности ректора принесъ бы большую пользу: у него было много педагогическаго опыта, научныхъ познаній, сверхъ того, онъ былъ въ полномъ расцвѣтѣ умственныхъ и физическихъ силъ. Можетъ быть, онъ уже успѣлъ сжиться съ своими новыми сослуживцами, можетъ быть, юноши уже его полюбили, какъ отца; во всякомъ случаѣ, добрыя отношенія установились, и о. Ѳѳофанъ пожелалъ оставить память своего пребыванія въ Петрозаводскѣ: онъ изъ своей собственной библіотеки подарилъ въ семинарскую библіотеку много книгъ и рукописей, за что получилъ благословеніе отъ Святѣйшаго Сѵнода.

11. Начальникъ миссіи въ Константинополѣ.

Въ Константинополѣ архимандритъ Ѳеофанъ былъ начальникомъ миссіи всего одинъ годъ. Къ этой должности онъ вполнѣ былъ подготовленъ. Находясь въ Іерусалимѣ подъ начальствомъ такого опытнаго и ученаго мужа, какъ архимандритъ Порфирій, о. Ѳеофанъ имълъ значительную опытность въ веденіи миссіонерскихъ дѣлъ. Онъ въ совершенствѣ владѣлъ греческимъ языкомъ и французскимъ и могъ свободно сноситься и съ греками, и съ турками, и съ представителями христіанскихъ вѣроисповѣданій, что было совершенно необходимо при тогдашнемъ церковномъ положеніи дълъ въ Константинополѣ.

Константинопольская Православная Церковь, какъ извѣстно, въ это время переживала трудную годину: начиналась распря у грековъ съ болгарами. Болгары отстаивали свою религіозную самостоятельность и требовали богослуженія на природномъ языкѣ и пастырей изъ своего народа. Въ этихъ законныхъ требованіяхъ ихъ поддерживало турецкое правительство и многіе представители изъ западныхъ державъ. Константинопольская Патріархія, какъ извѣстно, не соглашалась ни на какіе уступки. Церковное положеніе дѣлъ на Востокѣ, вслѣдствіе этого, было весьма серьезное. Это сознавало наше духовное начальство, и этимъ объясняется поспѣшное назначеніе архимандрита Ѳеофана начальникомъ миссіи въ Константинополь, несмотря на то, что онъ только-что былъ опредѣленъ на должность ректора Олонецкой Духовной Семинаріи. Св. Сѵнодъ возлагалъ большія надежды на него, какъ знатока Востока и человѣка миролюбиваго, способнаго содѣйствовать прекращенію распри мирнымъ путемъ. Этого желалъ и Государь Императоръ Александръ II, который смущался враждой двухъ единовѣрныхъ народовъ.

Такое миролюбивое стремленіе раздѣляли и многіе изъ высшихъ представителей нашего правительства и высшихъ іерарховъ нашей Церкви; въ числѣ ихъ находился и Преосвященный Иннокентій, архіепископъ Херсонскій. Когда архимандритъ Ѳеофанъ проѣзжалъ чрезъ Одессу къ мѣсту своего новаго назначенія, архіеп. Иннокентій, во время свиданія съ нимъ, просилъ его, своего бывшаго ученика, собрать и доставить точныя свѣдѣнія о положеніи, въ какомъ находился греко-болгарскій вопросъ, и вообще о состояніи Православной Церкви на Востокѣ.

Отвѣтомъ на эту просьбу является письмо архимандрита Ѳеофана къ архіепископу Иннокентію отъ 9-го марта 1857 г. Оно представляетъ весьма обстоятельный и подробный докладъ, раздѣляющійся на двѣ половины. Въ первой половинѣ архимандритъ Ѳеофанъ говоритъ о движеніи, происходившемъ тогда среди болгаръ, и объ отношеніяхъ между болгарами и греками, а во второй — о состояніи Восточной Православной Церкви, главнымъ образомъ, Константинопольскаго Патріархата.

Мы указываемъ на это письмо о. Ѳеофана потому, что оно характеризуетъ дѣятельность его въ Константинополѣ; но мы не станемъ подробно излагать содержаніе его, ибо эта распря давно кончилась въ пользу болгаръ и въ настоящее время составляетъ достояніе исторіи. Скажемъ только, что архимандритъ Ѳеофанъ первый сообщилъ нашему духовному начальству вѣрныя свѣдѣнія о ней, и его письмо имѣлъ подъ руками, въ числѣ документовъ, Преосвященный Макарій, въ то время архіепископъ Литовскій, которому Св. Сѵнодомъ было поручено дать сужденіе о болгарскомъ вопросѣ. Извѣстно, что архіеп. Макарій, какъ и о. Ѳеофанъ и А. В. Рачинскій, высказался за справедливость и законность требованій болгаръ; это и было отвѣтомъ Русской Церкви Константинопольской.

Такимъ образомъ, о. Ѳеофанъ, живя въ Константинополѣ и наблюдая непосредственно зарождающуюся распрю болгаръ съ греками, сочувственно относился къ первымъ, и этимъ онъ только отдалъ долгъ правдѣ. Самъ же онъ со всѣми былъ въ мирѣ, и съ греками, и съ болгарами, и съ членами посольства — посланникомъ А. П. Бутеневымъ и секретаремъ Новиковымъ, и съ своими сослуживцами. Особенно любилъ онъ іеродіакона Ананію, обучавшагося въ С.-Петербургской Академіи; будучи ректоромъ Академіи, содѣйствовалъ ему получить степень кандидата, ибо окончилъ курсъ дѣйствительнымъ студентомъ. За миролюбіе и привѣтливость полюбили архимандрита Ѳеофана и свѣтскія лица, жившія и бывавшія въ Константинополѣ, съ которыми приходилось бесѣдовать о предметахъ вѣры.

Въ это время о. Ѳеофанъ сдѣлался извѣстнымъ графу А. П. Толстому, который страстно любилъ грековъ и Греческую Церковь. Это знакомство имѣло большое вліяніе на его послѣдующее служеніе Церкви, когда графъ сдѣлался оберъ-прокуроромъ Св. Сѵнода.

Въ это время началась его знаменитая переписка съ княгинею Лукомской, плодомъ которой явились «Письма о христіанской жизни». Не долго, впрочемъ, о. Ѳеофану пришлось пробыть въ Константинополѣ; ему открылось новое, болѣе видное, поприще служенія Церкви и отечеству. 1-го мая 1857 г. ректоръ С.-Петербургской Академіи епископъ Винницкій Макарій перемѣщенъ былъ на самостоятельную каѳедру въ Тамбовъ. Два кандидата имѣлись въ виду на должность ректора Академіи, архимандритъ Евгеній и настоятель посольской церкви въ Константинополѣ, архимандритъ Ѳеофанъ. Митрополитъ Филаретъ и другіе стояли за Евгенія, но Господу угодно было, чтобы ректоромъ былъ о. Ѳеофанъ. Вѣроятно, на это рѣшеніе имѣлъ вліяніе оберъ-прокуроръ Св. Сѵнода, графъ А. П. Толстой, хорошо знавшій о. Ѳеофана, ибо С.-Петербургскій митрополитъ Григорій колебался между указанными кандидатами. Указомъ Св. Сѵнода отъ 13-го іюня 1857 г. о. Ѳеофанъ былъ назначенъ на должность ректора С.-Петербургской Академіи.

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №11 (419). Октябрь 1984 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 11-14.

Назадъ / Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.