Церковный календарь
Новости


2017-08-16 / russportal
Слово митр. Анастасія въ 7-ю годовщину муч. кончины Царской Семьи (1963)
2017-08-16 / russportal
Рѣчь архим. Анастасія (Грибановскаго) при нареч. его во еп. Серпуховскаго (1963)
2017-08-16 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (52-е) къ исповѣдникамъ, заключ. въ темницѣ (1879)
2017-08-16 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (51-е) къ Луцію, папѣ Римскому (1879)
2017-08-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 8-я (1943)
2017-08-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 7-я (1943)
2017-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Два принципа въ юрисдикціи (1964)
2017-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Канон. основаніе Русской Зарубежной Церкви (1964)
2017-08-15 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Діонисія Александрійскаго (1974)
2017-08-15 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Собора, бывш. въ храмѣ Премудрости Слова Божія (1974)
2017-08-15 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 30-е (1882)
2017-08-15 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 29-е (1882)
2017-08-14 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 6-я (1943)
2017-08-14 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 5-я (1943)
2017-08-14 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Дивное семейство. (Св. муч. Маккавеи) (1900)
2017-08-14 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Не оскорбляй креста Христова (1900)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 16 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№11 (419). — Ноябрь 1984 года.

Святой праведный Іоаннъ Кронштадтскій.
Къ 20-лѣтію его прославленія.

(Нижепомѣщаемое жизнеописаніе св. прав. Іоанна Кронштадтскаго было написано въ началѣ нашего столѣтія Іеромонахомъ Михаиломъ).

Вотъ разсказъ одного кронштадтскаго торговца.

«Будучи еще молодымъ человѣкомъ, я лишился жены, оставившей на моихъ рукахъ малолѣтняго ребенка. Я сильно скорбѣлъ. Порою доходилъ даже до унынія. Не только потеря горячо любимой подруги мучила меня, едва-ли не больше я мучился мыслью о дальнѣйшей моей судьбѣ. Я чувствовалъ и сознавалъ, что неспособенъ воспитать своего шестилѣтняго сына, который, какъ и надо ожидать, безъ присмотра материнскаго, предоставленный самому себѣ, сталъ шалить и баловаться. По торговлѣ пошли убытки и упущенія. Я сталъ считать ее безцѣльной. Для кого и для чего, думалъ я, торговать? Сынишка такъ еще малъ, да и что еще изъ него выйдетъ? Полное разочарованіе жизнью стало одолѣвать меня. Чтобы избавиться отъ гнетущей тоски, я сталъ пьяницей. Время шло. Сынишка росъ въ своей волюшкѣ, торговлей я почти совсѣмъ не занимался, оставивъ лавку на приказчиковъ, и только выжидалъ случая совершенно покончить съ ней. Однажды иду я утромъ по улицѣ и вижу, навстрѣчу идетъ о. Іоаннъ, должно быть прямо изъ собора отъ обѣдни. Повстрѣчался со мною, благословилъ меня да и говоритъ:

Я къ тебѣ, братъ, иду: надо бы съ тобою побесѣдовать немножко.

Пришли мы въ квартиру мою. Батюшка сѣлъ, да и говоритъ:

Жаль мнѣ тебя, рабъ Божій! Я давно наблюдаю за тобою. Думалъ, не образумишься ли ты, и рѣшилъ наконецъ прійти къ тебѣ на помощь. Послушай меня, сбрось съ себя хандру. Это врагъ силится уловить тебя. Если не исправишься, смотри, худо будетъ. Перестань пить, не отлучайся изъ дому безъ особенной надобности. Торговлю бросать не думай, а займись ею самъ. Помни, что ты не одинъ. У тебя — сынишка, не губи его и себя. Учить его пора. Учи грамотѣ, бери съ собою въ лавку, пріучай понемногу къ дѣлу; и тебѣ веселѣе будетъ, да и онъ, съ помощью Божіей, пріучится къ дѣлу, человѣкомъ будетъ, тебѣ помощникомъ, а подъ старость кормильцемъ твоимъ, утѣшеніемъ твоимъ. Слышишь же, съ сегодняшняго дня начинай! Довольно по улицамъ то бродить безъ дѣла. Человѣкомъ ты былъ, человѣкомъ и оставайся!

Съ этими словами батюшка всталъ, надѣлъ епитрахиль и говоритъ:

Ну, вотъ на починъ дѣла помолиться надо. Помолимся поусерднѣе Господу Богу, чтобы Онъ Самъ помогъ намъ раскаяться, да въ разумъ истины прійти.

И сталъ онъ на молитву. Со слезами онъ молился за меня грѣшнаго. Потомъ благословилъ насъ съ сыномъ, обѣщалъ навѣщать и молиться за насъ, и ушелъ.

Словно проснулся я отъ долгаго тяжелаго сна; и квартирка-то наша стала милѣй для меня. Со слезами раскаянія я обнялъ своего сына. Только тутъ я почувствовалъ, какъ я виноватъ предъ нимъ. Вѣдь чуть было совсѣмъ не сгубилъ его. Съ благословенія батюшки я принялся и за дѣло. Батюшка дѣйствительно навѣщалъ меня, иногда подолгу бесѣдовалъ со мною, утѣшалъ, подкрѣплялъ меня, ласкалъ и наставлялъ сыночка. Дѣло по торговлѣ за годъ поправилось и я сталъ снова человѣкомъ за молитвы дорого батюшки» (Иг. Таисія. «О. Іоаннъ, какъ пастырь»).

«Я», говорилъ о. Іоаннъ этому торговцу, «давно наблюдаю за тобой».

Но отцу Іоанну не нужно долго и наблюдать. Эта чуткая, полная любовной отзывчивости душа сразу замѣчала, кому нужна поддержка и помощь, и онъ, не смущаясь, шелъ къ больной душѣ, неся исцѣленіе, хотя эта душа была ему не знакома.

«Судьба рано заставила меня страдать... и томиться жизнью» — разсказывала одна дѣвушка. — «Съ малаго дѣтства я не была любима въ родной семьѣ. Отъ природы болѣзненная, неразвитая, ни къ чему неспособная, но изнѣженная, нервная, я была въ тягость и другимъ, и самой себѣ. Отдали меня въ институтъ. Но и оттуда черезъ три года исключили по неспособности къ ученію. Въ то время, когда меня исключили изъ института, отца моего уже не было въ живыхъ. Мать моя, болѣзненная женщина, не имѣла средствъ меня содержать такъ, какъ мы жили при отцѣ. Въ лишеніяхъ, скорбяхъ проводили мы съ нею дни свои. Но, вотъ, наконецъ, умираетъ и мать моя, оставляя меня одну, совершенно безъ всякихъ средствъ для жизни. Куда мнѣ было преклонить свою голову? Я гостила то у однихъ родственниковъ, то у другихъ, то у знакомыхъ. Не имѣя возможности нигдѣ прочно пріютиться, я перекочевывала съ мѣста на мѣсто.

Одно время я гостила въ Кронштадтѣ. И здѣсь мнѣ было скучно. Однажды мнѣ ужъ очень стало тяжело, и я во время одной прогулки начала обдумывать планъ, какъ бы мнѣ прекратить свое безполезное и мучительное состояніе. Сидя въ такомъ грустномъ настроеніи, я не замѣтила, какъ подошелъ ко мнѣ священникъ и, привѣтливо поклонившись, сѣлъ на другой конецъ лавочки. Не зная его, какъ и никого въ Кронштадтѣ, и не желая ни съ кѣмъ раздѣлять своего тяжелаго настроенія, я встала и хотѣла удалиться. Но незнакомый мнѣ батюшка остановилъ меня и сказалъ: "я обезпокоилъ васъ, кажется. Извините, но, проходя мимо, я не могъ не замѣтить тяжелаго настроенія вашей души, свидѣтельствующаго о глубокой вашей скорби, и, какъ пастырь, хотя и незнакомый вамъ, но по сану пастырства не чуждый, рѣшилъ подойти къ вамъ и съ чувствомъ искренняго участія побесѣдовать съ вами. Не стѣсняйтесь, откройте мнѣ вашу скорбь. Можетъ быть, чрезъ меня грѣшнаго Господь и успокоитъ васъ и утѣшитъ васъ."

Тронутая такимъ участіемъ человѣка, мнѣ совершенно незнакомаго, я горько заплакала, но ничего не могла сказать, кромѣ одного: я несчастная, лишняя на свѣтѣ!

Великій умъ Творца не могъ сотворить ничего лишняго, — отвѣчалъ батюшка.

Указывая на ползущую по песку букашку, онъ продолжалъ:

Посмотри, что безпомощнѣе, ничтожнѣе этого насѣкомаго? Но и оно не лишнее, и оно приноситъ долю пользы, и оно не забыто и не оставлено Творцомъ! А ты, будучи человѣкомъ, этимъ любимымъ созданіемъ Божіимъ, отчаяваешься въ Его милосердіи! Повѣдай мнѣ скорбь свою, скажи, что случилось съ тобою.

Тутъ я излила всю душу свою предъ добрымъ батюшкой. Мнѣ казалось, что еще никто не говорилъ со мною съ такимъ участіемъ, никто такъ не утѣшалъ меня. Онъ казался мнѣ Ангеломъ, посланнымъ Богомъ на спасеніе мое отъ гибели, до которой было уже мнѣ такъ недалеко. Съ искреннею отеческою любовью онъ бесѣдовалъ со мною. Ободрялъ, утѣшалъ, указывалъ мнѣ путь жизни, которымъ я и иду до настоящаго времени, не переставая благодарить его. Имени своего онъ мнѣ не открылъ, назвавшись однимъ изъ соборныхъ священниковъ. Когда же, вернувшись домой, я разсказала о своей замѣчательной встрѣчѣ и бесѣдѣ съ какимъ-то священникомъ, мнѣ сказали, что это былъ несомнѣнно о. Іоаннъ. При этомъ они добавили: "это дивный, святой человѣкъ."

Главный источникъ, изъ котораго о. Іоаннъ черпалъ силу, возрождающую чужія души, была конечно, молитва. Всѣ его часы отдавались молитвѣ. У него не было еще въ то время такой популярности, какая теперь; слѣдовательно, было больше досуга.

Ночи его были свободны, но онъ отдавалъ ихъ молитвѣ за другихъ.

«Отецъ Іоаннъ, при проѣздѣ черезъ Петергофъ, часто останавливался у меня», разсказывалъ намъ о. Д. С-овъ.

Утромъ спросишь: какъ спалъ?

Слава Богу, добрая ночь. Здоровъ. Голова свѣжа.

«А я зналъ, что онъ и не ложился въ постель до самого утра».

Какъ молился онъ за другихъ, можно читать въ его же дневникѣ:

«Младенцы Павелъ и Ольга, по безпредѣльному милосердію Владыки и по молитвѣ моего непотребства, исцѣлились отъ одержимаго ими духа немощи. У Павла-малютки немощь разрѣшилась сномъ, малютка Ольга получила спокойствіе духа и личико изъ темнаго сдѣлалось яснымъ. Девять разъ ходилъ я молитъся съ дерзновеннымъ упованіемъ, надѣясь, что упованіе не посрамитъ, что толкущему отверзется, что хоть за неотступность дастъ мнѣ Владыка просимое; что если неправедный судія удовлетворилъ наконецъ утруждавшую его женщину, то тѣмъ болѣе Судія всѣхъ, праведнѣйшій, удовлетворитъ мою грѣшную молитву о невинныхъ дѣтяхъ, что Онъ призритъ на трудъ мой, на ходьбу мою, на молитвенныя слова и колѣнопреклоненія мои, на дерзновеніе мое, на упованіе мое. Такъ и сдѣлалъ Владыка, не посрамилъ меня грѣшника. Прихожу въ десятый разъ, — младенцы здоровы. Поблагодарилъ Владыку и пребыструю Заступницу».

И вотъ естественно, что эта молитва съ перваго же года дала пастырю ту вѣру, которая двигаетъ горы и творитъ исцѣленія, вѣру, которую о. Іоаннъ считаетъ обязательной для пастыря.

«Рабъ Божій» — говоритъ онъ, «при совершеніи богослуженія и таинствъ долженъ быть твердо убѣжденъ, что только онъ что-либо помыслитъ и скажетъ, это и сдѣлается. Такъ удобно и легко для Владыки исполнять наши прошенія, творить или претворять что-либо по нашему слову. Это убѣжденіе пусть такъ въ тебѣ будетъ крѣпко и естественно, какъ твое дыханіе воздухомъ, какъ видѣніе зрѣніемъ, какъ слушаніе слухомъ». И у него была эта вѣра и удивительно ли, что онъ «испыталъ тысячекратно на себѣ, что это точно такъ; испыталъ, что между словами: «рече и быша, повелѣ и создашася», нѣтъ промежутка, что они истины во всей силѣ».

Одинъ изъ близкихъ знакомыхъ о. Іоанна, присутствуя за его службой въ день святителя Николая, замѣтилъ, что служеніе было какимъ-то особенно радостнымъ и сильнымъ, настойчивымъ: «Святителю отче Николае, моли Бога о насъ!»

Настойчиво, какъ будто вспоминая о чемъ-то бывшемъ: «Моли, какъ тогда то молился».

Онъ сказалъ батюшкѣ о своемъ впечатлѣніи. «Да, ты правъ» — отвѣчалъ о. Іоаннъ, — «и есть причины, почему я особенно молюсь въ эти дни. Дѣло вотъ въ чемъ. Въ первый годъ моей службы пріѣзжаетъ ко мнѣ одинъ товарищъ мой съ 4-го курса академіи. Говоритъ мнѣ, что экзамены онъ не можетъ держать, оглохъ, ничего почти не слышитъ, лѣчиться нужно.

Но ты долженъ держать!

Не могу.

Долженъ. Давай молиться.

И мы молились цѣлую ночь вдвоемъ. И мой товарищъ выздоровѣлъ и держалъ экзамены. Для меня это святой день и я помню его».

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №11 (419). Октябрь 1984 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 15-20.

Назадъ / Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.