Церковный календарь
Новости


2017-08-16 / russportal
Слово митр. Анастасія въ 7-ю годовщину муч. кончины Царской Семьи (1963)
2017-08-16 / russportal
Рѣчь архим. Анастасія (Грибановскаго) при нареч. его во еп. Серпуховскаго (1963)
2017-08-16 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (52-е) къ исповѣдникамъ, заключ. въ темницѣ (1879)
2017-08-16 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (51-е) къ Луцію, папѣ Римскому (1879)
2017-08-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 8-я (1943)
2017-08-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 7-я (1943)
2017-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Два принципа въ юрисдикціи (1964)
2017-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Канон. основаніе Русской Зарубежной Церкви (1964)
2017-08-15 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Діонисія Александрійскаго (1974)
2017-08-15 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Собора, бывш. въ храмѣ Премудрости Слова Божія (1974)
2017-08-15 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 30-е (1882)
2017-08-15 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 29-е (1882)
2017-08-14 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 6-я (1943)
2017-08-14 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 5-я (1943)
2017-08-14 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Дивное семейство. (Св. муч. Маккавеи) (1900)
2017-08-14 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Не оскорбляй креста Христова (1900)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 16 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№11 (419). — Ноябрь 1984 года.

Церковь Христова въ литургическомъ православномъ богословіи.

Первохристіанская Церковь выразила истину каѳолическаго небесно-земного бытія Церкви въ 9-мъ членѣ Символа вѣры перваго Никейскаго Вселенскаго (по гречески — «икуменическаго») собора: «Вѣруемъ... во едину святую, соборную (каѳоликин) апостольскую Церковь».

Богослуженіе въ Христіанской Церкви есть сердцевина ея, душа ея, какъ и сама св. Церковь есть міръ молитвы. Тѣмъ болѣе, принимая во вниманіе, что святая Церковь Христова въ небесахъ совершаетъ въ союзѣ съ ангелами свое непрерывное славословіе Пресвятой Троицы, предстательствуя молитвенно о Церкви на землѣ и принадлежащихъ къ ней, и, такимъ образомъ, происходитъ соединеніе земного съ небеснымъ, Небесной Церкви съ Церковью на землѣ. И это должно быть предметомъ нашего сознанія, нашей вѣры. Это сознаніе цѣнно, важно для насъ, оно радуетъ и духовно укрѣпляетъ насъ. Для насъ очень существенно, что само содержаніе церковной молитвы, текста богослужебныхъ книгъ, укрѣпляетъ насъ въ этой истинѣ.

Достаточно, поэтому, выявить нѣсколько выдержекъ соотвѣтствующаго содержанія изъ богослужебныхъ книгъ для подтвержденія сказаннаго. Беремъ ихъ здѣсь же, — одни изъ седмичнаго круга богослуженія — изъ Октоиха, другія — изъ круга Пасхаліи, изъ Цвѣтной Тріоди.

Изъ седмичнаго круга богослуженія.

«Твоимъ Крестомъ, Христе, едино стадо бысть ангеловъ и человѣковъ, и во единомъ соборѣ небо и земля веселится, вопія: Господи, слава Тебѣ» (гласъ 1-й, въ среду утра, стихиры на стиховнѣ).

«Руцѣ распростеръ на Крестѣ, языки вся собралъ еси, и едину явилъ еси, Владыко, Церковь, воспѣвающую Тя, земную и небесную, согласно поющимъ: благословите вся дѣла Господня Господа, пойте и превозносите Его во вѣки» (гл. 4, въ недѣлю, канонъ утрени, пѣснь 8-я, тропарь первый).

Первое соединеніе Небеснаго съ Земнымъ совершилось въ рожденіи Богочеловѣка Христа Господа. Этому послужила Пресвятая Дѣва Богородица, и это служеніе Ея Церковь воспѣваетъ:

«Пѣснь новую поимъ, людіе, отъ Дѣвы рождаемуся во спасеніе наше, и едино сотворшему съ небесными земная, яко прославися» (гл. 3, понедѣльникъ, канонъ утрени второй (Ангеламъ) ирмосъ 1-й).

Въ похвалѣ святымъ мученикамъ:

«Воинство священное, святымъ ангеломъ подобно, избранное, рай имый посредѣ животное древо Христа, богокрасныя Церкве сословіе честное, всеславніи страстотерпцы Спасовы явистеся» (гл. 3, пятокъ, утрени канонъ второй (мученикамъ), пѣснь 9-я, троп. 3-й).

Богородицѣ:

«Родъ земный вознесеся рождествомъ Твоимъ, сыноположеніе вземъ божественнымъ совокупленіемъ, и сликуетъ небесное множество съ земными, поюще Тя достодолжно, Чистая, яко Матерь сущу Бога нашего и міру всему Прибѣжище» (гл. 4, на повечеріи канонъ Богородицѣ, пѣснь 9-я, троп. 1-й).

Богородицѣ: «Поетъ съ нами безплотныхъ соборъ, Дѣво, рождество Твое непостижимое, единъ ликъ составльше, любовію, и превозносяще его во вѣки» (гл. 5, въ недѣлю утра, пѣснь 8-я).

«Иже во всемъ мірѣ мученикъ Твоихъ, яко багряницею и виссомъ, кровьми Церковь Твоя (на земли) украсившися, тѣми (на небесахъ) вопіетъ Ти, Христе Боже: людемъ Твоимъ щедроты Твоя ниспосли: миръ жительству Твоему даруй и душамъ нашимъ велію милость» (малое повечеріе, тропарь).

Изъ праздничнаго круга Цвѣтной Тріоди.

Промыслительное объединеніе земного съ небеснымъ чрезъ вознесеніе Христово отъ земли на небо:

«Еже о насъ исполнивъ смотрѣніе, и яже на земли соединивъ небеснымъ, вознеслся еси во славѣ, Христе Боже нашъ, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопія любящимъ Тя: Азъ есмь съ вами, и никтоже на вы» (кондакъ праздника Вознесенія Христова).

Мученикамъ:

«Онебесисте Церковь Христову (на землѣ), святіи, отъинуду (съ небесъ) инако (по иному, богаче) ту различно украсисте» (въ «недѣлю всѣхъ святыхъ» по 50-цѣ, на утрени, второго канона пѣснь 3-я, троп. 2-й).

«Явившеся святіи яко звѣзды многосвѣтлыя, церковное небо уясняете различными дарованьми» (тамъ же, 8-я пѣснь канона, троп. 3-й).

«Яко начатки естества (первые плоды жатвы) Насадителю твари, вселенная приноситъ Ти, Господи, богоносныя мученики. Тѣхъ молитвами (въ небесахъ) въ мирѣ глубоцѣ Церковь Твою (на земли), жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве» (тамъ же кондакъ).

«Иже по всей земли мучившіися и на небеса преселившіися, иже Страсти Христовы подражавшіи и страсти наша отъемлющіи здѣ (въ, храмѣ земной Церкви) днесь собираются, перворожденныхъ показующе Церковь, яко горнія (небесныя) образъ содержащу и Христу вопіющу: Богъ мой еси Ты, Богородицею соблюди мя, Многомилостиве» (тамъ же, икосъ).

*     *     *

Наиболѣе же прямое и ясное представленіе полноты каѳоличности Церкви дано намъ въ совершеніи таинства «Великія Благодати» Евхаристіи. Главная часть Литургіи начинается призывомъ къ такому внутреннему сосредоточенію, что въ немъ снимается грань между нашимъ земнымъ и небеснымъ міромъ, и «яко да Царя всѣхъ подымемъ ангельскими невидимо дориносима чинми» и сами мы находимся какъ бы среди херувимовъ. На дискосѣ, поставляемомъ на священномъ престолѣ алтаря, какъ извѣстно, представленъ весь кругъ небесно-земной Церкви, въ центрѣ его — «Агнецъ, вземляй грѣхи міра». И совершается великое таинство преложенія хлѣба и въ чашѣ вина въ Тѣло и Кровь Христовы, а затѣмъ и нашего, если удостоимся, Имъ пріобщенія.

*     *     *

Соотвѣтствуетъ ли представленная здѣсь сторона православнаго богослуженія духу Новозавѣтнаго Священнаго Писанія? — Вполнѣ. Въ этомъ не можетъ быть сомнѣнія.

Господь передъ Своими крестными страданіями молился Своему Отцу въ молитвѣ, именуемой Первосвященнической: «Отче, ихже далъ еси Мнѣ, хощу, да идѣже есмь Азъ, и тіи будутъ со Мною, да видятъ славу Мою, юже далъ еси Мнѣ...» «Не о нихъ же молю токмо, но и о вѣрующихъ словесе ихъ ради въ Мя, да вси едино будутъ, якоже Ты, Отче, во Мнѣ, и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ Насъ едино будутъ» (Іоан. 17, 14. 20-21).

Ап. Павелъ: «Приступисте къ Сіонстѣй горѣ и ко граду Бога Живаго, Іерусалиму Небесному и тмамъ Ангеловъ, торжествующему собору, и Церкви первенцевъ, на небесѣхъ написанныхъ, и Судіи всѣхъ Богу, и духамъ праведникъ совершенныхъ, и къ Ходатаю Новаго Завѣта Іисусу» (Евр. 12, 22-23).

Тотъ же Ап. Павелъ: «Богъ и Отецъ Господа нашего Іисуса Христа... избра насъ..., сказавъ намъ правду воли Своея... возглавити всяческая во Христѣ, яже на небесѣхъ и яже на земли... И Того даде Главу выше всѣхъ Церкви, яже есть Тѣло Его исполненіе исполняющаго (полнота наполняющаго) всяческая во всѣхъ» (Ефес. 1, 21).

«Вышній Іерусалимъ свободь есть, иже есть Мати всѣмъ намъ» (Гал. 4, 26).

Посему св. Апостолы не ограничиваютъ мысль о своемъ общеніи съ земной братіей періодомъ пока они сами живутъ на землѣ, но смотрятъ и въ будущую свою жизнь, обѣщая сохранить это общеніе и далѣе. Такъ читаемъ у ап. Петра:

«Не облѣнюся воспоминати присно вамъ о ихъ (истинахъ), вѣдый, яко скоро есть отложеніе тѣлеснаго, якоже и Господь нашъ Іисусъ Христосъ сказа ми. Потщуся же и всегда имѣти васъ по моемъ исходѣ память о сихъ творити» (2 Петр. 1, 12. 14-15).

Такъ и св. Апостолъ, старецъ Іоаннъ Богословъ, въ обращеніи широкомъ ко всѣмъ христіанамъ посланіемъ своимъ, едва-ли имѣетъ въ виду только земное свое съ ними общеніе, когда пишетъ:

«Еже видѣхомъ и слышахомъ, сіе повѣствуемъ вамъ, и вы имате общеніе съ нами: общеніе же наше съ Отцомъ и Сыномъ Его Іисусомъ Христомъ» (1 Іоан. 1-3). И потомъ: «О семъ совершается любы съ нами, да дерзновеніе имамы въ день судный» (гл. 4, 17), — какъ бы въ подтвержденіе словъ другого апостола: «Любы николиже престаетъ».

Въ письменномъ твореніи первохристіанскаго періода — «Пастырь» Ерма представлено строительство Церкви Христовой, какъ зданія, въ видѣ башни, простирающейся ввысь къ небесамъ.

*     *     *

Намъ остается со страхомъ и любовію сознавать величіе благъ, дарованныхъ намъ Спасителемъ въ Его Святой Церкви, радоваться и благодарить Бога во Святой Троицѣ за то, что мы крещены въ ту вѣру, гдѣ открыта полнота общенія съ Небесной Церковью, гдѣ нѣтъ преграды для общенія съ сонмомъ святыхъ, а если есть преграда, то она кроется только въ насъ самихъ, въ нечистотѣ нашихъ душъ; гдѣ небесные невидимо сходятъ для общей молитвы къ земнымъ, и земные поднимаются къ небеснымъ. Будемъ дорожить этимъ царствомъ единодушной молитвы, святыми Отцами Церкви созданныхъ и намъ преданнымъ. Будемъ жить надеждой, что молитвами святыхъ и молитвами Пресвятыя Богородицы не лишитъ Господь и насъ Небеснаго Своего Царствія.

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №11 (419). Октябрь 1984 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 29-32.

Назадъ / Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.