Церковный календарь
Новости


2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 6-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 4-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 27-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 26-е (1898)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 27 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№12 (420). — Декабрь 1984 года.

Епископъ Игнатій (Брянчаниновъ).
Поученіе въ двадесять седьмую недѣлю.

Объясненіе дневнаго Евангелія.

Безчувственны и слѣпы тѣлесныя очи, когда слѣпотствуетъ умъ. Господь нашъ Іисусъ Христосъ во время пребыванія Своего на землѣ совершилъ изумительнѣйшія чудеса въ удостовѣреніе Божества Своего: эти знаменія такъ были очевидны, осязательны, что Божество вочеловѣчившагося Бога долженствовало содѣлаться явнымъ и яснымъ для самыхъ ограниченныхъ, для самыхъ чувственныхъ людей. Но люди смотрѣли во всѣ глаза, и не увидѣли ничего. Какъ бы съ удивленіемъ и недоумѣніемъ какъ бы жалуясь на современниковъ и болѣзнуя о нихъ, говоритъ Евангелистъ: Толика знаменія сотворшу Ему предъ ними, не вѣроваху въ Него! [2] Далѣе Евангелистъ обнаруживаетъ и причину этого ослѣпленія: омраченіе ума, ожесточеніе сердца, рождающіяся отъ грѣховной жизни, дѣлающіе зоркость и здравіе чувственныхъ очей для познанія Истины безполезными [3].

Событіе, сегодня повѣданное Евангеліемъ, ужасно. Господь, по произнесеніи поученія народу, запечатлѣлъ поученіе исцѣленіемъ женщины, томившейся подъ бременемъ тяжкаго и долговременнаго недуга. Непонявшіе слова могли понять чудо; неузнавшіе Бога отъ Его словесъ живота вѣчнаго, какъ узналъ святый Петръ [4], могли узнать по крайней мѣрѣ богоугоднаго человѣка по совершившемуся знаменію, какъ узналъ Никодимъ [5] или какъ узналъ исцѣленный слѣпецъ [6]. Зрѣлище было самое жалостное, назидательное, поразительное. Падшій ангелъ, которому человѣчество подчинилось и пріобщилось паденіемъ, связалъ нѣкоторую женщину страннымъ, утомительнымъ въ высшей степени недугомъ. Женщина скорчилась, и въ такомъ согбенномъ положеніи пребыла восемнадцать лѣтъ, не имѣя возможности выпрямить членовъ, дать имъ какой-либо отдыхъ отъ принужденнаго, неестественнаго положенія. Господь сказалъ этой женщинѣ: жено, отпущена еси отъ недуга твоего. И возложь на ню руцѣ, и простреся, и славяше Бога [7].

Въ то время, какъ женщина, такъ легко стряхнувшая съ себя тяготѣвшее на ней бремя, въ восторгѣ прославляла Бога; въ то время, какъ собраніе народа предавалось ощущеніямъ справедливой радости при очевидномъ дѣйствіи Божественной благодати, ясно открывшейся избавленіемъ страдалицы отъ угнетавшаго и истомившаго ее бѣдствія; въ это время старѣйшина сонмища пришелъ въ негодованіе. Онъ не видитъ чуда! онъ не видитъ исцѣленія! онъ не видитъ Искупителя и Спасителя человѣковъ! онъ не видитъ дѣйствующаго Святаго Духа! онъ даже не видитъ богоугоднаго человѣка: мысленное око его извращено какою-то непонятною и непостижимою адскою силою! Онъ увидѣлъ въ дѣйствіи Бога преступленіе Божія закона. Придирчиво онъ нашелъ трудъ и работу въ безтрудномъ исцѣленіи болящей, и направилъ въ самообольщеніи своемъ противъ этого исцѣленія заповѣдь Божію, повелѣвавшую заниматься трудами и работами въ шесть дней недѣли, воспрещавшую занятіе ими въ день субботный. Сущность дѣла состояла въ томъ, что старѣйшина собора былъ фарисей, по крайней мѣрѣ по душевному своему настроенію, и увидѣвъ, по его мнѣнію, человѣка, служителя Божія, подкрѣпляющаго свое сильное слово чудомъ, воспалился завистію. Причиною зависти были гордость и тщеславіе: старѣйшина хотѣлъ первенствовать во мнѣніи народномъ своею земною правдою. Первенство это безтрудно получаетъ явившаяся Небесная Правда; старѣйшина, чтобъ сохранить свое неправильное первенство, возстаетъ противъ Небесной Правды, старается унизить, оклеветать ее; чтобъ прикрыть гнусность своего поведенія личиною справедливости, представляется ревнителемъ закона.

Серцевѣдецъ Господь обличилъ фарисея. Онъ назвалъ поведеніе его лицемѣрствомъ. Лицемѣрство, стараясь удовлетворить своимъ страстямъ, всецѣло работая грѣху, желаетъ сохранить предъ очами людей личину добродѣтели. Въ числѣ нашихъ страстей весьма значительное мѣсто занимаетъ тщеславіе, ищущее насладиться похвалою человѣческою. Оно не заботится, справедлива ли или несправедлива эта похвала, правильны ли или неправильны пути къ полученію ея: полученіе похвалы, какимъ бы то ни было средствомъ — вотъ вся цѣль тщеславнаго лицемѣра. Богъ забытъ имъ: лицемѣръ неспособенъ ни къ вѣрѣ, ни къ Богопознанію. Како вы можете вѣровати, говорилъ Господь іудеямъ, которыхъ значительная и главнѣйшая часть заражена была фарисействомъ, славу другъ отъ друга пріемлюще, и славы, яже отъ единаго Бога, не ищете[8]

Доказалъ опытомъ неспособность лицемѣра къ вѣрѣ во Христа, къ принятію Искупителя старшина сонмища іудейскаго, упоминаемый сегодня во Евангеліи. Эта тщеславная душа, жаждавшая похвалъ и человѣческаго почитанія, сознавшая себя достойною ихъ, не могла стерпѣть, что невольныя похвалы и удивленія человѣковъ привлечены были совершившимся предъ всѣми чудомъ. Эта душа воскипѣла завистію. Отвергнуть чуда было невозможно: она стремится унизить его, уничижить его, возведя на Божіе чудо обвиненіе въ нарушеніи Божія закона. Лицемѣръ съ рѣшительностью вступаетъ въ Богоборство, съ рѣшительностью приступаетъ къ хулѣ на Святаго Духа, и произноситъ ее. Если совершившій чудо былъ благодатный человѣкъ: то фарисей уничижилъ и похулилъ благодать Духа. Если же совершившій чудо былъ Богочеловѣкъ: то фарисей вступаетъ въ явное противленіе Богу. Истиннаго чуда невозможно совершить человѣку самимъ собою: оно совершается благоволеніемъ и дѣйствіемъ всесвятаго Бога, и потому быть противнымъ волѣ Божіей и закону Божію никакъ не можетъ. Обвиненіе и уничиженіе Божія знаменія фарисеемъ служитъ только обнаруженіемъ его умственнаго омраченія и сердечнаго ожесточенія, произведенныхъ грѣховною жизнію.

Дерзкій, страшный поступокъ фарисея, осмѣлившагося порицать дѣйствіе Спасителя въ самомъ присутствіи Спасителя, заслуживаетъ особенное вниманіе наше, долженъ быть оплаканъ горячими и неутѣшными слезами. Онъ долженъ быть оплаканъ такими слезами: потому что онъ возникъ изъ общаго всѣмъ намъ паденія и отверженія нашего. На него намъ должно обратить особенное вниманіе, чтобъ, взвѣсивъ всю тяжесть его и убоявшись его, какъ точно страшнаго и тягостнѣйшаго, избѣжать его. И нынѣ Христосъ дѣйствуетъ! и нынѣ Духъ Святый совершаетъ спасительныя знаменія въ христіанскихъ таинствахъ! И нынѣ Богъ имѣетъ хулителей, противниковъ, враговъ Своихъ между человѣками.

Всякій родъ грѣховной жизни заключаетъ въ себѣ сопротивленіе и противодѣйствіе Богу; всякій родъ грѣховной жизни есть нарушеніе закона Божія, есть отриновеніе воли Божіей. Всякъ, творяй грѣхъ, сказалъ Апостолъ, и беззаконіе творитъ: и грѣхъ есть беззаконіе [9]. Лицемѣрство есть тотъ родъ грѣховности, который особенно противодѣйствуетъ познанію Христа и христіанству. Начало обращенія ко Христу заключается въ познаніи своей грѣховности, своего паденія: отъ такого взгляда на себя человѣкъ признаетъ нужду въ Искупителѣ, и приступаетъ ко Христу посредствомъ смиренія, вѣры и покаянія. Но лицемѣръ, недугуя недовольно примѣтными для человѣковъ страстями, — тщеславіемъ, гордынею, сребролюбіемъ, завистью, лукавствомъ, злобою, прикрывая ихъ лицемѣрствомъ и притворствомъ, неспособенъ, какъ неспособенъ сатана, къ признанію себя грѣшникомъ. И добродѣтели и страсти дѣлаются отъ навыка какъ бы природными: такъ и лицемѣрство отъ навыка къ нему дѣлается какъ бы естественнымъ качествомъ. Обладаемый имъ уже не видитъ въ лицемѣрствѣ душепагубнѣйшаго порока, — дѣла лицемѣрства совершаетъ какъ бы дѣла правды. Душа лицемѣра поражена слѣпотою: почему и Господь назвалъ фарисеевъ безумными и слѣпыми [10]. Лицемѣръ есть тотъ злосчастный, по мнѣнію своему, праведникъ, который отвергнутъ Богомъ: не пріидохъ, сказалъ Спаситель, призвати праведники, но грѣшники на покаяніе [11]. Здѣсь праведниками названы фарисеи не потому, чтобъ они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, съ мелочною точностью исполняя обрядовыя постановленія закона Божія и попирая его сущность, которая заключается въ направленіи ума, сердца, — всего существа человѣческаго по волѣ Божіей. Господь даровалъ человѣкамъ, для примиренія ихъ съ Богомъ, добродѣтель — покаяніе: какъ могли принять этотъ духовный даръ тѣ, которые были вполнѣ довольны собою, и ожидали въ обѣщанномъ Мессіи по преимуществу завоевателя, долженствовавшаго обильными плотскими возданіями увѣнчать ихъ плотскую, нелѣпую, исполненную гордыни и злобы праведность? Въ омраченіи и ожесточеніи своемъ фарисеи даже хвалились неспособностью къ познанію и принятію Искупителя: еда кто отъ князь вѣрова въ онь, или отъ фарисей, говорили они [12]. На эту неспособность ихъ къ истинному Богопознанію указалъ и Господь: аминь глаголю вамъ, сказалъ Онъ имъ, мытари и любодѣйцы варяютъ вы въ Царствіи Божіи [13]. Явный грѣшникъ, грѣшникъ, впавшій въ смертные грѣхи, грѣшникъ, привлекшій къ себѣ презрѣніе и омерзѣніе человѣковъ, способнѣе къ покаянію того мнимаго праведника, который по наружному поведенію неукоризненъ, но въ тайнѣ души своей удовлетворенъ собою. Фарисейство есть страшный недугъ духа человѣческаго, подобный тому недугу, которымъ недугуетъ падшій ангелъ, которымъ этотъ ангелъ хранитъ для себя, какъ-бы сокровище, паденіе свое. Внемлите себѣ, заповѣдалъ Господь ученикамъ своимъ, отъ кваса фарисейска, еже есть лицѣмѣріе [14]. Лицемѣріе названо закваскою, потому что оно, вкравшись въ душу, проникаетъ во всѣ мысли, во всѣ чувствованія, во всѣ дѣла человѣка, дѣлается его характеромъ, какъ бы душею его.

Желающій предохранить себя отъ лицемѣрія долженъ, во-первыхъ, по завѣщанію Господа, всѣ добрыя дѣла совершать втайнѣ [15]; потомъ долженъ отречься отъ осужденія ближняго. Осужденіе ближняго — признакъ лицемѣрства, по всесвятому указанію Евангелія [16]. Чтобъ не осуждать ближняго, должно отказаться отъ сужденія о ближнемъ: потому-то въ Евангельской заповѣди, воспрещающей осужденіе ближняго, предварительно воспрещено сужденіе о немъ. Не судите, и не судятъ вамъ: и не осуждайте, да не осуждени будете [17]. Сперва человѣки позволяютъ себѣ сужденіе о дѣлахъ ближняго, а потомъ невольно впадаютъ въ осужденіе. Не посѣемъ сѣмени — и не возрастутъ плевелы: воспретимъ себѣ ненужное сужденіе о ближнихъ — и не будетъ осужденія. Спросятъ здѣсь: какая связь между осужденіемъ ближняго и лпцемѣрствомъ? Эта связь очевидна. Осуждающій и уничижающій ближняго невольно выставляетъ себя праведникомъ, можетъ быть, не произнося этого словомъ и даже не понимая этого. Мы всѣ грѣшники: всякое выставленіе себя праведникомъ, и прямое и косвенное есть лицемѣрство.

Примѣчанія:
[1] Тропарь на часахъ Святыя Пасхи.
[2] Іоан. XII, 37.
[3] Іоан. XII, 40; III, 19-20.
[4] Іоан. VI, 68.
[5] Іоан. III, 2.
[6] Іоан. IX, 33.
[7] Лук. XIII, 12-13.
[8] Іоан. V, 44.
[9] 1 Іоан. III, 4.
[10] Матѳ. XXIII.
[11] Матѳ. IX, 13.
[12] Іоан. VII, 48.
[13] Матѳ. XXI, 23.
[14] Лук. XII, 1.
[15] Матѳ. VI.
[16] Матѳ. VII, 5.
[17] Лук. VI, 37.

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №12 (420). Декабрь 1984 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 1-6.

Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.