Церковный календарь
Новости


2017-08-16 / russportal
Слово митр. Анастасія въ 7-ю годовщину муч. кончины Царской Семьи (1963)
2017-08-16 / russportal
Рѣчь архим. Анастасія (Грибановскаго) при нареч. его во еп. Серпуховскаго (1963)
2017-08-16 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (52-е) къ исповѣдникамъ, заключ. въ темницѣ (1879)
2017-08-16 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (51-е) къ Луцію, папѣ Римскому (1879)
2017-08-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 8-я (1943)
2017-08-15 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 7-я (1943)
2017-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Два принципа въ юрисдикціи (1964)
2017-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Канон. основаніе Русской Зарубежной Церкви (1964)
2017-08-15 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Канон. посланіе св. Діонисія Александрійскаго (1974)
2017-08-15 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Собора, бывш. въ храмѣ Премудрости Слова Божія (1974)
2017-08-15 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 30-е (1882)
2017-08-15 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 29-е (1882)
2017-08-14 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 6-я (1943)
2017-08-14 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 2-я. Глава 5-я (1943)
2017-08-14 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Дивное семейство. (Св. муч. Маккавеи) (1900)
2017-08-14 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Не оскорбляй креста Христова (1900)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 16 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№12 (420). — Декабрь 1984 года.

Ворота Іерусалима.
2. Внутреннія ворота.

Блестящіе сѣро-серебристые камни, отполированные вѣками, людьми и погодой покрываютъ большой пологій холмъ, такъ называемое мѣсто Моріа. Вѣка ветхозавѣтные, расцвѣтъ христіанской эры, годы ислама неизгладимо врѣзали въ сердца людей вѣру, что это — особое мѣсто, мѣсто святое, мѣсто, на которомъ, когда-то пріоткрылась завѣса «иного міра».

Мѣсто, на которомъ находится священный камень, которому теперь поклоняются мусульмане, отмѣчаетъ мѣсто, на которомъ нѣкогда Авраамъ собирался принести въ жертву Богу своего единтвеннаго сына, Исаака.

«Богъ сказалъ: возьми сына твоего, единственнаго твоего, котораго ты любишь, Исаака; и пойди въ землю Моріа, и тамъ принеси его во всесожженіе на одной изъ горъ, о которой Я скажу тебѣ» (Быт. 22, 2).

Хотя книга Бытія точно не указываетъ этого мѣста, однако три дня пути изъ Вирсавіи къ этому мѣсту подтверждаютъ преданіе, что именно на этомъ холмѣ Моріа произошло это событіе. И это то мѣсто, на которомъ Мелхиседекъ, священникъ Бога Всевышняго, встрѣтилъ Авраама. И поколѣніе за поколѣніемъ слышитъ Библейскія слова:

«И Мелхиседекъ, царь Салимскій, вынесъ хлѣбъ и вино». (Онъ былъ царь Салима, то есть «царь мира», и здѣсь предполагается, что Салимъ было названіе будущаго Іерусалима).

Это было то мѣсто, на которомъ царь Соломонъ построилъ Богу домъ — прекрасный и величественный храмъ. Онъ подробно описанъ во второй книгѣ Царствъ.

До сихъ поръ ученые не пришли къ заключенію, гдѣ точно находился храмъ. Въ центрѣ мѣста Моріа (теперь подъ мечетью Омара) находится обломокъ скалы, почитаемый съ давнихъ временъ. Возможно, что именно здѣсь Давидъ построилъ первый жертвенникъ для жертвоприношенія. Въ такомъ случаѣ, храмъ долженъ былъ бы находиться слегка на западъ отъ него. Но есть и другое предположеніе (для сравненія можетъ послужить храмъ въ Амманѣ), что Святое Святыхъ было поддерживаемо самой скалой, въ такомъ случаѣ — храмъ долженъ бы былъ находится къ востоку отъ скалы. Такъ или иначе, храмъ былъ гдѣ-то въ центрѣ мѣста Моріа.

Храмъ этотъ просуществовалъ почти 400 лѣтъ, до 587 года, когда былъ разрушенъ Навуходоносоромъ.

А въ 539 году царь персидскій Киръ разрѣшилъ іудеямъ вернуться въ Палестину и начать постройку второго храма. Надо упомянуть въ связи съ постройкой второго храма — Аггея, пророка-утѣшителя, ободрявшаго возвратившихся изъ Вавилонскаго плѣна іудеевъ при возсозиданіи ими храма въ Іерусалимѣ. Онъ говорилъ: «Взойдите на гору и носите дерева и стройте храмъ; и Я буду благоволить къ нему и прославлюсь, говоритъ Господь». Пророкъ Аггей былъ тотъ, кто предвидѣлъ, что въ будущемъ въ новосозданный храмъ придетъ Христосъ Спаситель — «Желаемый всѣми народами» (Агг. 2, 7).

Новый храмъ былъ законченъ въ 515 году и былъ болѣе скромныхъ размѣровъ. Къ сожалѣнію, у насъ нѣтъ описанія этого храма. Извѣстно только, что ковчега завѣта въ немъ уже не было. Этотъ храмъ просуществовалъ немного больше перваго, около 500 лѣтъ, и былъ перестроенъ царемъ Иродомъ уже въ годы римскаго владычества. И это было началомъ Новаго Завѣта. Поэтому съ этимъ храмомъ связано много евангельскихъ событій, дорогихъ сердцу христіанина.

Это была постройка величественныхъ размѣровъ. Недаромъ ученики, выходя изъ храма, воскликнули: «Учитель! посмотри, какія камни и какія зданія!» (Марк. 13, 1).

Само зданіе было формы трапезоида и входъ въ придѣлы его велъ черезъ восемь воротъ: двое находилось на южной сторонѣ, четверо на западной, одни ворота на сѣверной и одни на восточной.

На южной сторонѣ — ворота Хулды, описанныя въ предыдущей статьѣ, были во время царствованія Ирода главными воротами, ведшими въ придѣлы храма. Поэтому предполагается, что не разъ черезъ нихъ проходилъ Господь со Своими учениками, для того, чтобы проповѣдывать въ придѣлахъ храма. На западной сторонѣ было четверо воротъ, ведшихъ въ новопостроенную часть города. Самыя южныя изъ нихъ теперь носятъ названіе воротъ Барклая, американскаго миссіонера-археолога, откопавшаго ихъ въ 19 вѣкѣ.

Самыя большія изъ этихъ трехъ воротъ назывались воротами Копоніуса и находились на перекресткѣ двухъ главныхъ дорогъ, ведшихъ съ востока на западъ и съ сѣвера на югъ и пересѣкавшихъ Іерусалимъ. Съ этой стороны связь храма съ городомъ была только возможна черезъ віадуктъ, части котораго (арка Вилсона) были недавно раскопаны.

Ворота Копоніуса находились на мѣстѣ современныхъ воротъ, носящихъ названіе воротъ Цѣпей (Бабъ-есъ-Силсилъ).

На сѣверной сторонѣ извѣстны только одни ворота — ворота Тади, что обозначаетъ «Мракъ Забвенія». Арабы сохранили названіе это для сѣверныхъ современныхъ воротъ, которыя называются Бабъ-есъ-Саватта — ворота Мрака. Итакъ, несмотря на полное уничтоженіе храма и связанныхъ съ нимъ обычаевъ, связь съ прошлымъ совсѣмъ не потеряна и названія воротъ напоминаютъ намъ иногда далекое прошлое. Обычай, связанный съ названіемъ современныхъ воротъ «Мрака» уходитъ въ глубокую древность и имѣетъ отношеніе къ обряду очищенія, который соблюдался очень строго. Если священникъ былъ не чистъ, то онъ долженъ былъ спускаться въ подземный туннель, подъ храмомъ, черезъ спеціально опускную дверь, и послѣ омовенія выходилъ изъ придѣловъ храма черезъ сѣверныя ворота Тади.

Такая же интересная связь съ прошлымъ существуетъ и въ другихъ современныхъ воротъ — воротъ Чистоты (Бабъ-есъ-Мутахара), на западной сторонѣ. Обрядъ очищенія, или омовенія, существуетъ и у мусульманъ, и напротивъ этихъ воротъ находится бассейнъ воды, гдѣ производится омовеніе ногъ. Интересно отмѣтить, что вода, поступающая въ бассейнъ, исходитъ изъ того же подземнаго источника, которымъ пользовались священники храма 2000 лѣтъ тому назадъ. При древнемъ храмѣ находилась когда-то комната «Очага», гдѣ священники отдыхали и спали. Она находилась надъ воротами, которыя назывались иногда воротами «Очага», а иногда воротами Пламени, такъ какъ пламя въ ней никогда не угасало.

Пространство внутри стѣнъ раздѣлялось на двѣ главныя части: дворъ внѣшній для чужеземцевъ (еллиновъ) и внутренній дворъ для іудеевъ. Въ свою очередь онъ раздѣлялся на отдѣленія для женщинъ, мужчинъ, священниковъ и на мѣсто Святое Святыхъ. Дворъ для инородцевъ (язычниковъ-еллиновъ) былъ окруженъ 4 притворами. На южной сторонѣ находился такъ называемый царскій притворъ, на восточной — Соломоновъ.

Для чего служили эти притворы? Очень возможно, что тамъ находились столы мѣновщиковъ и скамьи продавцовъ. «И вошелъ Іисусъ въ храмъ Божій и выгналъ всѣхъ продающихъ и покупающихъ въ храмѣ, и опрокинулъ столы мѣновщиковъ и скамьи продающихъ голубей» (Матѳ. 21, 22; Марк. 11, 15; Іоан. 21, 4).

Притворъ Соломона не разъ упоминается въ Священномъ Писаній. «Насталъ же тогда въ Іерусалимѣ праздникъ обновленія, и была зима. И ходилъ Іисусъ въ храмѣ, въ притворѣ Соломоновомъ» (Іоан. 10, 22). Описывая эту часть храма, нельзя не упомянуть ея юго-восточную часть, которая отвѣсно возвышалась надъ Кедронской долиной и о которой историкъ Іосифъ Флавій писалъ, что всякій тамъ стоящій, испытывалъ сильное головокруженіе. Не объ этомъ ли мѣстѣ сказано въ Евангеліи: «Потомъ беретъ Его діаволъ въ святой городъ и поставляетъ Его на крылѣ храма» (Матѳ. 4, 5). Въ 62 году съ этой же верхушки былъ сброшенъ и убитъ святой апостолъ Іаковъ. Не совсѣмъ въ центрѣ этой площади находилось зданіе храма, окруженное каменной балюстрадой, на которой по-латински и по-гречески были высѣчены слова: «Чужеземцамъ входъ въ святилище запрещенъ. Каждый, кто войдетъ туда, будетъ самъ отвѣтствененъ за постигшую смертную кару».

Въ 1936 году во время раскопокъ въ придѣлахъ храма эта надпись были найдена.

Внутри балюстрады святилище было раздѣлено на три части, двигаясь съ востока на западъ: для женщинъ, для мужчинъ и для священниковъ. Въ эту внутреннюю часть можно было войти черезъ девять воротъ. Четверо воротъ находилось на сѣверной сторонѣ, четверо на южной и одни на восточной. Эти послѣднія были самыми красивыми и величественными. Отдѣланныя бронзой изъ Коринѳа, они назывались Коринѳскими воротами. Предполагается, что именно эти ворота упоминаются въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ, какъ «Красныя» (или Красивыя) ворота, передъ которыми сидѣлъ хромой и просилъ милостыню (Дѣян. 3, 2).

Ко всѣмъ этимъ воротамъ вело пять ступеней и они обычно были открыты, но въ случаѣ опасности могли сразу запираться (Дѣян. 21, 30). Въ женской части находились небольшія комнатки, въ которыхъ хранились вино, масло и дерево. У стѣнъ стояли скамьи.

И какъ не вспомнить тѣ святыя событія, связанныя съ этимъ мѣстомъ.

Здѣсь, вѣдь, бѣдная вдова положила двѣ лепты въ сокровищницу, когда Господь ее увидѣлъ. Евангеліе говоритъ, что Онъ сидѣлъ, слѣдовательно, у стѣнъ должны были стоять каменныя скамейки. Здѣсь же Онъ не разъ и проповѣдывалъ (Іоан. 8, 12).

Отдѣленіе для мужчинъ, или дворъ Израильскій, находился на извѣстномъ возвышеніи и къ нему вели шесть воротъ.

Самыми интересными для насъ были ворота, которыя вели изъ отдѣленія для женщинъ. Они назывались воротами Никанора и были богаты евангельскими воспоминаніями. Кто не помнитъ слова святого апостола Луки: «А когда исполнились дни очищенія ихъ по закону Моисееву, принесли Его въ Іерусалимъ, чтобы представить предъ Господа» (Лук. 12, 22). Тутъ, у этихъ воротъ стоялъ и молился о своихъ прегрѣшеніяхъ мытарь (Лук. 18, 13).

Они названы по нѣкоему Никанору, который привезъ ворота Іерусалимскій изъ Александріи (они, возможно, тамъ были сдѣланы). Во время сильной бури, одни изъ воротъ должны были быть брошены въ море для того, чтобы облегчить грузъ корабля. Но въ тотъ же моментъ, когда моряки уже были готовы бросить вторыя ворота въ морѣ, выступилъ на палубу Никаноръ и сказалъ, пусть бросятъ лучше его въ морѣ, если это успокоитъ взбушевавшееся море, но сохранятъ ворота, предназначенныя для храма. Какъ только онъ вымолвилъ эти слова, буря успокоилась и море затихло. Извѣстно также, что брошенныя въ морѣ первыя ворота были найдены въ порту Яффы, а ворота, спасенныя Никаноромъ были названы въ честь его. Это были единственныя ворота храма не позолоченныя въ память происшедшаго чуда, а также потому, что бронза на дверяхъ блестѣла, какъ настоящее золото.

Въ 1934 году легенда эта сдѣлалсь настоящимъ, реальнымъ происшествіемъ.

На Масличной горѣ во время археологическихъ раскопокъ было найдено мѣсто погребенія Никаноровой семьи. На этомъ мѣстѣ была найдена выгравированная надпись: «Здѣсь покоятся кости сына Никанора изъ Александріи, который соорудилъ ворота храма».

Въ годы римскаго владычества мѣсто Моріа превратилось въ груды развалинъ. Позднѣе, во времена христіанскія все вниманіе вѣрующихъ было обращено на святыя мѣста Крестной смерти и Воскресенія Спасителя, и мѣсто Моріа оставалось въ запущеніи.

Во время римскаго владычества здѣсь возвышался храмъ, воздвигнутый императоромъ Адріаномъ Юпитеру. Въ 361 году Юліанъ Отступникъ пытался, но не успѣшно, возстановить древній храмъ.

Шли столѣтія за столѣтіями и мѣсто Моріа вновь расцвѣло, расцвѣло во времана ислама, когда калифы выстроили на немъ мечети. Такъ причудливо переплеталась и текла рѣка исторіи, главное дѣйствіе которой протекало именно здѣсь. Здѣсь рождалась слава одной эпохи, гибла и исчезала слава другой.

Позднѣе, уже во времена крестоносцевъ, мечеть была превращена въ церковь, на куполѣ которой возвышался крестъ.

Интересное описаніе храма этого періода далъ русскій паломникъ 12 вѣка, игуменъ Даніилъ. Его путешествіе длилось больше двухъ лѣтъ (между 1104-1106 г.). Н. М. Карамзинъ, историкъ, думаетъ, что этотъ путешественникъ могъ быть Юрьевскимъ епископомъ Даніиломъ, поставленнымъ въ 1113 году, и умершимъ 9 апрѣля 1122 года.

Приводимъ отрывокъ изъ его описанія путешествія: «отъ церкви Воскресенія до церкви Святая Святыхъ (бывшая мечеть Омара) разстояніе подальше, чѣмъ можно два раза дострѣлить. Церковь Святая Святыхъ чудесно и искусно построена, и украшена изнутри мозаикой, и красота ея непередаваема словами. Построена она круглой по формѣ, снаружи покрыта изображеніями искусно и несказанно, стѣны ея облицованы плитами. Столбовъ въ ней подъ крышей кругомъ стоящихъ — круглыхъ, цѣльныхъ 12, а квадратныхъ, сложенныхъ столбовъ — 8. Дверей у ней четверо, окованныхъ позолоченной мѣдью, и куполъ покрытъ изнутри мозаикой искусно и непередаваемо въ словахъ, а снаружи, сверху, обитъ позолоченной мѣдью. Подъ самымъ же куполомъ, внизу, высѣченная въ камнѣ, пещера, въ которой былъ убитъ пророкъ Захарія. Тутъ же онъ и погребенъ, и кровь его тутъ была, теперь же ея здѣсь нѣтъ».

«И есть тамъ, внѣ той пещеры, подъ куполомъ камень, на которомъ Іаковъ видѣлъ сонъ: лѣстницу, ведущую на небо, и сказалъ: это мѣсто — домъ Божій, и мѣсто это — врата Небесныя».

На томъ же мѣстѣ и пророкъ Давидъ видѣлъ Ангела, стоящаго съ обнаженнымъ оружіемъ и поражающаго людей, и онъ вошелъ въ ту пещеру съ плачемъ, молясь Богу, и сказалъ: «Господи, не овцы согрѣшили, но я согрѣшилъ».

Входовъ въ церковь четыре. Старая церковь Святая Святыхъ (храмъ древній) разрушена, и ничего не осталось отъ перваго зданія Соломонова, что и можно сейчасъ увидѣть. И видна только насыпь подъ церковью, которую началъ дѣлать еще пророкъ Давидъ. И пещера та теперь въ церкви, и камень тотъ, это все теперь подъ крышей, и это все, что осталось отъ стараго зданія. А эта нынѣшняя церковь построена старѣйшиной сарацинскимъ по имени — Омаръ».

О домѣ Соломоновомъ.

«На этомъ же мѣстѣ былъ домъ Соломона. Крѣпкимъ было это зданіе, велико весьма и очень красиво. Весь онъ былъ вымощенъ мраморными плитами, утвержденъ на сводахъ, и весь домъ былъ снабженъ водой. Были сдѣланы прекрасныя помѣщенія и искусно украшены мозаикой. И мраморные столбы изъ дорогого мрамора были красиво поставлены въ рядъ, а на тѣхъ столбахъ искусно возведены своды. И весь домъ былъ покрытъ оловомъ. Тамъ есть ворота того же дома, очень красиво и искусно облицованныя оловомъ, покрыты мозаикой и окованныя позолоченной мѣдью. И называются тѣ ворота Красными. И донынѣ извѣстно мѣсто у тѣхъ воротъ, гдѣ апостолъ Петръ и Іоаннъ исцѣлили хромого.

И трое другихъ воротъ есть кромѣ тѣхъ. И пятыя ворота (Апостольскія), которыя построилъ пророкъ Давидъ. Крѣпко и удивительно искусно сдѣланы тѣ ворота. Они были окованы позолоченной мѣдью, изнутри были искусно расписаны по мѣди, а снаружи крѣпко окованы желѣзомъ.

Четверо дверей у тѣхъ воротъ. Только тѣ ворота и остались отъ древнихъ строеній — они и столбъ Давида. А иныя постройки уже всѣ новыя. Вѣдь, древній городъ Іерусалимъ неоднократно былъ разоряемъ. Тѣми воротами и входилъ Господь Іисусъ Христосъ въ Іерусалимъ съ Лазаремъ со стороны Виѳаніи, когда воскресилъ его».

Кромѣ того, что игуменъ Даніилъ является цѣннымъ свидѣтелемъ исторіи (недаромъ западные ученые часто пользуются его описаніями для своихъ работъ), наше вниманіе привлекаетъ упоминаніе имъ воротъ древняго города.

Неужели нѣкоторыя изъ нихъ могли сохраниться до 12 вѣка?

Къ сожалѣнію, дальнѣйшая ихъ судьба уже полностью теряется во мракѣ прошлаго.

На современномъ мѣстѣ Моріа находятся теперь одиннадцать воротъ: трое воротъ на сѣверной стѣнѣ и восемь на западной.

На сѣверной стѣнѣ, начиная съ ея восточной части, ворота носятъ слѣдующія названія: ворота Братьевъ (Бабъ-Ахванъ), ворота Мрака и ворота Загражденія. Входъ для не мусульманъ возможенъ только съ западной стороны. Начиная съ сѣвера, перечислимъ ворота: ворота Священниковъ, ворота Судныя, ворота Живописцевъ, Желѣзныя ворота, ворота Чистоты, ворота Хлопчатобумажныхъ торговцевъ, ворота Цѣпей и ворота Пророка.

Самыми красивыми коротами изъ современныхъ являются ворота Хлопчатобумажныхъ торговцевъ. Надпись на нихъ говоритъ о томъ, что они были реставрированы султаномъ Меликомъ въ 1336 году, и поэтому они одни изъ самыхъ древнихъ современныхъ воротъ (кромѣ, конечно, воротъ Хулды и Золотыхъ воротъ).

Занимая почти центральное мѣсто на западной стѣнѣ, они прекрасно и искусно украшены разноцвѣтными камнями, съ характернымъ исламскимъ рисункомъ.

Улица Цѣпей ведетъ къ воротамъ того же названія. Эти ворота были построены въ 1492 годы и были украшены изогнутыми колоннами, а наверху ихъ находился минаретъ. Они были такъ названы, потому что когда-то у этихъ воротъ былъ повѣшенъ съ цѣпью на шеѣ нѣкій австрійскій король (какой, увы, неизвѣстно), и это событіе, какъ и другія, сохранилось надолго въ памяти людей. Также существуетъ преданіе, по которому на мѣстѣ этихъ воротъ 2000 лѣтъ тому назадъ, находилась комната Совѣщанія, часть еврейскаго синедріона.

Нельзя не сказать также объ одномъ очень древнемъ повѣріи. Оно гласитъ, что ворота храма когда-то сами предсказали свою гибель. Сорокъ лѣтъ передъ тѣмъ, какъ городъ и храмъ были разрушены императоромъ Титомъ, всѣ ворота храма неожиданно сами собой открылись, предсказывая этимъ, что въ скоромъ времени входъ въ святилищѣ будетъ открытъ для всѣхъ одинаково.

Все это произошло гдѣ-то здѣсь, гдѣ мы стоимъ, можетъ быть, именно на этомъ мѣстѣ, а можетъ быть, на томъ.

Время, неумолимое время, изгладило все, время, но не память человѣческая; въ ней все будетъ продолжать жить, жить до тѣхъ поръ пока живъ и существуетъ человѣкъ.

Н. Помазанская.       

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №12 (420). Декабрь 1984 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1984. — С. 28-34.

Назадъ / Къ оглавленію журнала


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.