Церковный календарь
Новости


2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 6-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 4-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 27-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 26-е (1898)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 27 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№2 (422). — Февраль 1985 года.

Во свѣтѣ Твоемъ узримъ свѣтъ.
Извлеченія изъ Дневника св. прав. Іоанна Кронштадтскаго за 1884-1899 годы.

5. О необходимости бороться и побѣждать свои страсти.

Нынѣшняя жизнь — время борьбы, подвиговъ непрестанныхъ, а будущая жизнь — жизнь вѣчнаго покоя, торжества, радости, блаженства. Есть изъ-за чего подвизаться даже до крове.

Царствіе Божіе, царство святыни, правды и милости, возрастаетъ въ человѣкѣ вѣрующемъ, кающемся, молящемся, добро творящемъ — постепенно, пока возрастетъ и бываетъ изъ зерна горчичнаго деревомъ многовѣтвистымъ; такъ же и царство діавола, царство неправды и лукавства, гордости и зависти, нечистоты, злобы, унынія — растетъ, пока не вырастетъ въ дерево зла и совершенно подавить человѣка (Іуда предатель).

«Царствіе небесное внутрь васъ есть» (Лук. 17, 21), говоритъ Господь, т. е. правда, чистота, святыня, любовь, милосердіе, кротость, смиреніе, незлобіе, терпѣніе, мужество, простота и прочія добродѣтели; точно такъ же и царство врага-діавола внутри насъ бываетъ. Потому долгъ всякаго христіанина бороться всегда со своими наклонностями и страстями и, при помощи содѣйствующей благодати Божіей, искоренять изъ сердца терніе всякихъ страстей, и насаждать усердно въ душѣ всякую добродѣтель: непрестанную молитву, богомысліе, смиреніе, кротость, незлобіе и прочія добродѣтели. Непрестанно противься насилію страстей, особенно: самолюбію и самоугодію и любви къ внѣшнему, плотскому покою, изъ-за котораго человѣкъ бѣгаетъ всякаго самоотверженія въ пользу ближняго и живетъ только для себя и своего дома. Одинъ и тотъ же человѣкъ бываетъ способенъ къ самымъ возвышеннымъ, благоговѣйнымъ, святымъ помысламъ, чувствамъ, словамъ и дѣйствіямъ, и къ самымъ глупымъ, низкимъ, грѣшнымъ и нечистымъ, и отъ высокаго до низкаго, отъ важнаго до смѣшного, отъ правды до грѣха, — бываетъ только одинъ шагъ. Такъ человѣкъ, по причинѣ своего паденія и растлѣнія своей богообразной природы, бываетъ двойственъ, легкомысленъ, нетвердъ, какъ трость, колеблемая вѣтромъ лукавыхъ духовъ и страстей. Почти въ одно и то же время при разныхъ условіяхъ человѣкъ бываетъ и мужественъ и робокъ, и добръ и золъ, и простъ и лукавъ, и возвышенъ и низокъ, и усерденъ и лѣнивъ, и сострадателенъ и безчувственъ, жестокосердъ, и щедръ и скупъ, скупъ до глупости, до мелочности и скряжничества, и почтителенъ и дерзокъ, и ласковъ и грубъ, и послушенъ и упрямъ. Извольте вы управлять такимъ существомъ; научитесь вы управлять самими собою, и тогда, если нужно, управляйте другими.

Въ человѣкѣ христіанинѣ живутъ совмѣстно и борются два человѣка — ветхій Адамовъ и новый Христовъ, или лучше — два направленія ума, сердца и воли; земное, грѣховное, страстное, смертное, и другое — небесное, святое, мирное и животворное; разумное и мудрое и — безумное или глупое, цѣлесообразное и чуждое всякой благой цѣли; сообразное съ волею Творца и Его благими, премудрыми намѣреніями и совершенно противное имъ, а угодное только злымъ и лукавымъ, гибельнымъ намѣреніямъ діавола.

Такъ, человѣкъ охотно служитъ другому человѣку изъ-за денегъ, или хорошей платы, хотя бы и духовный, и неохотно, съ ропотомъ и досадой — изъ-за платы малой; охотно идетъ къ здоровому и благовидному и неохотно, иногда съ отвращеніемъ, идетъ къ больному и безобразному, или калѣкѣ, уродливому, хотя слѣдовало бы идти къ нему охотно, съ сострадательною любовію; или охотно привѣтствуетъ добраго, привѣтливаго знакомаго, — и отворачивается отъ непривѣтливаго, незнакомаго; или цѣлуетъ только друга, а врага презираетъ, засматривается на красивыхъ и отворачивается отъ неблагообразныхъ; и вообще сказать: человѣкъ постоянно противорѣчитъ самъ себѣ, своему уму, своей совѣсти, Самому Богу и своему новому человѣку. Вотъ чѣмъ болѣетъ человѣкъ нравственно, и вотъ въ чемъ долженъ состоять его нравственный трудъ — въ исправленіи себя, въ достиженіи чистаго добра, простоты, благости, правды, нелицепріятія, чистоты сердца и доброй, непреклонной ко злу, воли.

Пристрастіе къ мірскимъ благамъ: къ золоту, серебру, драгоцѣннымъ камнямъ, къ цвѣтнымъ матеріямъ, къ красивымъ лицамъ есть прелюбодѣяніе души, и она, если хочетъ быть достойною. Бога, должна презрѣть все это и считать за соръ, попираемый ногами; ибо душа, такимъ образомъ прелюбодѣйствующая, перестаетъ любить Бога, охладѣваетъ къ Нему, небрежетъ о Немъ («нерадѣти начнетъ»), отпадаетъ отъ Него.

«Умертвите уды ваша, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоиманіе, еже есть идолослуженіе» (Кол. 3, 5). Откуда все зло исходитъ? Отъ сердца; потому надо сердце очищать всякую минуту.

Отчего у тебя погасъ священный огонь молитвы въ сердцѣ? Отчего твое сердце холодно, какъ камень? Оттого, что ты пересталъ молиться и молитвою пересталъ поддерживать этотъ благодатный жизненный огонь, просвѣщающій, согрѣвающій и оживляющій душу и тѣло. Когда ты еще продолжалъ искренно молиться и понуждалъ себя къ этому святому дѣлу, — у тебя горѣлъ твой свѣтильникъ, твой елей духовный, и у тебя на душѣ было тепло, весело, мирно, просторно, — а перестанешь молиться, ты сталъ холоденъ, безжизненъ, неудовлетворенъ и пустъ.

Именемъ Господнимъ я каждый день побѣждаю страсти, черезъ покаяніе и призываніе съ вѣрою Имени Іисуса Христа спасаюсь, очищаюсь, просвѣщаюсь, освящаюсь, умиротворяюсь, утѣшаюсь; въ этомъ чудномъ спасительномъ Имени нахожу величайшую отраду. Сколько во мнѣ безобразныхъ, нелѣпыхъ грѣховъ: лѣности, самолюбія, саможалѣнія, плотоугодія, чревоугодія, сладострастія, нечистыхъ помысловъ, зависти, корыстолюбія, тщеславія, гордости, киченія и лукавства, раздраженія, малодушія, унынія и проч. и проч. Эти и тьмочисленныя страсти не оскудѣли отъ мене, какъ говорится въ молитвѣ Метафраста. Вотъ какое я чудовище нравственное. Какой я отвратительный, скверный человѣкъ! Правда, я плачу, часто плачу о грѣхахъ моихъ и примиряюсь съ Богомъ и съ своею совѣстью, — и «нога моя» нерѣдко «стоитъ на правотѣ» (Псал. 25, 12), по слову Давида. Но надолго ли? До случая, до искушенія; правда, я берегусь отъ скверныхъ, грубыхъ, наглыхъ грѣховъ, но кто знаетъ, не палъ ли бы и ими, если бы представился мнѣ удобный случай, отъ котораго одинъ Богъ бережетъ меня въ премудромъ Своемъ о мнѣ промышленіи? А наклонности ко всякому грѣху во мнѣ много, много. «Господи, отъ тайныхъ моихъ очисти мя, и отъ чуждихъ пощади раба Твоего» (Псал. 18, 13)

Человѣкъ, работающій страстямъ своимъ, есть идолопоклонникъ: его страсти — его идолы, кумиры, истуканы, и есть самоистуканъ, по слову св. Андрея Критскаго (Великій канонъ), онъ имъ служитъ, а не Богу, и въ возмездіе за это служеніе пріемлетъ внутреннюю смерть и внутреннюю тьму, не вѣдая, что творитъ. Напримѣръ, корыстолюбецъ питаетъ въ себѣ змія сребролюбія и златолюбія, лелѣетъ его въ себѣ, нерадя о любви къ Богу и ближнему, и тогда какъ онъ скопляетъ у себя множество богатства, — множество бѣдныхъ едва не на глазахъ его страдаютъ и умираютъ отъ голода и холода, разныхъ недостатковъ и болѣзней; онъ имъ не сочувствуетъ, потому что страсть заглушила его чувства состраданія. Притча о богатомъ и Лазарѣ (Лук. 16, 19-31) наглядно изображаетъ жестокосердіе и безчувствіе богатаго и въ роскоши жившаго человѣка, не обращавшаго вниманія на нищаго и больного Лазаря. Также бываетъ съ прелюбодѣемъ: онъ тратитъ свое имѣніе на блудницъ, на удовлетвореніе своихъ постыдныхъ страстей, какъ видно изъ притчи о блудномъ сынѣ (Лук. 15, 11, 32), а не употребляетъ его на покрытіе нуждъ бѣдныхъ; равно и человѣкъ, роскошно одѣвающійся или украшающій свое жилище богатыми, иногда сладострастными картинами и другими вещами, не щадитъ на нихъ богатства своего и бросаетъ сотни и тысячи, а бѣднымъ жалѣетъ десятка рублей и копѣекъ.

Крайнее самолюбіе и плотоугодіе человѣка показываются прежде всего въ желаніи покоить и нѣжить плоть свою всякимъ образомъ: пищею, питьемъ, долгимъ сномъ на мягкой постели и подушкахъ, — лѣностью перекреститься, сердечно помолиться, подумать, поразмыслить о томъ, что говорится въ молитвѣ — прочувствовать сердцемъ, вознести сердце къ Богу, всецѣло направить волю свою къ исполненію святой, праведной, премудрой, всеблагой, вѣчной, всеблаженной воли Божіей; подумать, что ждетъ его за гробомъ; потомъ, самолюбіе, самоугодіе и плотоугодіе сказываются въ отношеніяхъ и служеніяхъ нашихъ къ ближнимъ, — въ лѣности служить ихъ духовнымъ и тѣлеснымъ потребамъ, въ желаніи отъ нихъ корысти, награды, — въ ограниченіи и раздраженіи на бѣдныхъ, коимъ приходится чаще обычнаго служить, вмѣсто того, чтобы съ радостью искать случая послужить пользѣ и спокойствію бѣдныхъ, истинно бѣдныхъ и несчастныхъ, и тѣмъ заслужить милость Божію: «ибо милостивіи помиловани будутъ» (Матѳ. 5, 7). Господь Іисусъ Христосъ, Божественный нашъ Подвигоположникъ, «возлюбивъ сущихъ Своихъ» (Іоан. 13, 1) «въ мірѣ, — возлюбилъ ихъ до конца, до смерти и смерти крестной, о срамотѣ нерадивъ» (Евр. 12, 2), — а мы крайне непостоянны въ любви, по причинѣ самолюбія и плотоугодія, и не выдерживаемъ до конца любви своей къ ближнимъ, а часто отпадаемъ отъ нея, особенно когда не видимъ для себя отъ нихъ никакой выгоды, а одинъ изъянъ матеріальный и безпокойство, или огорченія и неудовольствія. Потому христіанинъ обязанъ неотмѣнно распинать плоть свою «со страстями и похотями» (Гал. 5, 24) и упражняться въ дѣланіи добрыхъ дѣлъ любви и милосердія; ибо добрыя «дѣла въ слѣдъ насъ ходятъ» (Апок. 14, 13) и при жизни, и по смерти, и каждый отъ своихъ дѣлъ или прославится, или постыдится.

Безумство и нелѣпость зависти. Зависть человѣческая, какъ и всякая страсть, безумна, нелѣпа, слѣпа, полна смущенія и тѣсноты, срамоты, пагубы. Вотъ предо мною человѣкъ богатый, властный, всѣмъ обладающій; онъ увидѣлъ у ближняго сосѣда красивую вещь, нужную и полезную для употребленія, или и совсѣмъ ненужную и неполезную, которой у него нѣтъ или есть, но не въ такомъ изящномъ видѣ, какъ у него, и вотъ его беретъ досада, зависть къ ближнему, вражда, непріязнь къ нему, какъ къ владѣльцу вещи. Какая нелѣпость, какая слѣпота, какое безумство, какая нелюбовь къ ближнему и любовь и страсть къ вещи! Что достойнѣе любви: человѣкъ — существо разумное, нравственно-свободное, съ безсмертной душой по образу Божію, — или бездушная, мертвая вещь, хоть и полезная, но тлѣнная, которую можно самому пріобрѣсти, и безъ которой во всякомъ случаѣ можно обойтись, и быть спокойнымъ, какъ дѣйствительно завидующій легко обходился доселѣ и былъ спокоенъ, доколѣ не увидалъ ее у ближняго? Вспомнимъ царя Ахава и Навуѳея (3 Цар. 21 глава), подданнаго сосѣда его, имѣвшаго садъ свой подлѣ царскаго, понравившійся царю, желавшему завладѣть имъ. Царь не ѣстъ, не спитъ; его сердце завистью щемитъ — зачѣмъ у его подданнаго такой прекрасный садъ, а у него нѣтъ именно такого, какъ у него? Царь обезумѣлъ отъ зависти и досады — зачѣмъ Навуѳей не уступаетъ ему наслѣдіе отъ прародителей? И вотъ жена помогаетъ ему неправедно завладѣть достояніемъ подданнаго, оклеветавъ и убивъ его безъ вины. А развѣ между нами мало подобныхъ Ахаву? Да бережемся же зависти, и будемъ довольны тѣмъ, что имѣемъ, благодаря Бога, подателя благъ, и сознавая, что мы недостойны пользоваться и тѣмъ, что имѣемъ по Его милости, и стараясь имѣть въ себѣ единое на потребу — любовь къ ближнему и доброжелательность къ нему, всегдашнее попеченіе о его благополучіи и довольствѣ, или о его благочестіи и спасеніи души его, существа безсмертнаго. Завидуемъ мы разнымъ благамъ міра сего: завидуемъ человѣку богатому, имѣющему всѣ блага міра въ изобиліи, завидуемъ красотѣ человѣческой, особенно женской, и съ вожделѣніемъ взираемъ на нее, какъ говоритъ Господь въ Евангеліи: «всякъ, иже воззритъ на жену ко еже вожделѣти ей, любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ» (Матѳ. 5, 28); завидуемъ богатымъ домамъ, мраморамъ, широтѣ, высотѣ жилищъ человѣческихъ; завидуемъ богатымъ экипажамъ, рысакамъ-конямъ, блестящей упряжки; завидуемъ отличіямъ, чинамъ и наградамъ, богатымъ мѣстамъ, большому жалованію, — и чему, чему, не завидуемъ мы, едва не каждый въ своемъ кругу, въ своемъ званіи, состояніи? Отчего? Оттого, что не имѣемъ въ душѣ единаго на потребу — Бога; оттого, что не обладаемъ вседовлѣющимъ Сокровищемъ жизненнымъ — Богомъ, Которымъ обладалъ царь и пророкъ Давидъ, говорившій «что ми есть на небеси, и отъ Тебе что восхотѣхъ на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, во вѣкъ...» (Псал. 72, 25-26). «Далъ еси достояніе боящимся Тебе, Господи» (Псал. 60, 6) — Тебя Самого! Будемъ же стараться стяжать въ сердцѣ Бога и носить Его тутъ всегда, и да не вожделѣемъ благъ тлѣнныхъ, скоропреходящихъ, не насыщающихъ безсмертной души, не удовлетворящихъ ея, а только вносящихъ въ нее душетлѣнную жажду, нелѣпую, мучительную, и бывающихъ причиною направды и обиды ближнему, или посягательства на его безопасность, честь, чистоту души и тѣла. Одинъ Богъ вполнѣ можетъ удовлетворить жажду нашей души, когда мы стяженъ Его вѣрою, покаяніемъ, усердною молитвой, добродѣтелью, любовью къ Нему и ближнему, когда Онъ Самъ изліетъ эту любовь въ сердца наши; ибо этой любви нужно достигать всѣми силами и считать ее выше всѣхъ сокровищь.

(Продолженіе слѣдуетъ).

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №2 (422). Февраль 1985 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 23-29.

Назадъ / Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.