Церковный календарь
Новости


2017-03-29 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 49-е, въ пятокъ 5-я седмицы поста (1910)
2017-03-29 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 48-е, въ четвертокъ 5-я седмицы поста (1910)
2017-03-29 / russportal
Славянское житіе преп. Маріи Египетской (изъ Постной Тріоди 1650 г.) (1650)
2017-03-28 / russportal
Славянское житіе преп. Маріи Египетской (изъ кн. житій святыхъ свт. Димитрія) (1875)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 6-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 4-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№3 (423). — Мартъ 1985 года.

Великопостныя поученія преподобнаго Ѳеодора Студита.

Поученіе въ среду первой недѣли Великаго поста.
О постѣ, безстрастіи и чистотѣ.

Братія! постъ есть обновленіе души; ибо Апостолъ говоритъ: на сколько тѣло изнемогаетъ и увядаетъ отъ постнаго подвига, на столько душа обновляется день ото дня, и дѣлается прекрасною, и блистаетъ красотою, которую далъ намъ Богъ отъ начала. А когда она постомъ и покаяніемъ очистится и украсится, тогда и Богъ возлюбитъ ее, и будетъ жить въ ней, какъ и Господь говоритъ: Азъ и Отецъ пріидема, и обитель у него сотворима (Іоан. 14, 23). Посему, если таково достоинство поста и такова благодать его, что онъ содѣлываетъ насъ жилищемъ Божіимъ: то и должно намъ встрѣтить его съ великою радостію и веселіемъ, а не унывать по причинѣ скудости въ пищѣ, зная, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, когда въ пустынѣ благословилъ пять хлѣбовъ, напиталъ пять тысячъ народа хлѣбомъ и водою. Онъ могъ бы повелѣть, еслибы захотѣлъ, чтобы тамъ появились всякаго рода яства; но этимъ Онъ подалъ намъ примѣръ воздержанія, чтобы мы заботились только о необходимомъ. Постъ теперь сначала кажется для насъ дѣломъ труднымъ, но если мы день ото дня будемъ прилагать усердіе и понужденіе, то при помощи Божіей намъ будетъ легче. Однако если мы хотимъ, чтобы постъ нашъ былъ истиннымъ и пріятнымъ Богу, то съ воздержаніемъ въ пищѣ, будемъ воздерживаться и отъ всякаго грѣха душевнаго и тѣлеснаго, какъ научаетъ насъ и стихира, въ которой сказано: «постъ не ошаяніе брашенъ точію совершимъ, но всякія грѣховныя страсти отчужденіе» [1]. Будемъ блюстись отъ лѣности и нерадѣнія о своемъ келейномъ правилѣ и о службахъ церковныхъ, а болѣе всего отъ тщеславія, завистливой ревности, отъ ненависти по злобѣ и отъ вражды, такъ какъ это страсти тайныя, убивающія душу; будемъ блюстись отъ злонравія и самочинія, т. е. не будемъ присвоивать вещей и исполнять свою волю. Ибо ничего такъ не любитъ діаволъ, какъ если найдетъ человѣка, который не вопрошаетъ другаго и не совѣтуется съ могущимъ наставить его на добро; тогда врагъ удобно прельщаетъ самочинника, и уловляетъ его во всемъ, что онъ совершаетъ и считаетъ за добро.

Будемъ бдительно внимать, особенно относительно плотской похоти: ибо и нынѣ, когда постимся, многообразный змій діаволъ боретъ насъ худыми помыслами. Красивъ на видъ и пріятенъ для вкуса плодъ грѣха, но не таковъ онъ на дѣлѣ. Какъ иногда яблоко снаружи кажется красивымъ, а когда его разрѣжешь, найдешь внутри гнилость; такъ и похоть плотская какъ будто заключаетъ въ себѣ наслажденіе, а когда совершится грѣхъ, окажется горче желчи, и какъ обоюдуострый мечъ. Это потерпѣлъ праотецъ нашъ Адамъ; онъ былъ прельщенъ діаволомъ, вкусилъ отъ плода преслушанія, и надѣялся чрезъ сіе получить жизнь, но обрѣлъ смерть. Это претерпѣваютъ и всѣ съ того времени доселѣ, которые прельщаются отъ древняго змія худыми пожеланіями плотскихъ страстей. Ибо діаволъ есть тма, но преобразуется и является, какъ ангелъ свѣта. Такъ изобрѣтатель зла сатана и злое показываетъ добрымъ, и горькое сладкимъ, и темное свѣтлымъ, и безобразное красивымъ, и смерть представляетъ жизнію, и этимъ прельщаетъ міръ и мучитъ его. Но мы, братія, будемъ имѣть особенное вниманіе, дабы онъ не уловилъ насъ многими своими и лукавыми кознями, чтобы не пострадать намъ подобно птицамъ которыя изъ-за снѣдей попадаются въ силки и сѣти. Будемъ осторожно испытывать умомъ своимъ ухищренія злобы, и во всякомъ случаѣ познавать зло, гдѣ оно скрывается, и блюстись отъ него. Сверхъ сего будемъ имѣть усердіе и тщательность къ псалмопѣніямъ и службамъ церковнымъ; будемъ умомъ нашимъ старательно внимать тому, что читается. Ибо какъ тѣло, питаясь хлѣбомъ, укрѣпляется и растетъ, такъ и душа питается Словомъ Божіимъ. Будемъ повсечасно совершать колѣнопреклоненія, каждый по силѣ своей, и сколько ему назначено; будемъ заниматься и рукодѣліями своими; ибо ничего не дѣлающій, по слову Апостола, не достоинъ даже и пищи (2 Сол. 3, 10). Другъ другу будемъ помогать; ибо одинъ бываетъ немощенъ, а другой силенъ; не будемъ спорливы, а будемъ только совершать добро; будемъ сладкорѣчивы, мирны, снисходительны, милосерды, кротки, благопокорливы, исполнены милости и плодовъ благихъ. И миръ Божій да сохранитъ сердца наши и умъ, и да сподобитъ насъ небеснаго царства, о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] См. стихиры на стиховнѣ, во вторникъ первыя седьмицы поста на вечерни.

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №3 (423). Мартъ 1985 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 1-4.

Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.