Церковный календарь
Новости


2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 6-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 5-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 4-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 3-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 2-я (1901)
2017-12-16 / russportal
П. Н. Красновъ. Очеркъ "Борьба съ Китаемъ". Глава 1-я (1901)
2017-12-16 / russportal
Указъ Архіер. Сѵнода РПЦЗ отъ 30 авг. 1938 г. о положеніи Правосл. Церкви въ Польшѣ
2017-12-16 / russportal
К. Н. Николаевъ. Къ положенію Православной Церкви въ Польшѣ (1938)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Рождественскій разсказъ "Письма матери" (1899)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 23-я (1904)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 22-я (1904)
2017-12-15 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 21-я (1904)
2017-12-15 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ. Протоколъ №2 (2/15 августа 1938 г.)
2017-12-15 / russportal
Дѣянія 2-го Всезарубежн. Собора РПЦЗ. Протоколъ №1 (1/14 августа 1938 г.)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 20-я (1904)
2017-12-14 / russportal
П. Н. Красновъ. Повѣсть "Въ манчжурской глуши". Глава 19-я (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№4 (424). — Апрѣль 1985 года.

Епископъ Игнатій (Брянчаниновъ).
Поученіе въ недѣлю четвертую по Пасхѣ, о разслабленномъ.
О наказаніяхъ Божіихъ.

Возлюбленные братія! Это завѣщаніе Господа имѣетъ для насъ значеніе величайшей важности. Оно возвѣщаетъ намъ, что мы подвергаемся болѣзнямъ и прочимъ бѣдствіямъ земной жизни за согрѣшенія наши. Когда же Богъ избавитъ насъ отъ болѣзни или бѣдствія, а мы снова начнемъ проводить грѣховную жизнь: то снова подвергаемся бѣдствіямъ, болѣе тяжкимъ, нежели какими были первыя наказанія и вразумленія, посланныя намъ отъ Бога.

Грѣхъ — причина всѣхъ скорбей человѣка и во времени и въ вѣчности. Скорби составляютъ какъ-бы естественное послѣдствіе, естественную принадлежность грѣха, подобно тому какъ страданія, производимыя тѣлесными недугами, составляютъ неизбѣжную принадлежность этихъ недуговъ, свойственное имъ дѣйствіе. Грѣхъ, въ обширномъ смыслѣ слова, иначе, паденіе человѣчества или вѣчная смерть его, объемлетъ всѣхъ человѣковъ безъ исключенія; нѣкоторые грѣхи составляютъ печальное достояніе цѣлыхъ обществъ человѣческихъ; наконецъ, каждый человѣкъ имѣетъ свои отдѣльныя страсти, свои особенныя согрѣшенія, принадлежащія исключительно ему. Грѣхъ, во всѣхъ этихъ различныхъ видахъ, служитъ началомъ всѣхъ скорбей и бѣдствій, которымъ подвергается вообще человѣчество, подвергаются человѣческія общества, подвергается каждый человѣкъ въ частности.

Состояніе паденія, состояніе вѣчной смерти, которою заражено, поражено, убито все человѣчество, есть источникъ всѣхъ прочихъ согрѣшеній человѣческихъ, и общественныхъ и частныхъ. Разстроенное ядомъ грѣха естество наше стяжало способность согрѣшать, стяжало влеченіе ко грѣху, подчинилось насилію грѣха, не можетъ не производить изъ себя грѣха, не можетъ обойтись безъ него ни въ какомъ видѣ дѣятельности своей. Никто изъ человѣковъ необновленныхъ не можетъ не грѣшить, хотя бы и не хотѣлъ грѣшить [2].

Три казни опредѣлены правосудіемъ Божіимъ всему человѣчеству за согрѣшенія всего человѣчества. Двѣ изъ нихъ уже совершились, одна должна совершиться. Первою казнію была вѣчная смерть, которой подверглось все человѣчество въ корнѣ своемъ, въ праотцахъ, за преслушаніе Бога въ раю. Второю казнію былъ всемірный потопъ за допущенное человѣчествомъ преобладаніе плоти надъ духомъ, за низведеніе человѣчества къ жизни и достоинству безсловесныхъ. Послѣднею казнію должно быть разрушеніе и кончина этого видимаго міра за отступленіе отъ Искупителя, за окончательное уклоненіе человѣковъ въ общеніе съ ангелами отверженными.

Нерѣдко особенный родъ грѣха объемлетъ цѣлыя общества человѣческія, и навлекаетъ на нихъ казнь Божію. Такъ содомляне были пожжены огнемъ, ниспадшимъ съ неба, за преступное угожденіе плоти; такъ Израильтяне были не разъ предаваемы иноплеменникамъ за уклоненіе въ идолопоклонство; такъ камень на камнѣ не остался въ великолѣпномъ Іерусалимѣ, построенномъ изъ чудныхъ камней, а жители его погибли отъ меча римлянъ, за отверженіе Спасителя и богоубійство. Заразителенъ грѣхъ: трудно устоять частному человѣку противъ грѣха, которымъ увлечено цѣлое общество.

Примѣръ казни за грѣхъ, сдѣланный человѣкомъ отдѣльно, наказуемый правосудіемъ Божіемъ также отдѣльно, видимъ въ продолжительной болѣзни исцѣленнаго Господомъ разслабленнаго.

Сказавъ столько, сколько необходимо знать и сколько можно было нынѣ сказать о грѣховности всего рода человѣческаго и о грѣховности обществъ человѣческихъ, обратимъ особенное вниманіе на частную грѣховность, которую каждый человѣкъ имѣетъ свою. Это разсматриваніе существенно нужно для насъ и существенно полезно. Оно можетъ имѣть спасительное вліяніе на дѣятельность нашу, отвративъ ее отъ пути беззаконній, направивъ по волѣ Божіей. Просвѣщаемые закономъ Божіимъ, мы научимся, что Богъ, при неограниченной милости, и правосуденъ совершенно, что Онъ непремѣнно воздастъ за грѣховную жизнь соотвѣтствующимъ наказаніемъ. Такое убѣжденіе внушитъ намъ употребить всѣ усилія къ освобожденію себя отъ увлеченія и собственными страстями и порочными обычаями общества, къ избавленію себя отъ временныхъ и вѣчныхъ казней Божіихъ.

Святые Отцы [3] утверждаютъ, что до искупленія всѣ человѣки были обладаемы грѣхомъ, творили волю грѣха и противъ желанія своего. По искупленіи рода человѣческаго Богочеловѣкомъ, увѣровавшіе во Христа и обновленные святымъ крещеніемъ, уже не насилуются грѣхомъ, но имѣютъ свободу: свободу или противиться грѣху, или послѣдовать внушеніямъ его. Произвольно покаряющіеся грѣху опять теряютъ свободу, и подпадаютъ насильственному преобладанію грѣха [4]. Тѣ, которые подъ руководствомъ Слова Божія ведутъ брань съ грѣхомъ, противятся ему, одерживаютъ въ свое время полную побѣду надъ грѣховностію. Побѣда надъ собственною грѣховностію есть вмѣстѣ и побѣда надъ вѣчною смертію. Одержавшій ее, удобно можетъ уклониться отъ общественнаго грѣховнаго увлеченія. Это видимъ на святыхъ мученикахъ: побѣдивъ грѣхъ въ себѣ, они противостали заблужденію народному, обличили его, не остановились запечатлѣть святое свидѣтельство кровію. Увлеченный и ослѣпленный собственнымъ грѣхомъ не можетъ не увлечься общественнымъ грѣховнымъ настроеніемъ: онъ не усмотритъ его съ ясностію, не пойметъ его какъ должно, не отречется отъ него съ самоотверженіемъ, принадлежа къ нему сердцемъ. Сущность подвига противъ грѣха, подвига, которымъ обязанъ подвизаться каждый христіанинъ, заключается въ борьбѣ противъ грѣха, въ расторженіи дружбы съ нимъ, въ побѣжденіи его въ самой душѣ, въ умѣ и сердцѣ, которымъ не можетъ не сочувствовать тѣло. «Вѣчная смерть — говоритъ преподобный Макарій Великій — находится сокровенною внутри сердца: ею человѣкъ — мертвъ, будучи по внѣшности живъ. Кто въ тайнѣ сердца перешелъ отъ смерти къ жизни: тотъ будетъ живъ во вѣки, и уже не умретъ никогда. Хотя тѣла таковыхъ и разлучаются на нѣкоторое время отъ душъ; но онѣ — освященные, и возстанутъ со славою. По этой причинѣ смерть святыхъ и называемъ сномъ» [5].

Святые, всѣ безъ исключенія [6], несмотря на то, что побѣдили вѣчную смерть, и раскрыли въ себѣ вѣчную жизнь еще во время этой временной жизни, подвергались многимъ и тяжкимъ скорбямъ и искушеніямъ. Отчего это? Свойственно грѣшникамъ привлекаетъ на себя наказаніе Божіе: по какой же причинѣ жезлъ Божій не минуетъ избранныхъ Божіихъ, поражаетъ ихъ ударами? — Разрѣшается этотъ вопросъ, по наставленію Священнаго Писанія и святыхъ Отцовъ, слѣдующимъ образомъ. Хотя грѣховность и побѣждена въ праведныхъ челсвѣкахъ, хотя вѣчная смерть уничтожена присутствіемъ въ нихъ Святаго Духа; но имъ не предоставлена неизмѣняемость въ добрѣ на всемъ протяженіи земнаго странствованія: не отнята и у нихъ свобода въ избраніи добра и зла [7]. Неизмѣняемость въ добрѣ — принадлежность будущаго вѣка. Земная жизнь до послѣдняго часа ея — поприще подвиговъ произвольныхъ и невольныхъ. Умерщвляю тѣло мое и порабощаю, говоритъ Великій Павелъ, да не како инымъ проповѣдуя, самъ неключимъ буду [8]. Апостолъ говоритъ это о томъ осоленномъ и освященномъ Божественною благодатію тѣлѣ, которому не сдѣлалъ никакого вреда злѣйшій ядъ ехидны, котораго одежды производили исцѣленія. И такое тѣло нуждалось въ порабощеніи и умерщвленіи, чтобъ умерщвленныя его страсти не ожили, и вѣчная смерть не воскресла! Доколѣ христіанинъ, хотя бы онъ былъ сосудомъ Святаго Духа, странствуетъ на землѣ: дотолѣ вѣчная смерть можетъ воскреснуть въ немъ, грѣховность можетъ снова объять и тѣло, и душу. Но и одного собственнаго подвига недостаточно для служителей Божіихъ къ укрощенію паденія, гнѣздящагося въ естествѣ, постоянно стремящагося возстановить свое владычество: имъ нужна помощь отъ Бога. Вспомоществуетъ имъ Богъ Своею благодатію и жезломъ наказанія отеческаго, соразмѣрно благодати каждаго. Великому Павлу дадеся — свидѣтельствуетъ онъ — пакостникъ плоти, ангелъ сатанинъ, да ми пакости дѣетъ, да не превозношуся [9], по поводу возвышеннѣйшаго духовнаго преуспѣянія, по поводу множества бывшихъ ему Божественныхъ откровеній, по поводу множества духовныхъ дарованій, которыя онъ имѣлъ, по поводу множества чудесъ, которыя совершилъ. Столько повреждена наша природа грѣховнымъ ядомъ, что самое обиліе благодати Божіей въ человѣкѣ можетъ служить для человѣка причиною гордости и погибели. Не почести, не слава, не послушаніе безпрекословное встрѣчали Павла, когда онъ проповѣдывалъ вселенной Христа, доказывая истину проповѣди знаменіями: ангелъ сатанинъ повсюду уготовлялъ для него козни, сопротивленіе, уничиженіе, гоненіе, напасти, смерть. Познавъ, что это совершается по попущенію Божію, Павелъ восклицаетъ: благоволю въ немощехъ, въ досажденіихъ, въ бѣдахъ, въ изгнаніихъ, въ тѣснотахъ по Христѣ [10]. Павелъ находилъ необходимымъ умерщвлять свое тѣло, чтобъ отъ послабленія тѣлу не возникли плотскія страсти: око Промысла Божія усмотрѣло, что настоитъ нужда скорбями оградить душу Павла отъ гордости. Самое чистое естество человѣческое имѣетъ въ себѣ нѣчто гордое, замѣчаетъ преподобный Макарій Великій [11]. Вотъ причина, по которой рабы Божіи подвергаютъ себя произвольнымъ лишеніямъ и скорбямъ, — вмѣстѣ подвергаются различнымъ скорбямъ и искушеніямъ по попущенію промысла Божія, вспомоществующаго скорбями подвигу рабовъ Божіихъ, охраняющаго скорбями подвигъ ихъ отъ растлѣнія грѣхомъ. Путь земной жизни для всѣхъ святыхъ былъ путемъ многотруднымъ, тернистымъ, исполненнымъ лишеній, обстановленнымъ безчисленными напастями. Иные изъ нихъ — говоритъ Апостолъ — избіени быша, друзіи же руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею, каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушени быша, убійствомъ меча умроша: проидоша въ милотехъ и въ козіихъ кожахъ, лишени, скорблще, озлоблени: ихже не бѣ достоинъ весь міръ, въ пустыняхъ скитающеся и въ горахъ и въ вертепахъ и въ пропастехъ земныхъ [12]. Замѣчаетъ блаженный Симеонъ Метафрастъ въ жизнеописаніи великомученика Евстафія: «Богу не благоугодно, чтобъ рабы Его, которымъ Онъ уготовалъ на небесахъ вѣчную, непремѣняющуюся честь и славу, пребывали почитаемы и прославляемы суетнымъ и временнымъ почитаніемъ въ этомъ превратномъ и непостоянномъ мірѣ» [13]. Отчего такъ? — Оттого, что нѣтъ человѣка, который бы, безвредно для души своей, могъ пребывать на высотѣ земнаго величія и благоденствія. Еслибъ кто былъ равноангельнымъ по нравственности, и тотъ поколеблется [14]. Въ насъ, въ душахъ нашихъ насаждена паденіемъ нашимъ способность измѣняться [15]. Мы не можемъ не соотвѣтствовать и не сообразоваться расположеніемъ нашего духа внѣшнимъ обстоятельствамъ нашимъ и вещественному положенію. «Прилпе земли душа моя! [16] — исповѣдуется Богу Пророкъ отъ лица каждаго падшаго человѣка: подымаетъ меня съ земли, отторгаетъ отъ нея, вводитъ во спасеніе десница Твоя, Твое всесвятое Слово, и Твой всесвятой Промыслъ, растворяя скорбями мое временное благополучіе, и вмѣстѣ утѣшая меня благодатнымъ духовнымъ утѣшеніемъ, вдыхающимъ влеченіе къ небу въ сердце мое. Безъ этой помощи Божіей, по моей несчастной наклонности, которой я не могу противостать однѣми собственными силами, я бы привязался умомъ и сердцемъ исключительно къ одному вещественному, и страшно, гибельно обманулъ-бы себя, забывъ о вѣчности, о уготованныхъ мнѣ благахъ въ ней, утратилъ бы ихъ невозвратимо».

Съ покорностію Богу, съ благодареніемъ, славословіемъ Бога, истинные служители Божіи принимали попускаемыя имъ скорби промысломъ Божіимъ. Они благоволили, какъ выразился святый апостолъ Павелъ, о скорбяхъ своихъ; находили ихъ полезными, нужными, необходимыми для себя; попущеніе ихъ признавали правильнымъ, благодѣтельнымъ. Стремленіе воли своей они присоединили къ дѣйствію воли Божіей: въ точномъ смыслѣ благоволили къ наказаніямъ и вразумленіямъ, ниспосылаемымъ отъ Бога.

Изъ такого сердечнаго залога, изъ такого образа мыслей взирали святые на постигавшія ихъ напасти. Духовное утѣшеніе и радованіе, обновленіе души ощущеніями будущаго вѣка были послѣдствіемъ настроенія, внушаемаго смиренномудріемъ. — Что скажемъ мы, грѣшные, о встрѣчающихся съ нами скорбяхъ? Какая, во-первыхъ, начальная причина ихъ? Начальная причина страданій человѣческихъ, какъ мы видѣли — грѣхъ, и очень правильно поступитъ всякій грѣшникъ, если, при постигшихъ его печаляхъ, немедленно обратитъ мысленные взоры къ грѣхамъ своимъ, сознается въ грѣхахъ, обвинитъ грѣхи свои, обвинитъ себя за грѣхи свои, признаетъ скорбь праведнымъ наказаніемъ Божіимъ. — Есть и другая причина скорбей: это — милосердіе Божіе къ немощному человѣчеству. Попуская грѣшникамъ скорби, Богъ возбуждаетъ ихъ къ тому, чтобъ они опомнились, чтобъ они остановились среди неудержимаго увлеченія своего, вспомнили о вѣчности, о своихъ отношеніяхъ къ ней, вспомнили о Богѣ, о своихъ обязанностяхъ къ Нему. Скорби, попускаемыя грѣшникамъ, служатъ признакомъ, что эти грѣшники еще не забыты, не отвержены Богомъ, что усматривается въ нихъ способность къ покаянію, исправленію и спасенію.

Грѣшники, наказуемые Богомъ, ободритесь! егоже бо любитъ Господь, наказуетъ; біетъ же всякаго сына, егоже пріемлетъ [17]. Это возвѣщаетъ намъ Священное Писаніе, вразумляя, утѣшая, укрѣпляя насъ. Пріимите наказаніе да не когда прогнѣвается Господь, и погибнете отъ пути праведнаго [18]: пріимите наказаніе сознаніемъ, что вы достойны наказанія; пріимите наказаніе славословіемъ за наказаніе, славословіемъ правосуднаго и въ правосудіи своемъ милосердаго Бога; примите наказаніе безпристрастнымъ разсмотрѣніемъ вашей протекшей жизни, исповѣданіемъ вашихъ согрѣшеній, омовеніемъ согрѣшеній слезами покаянія, исправленіемъ поведенія вашего. Оно часто, нуждаясь мало въ исправленіи наружномъ, нуждается очень много въ исправленіи тайномъ: въ исправленіи образа мыслей, направленія, побужденій, намѣреній. Вы совратились съ пути праведнаго согрѣшеніями вашими: не потеряйте его окончательно ропотомъ, противосовѣстнымъ оправданіемъ себя предъ собою и людьми, безнадежіемъ, отчаяніемъ, худою на Бога. Средство вспоможенія, данное вамъ для возведенія васъ на путь благочестія, употребленное Самимъ Господомъ, не обратите въ средство рѣшительнаго разстройства, въ средство погубленія себя. Иначе прогнѣвается на васъ Господь. Онъ отвратитъ лице Свое отъ васъ, какъ отъ чуждыхъ Ему: не будетъ посылать вамъ скорбей, какъ забытымъ и отверженнымъ [19]; попуститъ вамъ истратить земную жизнь по похотѣніямъ грѣхолюбиваго вашего сердца, и повелитъ смерти пожать васъ внезапно, какъ плевелы, содѣлавшіеся по собственному свободному произволенію и избранію принадлежностію огня геенскаго.

Претерпѣвающіе должнымъ образомъ попускаемыя имъ отъ Бога искушенія, приближаются къ Богу, стяжеваютъ дерзновеніе къ Нему, усвоиваются Ему, какъ свидѣтельствуетъ Апостолъ: аще наказаніе терпите, яко сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ [20]. Богъ исполняетъ духовными благами терпящаго скорбь въ смиреніи духа, внимаетъ его умиленной молитвѣ, часто отвращаетъ бичъ и жезлъ наказанія, если онъ не нуженъ для большаго духовнаго преуспѣянія. Это совершилось надъ исцѣленнымъ разслабленнымъ, лежавшимъ тридцать восемь лѣтъ въ притворѣ Соломоновомъ между множествомъ другихъ больныхъ, которые ожидали, подобно разслабленному, цѣльбоноснаго возмущенія воды рукою Ангельскою. Какое страдальческое положеніе, вынужденное болѣзнію и нищетою! Очевидно: пораженные недугомъ не имѣли другихъ средствъ къ врачеванію, и потому рѣшались на продолжительное ожиданіе чуда, совершавшагося однажды въ годъ, подававшаго вѣрное и полное исцѣленіе отъ всякой болѣзни, но лишь одному больному. Болѣзнь разслабленнаго была наказаніемъ за грѣхи, что явствуетъ изъ наставленія, даннаго Господомъ исцѣленному: Се здравъ былъ еси, ктому не согрѣшай, да не горше ти что будетъ.

Господь, давшій завѣщаніе исцѣленному разслабленному, чтобъ онъ не впадалъ снова въ тѣ согрѣшенія, за которые наказанъ болѣзнію, далъ такое же завѣщаніе грѣшницѣ, которой Онъ простилъ грѣхи ея. Иди, сказалъ Спаситель міра присужденной земными праведниками на побіеніе камнями, и отселѣ ктому не согрѣшай [21]. Исцѣленіе души и исцѣленіе тѣла дается милосердымъ Господомъ при условіи, при одинаковомъ условіи. Грѣхъ жены былъ грѣхъ смертный; очевидно, что и грѣхъ разслабленнаго принадлежитъ къ разряду грѣховъ смертныхъ. Эти-то грѣхи и призываютъ наиболѣе казнь Божію! для погрязшаго въ пропасти смертныхъ грѣховъ нужна особенная помощь Божія, — и является эта помощь явно въ наказаніи, тайно въ призваніи къ покаянію. Призывается человѣкъ къ покаянію или посылаемою ему болѣзнію, какъ случилось съ разслабленнымъ, или попускаемымъ гоненіемъ отъ человѣковъ, что постигло Давида, или какимъ либо другимъ образомъ. Въ какомъ бы видѣ ни явилось наказаніе Божіе, должно принимать его со смиреніемъ и немедленно стремиться къ удовлетворенію той Божественной цѣли, съ которою посылается наказаніе: прибѣгать къ врачевству покаянія, положивъ въ душѣ своей завѣтъ воздержанія отъ того грѣха, за который караетъ насъ рука Господня. Съ вѣрностію укажется намъ этотъ грѣхъ совѣстію нашею. Прощеніе грѣха и избавленіе отъ скорби, которою наказуемся за грѣхъ, даруется намъ отъ Бога единственно при условіи оставленія грѣха, пагубнаго для насъ, мерзостнаго предъ Богомъ.

Возвращеніе ко грѣху, навлекшему на насъ гнѣвъ Божій, уврачеванному и прощенному Богомъ, служитъ причиною величайшихъ бѣдствій, бѣдствій преимущественно вѣчныхъ, загробныхъ. Тридцать восемь лѣтъ томился разслабленный въ недугѣ за грѣхъ свой. Наказаніе значительное! но Господомъ возвѣщается еще большее наказаніе за возвращеніе ко грѣху, Что это за наказаніе, болѣе тяжкое, нежели болѣзнь, державшая больнаго втеченіи цѣлой жизни на одрѣ, среди всѣхъ лишеній? не что иное, какъ вѣчная мука во адѣ, ожидающая всѣхъ некающихся и неисправимыхъ грѣшниковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Іоан. V, 14.
[2] Рим. VII, 14-23.
[3] Преподобный Дороѳей, Поученіе 1-е.
[4] Благовѣстникъ. Матѳ. XII, 44, 45.
[5] Слово 1-е, гл. II.
[6] Евр. XII, 8.
[7] Преподобный Макарій Великій, Бесѣда VII, гл. 4. Святый Исаакъ Сирскій. Слово 1-е.
[8] 1 Кор. IX, 27.
[9] 2 Кор. XII, 7.
[10] 2 Кор. XII, 10.
[11] Бесѣда VII, гл. 4.
[12] Евр. XI, 35-38.
[13] Четьи Минеи. Сентября въ 20-й день.
[14] Святый Исаакъ Сирскій, Слово 1-е.
[15] Тамъ же.
[16] Псал. CXVIII, 25; слич. Псал. CXXXVII, 7.
[17] Евр. XII, 6.
[18] Псал. II, 12.
[19] Евр. XII, 8.
[20] Евр. XII, 7.
[21] Іоанн. VIII, 11.

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №4 (424). Апрѣль 1985 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 8-17.

Назадъ / Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.