Церковный календарь
Новости


2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 27-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 26-е (1898)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 20-я (1921)
2017-03-25 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 19-я (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№4 (424). — Апрѣль 1985 года.

Епископъ Игнатій (Брянчаниновъ).
Поученіе въ недѣлю о самарянинѣ.
О поклоненіи Богу Духомъ и Истиною.

Возлюбленные братія! Нынѣ слышали мы во Евангеліи, что истинные служители истиннаго Бога покланяются Ему Духомъ и Истиною, что Богъ ищетъ, то есть, желаетъ имѣть такихъ поклонниковъ. Если Богъ желаетъ имѣть такихъ поклонниковъ: то, очевидно, что такихъ только поклонниковъ и служителей Онъ пріемлетъ, такіе только поклонники и служители Ему благоугодны. Это ученіе намъ возвѣстилъ Самъ Сынъ Божій. Вѣруемъ ученію Христову! со всею любовію пріемлемъ всесвятое ученіе Христово! Чтобъ съ точностію послѣдовать Ему, разсмотримъ, что значитъ поклоняться Богу Отцу Духомъ и Истиною.

Истина есть Господь нашъ Іисусъ Христосъ, какъ Онъ засвидѣтельствовалъ о Себѣ: Азъ есмь путь и истина и животъ [2]. Истина есть Слово Божіе: Слово Твое истина есть [3]. Это Слово, предвѣчно было въ Богѣ, произносилось Богомъ и къ Богу это Слово — Богъ: это Слово — Творецъ всего существующаго, видимаго и невидимаго [4]. Это Слово плоть бысть, и вселися въ ны, и видѣхомъ славу Его, славу яко Единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины [5]. Бога никтоже видѣ нигдѣже, но Слово Божіе, Единородный Сынъ, сый въ лонѣ Отчи, Той исповѣда [6]. Исповѣдалъ предъ человѣками, вполнѣ явилъ человѣкамъ Бога Сынъ Божій, Слово Божіе; явилъ Сынъ Божій человѣкамъ недоступную имъ истину, засвидѣтельствовавъ и запечатлѣвъ неоспоримо истину обильнѣйшимъ преподаніемъ Божественной благодати. Отъ исполненія Его мы вси пріяхомъ благодать возблагодать: благодать и истина Іисусъ Христомъ бысть [7]. Это значитъ: Іисусомъ Христомъ доставлено не какое либо болѣе или менѣе подробное и ясное понятіе о благодати и истинѣ, но самая благодать, самая истина существенно преподаны человѣкамъ, насаждены въ человѣковъ. Мы содѣлались причастниками Божественнаго естества [8].

Истина имѣетъ свойственный Себѣ Духъ. Этотъ Духъ именуется Духомъ Истины [9]. Онъ — Духъ, отъ Отца исходящій [10]. Онъ — Духъ Святый Божій [11]. Онъ — Духъ Сына [12], какъ неотступно соприсутствующій Сыну, какъ составляющій со Отцемъ и Сыномъ единое нераздѣльное и неслитное Божеское Существо. Пріятіе Истины есть вмѣстѣ пріятіе Святаго Духа: потому-то Всесвятая Истина возвѣщаетъ о Себѣ, что она пошлетъ Святаго Духа отъ Отца ученикамъ Своимъ. Естественно тамъ присутствовать Святому Духу Истины, гдѣ дѣйствуетъ Святая Истина, и печатлѣть ея дѣйствія. Равнымъ образомъ, гдѣ дѣйствуетъ Святый Духъ, тамъ бываетъ обильнѣйшее явленіе Истины, какъ и Господь сказалъ ученикамъ Своимъ: Егда пріидетъ Онъ, Духъ истины, наставитъ вы на всяку истину [13]. Изображая чудное отношеніе Божественнаго Слова къ Божественному Духу, Господь сказалъ о Духѣ: Онъ Мя прославитъ, яко отъ Моего пріиметъ, и возвѣститъ вамъ. Вся елика имать Отецъ, Моя суть [14]. Духъ возвѣщаетъ и являетъ человѣкамъ соестественнаго Ему Сына, — Духъ, привлеченный человѣками вѣрою въ Сына, соестественнаго Духу. Истиннаго христіанина Святый Духъ зиждетъ духовно, и преобразуетъ въ жилище Божіе [15]; Онъ во внутренномъ человѣкѣ изображаетъ и вселяетъ Христа [16]. Онъ усыновляетъ человѣковъ Богу, содѣлывая ихъ подобными Христу, водворяя въ нихъ свойства Христовы [17]. Человѣки, усыновленные Богу, въ молитвахъ своихъ относятся къ Нему, какъ къ Отцу. потому что Духъ Святый вполнѣ явно и ощутительно свидѣтельствуетъ духу обновленнаго Имъ человѣка [18] о соединеніи этого человѣка съ Богомъ, о усыновленіи его Богу. Понеже есте сынове, говоритъ Апостолъ, посла Богъ Духа Сына своего въ сердца ваша, вопіюща: Авва Отче [19]. Такіе-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! Такихъ-то поклонниковъ, поклоняющихся Богу Духомъ и Истиною, ищетъ и пріемлетъ Богъ. Внѣ истиннаго христіанства нѣтъ ни Богопознанія, ни Богослуженія.

Никтоже пріидетъ ко Отцу токмо Мною [20], сказалъ Господь. Для того, кто не вѣруетъ въ Господа Іисуса Христа, нѣтъ Бога: всякъ отметаяйся Сына, ни Отца имать [21], иже не вѣруетъ въ Сына, не узритъ живота, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ [22]. Невозможно приступить къ Богу, невозможно войти въ какое бы то ни было общеніе съ Богомъ иначе, какъ при посредствѣ Господа нашего Іисуса Христа, единаго посредника и ходатая, единаго средства къ общенію между Богомъ и человѣками! Нѣтъ истиннаго познанія Господа Іисуса Христа безъ посредства Святаго Духа! Никто же можетъ, сказалъ Апостолъ, рещи Господа Іисуса, точію Духомъ Святымъ [23]. Аще кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Христовъ [24]. Внѣ христіанства нѣтъ добродѣтели достойной Неба! «Благое — сказалъ преподобный Маркъ Подвижникъ — не можетъ быть ни вѣруемо, ни дѣйствуемо, какъ только о Христѣ Іисусѣ и Святомъ Духѣ» [25]. Недостойны Бога естественныя добрыя дѣла человѣческія, истекающія изъ падшаго нашего естества, въ которомъ добро смѣшано со зломъ, въ которомъ добро по большей части едва примѣтно во множествѣ зла. Падшее естество способно исключительно къ злу, какъ Самъ Богъ засвидѣтельствовалъ: Прилежитъ помышленіе человѣку прилежно на злая отъ юности его [26]. Вы зли суще, умѣете даянія благая даяти чадомъ вашимъ [27]. Такова цѣна предъ Евангеліемъ и Богомъ естественной доброты человѣческой и дѣйствій, изъ нея истекающихъ. Тщетно прославляетъ падшее естество свои громкія и великія добрыя дѣла! Такое самохвальство есть свидѣтельство ужасной слѣпоты! Такое самохвальство есть невольное обличеніе качества громкихъ дѣлъ человѣческихъ, возбуждаемыхъ и питаемыхъ тщеславіемъ. Воня гордыни, которую издаютъ изъ себя эти гробы повапленные, мерзостна Богу: благопріятенъ Ему ѳиміамъ смиренія.

По этой причинѣ Господь заповѣдалъ отреченіе отъ естества падшему и слѣпотствующему человѣчеству, несознающему своего горестнаго паденія, напротивъ того, видящему въ немъ какое-то великолѣпное торжество, ищущему развить это торжество. Для спасенія необходимо отреченіе отъ грѣха! Но грѣхъ столько усвоился намъ, что обратился въ естество, въ самую душу нашу. Для отреченія отъ грѣха сдѣлалось существенно нужнымъ отреченіе отъ падшаго естества, отреченіе отъ души [28], отреченіе не только отъ явныхъ злыхъ дѣлъ, но и отъ многоуважаемыхъ и прославляемыхъ міромъ добрыхъ дѣлъ ветхаго человѣка; существенно нужно замѣнить свой образъ мыслей разумомъ Христовымъ, а дѣятельность по влеченію чувствъ и по указанію плотскаго мудрованія замѣнить тщательнымъ исполненіемъ заповѣдей Христовыхъ. Аще вы пребудете въ словеси Моемъ, сказалъ Господь, воистину ученицы Мои будете. И уразумѣете Истину, и Истина свободитъ вы [29]. Замѣчательныя и глубокія слова! Прямое послѣдствіе, вытекающее изъ нихъ, заключается въ томъ, что грѣхъ содержитъ человѣка въ порабощеніи единственно посредствомъ неправильныхъ и ложныхъ понятій. Равнымъ образомъ очевидно, что пагубная неправильность этихъ понятій и состоитъ именно въ признаніи добромъ того, что въ сущности не есть добро, и въ непризнаніи зломъ того, что въ сущности есть убійственное зло.

Иже есть отъ Бога, глаголовъ Божіихъ послушаетъ [30], сказалъ Господь. Братія! Смиримся предъ Господомъ Богомъ нашимъ! Въ противоположность ожесточеннымъ іудеямъ, отвергшимъ и Господа и Его ученіе, окажемъ повиновеніе Господу покорностію всесвятому и спасительному ученію Его! Отложимъ образъ мыслей, доставляемый намъ падшимъ естествомъ нашимъ и враждебнымъ Богу міромъ! усвоимъ себѣ образъ мыслей, предлагаемый намъ Господомъ въ Его Святомъ Евангеліи! послѣдуемъ Истинѣ, и наслѣдуемъ Истину. Истина освобождаетъ человѣческій умъ отъ невидимыхъ узъ заблужденія, которымъ оковалъ его грѣхъ. Этого мало: всесильная Истина, доставивъ духовную свободу уму, обновивъ, ожививъ его жизнію свыше — Словомъ Божіимъ — выводитъ его на путь заповѣдей Христовыхъ, и путь неправды отставляетъ отъ него [31]. Душа, оживленная Истиною, воспѣваетъ вмѣстѣ съ вдохновеннымъ Пророкомъ: Путь заповѣдей Твоихъ текохъ, егда разширилъ еси сердце мое. Законоположи мнѣ, Господи, путь оправданій Твоихъ, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю законъ Твой, и сохраню и всѣмъ сердцемъ моимъ [32]. Такая душа непремѣнно содѣлывается причастницею Святаго Духа, который не можетъ не присутствовать тамъ, гдѣ присутствуетъ и владычествуетъ Божественная Истина, который въ таинственномъ Своемъ совѣтѣ со Всесвятою Истиною вѣщаетъ о себѣ такъ: Причастникъ Азъ есмь всѣмъ боящимся Тебѣ и хранящимъ заповѣди Твоя [33].

Человѣкъ, доколѣ пребываетъ въ падшемъ естествѣ своемъ, дотолѣ погруженъ во мракъ глубочайшаго невѣдѣнія: онъ не вѣдаетъ, какъ должно молиться и не вѣдаетъ о чемъ ему должно молиться [34], онъ неспособенъ къ служенію Богу. Одна вѣра во Христа доставляетъ познаніе Истины; эта вѣра, выражаемая исполненіемъ заповѣдей Христовыхъ, привлекаетъ въ сердце вѣрующаго благодать Святаго Духа, какъ и боговдохновенный Пророкъ сказалъ: Привлекохъ Духъ, яко заповѣдей Твоихъ желахъ [35]. Одинъ истинный христіанинъ, христіанинъ вѣрою и дѣлами, можетъ быть истиннымъ поклонникомъ Бога, покланяющимся и служащимъ Богу, какъ Отцу, Духомъ и Истинною. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Іоанн. IV, 23.
[2] Іоанн. XIV, 6.
[3] Іоанн. ХѴІІ, 17.
[4] Іоан. I, 1, 3; и Колос. I, 16.
[5] Іоанн. I, 14.
[6] Іоанн. I, 18.
[7] Іоанн. I, 16, 17.
[8] 2 Петр. I, 4.
[9] Іоанн. ХV, 26; и XVI, 13.
[10] Іоанн. ХV, 26.
[11] Іоанн. XIV, 26.
[12] Гал. IV, 6.
[13] Іоан. ХVІ, 13.
[14] Іоан. ХVІ, 14, 15.
[15] Ефес. ІІ, 22.
[16] Ефес. ІІІ, 16, 17.
[17] Іоан. ХІV, 6.
[18] Римл. VІІІ, 16.
[19] Гал. IV, 6.
[20] Іоан. XIV, 6.
[21] 1 Іоан. ІІ, 23.
[22] Іоан. ІІІ, 36.
[23] 1 Кор. Х ІІ, 3.
[24] Римл. ѴІІІ, 9.
[25] Добротолюбіе, ч. 1, о законѣ духовномъ, гл. 2.
[26] Быт. ѴІІІ, 21.
[27] Лук. XI, 13.
[28] Матѳ. X, 39.
[29] Іоанн. ѴІІІ, 31, 32.
[30] Іоанн. ѴІІІ, 43.
[31] Псал. СХѴІІІ, 29.
[32] Псал. СХІІІ, 32-34.
[33] Псал. СХѴІІІ, 63, по объясненію преп. Пимена Великаго, помѣщенному въ Алфавитномъ Патерикѣ.
[34] Рим. ѴІІІ, 26.
[35] Псал. СХѴІІІ, 131.

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №4 (424). Апрѣль 1985 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 17-21.

Назадъ / Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.