Церковный календарь
Новости


2017-06-22 / russportal
Архіеп. Аверкій. Сила вѣры, смиренія и неотступности въ молитвѣ (1975)
2017-06-22 / russportal
Архіеп. Аверкій. Пасхальное привѣтствіе св. Владимірской молодежи (1975)
2017-06-22 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Вел. Кн. Елены Владиміровны съ Греч. Корол. Николаемъ (1902)
2017-06-22 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Вел. Кн. Георгія Михаиловича съ Греч. Корол. Маріею (1900)
2017-06-22 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 10-я (1943)
2017-06-22 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 9-я (1943)
2017-06-22 / russportal
Грамота Россійскаго Правительства адм. Колчака Казачьимъ войскамъ (1919)
2017-06-22 / russportal
Основные Законы Всевеликаго Войска Донского (1918)
2017-06-21 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово въ недѣлю четвертую по Пасхѣ (1908)
2017-06-21 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово въ недѣлю свв. женъ мѵроносицъ (1908)
2017-06-21 / russportal
Высочайшій Манифестъ объ открытіи чрезвычайнаго сейма въ Гельсингфорсѣ (1905)
2017-06-21 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Вел. Кн. Ольги Александровны съ Герц. Ольденбургскимъ (1901)
2017-06-21 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 24-я (1921)
2017-06-21 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 23-я (1921)
2017-06-20 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 18-е (1908)
2017-06-20 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 17-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№4 (424). — Апрѣль 1985 года.

Епископъ Игнатій (Брянчаниновъ).
Поученіе въ недѣлю о слѣпорожденномъ.
О самомнѣніи и смиренномудріи.

Какой страшный недугъ душевный — самомнѣніе! Оно въ дѣлахъ человѣческихъ лишаетъ гордаго помощи и совѣта ближнихъ, а въ дѣлѣ Божіемъ, въ дѣлѣ спасенія, оно лишило и лишаетъ надмѣнныхъ фарисеевъ драгоцѣннѣйшаго сокровища — дара Божія, принесеннаго съ неба Сыномъ Божіимъ, лишило и лишаетъ Божественнаго Откровенія и, соединеннаго съ принятіемъ этого Откровенія, блаженнѣйшаго общенія съ Богомъ.

Фарисеи признавали себя видящими, то есть удовлетворительно и въ высшей степени знакомыми съ истиннымъ богопознаніемъ, ненуждающимися ни въ какомъ дальнѣйшемъ преуспѣяніи и ученіи, и на этомъ основаніи отвергли то ученіе о Богѣ, которое преподавалось непосредственно Богомъ.

Добродѣтель, противоположная гордости и особенному выраженію ея въ самомъ духѣ человѣческомъ — самомнѣнію — есть смиреніе. Какъ гордыня есть по преимуществу недугъ нашего духа, грѣхъ ума: такъ и смиреніе есть благое и блаженное состояніе духа, есть по преимуществу добродѣтель ума. По этой причинѣ она весьма часто именуется въ Священномъ Писаніи и въ Писаніяхъ святыхъ Отцевъ смиренномудріемъ. Что такое — смиренномудріе? Смиренномудріе есть правильное понятіе человѣка о человѣчествѣ: слѣдовательно оно есть правильное понятіе человѣка о самомъ себѣ. Прямое дѣйствіе смиренія, или смиренномудрія, заключается въ томъ, что правильное понятіе человѣка о человѣчествѣ и о самомъ себѣ примиряетъ человѣка съ собою, съ человѣческимъ обществомъ, съ его страстями, недостатками, злоупотребленіями, съ обстоятельствами частными и общественными, — примиряетъ съ землею и небомъ. Добродѣтель — смиреніе — получила свое наименованіе отъ рождаемаго ею внутренняго сердечнаго мира. Когда имѣемъ въ виду одно успокоительное, радостное, блаженное состояніе, производимое въ насъ добродѣтелію: то называемъ ее смиреніемъ. Когда же намѣреваемся вмѣстѣ съ состояніемъ указать и на источникъ состоянія: тогда именуемъ ее смиренномудріемъ.

Не подумайте, возлюбленные братія, чтобъ данное нами опредѣленіе, въ которомъ смиренномудріе названо правильнымъ образомъ мыслей человѣка вообще о человѣчествѣ и въ частности о самомъ себѣ, было опредѣленіемъ произвольнымъ. Такое опредѣленіе смиренію и смиренномудрію указано Самимъ Господомъ. Онъ сказалъ: Аще уразумѣете истину, то истина свободитъ вы [3]. Но что такое духовная свобода, преподаваемая Истиною, какъ не святый благодатный миръ души, какъ не святое смиреніе, какъ не Евангельское смиренномудріе? Божественная Истина — Господь нашъ Іисусъ Христосъ [4]. Онъ возвѣстилъ: Научитеся отъ Мене, отъ Божественной Истины, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ [5]. Смиренномудріе есть образъ мыслей человѣка о себѣ и о человѣчествѣ, внушенный и внушаемый Божественною Истиною [6]. Самомнѣніе есть горестное и пагубное самообольщеніе, есть убійственный обманъ, которымъ обманываетъ себя ослѣпленное человѣчество и которымъ обманываютъ его демоны.

Ложны взгляды и основанія человѣческой гордыни, человѣческаго самомнѣнія. Гордый смотритъ на себя какъ на самобытное существо, а не какъ на созданіе Божіе; земная жизнь представляется ему безконечною, смерть и вѣчность — несуществующими. Промысла Божія нѣтъ для него: онъ признаетъ правителемъ міра разумъ человѣческій. Всѣ помышленія его пресмыкаются по землѣ; жизнь его принесена всецѣло въ жертву землѣ, на которой хотѣлось бы ему учредить непрестанное наслажденіе грѣхомъ. И къ этой-то безумной, несбыточной цѣли стремятся со всѣмъ усиліемъ слѣпотствующіе фарисей и саддукей.

Напротивъ того, воспоминаніе о смерти сопутствуетъ смиренномудрому на пути земной жизни, наставляетъ его дѣйствовать на землѣ для вѣчности, и, что чудно, самыя дѣйствія его воодушевляетъ особенною благотворностію. Смиренномудрый дѣйствуетъ для добродѣтели, а не по побужденію страстей и не ддя удовлетворенія страстямъ: слѣдовательно дѣйствія его не могутъ не быть благодѣтельными для общества человѣческаго. Смиренномудрый видитъ себя ничтожною пылинкою среди громаднаго мірозданія, среди временъ, поколѣній и событій человѣческихъ, протекшихъ и грядущихъ. Умъ и сердце смиренномудраго способны принять Божественное христіанское ученіе и непрестанно преуспѣвать въ христіанскихъ добродѣтеляхъ; умъ и сердце смиренномудраго видятъ и ощущаютъ паденіе природы человѣческой, и потому способны признать и принять Искупителя.

Смиренномудріе не видитъ достоинствъ въ падшей природѣ человѣческой: оно созерцаетъ человѣчество какъ превосходное созданіе Божіе, но вмѣстѣ созерцаетъ и грѣхъ, проникшій во все существо человѣка, отравившій это существо; смиренномудріе, признавая великолѣпіе созданія Божія, признаетъ вмѣстѣ и безобразіе созданія, искаженнаго грѣхомъ; оно постоянно сѣтуетъ объ этомъ бѣдствіи. Оно смотритъ на землю, какъ на страну своего изгнанія, стремится покаяніемъ возвратить себѣ Небо, утраченное самомнѣвіемъ. Но гордость и самомнѣніе, исходатайствовавъ паденіе и погибель человѣчеству, не видятъ и не сознаютъ паденія въ природѣ человѣческой: они видятъ въ ней одни достоинства, одни совершенства и изящества; самые недуги душевные, самыя страсти почитаютъ доблестями. Такой взглядъ на человѣчество дѣлаетъ мысль объ Искупителѣ совершенно излишнею и чуждою. Видѣніе гордыхъ есть ужасная слѣпота; а невидѣніе смиренныхъ есть способность къ видѣнію Истины. Къ сему-то и относятся слова Господа: На судъ Азъ въ міръ сей пріидохъ, да невидящіи видятъ, и видящіи слѣпи будутъ. Приняли Господа смиренные, и просвѣтились Божественвымъ Свѣтомъ; отвергли его гордецы, довольные собою, и еще болѣе омрачились отверженіемъ и хулою Бога.

Ярко свѣтятся на чистомъ небѣ ночною порою безчисленныя звѣзды, препираясь одна съ другою обиліемъ свѣта: но при появленіи солнца звѣзды исчезаютъ, — исчезаютъ, какъ-бы дѣлаясь вовсе несуществующими, хотя въ сущности всѣ онѣ остаются на своихъ мѣстахъ. Такъ и добродѣтели человѣческія, когда сличаются однѣ съ другими, имѣютъ свой свѣтъ: при появленіи же добра Божественнаго онѣ исчезаютъ предъ Свѣтомъ Божества. Апостолъ, бесѣдуя о добродѣтеляхъ патріарха Авраама, сказалъ, что Авраамъ имать похвалу, но не у Бога; относительно же Бога, вѣрова Авраамъ Богови, и вмѣнися ему въ правду [7]. Такъ слѣдовало бы поступить фарисеямъ, хвалившимся своимъ происхожденіемъ по плоти отъ Авраама, но отчуждившихся отъ него по духу. Въ противоположность образу дѣйствій Авраама, они захотѣли удержать за собою мнимыя достоинства ветхаго человѣка, и чрезъ это содѣлались неспособными къ самопознанію и Богопознанію; они услышали страшный приговоръ Господа: Аще бысте слѣпи были, то есть, еслибъ вы признали слѣпоту свою, не бысте имѣли грѣха, нынѣ же, будучи слѣпыми, глаголете, яко видимъ: грѣхъ убо вашъ пребываетъ. Вы усвоили его себѣ и запечтлѣли въ себѣ вашимъ сомнѣніемъ.

Былъ въ юности своей воспитанникомъ фарисеевъ святый Апостолъ Павелъ; но онъ не послѣдовалъ ожесточенію и самомнѣнію фарисеевъ. Былъ онъ, какъ повѣдаетъ самъ о себѣ въ назиданіе ваше, евреинъ отъ еврей, по закону фарисей, по правдѣ законнѣй непороченъ. Но еже ми бяху пріобрѣтенія, сія, говоритъ онъ, вмѣнихъ Христа ради тщету. Не убо вмѣняю вся тщету быти за превосходящее разумѣніе Христа Іисуса Господа моего [8].

Возлюбленные братія! Будемъ подражать святому апостолу Павлу и прочимъ святымъ угодникамъ Божіимъ; приступимъ къ Богу, вполнѣ отвергнувъ пагубное самомнѣніе, при посредствѣ смиренія. При посредствѣ смиренія прилѣпимся къ Богу; привлечемъ къ себѣ посредствомъ смиренія вниманіе и милосердіе Бога нашего, Который сказалъ: На кого воззрю, точію на кроткаго и смиреннаго и трепещущаго словесъ Моихъ [9]. Видѣніемъ и сознаніемъ грѣховъ своихъ включимъ себя въ число грѣшниковъ, возлюбленныхъ Богу; отверженіемъ самомнѣнія исключимъ себя изъ числа ложныхъ праведниковъ, иначе отречется отъ насъ Богъ, сказавшій: Не пріидохъ призвати праведники, но грѣшники на покаяніе [10]. Сердце наше да будетъ наздано смиреніемъ въ духовный жертвенникъ Богу [11], и жрецъ Бога Вышняго — умъ нашъ — да возноситъ Ему духовныя жертвы, да возноситъ жертву умиленія, жертву покаянія, жертву исповѣданія, жертву молитвы, жертву милости, преисполняя всякую жертву смиренномудріемъ: яко сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ [12]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Іоанн. IX, 39.
[2] Іоанн. IX, 40, 41.
[3] Іоанн. ѴІІІ, 31.
[4] Іоанн. XIV, 6.
[5] Матѳ. XI, 29.
[6] «Уста смиренномудраго глаголютъ истину», сказалъ преп. Маркъ Подвижникъ. Слово о Духовномъ Законѣ, гл. 9-я.
[7] Рим. IV, 2, 3.
[8] Филип. ІІІ, 5, 8.
[9] Исаіи LХѴІ, 2.
[10] Матѳ. IX, 13.
[11] Преподобный Пименъ Великій говорилъ: «на одномъ только мѣстѣ дозволено было израильтянамъ приносить жертвы и отправлять общественное Богослуженіе. Въ духовномъ смыслѣ это мѣсто — смиреніе». Алфавитный Патерикъ.
[12] Псал. V, 19.

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №4 (424). Апрѣль 1985 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 21-26.

Назадъ / Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.