Церковный календарь
Новости


2017-08-22 / russportal
Завѣщаніе блаженнѣйшаго митрополита Анастасія (Грибановскаго) (1985)
2017-08-22 / russportal
Рѣчь студента Грибановскаго (буд. митр. Анастасія) при погреб. проф. Смирнова (1897)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 2-я (1943)
2017-08-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 3-я. Глава 1-я (1943)
2017-08-21 / russportal
"Книга Правилъ". Канон. посланіе свт. Григорія, архіеп. Неокесарійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила свт. Петра, архіеп. Александрійскаго (1974)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (58-е) къ Квинту о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-21 / russportal
Свщмч. Кипріанъ. Письмо (57-е) къ Януарію о крещеніи еретиковъ (1879)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Слово при закладкѣ Владимірскаго Храма-Памятника (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій. Правила благоповеденія молящимся въ св. храмѣ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Напомин. духовнаго отца говѣющимъ (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Виталій (Максименко). Догматъ о Церкви Христовой (1973)
2017-08-20 / russportal
Архіеп. Никонъ. Къ столѣтію со дня рожденія архіеп. Виталія (Максименко) (1973)
2017-08-20 / russportal
Митр. Анастасій. Слово при поставленіи на патріаршій престолъ свт. Тихона (1924)
2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (6-е) на Преображеніе Господне (1965)
2017-08-19 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе (5-е) на Преображеніе Господне (1965)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№10 (430). — Октябрь 1985 года.

Поученіе въ недѣлю 20-ю по Пятидесятницѣ.

Яко приближися къ вратомь града, и се изношаху умерша, сына единородна матери своей, и та бѣ вдова (Лук. 7, 12).

Вдругъ неожиданная встрѣча: Господь Спаситель, окруженный учениками и сопровождаемый также множествомъ народа. Прежде всего Онъ подходитъ къ убитой горемъ матери — вдовѣ и говоритъ: «не плачь!» Какою дивною силою вдругъ зазвучало въ ея душѣ это слово: сердце ея воспрянуло, окрылилось вѣрою, вознеслось горѣ. Затѣмъ Господь прикасается къ одру умершаго; несшіе, повинуясь этому безмолвному знаку, стали неподвижно. Теперь съ особенною силою и властыо Господь посылаетъ слово къ самому умершему юношѣ въ невѣдомыя намъ страны смертной сѣни: «юноша, тебѣ говорю, встань!» Смерть и адъ услыхали слово Владыки и возвратили свою жертву. «Мертвый, поднявшись, сѣлъ и сталъ говорить, и отдалъ его Іисусъ матери его». Евангелистъ уже не говоритъ о радости матери: она понятна сама собою. Онъ замѣчаетъ только о томъ страхѣ, которымъ невольно прониклись всѣ, видѣвшіе это великое чудо Божіе.

Въ этомъ евангельскомъ повѣствованіи, прежде всего, поучительно живое и горячее сочувствіе Господа Спасителя нашего къ горю и именно семейному. Изъ связи евангельскаго повѣствованія можно заключить, что въ этотъ день Онъ утромъ вышелъ изъ Капернаума и къ вечеру пришелъ въ Наинъ. Итакъ, не малое разстояніе (около двадцати пяти верстъ) Онъ проходитъ чрезъ горы и овраги, палимый солнечнымъ зноемъ, для того, чтобы сказать осиротѣвшей матери Свое мощное «не плачь» и оживить ей сына. Изъ Евангелія не видно, чтобы въ Наинѣ прежде и послѣ сего былъ Господь: Онъ былъ здѣсь одинъ разъ, и именно для этой горькой вдовы. Изъ Евангелія знаемъ мы, что и первое свое чудо Господь сотворилъ на бракѣ въ Канѣ Галилейской и въ виду нужды также семейной. Значитъ, семья есть нѣчто весьма важное, дорогое, священное, когда такъ сочувствуетъ Господь ея радостямъ и горестямъ, а въ нашъ несчастный вѣкъ силятся разрушить этотъ первый изъ человѣческихъ союзовъ, этотъ священный пріютъ для воспитанія дѣтей, для пристроенія дѣвицъ, для подкрѣпленія мужей въ жизненномъ трудѣ, для успокоенія обезсиленной трудами и болѣзнями старости.

Но, возлюбленные братіе, я знаю, что вы далеки отъ этихъ развращенныхъ ученій; вы цѣните и бережете свой мирный семейный уголокъ и болѣе нуждаетесь въ другомъ словѣ: какъ переносить разныя семейныя непріятности, затрудненія и горе? Такъ вотъ, помните и никогда не забывайте, что въ скорбяхъ нашихъ принимаетъ участіе Самъ Господь Жизнодавецъ. Когда слезы уязвленной тѣмъ или другимъ семейнымъ горемъ родственной любви будутъ литься изъ глазъ вашихъ, знайте, что Онъ видитъ и считаетъ эти слезы. Къ Нему и возводите это слезящее око, къ Нему и возносите вашу молитву! И вы почувствуете, что съ души какъ бы скатится тяготящее ее бремя, и сердцу вдругъ сдѣлается легко. Это Господь скажетъ вамъ: «не плачь!»

Господь не только утѣшилъ осиротѣвшую вдову, а и возвратилъ ей потерю. Для того, чтобы успокоить и обрадовать ее, Онъ воздвигъ Свою божественную силу, и вострепетавшій адъ поспѣшилъ отдать свою жертву. Если Господь ради материнской скорби возвратилъ къ жизни умершаго, то какихъ же благопотребныхъ нашихъ прошеній Онъ не могъ-бы исполнить? Самыя горькія испытанія у насъ такого рода, что ихъ тяжело повѣдать даже близкимъ людямъ: что же, думается намъ при этомъ, они не могутъ ни помочь намъ, ни утѣшить насъ въ нашемъ тяжкомъ горѣ; для чего еще ихъ разстраивать? Повѣдайте же Ему вашу скорбь, и «невозможное у человѣкъ» явится «возможнымъ у Бога». Милость Божія тогда въ особенности и приходитъ, когда теряется всякая надежда на помощь человѣческую. И въ молитвѣ самое надежное — это сознаніе своей совершенной немощи и безнадежности со стороны другихъ людей. Итакъ, какъ-бы ни велико было ваше затрудненіе и хотя бы даже оно казалось неотвратимымъ, не давайте овладѣть вами унынію: вѣрьте силѣ Божій, уповайте, молитесь. Тутъ-то и можетъ явиться Божія помощь. Помощь Господня часто приходитъ внезапно. «Какое счастливое совпаденіе», могли сказать очевидцы великаго чуда о встрѣчѣ Господа съ похороннымъ шествіемъ къ городскимъ воротамъ. Но для этой встрѣчи, мы видѣли, цѣлый день шелъ Господь.

«Теперь уже не можетъ быть, скажете вы, такихъ чудесныхъ опытовъ утѣшенія, какіе видѣли люди во время земной жизни Господа Спасителя». Нѣтъ! Господь нашъ Іисусъ Христосъ «той же и во вѣки». Спросите добрыхъ людей, пожившихъ на свѣтѣ, они скажутъ вамъ: «вотъ тамъ отецъ большой семьи совсѣмъ при смерти былъ, вдругъ стало ему легче, и онъ, къ удивленію, выздоровѣлъ и теперь здравствуетъ; тамъ дитя, совсѣмъ безнадежное, выздоровѣло, или нравственно исправилось». Не только скажутъ, но и объяснятъ истинную причину такихъ случайностей, скажутъ: Господь помогъ, Господь обрадовалъ. Но бываютъ и явныя, поразительныя по своей внезапности и очевидности, свидѣтельства силы Господней. — Сколько явныхъ, поразительныхъ чудесъ вдругъ совершилось ири открытіи честныхъ и цѣльбоносныхъ мощей святителя Ѳеодосія Черниговскаго и преподобнаго Серафима Саровскаго. Чья сила — это вдругъ открылась чрезъ молитвы и предстательство святыхъ угодниковъ? Та же всемогущая сила Спасителя міра, которая Наинской вдовѣ возвратила сына — надежду и опору ея старости.

Однако же при всѣхъ чудесныхъ исцѣленіяхъ удѣлъ смерти неизбѣженъ. И этотъ юноша Наинскій, и дочь Іаира, и Лазарь, воскрешенные Господомъ, впослѣдствіи не избѣгли смерти. Самъ Господь, ради нашего спасенія, претерпѣлъ смерть и даже какую — крестную! Какъ быть при этой страшной и, повидимому, окончательной потерѣ близкихъ сердцу? Святая вѣра прежде всего представляетъ намъ въ утѣшеніе ту истину, что усопшіе отцы, братія, сестры и чада наши тамъ въ рукахъ Божіихъ. «Господь далъ, Господь взялъ», — сказалъ праведный Іовъ при потерѣ своихъ дорогихъ дѣтей (Іов. 1, 21). «Господь взялъ», т. е. не только силою всемогущества разрѣшилъ ихъ отъ земли и смертнаго тѣла, но и хранитъ ихъ на лонѣ Своего милосердія: взялъ, и кто можетъ исхитить ихъ у Него? взялъ и сбережетъ ихъ для нескончаемой вѣчной жизни. Нерѣдко мать и отецъ усердно молятся объ исцѣленіи отъ тяжкой и опасной болѣзни своихъ сына или дочери. По усердной молитвѣ родителей, подается имъ исцѣленіе. Послѣ, видя заблужденія или несчастія этихъ вновь выпрошенныхъ у Бога дѣтей, родители говорятъ: «ахъ, лучше было бы, еслибы тогда Господь взялъ ихъ къ Себѣ!» Такъ Господь Самъ хранитъ ихъ, нашихъ дорогихъ усопшихъ, и насъ зоветъ туда же. Рано или поздно всѣмъ надо быть тамъ, и провожая туда нашихъ близкихъ, мы и сами незамѣтно приготовляемся къ переходу въ вѣчность. Одинъ за другимъ уходятъ туда наши присные и знаемые. У человѣка, пожившаго на свѣтѣ, скопляется тамъ гораздо болѣе близкихъ, чѣмъ остается здѣсь на землѣ, а гдѣ сокровище, тамъ и сердце. Что же? Увидимъ ли мы тамъ своихъ дорогихъ? Много есть основаній и для этой мысли. Самъ Господь Богъ утверждаетъ наши родственныя связи, нити ихъ такъ глубоко входятъ въ наше сердце, любовь родственная имѣетъ такое важное значеніе, и ей также, и даже по преимуществу, принадлежитъ качество «николи же отпадающей». Мать Маккавеевъ утѣшаетъ себя, что увидитъ всѣхъ своихъ дѣтей, доблестныхъ страдальцевъ за вѣру, въ «день воскресенія». Одно изъ ясныхъ предуказаній этой истины содержится и въ нынѣ чтенномъ Евангеліи. Нѣтъ сомнѣнія, что обрадованная воскресеніемъ сына, мать поспѣшила бы къ нему со словами радостнаго привѣтствія. Навѣрное, и сынъ ея воекресшій къ ней первой устремилъ бы свой взоръ любви. Но Господь не ждетъ сего: беретъ воскрешеннаго Имъ юношу и «отдаетъ матери». Это соединеніе матери съ сыномъ не есть ли залогъ и какъ бы ручательство будущаго нашего соединенія съ близкими и дорогими намъ тамъ на небѣ, когда труба архангела и всесильное слово Господне пробудятъ всѣхъ мертвыхъ отъ вѣка? О, сколько тогда будетъ радостныхъ свиданій, и какой будетъ это великій, по истинѣ, всемірный праздникъ!

Вотъ сколько утѣшеній для вѣрующаго и любящаго сердца представляетъ нынѣ чтенное святое Евангеліе!

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №10 (430). Октябрь 1985 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 1-4.

Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.