Церковный календарь
Новости


2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 22-я (1939)
2017-10-23 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 21-я (1939)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій. Что намъ необходимо знать и помнить? (1975)
2017-10-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). День Святой Троицы (1975)
2017-10-23 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Обрѣтеніе мощей прав. Іуліаніи, кн. Ольшанской (1967)
2017-10-23 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Поликарпа, архим. Печерскаго (1967)
2017-10-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Правда о Русской Церкви..." Глава 10-я (1961)
2017-10-22 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Православіе и религія будущаго". Глава 5-я (1991)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 20-я (1939)
2017-10-21 / russportal
П. Н. Красновъ. "На рубежѣ Китая". Глава 19-я (1939)
2017-10-21 / russportal
"Кіево-Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Симона, еп. Владимірскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
"Печерскій Патерикъ". Житіе преп. Нестора, лѣтописца Россійскаго (1967)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Христосъ Воскресе! (1975)
2017-10-21 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Есть ли у насъ покаяніе? (1975)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 15-я (1925)
2017-10-21 / russportal
И. А. Ильинъ. «О сопротивленіи злу силою». Глава 14-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№4 (436). — Апрѣль 1986 года.

Епископъ Игнатій (Брянчаниновъ).

Поученіе въ четвертую недѣлю Великаго поста.
Значеніе поста по отношенію къ падшимъ духамъ.

Отчего постъ, который самъ по себѣ — тѣлесный подвигъ, можетъ дѣйствовать или содѣйствовать молитвѣ въ брани противъ духовъ? И отчего, наоборотъ, безплотные духи могутъ подчиниться вліянію на нихъ поста?

Причина дѣйствія поста на духовъ злобы заключается въ его сильномъ дѣйствіи на нашъ собственный духъ. Укрощенное постомъ тѣло доставляетъ человѣческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только въ такомъ настроеніи духъ нашъ можетъ противостать невидимымъ врагамъ своимъ. Азъ же внегда они, демоны, стужаху ми — говоритъ боговдохновенный Давидъ — облачахся во вретище, и смиряхъ постомъ душу мою, и молитва моя въ нѣдро мое возвратися (Псал. 34, 13). Постъ доставляетъ уму трезвенность, а молитва есть оружіе ума, которымъ онъ отгоняетъ отъ себя невидимыхъ супостатовъ. Постъ смиряетъ душу, освобождая ее отъ ожесточенія и напыщенія, являющихся отъ пресыщенія, а молитва постящагося дѣлается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится изъ самой души, изъ глубины сердца, направляетъ, возноситъ его къ Богу.

Мрачные духи злобы совершили два тяжкія преступленія [1]: первое было причиною ихъ изверженія изъ сонма святыхъ Ангеловъ; второе преступленіе было причиною ихъ невозвратнаго отверженія. На небѣ они возмутились противъ Бога; предводитель ихъ, ослѣпленный самомнѣніемъ, захотѣлъ сдѣлаться равнымъ Богу. За преступную попытку свергнутые съ неба въ поднебесную, они позавидовали блаженству новосозданнаго человѣка, и совершили новое преступленіе: обольстивъ человѣка, увлекли его въ свое паденіе. Послѣднее злодѣяніе падшихъ ангеловъ окончательно рѣшило ихъ участь: имъ они запечатлѣли себя во злѣ; по причинѣ его вполнѣ отступила отъ нихъ благодать Божія; они преданы самимъ себѣ, своей злобѣ, своему грѣху, который зачали и родили въ себѣ, которымъ попустили проникнуться естеству своему. Уже никогда никакой мысли доброй, уже никогда никакого ощущенія добраго не приходитъ ангелу отверженному. Онъ весь, всецѣло, погруженъ во зло, желаетъ зла, изобрѣтаетъ зло. Палимый ненасытною жаждою зла, онъ ищетъ насытиться зломъ, и не можетъ. Все совершенное и совершаемое имъ зло представляется ему недостаточнымъ предъ тѣмъ зломъ, которое воображается ему, котораго ищетъ его нестерпимая жажда зла. Будучи сотворенъ свѣтоноснымъ Ангеломъ, онъ низверженъ за свои преступленія ниже всѣхъ скотовъ земныхъ. Яко сотворилъ еси сіе убійство человѣку — сказалъ разгнѣванный Богъ сатанѣ, заставъ его на мѣстѣ преступленія, въ раю, близь человѣковъ, только-что низверженныхъ имъ въ паденіе — проклятъ ты отъ всѣхъ скотовъ и отъ всѣхъ звѣрей земныхъ: на персѣхъ твоихъ и чревѣ ходити будеши, и землю снѣси вся дни живота твоего (Быт. 3, 14). Духъ безплотный обрекается на помышленія и ощущенія единственно земныя, страстныя! въ нихъ его жизнь, въ нихъ его сокровище. Духъ лишается способности къ занятію духовному! плотскія занятія объемлютъ его вполнѣ. Духъ для мысленнаго жительства низводится изъ лика духовъ въ состояніе плотекое, и въ этомъ разрядѣ встаетъ ниже всѣхъ скотовъ и всѣхъ звѣрей земныхъ. Скоты и звѣри дѣйствуютъ по законамъ естества своего, а падшій духъ, вращаясь въ естествѣ скотовъ и звѣрей, вращается въ естествѣ ему несродномъ, унизительномъ. Онъ не хочетъ и не можетъ правильно дѣйствовать въ этомъ естествѣ: онъ непрестанно злоупотребляетъ этимъ естествомъ. Такая грѣховная вещественноеть падшаго ангела подчиняетъ его вліянію поста, освобождающаго нашъ духъ изъ-подъ владычества плоти. Падшій ангелъ, приступая къ постящемуся человѣку, уже не видитъ того вещественнаго преобладанія, которое ему вожделѣнно и нужно; уже онъ не можетъ возмутить крови, благодѣтельно прохлажденной постомъ; уже онъ не можетъ возбудить плоти, несклонной къ игранію, обузданной постомъ; уже не повинуются ему умъ и сердце, ощутившіе по причинѣ поста особенную духовную бодрость. Увидѣвъ сопротивленіе, гордый падшій духъ отступаетъ: потому что онъ не терпитъ сопротивленія и противорѣчія. Онъ любитъ немедленное согласіе, немедленную покорность. Не смотря на то, что онъ на персяхъ и чревѣ ходитъ, не смотря на то, что онъ питается единственно землею, — мысль быть подобнымъ Богу не оставила его: онъ ищетъ поклоненія и поклонниковъ. Дерзнулъ онъ Сыну Божію показать вся царствія вселенныя въ часѣ временѣ, и обѣщалъ дать Ему всю власть надъ ними и славу ихъ, требуя за то поклоненія себѣ (Лук. 4, 5-8): и нынѣ онъ непрестаетъ представлять послѣдователямъ Сына Божія прелести міра, живописуя ихъ въ мечтаніи соблазнительнѣйшими чертами и красками, съ тѣмъ, чтобъ исторгнуть какимъ бы то ни было обманомъ поклоненіе себѣ. Противитеся діаволу, и бѣжитъ отъ васъ, сказалъ святый апостолъ Іаковъ (Іак. 4, 7); а другой Апостолъ сказалъ: воспріимите щитъ вѣры, въ немже возможете вся стрѣлы лукаваго разженныя угасити (Ефес. 6, 16). Возведемъ силою вѣры око ума къ вѣчности, къ неизреченному блаженству, ожидающему праведниковъ въ вѣчности, и къ столько же неизреченнымъ мукамъ, ожидающимъ тамъ нераскаянныхъ и упорныхъ послѣдователей змѣя. Такое созерцаніе возможно намъ только тогда, когда тѣло будетъ приведено въ порядокъ и будетъ содержаться въ порядкѣ постомъ, когда чистою молитвою, возможною только при постѣ, мы прилѣпимся къ Господу, содѣлаемся единъ духъ съ Господомъ (1 Кор. 6, 17). «Змѣй пресмыкается постоянно по землѣ соотвѣтственно Свыше произнесенному на него приговору», сказалъ святый Іоаннъ Златоустъ: «если хочешь быть въ безопасности отъ его ядовитаго угрызенія — будь умомъ и сердцемъ постоянно превыше земли» [2]. Тогда ты возможешь воспротивиться ему, и онъ, гордый, не терпя противленія, убѣжитъ отъ тебя.

Гдѣ же люди, одержимые духомъ нечистымъ? гдѣ тѣ люди, которыхъ бы онъ терзалъ и мучилъ, какъ терзалъ и мучилъ юншу, упоминаемаго нынѣ въ Евангеліи? Повидимому ихъ нѣтъ, или они очень рѣдки: такъ разсуждаетъ тотъ, кто на все смотритъ поверхностно, и земную жизнь свою приноситъ въ жертву разсѣянности и грѣховнымъ наслажденіямъ. Святые Отцы разсуждаютъ иначе. «Свободу» говорятъ они, «обрѣте діаволъ со бѣсы, отнележе преслушаніемъ содѣла человѣка изгнаннымъ изъ рая и отлученнымъ отъ Бога, колебати умнѣ, и въ нощи и во дни, словесность всякаго человѣка» [3]. Подобныя тѣмъ мученіямъ и терзаніямъ, которымъ, по повѣствованію Евангелія, подвергалось тѣло юноши отъ злобнаго духа, страждетъ отъ него и душа, особливо подчинившаяся произвольно вліянію его и признавшая за истину ту убійственную ложь, которую онъ непрестанно представляетъ намъ для нашей погибели, прикрывая ее личиною истины для болѣе удобнаго обмана и болѣе удачнаго злодѣянія. Трезвитеся, бодрствуйте, предостерегаетъ насъ святый Апостолъ Петръ, зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотити. Ему же противитеся тверди вѣрою (1 Петр. 5, 8-9). Какими оружіями дѣйствуетъ на насъ падшій ангелъ? Преимущественно помысломъ грѣховнымъ и грѣховнымъ мечтаніемъ. Отъ противящихся ему онъ бѣжитъ, а непознающихъ его, бесѣдующихъ съ нимъ и ввѣряющихся ему онъ колеблетъ, мучитъ и пагубляетъ. Какъ самъ онъ на чревѣ ходитъ и неспособенъ къ помысламъ духовнымъ: такъ и передъ нашимъ воображеніемъ онъ живописно рисуетъ сей преходящій міръ съ прелестями и наслажденіями, и вмѣстѣ входитъ въ бесѣду съ душею объ осуществленіи несбыточныхъ мечтаній. Онъ предлагаетъ намъ земную славу, онъ предлагаетъ намъ богатство, онъ предлагаетъ намъ пресыщенія, онъ предлагаетъ наслажденія плотскими нечистотами, къ которымъ, по выраженію святаго Василія Великаго, не только получилъ сочувствіе, но которыхъ онъ, будучи сотворенъ духомъ безплотнымъ, содѣлался родителемъ [4]. Онъ предлагаетъ все это въ мечтаніи, и вмѣстѣ указываетъ на способы противозаконные къ осуществленію мечтаній противозаконныхъ. Онъ ввергаетъ насъ въ печаль, въ уныніе, въ отчаяніе — словомъ сказать, онъ неусыпно печется о погибели нашей средствами и благовидными и неблаговиднымм: и явнымъ грѣхомъ, и грѣхомъ, прикрытымъ личиною добра, умащеннымъ приманкою наслажденія. Сія есть побѣда, побѣдившая міръ вѣра наша (1 Іоан. 5, 4), говоритъ святый Іоаннъ Богословъ. Вѣра — орудіе побѣды надъ міромъ есть вмѣстѣ и орудіе побѣды надъ падшими ангелами. Кто, прозирающій окомъ вѣры въ возвѣщаемую словомъ Божіимъ вѣчность, не содѣлается хладнымъ къ кратковременнымъ преимуществамъ міра? Кто, будучи истиннымъ ученикомъ Господа нашего Іисуса Христа, захочетъ попрать Его всесвятыя заповѣданія для наслажденія грѣховнаго, представляющагося приманчивымъ до вкушенія, являющагося гнуснымъ и убійственнымъ по вкушеніи? Какую силу можетъ имѣть надъ ученикомъ Христовымъ обворожительная картина земныхъ преимуществъ и наслажденій, даже ужасная картина земныхъ бѣдствій, рисуемая лукавыми духами для приведенія зрителя въ уныніе и отчаяніе, когда силою Слова Божія напечатлѣлась въ душѣ его величественная картина вѣчности, предъ которою всякая земная живопись блѣдна, ничтожна? Святый Іоаннъ Богословъ, возвѣстившій, что побѣда, побѣдившая міръ, есть вѣра наша, привѣтствуетъ истинныхъ чадъ Христовыхъ, побѣдившихъ міръ, съ побѣдою надъ падшимъ ангеломъ и сонмищемъ подручныхъ ему духовъ: пишу вамъ, юноши, говоритъ онъ, яко побѣдисте лукаваго. Юношами названы здѣсь христіане, обновленные Божественною благодатію. Когда служитель Христовъ окажетъ должное мужество и постоянство въ борьбѣ съ духами злобы: тогда нисходитъ въ душу его Божественная благодать, и даруетъ побѣду: тогда обновляется яко орля юность (Псал. 102, 5) его, та нестарѣющаяся юность, которою онъ украшенъ былъ Создателемъ при созданіи, которую замѣнилъ неисцѣльною ветхостію при произвольномъ паденіи. Не любите міра, ни яже въ мірѣ. Аще кто любитъ міръ, нѣсть любве Отчи въ немъ. Яко все, еже въ мірѣ, похоть плотская, и похоть очесъ, и гордость житейская, нѣсть отъ Отца, но отъ міра сего есть. И міръ преходитъ, и похоть его, а творяй волю Божію, пребываетъ во вѣки (1 Іоан. 2, 14-17).

Возлюбленные братія! Отчего и намъ не быть побѣдителями міра и міродержца? Побѣдили ихъ подобные намъ человѣки, облеченные плотію и немощами человѣчества; побѣдили его не только доблестные мужи, побѣдили его и хилые старцы, и слабыя жены, и малыя дѣти; они побѣдили, и не оставили намъ никакого извиненія въ побѣжденіи, если мы подвергнемся ему. Предъ ними стоялъ тотъ же міръ съ своими обольщеніями; около нихъ пресмыкались тѣ же невидимые змѣи, употреблявшіе всѣ усилія, чтобъ низвлечь и вселить души ихъ въ персть. Сердца и мысли побѣдителей были горѣ! Ограждая постомъ тѣла свои, они укротили, остановили въ нихъ влеченіе къ земному наслажденію! посредствомъ поста они доставили духу возможность пребывать въ непрестанномъ трезвѣніи и бодрствованіи, доставили ему возможность неусыпно слѣдить и наблюдать за многоразличными кознями діавола! Облегчивъ постомъ тѣла свои, облегчивъ имъ самый духъ, они дали возможность духу прилѣпиться къ Господу чистою и постоянною молитвою (Псал. 134, 3), получить Божественную помощь, оживить свою вѣру отъ слуха, вѣру отъ слуха содѣлать извѣщеніемъ, духовною силою, — этою силою одержать совершенную побѣду надъ міромъ и духами злобы. Такая вѣра, какъ научаетъ насъ святый Іоаннъ Богословъ, называя ее уже дерзновеніемъ къ Богу и заимствуя ученія о ней изъ своихъ святыхъ опытовъ, пріобрѣтается услышанною молитвою (1 Іоан. 5, 14-15). Такою вѣрою праведники невидимаго Бога какъ-бы видятъ, сказалъ святый апостолъ Павелъ (Ефес. 11, 27). При видѣніи Бога, естественно, что скрывается отъ взоровъ міръ! преходящій міръ дѣлается какъ-бы несуществующимъ! и не на что опереться міродержцу для его брани. Трезвитеся, братія, и бодрствуйте, зане супостатъ вашъ діаволъ яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити, ему же противитеся, тверди вѣрою, воспріявъ щитъ вѣры, вѣры дѣятельной, вѣры живой, вѣры благодатной, для которой способенъ только тотъ подвижникъ Христовъ, который пріуготовился къ брани съ духами злобы прощеніемъ ближнимъ согрѣшеній ихъ, то есть, милостію и смиреніемъ, и вступилъ въ эту брань, облеченный въ оружіе поста и молитвы. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Преподобный Кассіанъ. Собесѣдованіе VIII, гл. IX и X.
[2] Бесѣда 8-я на Посланіе къ Рямлянамъ.
[3] Симеонъ Новый Богословъ, Добротолюбіе ч. 2-я, въ словѣ Никифора монашествующаго.
[4] Каноникъ 1-я молитва отъ оскверненія.

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №4 (436). Апрѣль 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 20-26.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.