Церковный календарь
Новости


2017-03-29 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 49-е, въ пятокъ 5-я седмицы поста (1910)
2017-03-29 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 48-е, въ четвертокъ 5-я седмицы поста (1910)
2017-03-29 / russportal
Славянское житіе преп. Маріи Египетской (изъ Постной Тріоди 1650 г.) (1650)
2017-03-28 / russportal
Славянское житіе преп. Маріи Египетской (изъ кн. житій святыхъ свт. Димитрія) (1875)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 6-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 4-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№4 (436). — Апрѣль 1986 года.

Епископъ Игнатій (Брянчаниновъ).
Слово 1-е въ недѣлю Цвѣтоносную.

Болѣе, нежели за четыреста лѣтъ до событія, Божій Пророкъ произнесъ пророчество о событіи, которое мы сегодня воспоминаемъ и празднуемъ. Господь нашъ Іисусъ Христосъ, окончивъ Свою проповѣдь на землѣ, совершилъ торжественное вшествіе въ царственный градъ Іерусалимъ, въ градъ поклоненія истинному Богу, въ градъ по преимуществу Божій. Господь совершилъ это вшествіе какъ Царь и побѣдитель, чтобъ увѣнчать свое служеніе рѣшительнымъ подвигомъ: пораженіемъ смерти смертію, снятіемъ клятвы съ рода человѣческаго, посредствомъ принятія этой клятвы на Себя. Онъ совершилъ вшествіе въ царственвый градъ на жребяти осли (Іоан. 12, 16), на неже никто же николи же отъ человѣкъ всѣде, чтобъ возвратить человѣчеству утраченное праотцемъ нашимъ царское достоинство, возвратить это достоинство восшествіемъ на крестъ (Лук. 19, 30). Укротилось неукрощенное жребя подъ чуднымъ Всадникомъ. На жребя Апостолы возложили свои ризы; вышедшій на встрѣчу и сопутствовавшій Господу многочисленный народъ вопіялъ въ восторгѣ: Осанна Сыну Давидову! благословенъ грядый Царь во имя Господне (Матѳ. 21, 9; Лук. 19, 38). По мановенію Господа провозглашенъ Царь во имя Господне, — не по случаю, не по сознанію и произволу человѣческому. Тотъ-же народъ, по прошествіи четырехъ дней, уже вопіялъ о провозглашенномъ сегодня Царѣ: Распни, распни его, не имамы Царя, токмо Кесаря (Лук. 23, 21; Іоан. 19, 16).

Что бы значило вшествіе Господа во Іерусалимъ на неукрощенномъ жребцѣ? Это, по объясненію святыхъ Отцевъ, имѣетъ глубокій, пророческій смыслъ. Всевидящій Господь уже видѣлъ наступающее окончательное отступленіе Іудеевъ. Онъ провозвѣстилъ объ этомъ отступленіи еще въ то время, какъ только данъ былъ законъ Израильтянамъ на Синаѣ, провозвѣстилъ устами ихъ вдохновеннаго Законодателя. Согрѣшиша, говоритъ Моисей о будущемъ согрѣшеніи Іудеевъ противъ Богочеловѣка, какъ-бы уже о совершившемся, согрѣшиша! не того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сія ли Господеви воздаете? Языкъ погубивый совѣтъ есть, и нѣсть въ нихъ художества, не смыслиша разумѣти. Отъ виноградовъ Содомскихъ виноградъ ихъ, и розга ихъ отъ Гоморры. Напротивъ того: Возвеселитеся небеса купно съ Нимъ — Сыномъ Божіимъ — и да поклонятся Ему вси Ангели Божіи: возвеселитеся языцы съ людьми Его, и да укрѣпятся Ему вси сынове Божіи (Втор. 32, 5-6; 28, 32. 43). Вшествіе на необъѣзженномъ жребцѣ въ Іерусалимъ есть повтореніе пророчества Моисеева, повтореніе не словами, символомъ. Моисей предвозвѣстилъ, что язычники возвеселятся о Господѣ, а Іудеи будутъ отвергнуты: здѣсь неукрощенное жребя, на нѣмъ же никтоже николиже отъ человѣкъ всѣде, изображаетъ язычниковъ. Одежды Апостоловъ — это ученіе Христово, преподанное ими язычникамъ, и возсѣлъ духовно на язычниковъ Господь, содѣлавшись ихъ Богомъ. Онъ ввелъ ихъ въ Іерусалимъ: въ лоно своей Церкви, въ вѣчный, нерукотворенный Божій градъ, въ градъ спасенія и блаженства. Отверженные Іудеи были тутъ на лице. Они устами возвѣщали: Царь Израилевъ, а въ душѣ, въ своемъ Синедріонѣ, уже рѣшили убійство Спасителя.

И еще другое значеніе имѣетъ жребя ослее. Оно изображаетъ каждаго человѣка, водимаго безсловесными пожеланіями, лишившагося своей духовной свободы, привязаннаго пристрастіемъ и навыкомъ къ плотской жизни. Ученіе Христово отрѣшаетъ осля отъ привязи, то есть, отъ исполненія грѣховной и плотской воли. Потомъ Апостолы приводятъ осля ко Христу, возлагаютъ на осля ризы: на него возсѣдаетъ Господь, и совершаетъ на немъ вшествіе во Іерусалимъ. Это значитъ: по оставленіи грѣховной жизни человѣкъ приводится къ Евангелію, и облачается, какъ-бы въ апостольскія ризы, въ подробнѣйшее и тончайшее познаніе Христа и Его заповѣдей. Тогда возсѣдаетъ на него Господь духовнымъ явленіемъ ему и духовнымъ обитаніемъ въ немъ, какъ и благоволилъ Онъ обѣтовать: Имѣяй заповѣди Моя, и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя, а любяй Мя, возлюбленъ будетъ Отцомъ моимъ, и Азъ возлюблю его и явлюся ему Самъ. И Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ нему пріидемъ, и обитель у него сотворимъ (Іоан. 11, 24. 23). Пришествіе Господа сопутствуется превысшимъ слова и постиженія миромъ, миромъ благодатнымъ, достойнымъ подателя его, Господа. Этотъ миръ не имѣетъ никакого сравненія съ естественнымъ спокойствіемъ падшаго человѣка, который можетъ ощутить спокойствіе и удовольствіе отъ наслажденія плотскаго, который можетъ счесть спокойствіемъ самое нечувствіе свое, самую вѣчную смерть свою. Возсѣдаетъ Господь на естественныя свойства покорившагося Ему человѣка, усвоившаго себѣ Его всесвятое ученіе, и вводитъ его, возсѣдая на немъ, въ духовный Божій градъ, въ градъ мира, во Іерусалимъ, котораго зиждитель — Богъ, а не человѣкъ.

Душу, подъявшую Господа, привѣтствуетъ Святый Духъ. Онъ предлагаетъ ей радость духовную, нетлѣнную, вѣчную. Радуйся, и радуйся зѣло дщи Сіоня, дщерь святой Церкви: потому что ты не принадлежишь никому, кромѣ Бога. Проповѣдуй дщи Іерусалимля! Се Царь твой грядетъ праведенъ и спасаяй, той кротокъ, и всѣдъ на подъяремника и жребца юна. Ты, ощутивъ въ себѣ благодатный миръ Христовъ и содѣлавшись дщерію этого мира, обновилась юностію духовною и опытно вѣдаешь Царство Христово. Въ тебѣ уже укрощены страсти благодатною силою управляющаго тобою Всадника: естественныя твои свойства не могутъ нарушать своихъ естественныхъ законовъ, не могутъ переходить и преображаться въ необузданныя страсти! Заимствуя отъ Господа всѣ мысли, всѣ ощущенія, всю дѣятельность твою, ты можешь и обязана повѣдать Имя Господне братіи твоей, посреди церкви воспѣть Господа (Псал. 21, 23). Ты, какъ рожденная Святымъ Духомъ и дщерь Духа, способна созерцать духовное шествіе Царя твоего, способна созерцать праведность Царя твоего. Онъ кротокъ и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 29), и наставитъ кроткія на судъ, научитъ кроткія путемъ своимъ (Псал. 24, 9). Богъ нашъ — Духъ, несравнимый ни съ какимъ сотвореннымъ духомъ, какъ во всѣхъ отношеніяхъ безконечно отличающійся отъ всѣхъ тварей: святые сотворенные духи суть Его престолы и колесницы. Онъ возсѣдаетъ и шествуетъ на Херувимахъ; Онъ возсѣдаетъ и шествуетъ на тѣхъ блаженныхъ душахъ человѣческихъ, которыя покорили Ему и принесли Ему во всесожженіе свои естественныя свойства. На такихъ душахъ шествуетъ Царь, входя во святый градъ Божій, и вводя въ него святыя души. Осанна въ вышнихъ! Благословенъ грядый, Царь Израилевъ. Аминь.

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №4 (436). Апрѣль 1986 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1986. — С. 27-30.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.