Церковный календарь
Новости


2017-06-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 20-е (1908)
2017-06-23 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 19-е (1908)
2017-06-23 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 26-я (1921)
2017-06-23 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 25-я (1921)
2017-06-22 / russportal
Архіеп. Аверкій. Сила вѣры, смиренія и неотступности въ молитвѣ (1975)
2017-06-22 / russportal
Архіеп. Аверкій. Пасхальное привѣтствіе св. Владимірской молодежи (1975)
2017-06-22 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Вел. Кн. Елены Владиміровны съ Греч. Корол. Николаемъ (1902)
2017-06-22 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Вел. Кн. Георгія Михаиловича съ Греч. Корол. Маріею (1900)
2017-06-22 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 10-я (1943)
2017-06-22 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 9-я (1943)
2017-06-22 / russportal
Грамота Россійскаго Правительства адм. Колчака Казачьимъ войскамъ (1919)
2017-06-22 / russportal
Основные Законы Всевеликаго Войска Донского (1918)
2017-06-21 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово въ недѣлю четвертую по Пасхѣ (1908)
2017-06-21 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово въ недѣлю свв. женъ мѵроносицъ (1908)
2017-06-21 / russportal
Высочайшій Манифестъ объ открытіи чрезвычайнаго сейма въ Гельсингфорсѣ (1905)
2017-06-21 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Вел. Кн. Ольги Александровны съ Герц. Ольденбургскимъ (1901)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№8 (619). — Августъ 2001 года.

Юбилейный сборникъ: Къ 50-лѣтію Архипастырства Митрополита Виталія.

Пасха.

Пасха Христова есть конечная цѣль Божіяго домостроительства, осуществленіе всѣхъ пророчествъ, всего Священнаго Писанія. Апостолы Христовы вышли на всемірную проповѣдь о Воскресеніи Христовомъ и этой проповѣдью покорили языческій міръ. Изъ Гроба Господня вмѣстѣ съ Воскресшимъ Господомъ вышла вся наша вѣра и все наше богослуженіе, ибо по слову апостола Павла: «если Христосъ не воскресъ, то и проповѣдь наша тщетна, тщетна и вѣра ваша» (1 Кор. 15, 14). Безъ Воскресенія Христова вообще не можетъ быть никакого Христіанства. Воскресеніе Христово было бы недостаточно назвать догматомъ, — это догматъ всѣхъ догматовъ. Какъ въ океанъ устремляются всѣ ручьи, рѣчки и рѣки, такъ къ Пасхѣ, къ Воскресенію Христову стремится все ученіе христіанское и въ немъ завершается. Таково значеніе Пасхи, вершины всѣхъ праздниковъ, сердца святой Православной Церкви.

И неудивительно, что на Воскресеніе Христово была устремлена и вся сила врага рода человѣческаго — діавола, этого древняго зла. Какъ удалось ему сердца западныхъ нашихъ братьевъ христіанъ переключить съ Пасхи на Рождество Христово и сдѣлать послѣднее средоточіемъ всей ихъ духовной жизни? Какъ средство могло сдѣлаться цѣлью? Невозможно почти прослѣдить исторически — когда, въ какой моментъ исторіи, Римъ, а за нимъ и все западное христіанство, совершило эту духовную перестановку съ Пасхи на Рождество. Какъ луна могла занять мѣсто солнца, главнаго свѣтила небеснаго? Но эта подмѣна произошла, а за ней весь западъ началъ жить другой духовной жизнью; мистическій сакраментальный ликъ его совершенно измѣнился. Эту централизацію духовной жизни Запада на Рождество Христово невозможно назвать ересью. Ересь всегда болѣе конкретна, явна, выпукла, но это хуже всякой ереси, это можно назвать только подмѣной, тѣмъ болѣе опасной, что она незамѣтно, вкрадчиво вошла въ исторію и изнутри ниспровергла истинное христіанское міроощущеніе.

Когда мы перечисляемъ всѣ ереси, которыми захвачены западные христіане, какъ филіокве, непогрѣшимость папы, непорочное зачатіе, чистилище, непочитаніе Матери Божіей, непочитаніе святыхъ иконъ и прочее, то эту перестановку духовной жизни съ Пасхи на Рождество Христово можно смѣло назвать нравственной причиной всѣхъ этихъ ересей вмѣстѣ взятыхъ, цементомъ, закрѣпившимъ всѣ эти неправды, осуществившимъ ихъ въ самой драгоцѣнной части человѣческаго дѣланія, въ его духовно-нравственной, сакраментальной, молитвенной жизни. Для этой подмѣны Пасхи Рождествомъ можно найти только одинъ текстъ во всемъ Св. Евангеліи, когда апостолъ Петръ, еще не просвѣщенный, не озаренный Духомъ Святымъ уговаривалъ Господа не идти въ Іерусалимъ, гдѣ Ему предстоитъ много пострадать. «Съ того времени Іисусъ началъ открывать ученикамъ Своимъ, что Ему должно идти въ Іерусалимъ, и много пострадать отъ старѣйшинъ, первосвященниковъ и книжниковъ, и быть убиту, и въ третій день воскреснуть. И отозвавъ Его, Петръ началъ прекословить Ему: будь милостивъ къ Себѣ, Господи: не будетъ этого съ Тобою. Онъ же, обратившись, сказалъ Петру: отойди отъ Меня, сатана; ты Мнѣ соблазнъ; потому что думаешь не о томъ, что Божіе, но что человѣческое» (Матѳ. 16, 21-23). Апостолъ Петръ, можетъ быть, изъ самыхъ искреннихъ чувствъ пытался удержать Христа на землѣ, но былъ строго осужденъ.

Отвѣтъ Господа можно выразить двумя словами, нисколько не искажая суть словъ Спасителя. Эти слова суть: не Рождество, а Пасха!

Если удалось діаволу незамѣтно поставить на второе мѣсто Пасху Христову, Воскресеніе Христа изъ мертвыхъ, то ужъ вѣру во всеобщее воскресеніе всѣхъ мертвыхъ отъ вѣка скончавшихся діаволу совсѣмъ легко удалось поставить не только на второе мѣсто, но и превратить ее въ басню, въ нѣкій миѳъ. И это второй шагъ діавола въ его борьбѣ съ Церковью. На фонѣ такого духовнаго тумана совсѣмъ забыли, что человѣка Богъ создалъ совершеннымъ, безсмертнымъ, что смерть есть послѣдствіе грѣха, временное наказаніе, хоть оно и длится столько, сколько существуетъ само человѣчество, но оно временное, потому что въ концѣ міра сего Богъ воскреситъ всѣхъ мертвецовъ, т. е. возстановитъ человѣка въ безсмертіи вѣчнаго блаженства или въ безсмертіи вѣчныхъ мукъ, но вернетъ его къ настоящему первичному состоянію, то есть къ безсмертію, упразднивъ совершенно и самое время. «И ангелъ, котораго я видѣлъ стоящимъ на морѣ и на землѣ, поднялъ руку свою къ небу и клялся Живущимъ во вѣки вѣковъ, Который сотворилъ небо и все, что на немъ, землю и все, что на ней, и море и все, что въ немъ, что времени уже не будетъ» (Откр. 10, 5-6).

Трагедія всего современнаго мыслящаго человѣчества въ томъ, что на этого осужденнаго, больного, смертнаго человѣка стали смотрѣть какъ на критерій и, изслѣдуя его и всѣ дѣла его, стали выводить цѣлыя философскія ученія, политическія системы, научныя заключенія часто абсолютнаго, исчерпывающаго характера. Какое потрясающее заблужденіе, да это даже нельзя назвать заблужденіемъ... это какое-то всемірное, почти что космическое неправомысліе. Это все равно, что взять изъ тюрьмы уголовнаго преступника, причемъ психически неуравновѣшеннаго и физически больного, осужденнаго и въ кандалахъ, и изучать его, какъ нормальнаго, и дѣлать выводы о психологическихъ законахъ, въ немъ дѣйствующихъ, и изъ всѣхъ собранныхъ такихъ данныхъ дѣлать выводы о происхожденіи человѣческаго рода и предлагать для него самый правильный рецептъ образа жизни, — личный, семейный и государственный.

Только Воскресеніе «Первенца изъ мертвыхъ», Христа Спасителя, Богочеловѣка, и общее воскресеніе всѣхъ умершихъ является единственнымъ ключемъ къ правильному пониманію всего космоса, земли и рода человѣческаго. Безъ этой истины просто невозможно ничего понять и всѣ науки о человѣкѣ, его сущности и его дѣятельности безъ ученія о воскресеніи и безсмертіи, этой альфы и омеги всего бытія, будутъ мертвы и по смыслу, и по духу.

И это потому, что единственно въ Церкви Православной во всей полнотѣ, человѣкъ представляется во всѣхъ стадіяхъ своего бытія отъ его сотворенія Богомъ, затѣмъ черезъ грѣхопаденіе до смерти, и до воскресенія и безсмертія, а не въ какомъ-то маломъ отрѣзкѣ его бытія и самомъ незначительномъ его пребываніи на землѣ въ состояніи паденія, осужденія и грѣха. Воистину столь нагрѣмѣвшіе послѣдователи Дарвина, а также Гегель, Фрейдъ и всѣ матеріалисты и атеисты суть не больше не меньше, какъ настоящіе «дырочники», смотрящіе и на человѣка, и на весь міръ черезъ скважину, дырочку своего ущемленнаго міровоззрѣнія.

Лучшимъ доказательствомъ порочности такихъ философскихъ системъ, теорій и политическихъ ученій служатъ ихъ ужасныя нравственныя послѣдствія; сколько грѣха, а за нимъ сколько бѣдствій, горя, слезъ и крови они принесли роду человѣческому.

Воскресеніе Христово это тотъ камень, которымъ пренебрегли гордые строители міра сего, но къ ихъ сраму этотъ камень оказался краеугольнымъ камнемъ всего мірозданія.

(«Православное обозрѣніе», № 38, май 1968 г.)

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №8 (619). Августъ 2001 года. — Юбилейный сборникъ: Къ 50-лѣтію Архипастырства Митрополита Виталія. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 2001. — С. 23-26.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.