Церковный календарь
Новости


2017-05-23 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Два слова на память свв. равноапп. Кирилла и Меѳодія (1965)
2017-05-23 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе на память св. ап. Симона Зилота (1965)
2017-05-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Что есть истина? (1975)
2017-05-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Въ чемъ значеніе Русской Зарубежной Церкви? (1975)
2017-05-22 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ пятокъ 7-й седмицы. Отданіе Вознесенія (1864)
2017-05-22 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ четвертокъ 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе (2-е) на память свт. Николая Чудотворца (1965)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе (1-е) на память свт. Николая Чудотворца (1965)
2017-05-22 / russportal
«Проповѣдн. хрестоматія». Поученіе на память св. пророка Исаіи. (1965)
2017-05-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматъ о Церкви въ современномъ мірѣ (1975)
2017-05-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ среду 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-21 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба во вторникъ 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-21 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Три поученія на перенес. мощей свт. Николая Чудотворца (1900)
2017-05-21 / russportal
Прот. Григорій Дьяченко. Поученіе въ день св. ап. и еванг. Іоанна Богослова (1900)
2017-05-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ понедѣльникъ 7-й седмицы по Пасхѣ (1864)
2017-05-20 / russportal
"Тріодь Цвѣтная". Служба въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ (свв. отецъ, иже въ Никеи) (1864)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 24 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№8 (619). — Августъ 2001 года.

Юбилейный сборникъ: Къ 50-лѣтію Архипастырства Митрополита Виталія.

Письмо молодымъ людямъ въ Россіи.

Въ вашихъ письмахъ вы постоянно пишете, что отъ меня ожидаете нѣкотораго руководства, ко мнѣ прислушиваетесь и хотѣли бы знать, что я думаю обо всемъ, что творится сейчасъ въ Россіи. Со стороны, можетъ быть, я и имѣю немножко больше объективности, да и санъ мой мнѣ въ этомъ помогаетъ, предоставляя мнѣ просто по должности болѣе широкій кругозоръ; но повѣрьте, что тутъ вопросъ въ Промыслѣ Божіемъ о Россіи, и вы такимъ образомъ просите непосильнаго для меня дара пророчества.

Вы правы въ томъ, что по чисто человѣческому, земному, логическому разсужденію все выглядитъ крайне мрачно. Я даже сказалъ бы, что за всѣми тучами, свѣта Божьяго не видно. Если Россія не выберется изъ этихъ душныхъ трущобъ, то, по всей вѣроятности, мы идемъ — весь міръ идетъ къ концу, и тогда можно сказать съ апостоломъ: «Ей, гряди, Господи Іисусе». Однако вся наша русская духовная литература, наши старцы, наши святые, богодухновенные писатели и просто просвѣщенные люди земли русской болѣе или менѣе предсказали и ужасы, и возрожденіе нашей Родины.

Препятствія этому возрожденію я вижу два. Во-первыхъ, нераскаянность нашего народа и натискъ непомѣрныхъ искушеній въ видѣ распущенности, безстыдства, пьянства, наркоманіи. Какъ-то на одномъ собраніи молодежи я сказалъ, что Россіи придетъ полный духовный крахъ не отъ разгула большевизма, но тогда, когда будутъ избирать блудницъ, называя ихъ именами нашихъ священныхъ городовъ, прославленныхъ нашими великими святителями и преподобными: когда выберутъ «миссъ Москву», «миссъ Кіевъ», «миссъ Казань», «миссъ Новгородъ» и такъ далѣе. Вы мнѣ возразите, что это уже налицо. Но вы ошибаетесь. Да, «миссъ» уже избраны, но это пока что простое, примитивное подражаніе западу, но совсѣмъ не органическое явленіе, а потому не есть еще выраженіе глубиннаго нравственнаго растлѣнія. Дореволюціонный общественный строй Россіи именно и былъ глубоко растлѣнъ, и отъ такого органическаго поврежденія, Богомъ была допущена революція, кровавая купель, въ которой многіе безнадежно опороченные омылись и какъ-то спасли свои души. Такъ и во всемірномъ потопѣ многія люди спасли свои души, ибо всякое наказаніе Божіе таитъ въ себѣ милосердіе, если кто приметъ его сердцемъ своимъ.

По всей вѣроятности, случаются въ исторіи человѣчества такія глубинныя поврежденія, перерожденія въ зло, что необходимы для возможнаго спасенія шквалы, потрясенія, даже катаклизмы, и все это по неизреченному милосердію Божіему. Во всякомъ грѣхѣ можно каяться, какой бы страшный грѣхъ ни былъ. Но попробуйте покаяться во всемъ своемъ порочномъ міровоззрѣніи, которое въ васъ сложилось постепенно, день за днемъ, годъ за годомъ. Да вѣдь это вы весь налицо: вы срослись, сроднились съ нимъ, а по закону естества человѣческаго вы непремѣнно и живете по этому своему міровоззрѣнію. Тутъ уже нѣтъ мѣста покаянію, потому что человѣкъ не видитъ, въ чемъ ему каяться конкретно. Ему, конечно, надо каяться во всемъ, съ головы до ногъ, каяться, что онъ живетъ, дышитъ, ѣстъ и пьетъ, но это уже не покаяніе, а перерожденіе полное — то, о чемъ говорилъ Спаситель съ Никодимомъ: надо снова родиться. Для такого новаго рожденія у Господа суть безчисленные пути — чудесное явленіе Савлу, будущему апостолу Павлу, чудесное перерожденіе Маріи Египетской, болѣзни, потрясенія и другіе безчисленные способы сокровенные, намъ невѣдомые, для перерожденія изъ безнадежно падшаго въ святого.

Но вернемся снова къ Россіи. Сейчасъ многіе наши молодые люди и дѣвушки посѣщаютъ Россію, ея святыни, монастыри и поразительно чутко передаютъ мнѣ свои впечатлѣнія. Одна дѣвушка написала мнѣ замѣчательное письмо, въ которомъ говоритъ: «Я ушла отъ одного игумена, какъ отъ змѣи»; отъ другого «я ушла обледенѣлая, пустая». Другой молодой человѣкъ мнѣ пишетъ: «Какой чудный нашъ русскій народъ, вѣрующій, простой народъ. Среди нихъ есть настоящіе Христа ради юродивые, праведники, скромныя, смиренныя души. Сколько я видѣлъ этихъ русскихъ глазъ, молитвенныхъ глазъ, молчаливыхъ, глубокихъ».

Есть еще одна опасность характера чисто умышленнаго, намѣреннаго, планомѣрнаго. Злыя силы столько потрудились, чтобы сокрушить Православную русскую державу, что для нихъ возрожденная Россія — это ночной кошмаръ съ холоднымъ, леденящимъ потомъ. Одинъ не то депутатъ, не то сенаторъ здѣсь, на западѣ, заявилъ цинично: «Мы не допустимъ такого».

Что это значитъ?

Будутъ брошены всѣ силы, милліарды золота, лишь бы погасить пламя Русскаго Возрожденія. Вотъ передъ чѣмъ стоитъ сейчасъ Россія. Это страшнѣе Наполеона, Гитлера. Но если съ нами Богъ, то чего намъ бояться? Все же дѣло только въ этомъ и ни въ чемъ другомъ. Итакъ, всѣмъ русскимъ людямъ я хочу напомнить слова преподобнаго Серафима Саровскаго: «Спаси свою душу, и тысячи спасутся вокругъ тебя». Мы же часто по своей дѣятельности уподобляемся евангельскимъ словамъ о томъ человѣкѣ, увлекающемся желаніемъ объять весь міръ, губя свою душу.

Итакъ, оставимъ весь міръ въ покоѣ и серьезнѣйшимъ образомъ займемся спасеніемъ своей души, и тогда, только тогда, мы увидимъ много чудеснаго вокругъ себя, новаго, неожиданнаго, радостнаго. Не то уподобимся безумнымъ людямъ, бьющимъ палками воздухъ. Масса энергіи, движенія, эффективности, а въ итогѣ итоговъ — пустота, а все дѣло ни съ мѣста. Ну ужъ и хитеръ нашъ вѣчный врагъ діаволъ! Такъ и ведетъ нас за носъ, заставляя насъ дѣлать совершенно никому не нужныя вещи, внушая намъ, что это такъ важно, и одновременно исполняя насъ чувствомъ экзальтаціи, энтузіазма, эмоціональности и какой-то всегда нервной радости (страшно не люблю всѣ эти слова на «э» — экуменизмъ, эволюція, эмансипація).

Мы же по нашей духовной незрѣлости и наивности принимаемъ эти чувства за Божію благодать, уловляемся на мякинѣ и еще съ большимъ рвеніемъ погружаемся въ общественную, соціальную суету. Тутъ кстати намъ вспомнить и нашего Достоевскаго, какъ къ старцу Зосимѣ пришла одна дамочка и заявила ему, что она весь міръ возлюбила такъ бы и заключила его въ свои объятья. А вы уже знаете, что старецъ ей отвѣтилъ. Итакъ, не будемъ уподобляться этой дамочкѣ изъ Достоевскаго, а лучше отъ всего сердца обратимся къ Богу, къ Его Пречистой Матери и возопіимъ: Боже, прости мнѣ грѣхи и прегрѣшенія мои, очисти меня, вразуми меня! Скажемъ это отъ всего сердца, отъ всей души, вкладывая въ эти слова все свое человѣческое естество — и душу, и тѣло, такъ, чтобы ни одна клѣточка нашего духовно-тѣлеснаго существа не отсутствовала бы въ этомъ воплѣ души.

И вы думаете, что Господь не отвѣтитъ вамъ на такой крикъ ваше души?!

Непремѣнно отвѣтитъ! Да такъ отвѣтитъ, что ногъ не почувствуете подъ собой, и просимое исполнится. Изыдетъ слово Божіе отъ самого престола Пресвятой Троицы «Да будетъ...», и отъ слова сего вострепещетъ вся вселенная, весь космосъ, и всѣ силы небесныя устремятся исполнить это слово, и земля будетъ изгибаться передъ волей Божіей. И тамъ, гдѣ была гора, будетъ оврагъ, а тамъ, гдѣ была равнина, станетъ гора. Всѣ народы будутъ смотрѣть въ священномъ ужасѣ на такое зрѣлище возстающей изъ моря крови очищенной, прощенной Святой Руси.

Можно, конечно, сказать, что я впадаю въ фантасмагорію, взявъ апокалипсическій тонъ вѣщуна. Но мы вѣдь живемъ на самой грани этого Откровенія, даже, можетъ быть, и вошли уже въ послѣднюю фазу исторіи земной части Церкви Христовой, о чемъ и говоритъ намъ послѣдняя книга Священнаго Писанія.

А развѣ можно говорить другимъ языкомъ, когда пролито столько крови истинныхъ свидѣтелей Христа Спасителя?! (По-гречески наше слово «мученикъ» звучитъ «мартиріосъ», что и значитъ — свидѣтель и глубже опредѣляетъ этотъ подвигъ). Наша Православная Русская Церковь дала столько мучениковъ, что можно одними святыми именами ихъ заполнить всѣ двѣнадцать книгъ новыхъ мѣсячныхъ Миней и на каждый день. Мы ежегодно празднуемъ 40 мучениковъ Севастійскихъ, а у насъ есть гдѣ-то въ тайгѣ въ Сибири яма, въ которую падали по одному іереи Божіи послѣ выстрѣла пулей въ затылокъ и послѣ утвердительнаго отвѣта на вопросъ «Есть ли Богъ?». Ихъ было 60.

Да развѣ можно перечислить всѣ роды жесточайшихъ пытокъ, которымъ подвергались сотни тысячъ православныхъ?

Теперь уже, слава Богу, заговорили немного о Церкви Христовой, но заговорили еще неясно, какъ о какомъ-то учрежденіи, даже департаментѣ. Ее еще не чувствуютъ какъ сердце, какъ причину всего, какъ начало и конецъ, какъ средоточіе во всемъ космосѣ. Ея голосъ еще не звучитъ ясно среди всякихъ теченій: очень трудно разобраться въ этомъ чертополохѣ мыслей, теорій, безчисленныхъ рецептовъ на возрожденіе, на обновленіе. Но настанетъ день, когда Церковь возстанетъ во всей своей красѣ и славѣ, и весь міръ увидитъ истину. Нашей Церкви будетъ дана власть встрѣтить своего непримиримаго врага антихриста. А вы, молодые друзья мои, не падайте духомъ. Развѣ вы не видите, какъ благодать Духа Святого пробиваетъ путь для Своей Церкви? Вся Россія волнуется, и волнуется весь міръ. И вы, можетъ быть, еще въ своей жизни увидите это торжество.

Ну, вотъ и поговорилъ съ вами. Призываю на всѣхъ васъ Божію благодать.

Вашъ искренній благожелатель

Митрополитъ Виталій.

(«Литературная Россія», № 52, 29 декабря 1989 г.)

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №8 (619). Августъ 2001 года. — Юбилейный сборникъ: Къ 50-лѣтію Архипастырства Митрополита Виталія. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 2001. — С. 29-32.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.