Церковный календарь
Новости


2018-02-25 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово о Авраамѣ и Исаакѣ (1895)
2018-02-25 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Похвальное слово славнымъ мученикамъ (1895)
2018-02-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 38, на Рождество Спасителя (1844)
2018-02-24 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 37, на Еванг. слова (Матѳ. 19, 1) (1844)
2018-02-24 / russportal
"Тріодь Постная". Служба во вторникъ 2-й седмицы поста (1864)
2018-02-24 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ понедѣльникъ 2-й седмицы поста (1864)
2018-02-23 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 36, о себѣ самомъ (1844)
2018-02-23 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 35, на память мучениковъ (1844)
2018-02-22 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ 1-ю недѣлю Великаго поста (1864)
2018-02-22 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ субботу 1-й седмицы поста (1864)
2018-02-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 12-е, въ четвертокъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-22 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 11-е, въ среду 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 26-я, утѣшеніе больному (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 25-я, о милости и судѣ (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 34-е, къ пришедшимъ изъ Египта (1844)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 33-е, противъ Аріанъ и о самомъ себѣ (1844)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 25 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ»,
Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь».

№8 (619). — Августъ 2001 года.

Юбилейный сборникъ: Къ 50-лѣтію Архипастырства Митрополита Виталія.

Наши итоги.

Нельзя безъ нѣкотораго внутренняго волненія произнести эти на первый взглядъ, казалось бы, казенныя слова, — «Русская Православная Зарубежная Церковь». У тѣхъ, кто не принадлежитъ къ ней, эти слова вызываютъ или легкое раздраженіе, или глухую непріязнь, или открытый гнѣвъ. Даже ея собственныя чада не всѣ способны слышать эти слова безъ извѣстнаго смущенія, которое принимаетъ оттѣнокъ то сконфуженности, то неловкости. А иногда они произносятъ эти слова съ такимъ видомъ и такимъ тономъ, какъ будто хотятъ сказать вамъ: «Простите, мы это только такъ, но не подумайте, что мы такіе узкіе».

Самое замѣчательное, что происходитъ съ нашей Церковью, это что никто къ ней не можетъ, не способенъ относиться безразлично: самое ея существованіе всѣхъ волнуетъ. Тѣ русскіе люди, которые почему-то не находятся въ оградѣ Русской Зарубежной Церкви и у которыхъ есть еще совѣсть и не потухъ блескъ мысли, напряженно ищутъ канонической формулы, богословской мысли, чтобы оправдать свое отчужденіе отъ нея, успокоить свою совѣсть и спасти свое церковно-общественное лицо. Но найти такого канона нельзя и нѣтъ такой богословской мысли, которая бы успокоила волнующуюся совѣсть. А о тѣхъ, кого все это не волнуетъ можно только сказать — да будетъ милостивъ къ нимъ Господь.

Слово «Зарубежная» не значитъ ли, что область ея повсюду и нигдѣ? Она въ мірѣ семъ и не отъ міра сего. Церковь наша лежитъ на совѣсти всего православнаго міра. Можно дѣлать видъ, что вообще ея нѣтъ на свѣтѣ; можно дѣлать какой угодно видъ по отношенію къ ней, но невозможно снять ее съ своей совѣсти, это не въ человѣческихъ силахъ. Вотъ гдѣ ея настоящее мѣсто въ православномъ мірѣ, но только тамъ, въ совѣсти Она святая мучительница: ею мучатся и она мучитъ.

Наша Церковь великая Свидѣтельница Божія (Мартирія). Люди способны отойти отъ Бога, отъ Его Церкви, попрать всѣ апостольскія правила и каноны не сильно мучаясь въ своей совѣсти, но имѣть предъ своими очами живого свидѣтеля всѣхъ своихъ безчинствъ, при чемъ свидѣтеля, облеченнаго плотью и кровью, молчаливо и кротко взирающаго на него — это невыносимо не только для человѣка, но даже и для діавола.

Наша Церковь одинока. Она какъ великая отшельница, «а Жена убѣжала въ пустыню» (Откр. 12, 6). Но это одиночество только мнимое, потому что рѣдко когда въ исторіи Церкви можно отмѣтить такой явный Божій покровъ. Какъ во дни исхода Израиля, такъ Господь и сейчасъ идетъ предъ нами «днемъ въ столпѣ облачномъ», сохраняя насъ отъ враговъ видимыхъ, «показывая намъ путь», а ночью въ столпѣ огненномъ, свѣтя намъ, «дабы идти намъ и днемъ и ночью», отражая отъ насъ полчища враговъ невидимыхъ — демоновъ.

Наша Святая Церковь великая собирательница во всемъ мірѣ рабовъ Божіихъ отъ всякаго племени, народа и языка, которые не хотятъ «поклониться звѣрю, ни образу его, и принять начертаніе на чело свое и на руку свою» (Откр. 20, 4). Она, наша Церковь, осуществляетъ истинное экуменическое собираніе, придавая этому слову древній святоотеческій смыслъ — экумене, такъ какъ понимали его всѣ святые отцы всѣхъ Вселенскихъ соборовъ.

Если позволительно чѣмъ хвалиться русскому разсѣянію, то только этимъ своимъ неоцѣнимымъ сокровищемъ, постепенно созданнымъ за эти 50 лѣтъ странствованія по всему міру. Ея исторія единственно что есть безспорно достойнаго для русской лѣтописи.

(«Православное обозрѣніе», № 37, мартъ 1968 г.)

Источникъ: «Православная жизнь» (Orthodox life). Ежемѣсячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». №8 (619). Августъ 2001 года. — Юбилейный сборникъ: Къ 50-лѣтію Архипастырства Митрополита Виталія. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 2001. — С. 33-34.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.