Церковный календарь
Новости


2017-07-24 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово при открытіи общества "Правосл. Дѣло" (1994)
2017-07-24 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматика о. Архимандрита Іустина (Поповича) (1964)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (48-е), увѣщаніе къ мученичеству (1879)
2017-07-23 / russportal
Свщмч. Кипріанъ Карѳагенскій. Письмо (47-е), противъ еретиковъ (1879)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 28-е (1882)
2017-07-23 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 27-е (1882)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Фіалки (1921)
2017-07-22 / russportal
А. И. Купринъ. «Разсказы для дѣтей». Скворцы (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Барышня-крестьянка (1921)
2017-07-22 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Станціонный смотритель (1921)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 5-я (1903)
2017-07-22 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 4-я (1903)
2017-07-21 / russportal
Повѣсть о явленіи образа Пресв. Богородицы въ Казани, и о чудесахъ, бывшихъ отъ него (1912)
2017-07-21 / russportal
"Проповѣдн. хрестоматія". Поученіе въ день Казанской иконы Божіей Матери (1965)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Василиса Прекрасная (1921)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Морозко (1921)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРѢНІЕ»,
Періодическій журналъ Русской Православной Мысли.

№ 47. Мартъ 1979 г. — Montreal: Изданіе Русской Православной Зарубежной Церкви.

БЕСѢДЫ ПРЕПОДОБНАГО МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО.
(Переводъ о. Архимандрита Амвросія Погодина.)

Бесѣда четвертая [1].

Отрекшіеся міра и чистосердечно послушествовавшіе словесъ Божіихъ и живущихъ благочестивымъ образомъ жизни, но все еще сущіе подъ покрываломъ страстей, которое всѣ пріобрѣли, какъ послѣдствіе Адамова преслушанія, — т. е. (наслѣдствовавшіе) плотской образъ мышленія, выражающійся въ грѣховныхъ помышленіяхъ, что Апостолъ назвалъ «смертью», говоря: «Мудрованіе плотское, смерть есть» («Помышленія плотскія суть смерть» (Рим. 8, 6), — уподобляются людямъ идущимъ ночью: потому что несмотря на то, что звѣзды, — т. е. начертанія святыхъ заповѣдей, — имъ сіяютъ, они тѣмъ не менѣе, находятся въ ночи и спотыкаются въ непроницаемой тьмѣ страстей, и, по причинѣ сего мрака, не въ силахъ все ясно различать. Поэтому тѣмъ, которые съ трудомъ и великой вѣрой ведутъ добродѣтельный образъ жизни, необходимо молить Небеснаго Владыку, чтобы Солнце правды озарило день въ ихъ сердцахъ и они возмогли ясно видѣть лукавый и разнообразный вредъ, /с. 18/ бывающій отъ духовныхъ звѣрей, и въ то же время — неизрѣченное разнообразіе (богатство) наслажденій благихъ (т. е. праведниковъ, находящихся въ раю) въ нетлѣнномъ мірѣ и поражающую его красоту, то, именно, что духовные и совершенные мужи, которымъ дѣйственно духовный свѣтъ озарилъ сердце, знаютъ поистинѣ различать, какъ и добродѣтели болѣе сильныхъ, такъ и — ужасное состояніе худшихъ (весь греческій текстъ не совсѣмъ ясенъ: «лучшіе» или «болѣе сильные» — можетъ относиться къ святымъ, достигшимъ большей мѣры святости, или даже къ ангеламъ; «худшіе» — грѣшники или бѣсы), согласно различному дѣйствію каждаго, какъ говоритъ блаженный Апостолъ Павелъ: «Совершенныхъ есть твердая пища, имущихъ чувствія обучена долгимъ ученіемъ въ разсужденіе добра же и зла» (Твердая пища свойственна совершеннымъ, у которыхъ чувства навыкомъ пріучены къ различенію добра и зла» Евр. 6, 14); и блаженный Апостолъ Петръ говоритъ: «И имамы пророческое слово: ему же внимающе якоже свѣтилу сіяющу въ темнѣмъ мѣстѣ добре творите, дондеже день озаритъ, и денница возсіяетъ въ сердцахъ вашихъ» («И мы имѣемъ пророческое слово, и вы хорошо дѣлаете, что обращаетесь къ нему, какъ къ свѣтильнику, сіяющему въ темномъ мѣстѣ, доколѣ не начнетъ разсвѣтать день и не взойдетъ утренняя звѣзда въ сердцахъ вашихъ» 2 Петр. 1, 19); и въ иномъ мѣстѣ говорится: «И возсіяетъ вамъ боящимся имене Моего Солнце правды, и исцѣленіе въ крилѣхъ Его» («Для васъ, боящихся Господа, взойдетъ Солнце правды и исцѣленіе въ лучахъ Его» Мал. 4, 2). Смѣшавшіе же себя съ міромъ уподобляются людямъ, ходящимъ въ ночи, темной и исполненной тучъ и тумана, которую даже малый блескъ мерцанія звѣздъ не озаряетъ, т. е. — слова Божіяго, озаряющаго душу, — такъ что они похожи на слѣпыхъ. Таковы — которые всецѣло запутались въ сѣтяхъ матеріальныхъ интересовъ и ни страха Божіяго не имѣютъ, ни заповѣдей Его не исполняютъ и (вообще) не дѣлаютъ никакого добра, но всецѣло въ злыхъ дѣлахъ мірскою суетою обольщаются; живущіе же хоть и мірской жизнью, но при этомъ озаряемые заповѣдями Божіими, какъ бы звѣздами, въ своемъ поведеніи, руководимые вѣрою и страхомъ Божіимъ, они не всецѣло пребываютъ въ мрачной и темной ночи; поэтому и могутъ имѣть надежду на спасеніе. Потому что, какъ на основаніи различныхъ профессій и различныхъ /с. 19/ ремеслъ люди въ семъ мірѣ собираютъ богатство и на основаніи различныхъ государственныхъ должностей течетъ жалованіе служащимъ, и на основаніи различныхъ земельныхъ владѣній или скота или иного чего собирается золото для владѣльца собственности, такъ и на основаніи различныхъ духовныхъ дарованій — (какъ сказано: «Имуще дарованія по благодати (Божіей), даннѣй намъ различна» Рим. 12, 6), — и различныхъ аскетическихъ подвиговъ, и на основаніи праведныхъ дѣлъ и добродѣтелей, совершаемыхъ ради Бога, каждый собираетъ небесное золото, т. е. — небесное богатство духа для вѣчной жизни, — въ соотвѣтствіи съ добрымъ навыкомъ, стараніемъ и вѣрой; изъ этого не слѣдуетъ, что каждый имѣетъ право судить ближняго, порицать или презирать; но пусть каждый съ вѣрой ради Бога бѣжитъ впередъ и подвизается и пріобрѣтаетъ духовную прибыль. Кромѣ того, среди золотоискателей обнаруживаютъ себя искатели самыхъ золотыхъ жилъ, т. е. — бѣгущіе непрестанно и неустанно къ самой крайней цѣли достиженія: потому что они съ большимъ терпѣніемъ и выдержкой совершаютъ свою работу, по-немногу и по-частямъ богатѣютъ и къ тому же лѣнивые и питающіеся тѣмъ, что упало (со стола господъ) и не желающіе терпѣливо и до изнеможенія трудиться, всегда и остаются безъ ничего и бѣдняками. Такъ, тѣ, которые всегда съ надеждой и усердіемъ великодушно и терпѣливо трудятся надъ совершеніемъ добродѣтельныхъ дѣлъ и съ вѣрою ожидаютъ исполненіе небесной надежды и имѣютъ предъ очами воздаяніе благодати, тѣ поистинѣ, собираютъ богатство духа за свое терпѣніе и выдержку и трудъ и молитву, почему они и будутъ обрѣтены славными предъ Богомъ въ ономъ вѣкѣ; нетерпѣливые же, готовые лишь принимать милость (или: благодать), но не хотящіе взять на себя трудъ и изнемогать и во всемъ благоугождать Богу со всѣмъ долготерпѣніемъ, лишаются и той благодати, которой были удостоены раньше; потому что всегда слабое и лѣнивое намѣреніе, какъ не созвучное благодати, не причастное добрымъ дѣламъ и нищее въ отношеніи добродѣтелей, будетъ явлено какъ нецѣнное и презрѣнное предъ Богомъ въ ономъ (будущемъ) вѣкѣ.

Потому что желающій истинно угодить Господу и поистинѣ съ великой рѣшимостью противостать враждебному злому воинству, имѣетъ вести войну на двухъ поприщахъ и /с. 20/ т. ск. на двухъ фронтахъ: во-первыхъ, въ отношеніи видимыхъ вещей міра противъ отвлекающихъ земныхъ вещей и противъ привязанности къ плотскимъ узамъ; и, во-вторыхъ, противъ, скрывающихся въ этихъ вещахъ, самихъ духовъ зла, о которыхъ Апостолъ говоритъ: «Нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, и ко властемъ и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ» («Наша брань — не противъ крови и плоти, но противъ начальствъ, противъ властей, противъ міроправителей тьмы вѣка сего, противъ духовъ злобы поднебесныхъ» Ефес. 6, 12). Такъ двояко, двумя цепями оказался скованъ человѣкъ: 1) бывъ изгнанъ изъ рая, послѣ того какъ преступилъ заповѣдь Божію, находясь въ этомъ мірѣ и въ мірскихъ дѣлахъ, онъ привязался къ міру и полюбилъ плотскія радости и тяготѣетъ къ богатству, къ славѣ и имуществу, привязался къ женѣ, къ дѣтямъ и родственникамъ, къ отечеству, къ мѣсту жительства, и сказать это однимъ словомъ: — полюбилъ все то, отъ чего слово Божіе убѣждаетъ добровольно развязать себя — поскольку въ отношеніи всѣхъ видимыхъ вещей обычно отъ самого человѣка зависитъ связать себя ими или нѣтъ, — между тѣмъ, отъ всего этого развязавъ и освободивъ себя, человѣкъ пріобрѣтаетъ мощь быть совершеннымъ въ заповѣдяхъ Божіихъ; 2) но, увы, и внутри человѣкъ не свободенъ: душа оказалась окруженной рѣшетками, ограждена и обнесена темничными стѣнами и скована цѣпями мрака, и не въ силахъ она любить Господа такъ, какъ это хотѣла бы, и не въ силахъ она вѣрить такъ, какъ этого желала бы и нѣтъ у нея силы молиться такъ, какъ было бы ей вожделѣнно; потому что, вслѣдствіе преступленія перваго человѣка въ весь нашъ міръ, какъ внѣшній, такъ и внутренній вошло страшное противорѣчіе. (Вся фраза передана въ нѣсколько свободномъ переводѣ).

Итакъ, какъ только кто, услышавъ слово Божіе, начнетъ подвизаться и отречется отъ мірскихъ вещей и откажется отъ всѣхъ плотскихъ радостей, развязавъ себя отъ нихъ, тогда крѣпко держась Господа и всего себя посвящая Ему, онъ возможетъ познать, что внутри сердца ведется иная борьба и иное противорѣченіе и иная брань помысловъ и злыхъ духовъ, и предлежитъ иной, внутренняго характера, подвигъ. И тогда, стойко борясь и съ крѣпкой вѣрой и великимъ терпѣніемъ призывая Господа и получая отъ Него помощь, онъ /с. 21/ бываетъ въ силахъ освободиться отъ внутреннихъ оковъ, темничныхъ стѣнъ и огражденій и мрака духовъ зла, т. е. отъ мрачнаго дѣйства (атмосферы) скрытыхъ страстей. Но эта брань можетъ быть одолѣна благодатію и силою Божіею, потому что своими силами человѣкъ безсиленъ освободить себя отъ противорѣчія [2], обольстительныхъ помысловъ и скрытыхъ страстей; въ его силахъ только противорѣчить имъ, сопротивляться и не соглашаться съ ними. Если же кто находится во власти вещей міра сего и связалъ себя всевозможными земными узами и увлеченъ вслѣдъ дурныхъ страстей, то онъ даже и не знаетъ того, что имѣются иное сраженіе, иная борьба и внутренняя брань. Ахъ, да будетъ, чтобы когда кто, подвизавшись, отрекся самого себя и освободилъ себя отъ всѣхъ видимыхъ узъ мірскихъ и матеріальныхъ интересовъ и плотскихъ наслажденій и началъ усердно держаться Господа, упраздняя себя отъ этого міра, вотъ тогда-то и, возмогъ бы увидѣть внутреннюю брань страстей, выливающуюся наружу и внутреннюю борьбу и внутренніе узы! Потому что, если человѣкъ, какъ мы уже сказали, взявъ на себя подвигъ, не отрекся бы отъ міра и отъ всего сердца не освободилъ бы себя отъ земныхъ желаній и всецѣло, во всей полнотѣ, не пожелалъ бы держаться Господа, то онъ и не познаетъ (не увидитъ) скрытую брань отъ духовъ зла и тайныя дурныя страсти [3], но является врагъ самому себѣ, потому что имѣя тайныя раны и страсти, онъ и не видитъ и не знаетъ о нихъ, поскольку онъ предалъ себя земнымъ интересамъ и по своей волѣ запутался въ мірскихъ вещахъ.

Потому что поистинѣ отрекшемуся міра и взявшему на себя подвигъ и сбросившему съ себя бремя земныхъ и пу/с. 22/стыхъ заботъ и желаній, и плотскихъ наслажденій, и славы и начальствованія и почестей людскихъ, — отрекшемуся самого себя и отъ всего сердца отвергшему все это, Господь тайно помогаетъ нести подвигъ, по мѣрѣ его желанія отреченія отъ міра, — и утвердившись въ служеніи Господу и преданности Ему весь цѣликомъ (я хочу сказать: и тѣломъ и душею), онъ обнаруживаетъ это внутреннее противорѣчіе и скрытыя страсти и невидимые узы и незримую брань и скрытую борьбу и состязаніе, — и, вотъ, тогда съ вѣрою помолившись Господу и пріявъ съ небесъ оружіе Духа, — которое насчитываетъ блаженный Апостолъ, именно: — «броню праведности» и «шлемъ спасенія» и «щитъ вѣры» и «мечъ духовный» (Ефес. 6, 14-17), — будучи вооруженнымъ, онъ возможетъ «стать противъ скрытыхъ козней діавольскихъ» (слово «скрытыхъ» прибавлено преп. Макаріемъ), когда наступятъ лютые дни; снабженъ этимъ оружіемъ, съ помощью усиленной молитвы, стойкости и моленія, а прежде всего — вѣры, онъ будетъ силенъ вступить въ борьбу противъ начальствъ и властей и міроправителей, и такимъ образомъ побѣдивъ противныя силы дѣйствомъ Святаго Духа и благодаря собственному усердію во всякой добродѣтели, онъ удостоится вѣчной жизни въ нескончаемые вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Аkаdеmіе-Ѵеrlаg-Веrlіn 1973, II р. 187-191 (№ 59).
[2] Объ этомъ внутреннемъ противорѣчіи, сущемъ въ человѣкѣ, говоритъ Апостолъ Павелъ: «Ибо не понимаю, что дѣлаю; потому что не то дѣлаю, что хочу, а что ненавижу, то дѣлаю, а потому уже не я дѣлаю то, но живущій во мнѣ грѣхъ. Ибо знаю, что не живетъ во мнѣ, то есть, въ плоти моей, доброе; потому что желаніе добра есть во мнѣ, но чтобы сдѣлать оное, того не нахожу. Добраго, котораго хочу, не дѣлаю, а злое, котораго не хочу, дѣлаю. Если же дѣлаю то, чего не хочу, уже не я дѣлаю то, но живущій во мнѣ грѣхъ. Итакъ я нахожу законъ, что когда хочу дѣлать доброе, прилежитъ мнѣ злое. Ибо по внутреннему человѣку нахожу удовольствіе въ законѣ Божіемъ; но въ членахъ моихъ вижу иной законъ, противоборствующій закону ума моего и дѣлающій меня пленникомъ закона грѣховнаго, находящагося въ членахъ моихъ. Бѣдный я человѣкъ! кто избавитъ меня отъ сего тѣла смерти? (Рим. 7, 14-21).
[3] Объ этой скрытой и жестокой брани смотрите книгу Епископа Феофана Затворника: «Невидимая Брань».

Источникъ: «Православное Обозрѣніе». Періодическій журналъ Русской Православной Мысли. — Изданіе Русской Православной Зарубежной Церкви. — Montreal: Тисненіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1979. — №47 (Мартъ). — С. 17-22.

Назадъ / Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.