Церковный календарь
Новости


2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (4-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (3-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (2-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-28 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово (1-е) въ недѣлю свв. отцевъ Никейскаго Собора (1894)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Рождественское привѣтствіе (1975)
2017-05-27 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Духовный большевизмъ (1975)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. О признаніи революціи (1925)
2017-05-27 / russportal
И. А. Ильинъ. Отрицателямъ меча (1925)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Миръ и непримиримость (1975)
2017-05-26 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Къ 40-лѣтію паденія русскаго народа (1975)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Подвигъ патріотическаго единенія (1925)
2017-05-26 / russportal
И. А. Ильинъ. Самообладаніе и самообузданіе (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Идея Корнилова (1925)
2017-05-25 / russportal
И. А. Ильинъ. Кто мы? (1925)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 75-е, въ недѣлю 7-ю по Пасхѣ, свв. отецъ, иже въ Никеи (1910)
2017-05-25 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 74-е, въ четвертокъ 6-й седмицы, на Вознесеніе Господне (1910)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«ПРАВОСЛАВНОЕ ОБОЗРѢНІЕ»,
Періодическій журналъ Русской Православной Мысли.

№ 53. Апрѣль 1981 г. — Montreal: Изданіе Русской Православной Зарубежной Церкви.

НА РѢЧКѢ.
(Изъ дѣйствительной жизни.)

Только что отошло богослуженіе. Всѣ послѣ общаго обѣда расположились кто какъ могъ удобнѣе въ маленькой столовой одного изъ старыхъ бѣженцевъ и тихо бесѣдовали. Прекрасно, съ молитвой проведенная Литургія и общій, хотя и бѣдный обѣдъ, согрѣли сердца и захотѣлось задушевности, на что такъ способенъ русскій человѣкъ. Какъ-то сами собой всѣ разсѣлись маленькими группами и кто тихо, кто съ жаромъ дѣлились своими думами и переживаніями.

На кушеткѣ примостились трое — два гостя и хозяйка дома. Одинъ изъ собесѣдниковъ былъ возбужденъ — онъ первый разъ, послѣ своего далекаго дѣтства, побывалъ въ церкви, первый разъ опять причащался и тоже въ первый разъ находился въ церковно настроенномъ домѣ.

— «Меня удивляетъ, — говорилъ онъ, — что здѣсь у васъ, долго не жившихъ въ Россіи, все не такъ какъ у насъ на нашей родинѣ. Не только ни одного браннаго слова, но ни одной грубости не услышишь. Вѣдь тоже и бѣдно, но наша бѣдность всегда приноситъ озлобленіе, еще больше ожесточаетъ сердца — ваша-же совсѣмъ иначе!.. А Богослуженіе!» — Мнѣ кто-то сказалъ наканунѣ, что многіе будутъ исповѣдываться и причащаться и я, вспомнивъ дѣтство, не ѣлъ... Почему не знаю... Вѣдь исповѣдываться не предполагалъ!.. Но когда началась служба, у меня растворилось сердце и я вслѣдъ за другими пошелъ къ священнику и, повѣрьте мнѣ, плакалъ какъ ребенокъ.

Я ясно почувствовалъ разницу между безбожнымъ и /с. 71/ церковнымъ духомъ, разницу между святостью и грѣхомъ и повторю, заплакалъ. Въ эти нѣсколько минутъ я понялъ этотъ грѣхъ, понялъ всю пагубность для человѣка ужаснаго ученія и жизни по нему».

— «Но къ счастью и тамъ есть люди сохранившіе себя чистыми, люди, которые частью, можетъ быть, и прикровенно, стараются пронести въ себѣ вѣру въ Господа Бога и живущіе по его заповѣдямъ святымъ», — сказала хозяйка.

— «Конечно, есть, были и будутъ. Окончательно вытравить вѣру изъ души многомилліоннаго народа никто не сможетъ. Конечно, очень сократилось количество вѣрующихъ и многіе отдаютъ дань кумиру безбожія. Но зато каждый вѣрный Богу — до нѣкоторой степени исповѣдникъ — будь то ребенокъ или взрослый. И поэтому Господь, какъ мнѣ думается, тамъ ближе стоитъ къ народу и чудеса на нашей родинѣ совсѣмъ не рѣдкость», — сказалъ молчавшій до сихъ поръ третій собесѣдникъ, лѣтъ тридцати съ тонкими чертами лица, бывшій воспитанникъ дѣтдома.

— «Тогда я жилъ еще съ моими родителями, — началъ онъ, — въ деревиѣ средней Россіи. У насъ была своя компанія мальчишекъ, которая, несмотря на разность характеровъ, всегда, какъ въ школѣ, такъ и внѣ ея, держалась вмѣстѣ. Среди насъ былъ одинъ безбожникъ. Однажды, въ жаркій лѣтній день всѣ мы, по обыкновенію пошли купаться въ рѣчку. По дорогѣ кто-то повелъ бесѣду о Богѣ и о разсказѣ священника о сотвореніи міра.

Безбожникъ выругался, какъ только всегда могли ругаться въ Россіи и сталъ говорить, конечно со словъ своихъ старшихъ, что никакого Бога нѣтъ и разсказы о Немъ — глупыя бабьи выдумки. Всѣ мы — остальные, начали «защищать» Господа Бога. И чѣмъ больше мы говорили о Немъ и о вѣрѣ въ Него, тѣмъ сильнѣе мальчишка издѣвался, сквернословилъ и даже плевался. Такъ дошли до рѣчки. Нѣсколько изъ моихъ товарищей быстро раздѣлись и прыгнули въ воду, а я, какъ самый горячій спорщикъ, остался съ безбожникомъ на берегу, продолжая съ нимъ начатый разговоръ. Тѣмъ временемъ на небѣ показалась тучка. Она, быстро увеличиваясь, летѣла въ нашемъ направленіи. Все въ природѣ какъ-то сразу затихло. а солнце стало еще нестерпимѣе жечь.

— «Гроза будетъ», — закричали мои товарищи, бро/с. 72/саясь къ берегу и начиная быстро одѣваться.

— «Ты думаешь, Володька, что и гроза отъ Бога?» — спросилъ меня безбожникъ, начиная смѣяться. — «Старая баба ты... Вотъ кто!» —

— «Конечно» — отвѣтилъ я, глотая обиду.

— «Такъ вотъ что», — еще больше захохоталъ мальчишка. — «Если гроза отъ Бога, то пусть твой Богъ сейчасъ убьетъ меня подъ этой сосной. И онъ съ азартомъ выругавшись, плюнулъ.

Мы въ ужасѣ отбѣжали отъ сквернослова подъ стоявшую невдалекѣ березу и отъ раздавшагося въ этотъ моментъ страшнаго треска, попадали на землю.

Придя въ себя отъ испуга, я увидѣлъ передъ собой горѣвшую сосну и подъ ней, лицомъ въ траву, лежавшаго безбожника.

— «Что же ты!.. Вставай!» — закричали мы. Но онъ не шевелился. Съ дерева упали горящіе угли отъ обгорѣвшихъ сучьевъ, нѣкоторые прямо на спину мальчика. Его красная рубашка задымилась. Мы подбѣжали къ нему, вырвали съ плеча клокъ горѣвшей рубахи и оттащили безбожника въ безопасное мѣсто. Онъ продолжалъ лежать какъ мертный.

— «Да живъ ли?» — сказалъ взволнованно одинъ изъ пріятелей, кладя ухо на сердце обмершаго. — «Бьется!..»

Мы всѣ дрожали. — «Вотъ и говори, что Бога нѣтъ... Что теперь дѣлать? Надо домой нести»...

Шли мы въ деревню съ нашей ношей молча. Трудно было говорить послѣ пережитаго. Дома мы разсказали родителямъ безбожника про споръ и про случившееся. Отецъ его сильно поблѣднѣлъ, а мать, громко плача, бросилась на колѣни и стала во весь голосъ молиться.

Черезъ нѣсколько дней мальчикъ пришелъ въ себя. Но онъ онѣмѣлъ. Мы его часто навѣщали и между собой удивлялись случившейся съ нимъ переменѣ. Сталъ онъ тихій, задумчивый. Когда смогъ ходить — первый его выходъ былъ въ церковь. Послѣ этого не пропускалъ въ храмѣ ни одной службы. Черезъ нѣкоторое время къ нему вернулся и даръ рѣчи.

— «Вотъ какая исторія произошла на моихъ глазахъ», — сказалъ послѣ небольшой паузы разсказчикъ. — «Да Господь не оставилъ Россію и ведетъ ее Своими путями, во-преки всѣмъ безбожнымъ ученіямъ».

К. Ю.       

Источникъ: «Православное Обозрѣніе». Періодическій журналъ Русской Православной Мысли. — Изданіе Русской Православной Зарубежной Церкви. — Montreal: Тисненіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1981. — №53 (Апрѣль). — С. 70-72.

Назадъ / Къ оглавленію журнала / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.