Церковный календарь
Новости


2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 6-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 4-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 27-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 26-е (1898)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 27 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Православная Русь»

«Православная Русь». — Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. Выходитъ съ 1928 года два раза въ мѣсяцъ, 1-го и 15-го числа по ст. ст. Первоначальное наименованіе — «Православная Карпатская Русь». Цѣлью этого изданія была борьба за возстановленіе Православія среди завлеченнаго въ унію съ Римомъ населенія Карпатской Руси. Постепенно «Православная Карпатская Русь» начинаетъ разсылаться по всему русскому разсѣянію. У истоковъ ея изданія стоялъ архим. Виталій (Максименко), который еще до смутныхъ временъ 1917 г. былъ извѣстенъ своей издательской дѣятельностью въ Почаевской Успенской Лаврѣ. Первымъ редакторомъ газеты короткое время являлся прот. Всеволодъ Коломацкій, его смѣнилъ іеромонахъ Серафимъ (Ивановъ). Съ 7 января 1935 г. газета стала издаваться подъ наименованіемъ «Православная Русь». Въ іюлѣ 1944 г. выходитъ его послѣдній «европейскій номеръ». Слѣдующій номеръ датированъ 18/31 января 1947 г., адресъ и администрація редакціи значится въ "Russian Holy Trinity Monastery, N. Y.". — Цѣлью обновленнаго изданія, какъ было заявлено — «блюсти завѣты Святой Руси и въ свѣтѣ ихъ: 1) освѣдомлять о важнѣйшихъ общихъ событіяхъ церковной жизни и оцѣнивать ихъ; 2) освѣдомлять о текущей церковной жизни разбросанныхъ по всему свѣту церковно-организованныхъ единомышленныхъ русскихъ людей; 3) сосредотачивать матеріалъ, рисующій положеніе вѣрныхъ Церкви русскихъ людей, томившихся и томящихся подъ игомъ Совѣтской власти; 4) способствовать ознакомленію церковнаго народа съ основами Православной вѣры, какъ въ цѣляхъ болѣе углубленнаго познанія ея, такъ и въ огражденіе отъ уводящихъ отъ Истины вліяній, давать назидательное чтеніе, способное духовно скрасить досуги русскихъ православныхъ людей за рубежомъ».

«Православная Русь»

«ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»,
Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей.

№ 14 (1346). — 15 (28) Іюля 1987 года.

Жизненный путь Святѣйшаго Патріарха Варнавы.
(Къ 50-лѣтію со дня кончины.)

Эти качества они передали своему любимому сыну Петру, который ихъ преумножилъ десятерицею.

Послѣ окончанія сербской народной школы, по собственному влеченію и по желанію родителей, Петръ Росичъ рѣшилъ продолжать свое ученіе не въ свѣтской, но въ духовной школѣ. Юный патріотъ понималъ, что свободу сербамъ отъ турокъ можно добыть только съ Божіей помощью черезъ Православную Церковь.

Наиболье извѣстной, славящейся отличной постановкой учебнаго дѣла и крѣпкимъ національнымъ духомъ, была Призренская семинарія. Туда и устремился Петръ Росичъ.

Всѣ шесть классовъ семинаріи Петръ Росичъ шелъ первымъ ученикомъ и по окончаніи ея Призренскимъ Митрополитомъ Діонисіемъ былъ отправленъ въ Россію для полученія высшаго богословскаго образованія. Принятъ былъ безъ экзамена въ Петербургскую Духовную Академію. Это было въ 1901 году. Четырехлѣтнее безвыѣздное пребываніе въ Россіи наложило глубокій отпечатокъ на чуткую душу молодого серба. Красота и благолѣпіе русскихъ богослуженій и всего церковнаго чина навсегда запечатлѣлись въ его душѣ, и впослѣдствіи, гдѣ бы онъ ни былъ: епископомъ, митрополитомъ и Патріархомъ, будущій великій сербскій святитель вездѣ вводилъ по возможности русскій богослужебный чинъ.

Ласковая, гостепріимная Россія стала для него второй родиной.

На четвертомъ курсѣ Академіи Петръ Росичъ принимаетъ иноческій постригъ съ нареченіемъ имени Варнавы, что въ русскомъ переводѣ значитъ «сынъ утѣшенія».

Это свое имя молодой инокъ оправдалъ всей своей дальнѣйшей жизнью, будучи великимъ милостивцемъ.

Академія была окончена съ отличнымъ успѣхомъ весной 1905 года.

Не подумавъ объ отдыхѣ, іеромонахъ Варнава принимаетъ неожиданное предложеніе стать священникомъ при сербскомъ посольствѣ въ Константинополѣ.

На этой должности о. Варнава показалъ себя прекраснымъ администраторомъ и блестящимъ дипломатомъ.

Благодаря этимъ способностямъ, а также содѣйствію русской дипломатіи и милостивому отношенію большого руссофила Вселенскаго Патріарха Іоакима III-го, на тридцатомъ году жизни послѣ всего лишь пятилѣтняго служенія въ священномъ санѣ о. Варнава возводится въ епископы съ назначеніемъ на Дебарско-Велескую каѳедру въ южной Сербіи, находившейся тогда подъ властью турокъ. Это назначеніе граничитъ съ чудомъ, ибо турками на сербскія епархіи всегда назначались епископами греки или болгары.

Произошло это событіе 10 апрѣля 1910 г.

Отсюда начинается святительская дѣятельность великаго сербскаго іерарха.

За четыре года своей работы епископъ Варнава сталъ духовно-народнымъ вождемъ всего южно-сербскаго народа, находившагося подъ турецкимъ владычествомъ. Характеренъ отзывъ греческой и болгарской мѣстной печати того времени: «Весь народъ идетъ за Варнавой, ибо онъ одинъ дѣлаетъ больше, чѣмъ нашихъ десять».

Разразилась освободительная сербская война съ турками 1912 года. Всѣ греческіе и болгарскіе архіереи бѣжали изъ мѣстностей, гдѣ пылалъ пожаръ войны. Только епископъ Варнава остался на своемъ посту, несмотря на опасность для жизни.

Зато и награжденъ былъ сугубо радостію веліей, встрѣтивъ въ Кичевѣ сербскія войска во главѣ съ регентомъ королевичемъ Александромъ.

Епископъ Варнава назначается администраторомъ всѣхъ вдовствующихъ епархій освобожденнаго сербскаго юга. Начинается бурная дѣятельность по организаціи церковной и національной жизни въ освобожденномъ краѣ.

Но недолги были радости.

Великая война 1914 года, непосильная борьба съ во много разъ сильнѣйшимъ противникомъ, героическое отступленіе сербской арміи, судьбу которой раздѣлилъ и епископъ Варнава — вотъ горькіе этапы крестнаго пути сербскаго народа.

Спасенные русскимъ Царемъ, остатки сербской арміи нашли себѣ прибѣжище на островѣ Корфу.

Казалось все погибло. Но у сербовъ — три человѣка героическаго духа: юный царственный отпрыскъ королевичъ Александръ, умудренный змѣиною мудростью народный вождь Никола Пашичъ и юный духовный кормчій епископъ Варнава. Совершенные представители вѣры, царя и отечества.

И они при помощи царственной Руси спасли Сербію.

Было рѣшено, что епископъ Варнава отправится въ Россію искать помощи у «Майкѣ Русійе».

Продѣлавъ далекій трудный путь, молодой сербскій іерархъ появляется наконецъ въ Петроградѣ.

Принятый съ самой сердечной, самой горячей любовію всѣми кругами русскаго общества, начиная отъ Государя, епископъ Варнава блестяще выполняетъ порученную ему высокую миссію.

Помогаетъ ему въ этомъ совершенное владѣніе русскимъ языкомъ и исключительныя ораторскія способности.

Своими пламенными рѣчами епископъ Варнава не только привлекаетъ русскій народъ къ помощи страждущей родинѣ своей, но, являя собой совершенный образъ патріота-народолюбца, вливаетъ бодрящую струю въ начавшія падать духомъ русскія сердца.

Увы, остановить окончательное разложеніе русскаго духа въ то время оказалось уже невозможно.

Пребываніе въ Россіи довело любовь епископа Варнавы до нѣкоей преизбыточествующей степени, такъ что у него совершенно стерлась грань между сербскимъ и русскимъ. И это душевное состояніе было у него до самой кончины.

Россійская катастрофа застала епископа Варнаву еще въ Россіи. Дѣлилъ онъ съ нами радости, раздѣлилъ и скорби. Даже жизнь его нѣсколько разъ подвергалась опасности.

Наконецъ, по требованію сербскаго правительства, епископъ Варнава въ началѣ 1918 года выѣхалъ на солунскій фронтъ.

Вскорѣ началось побѣдоносное наступленіе сербской арміи при содѣйствіи посланныхъ еще Государемъ русскихъ войскъ.

Быстро освобождается Сербская земля. Наступаетъ радостное утро свободы отъ вражескаго нашествія.

Но и тутъ некогда долго радоваться: надо возстановлять опустошенную вражеской рукой обезкровленную страну. По организаціи Сербской Церкви 38-лѣтній епископъ Варнава возводится въ санъ Митрополита Скоплянскаго, съ порученіемъ организовать церковную національную жизнь въ южной Сербіи, измученной пятисотлѣтнимъ турецкимъ игомъ, а, послѣ, жестокой австрійской оккупаціей.

Дѣло посильное только гиганту духа. Таковымъ и оказывается молодой Митрополитъ.

Не зная совершенно отдыха, работая по 15 часовъ въ сутки, онъ изъ развалинъ за десять лѣтъ возсоздаетъ цвѣтущую епархію.

Однихъ храмовъ выстроено или обновлено заново свыше пятидесяти. Этой цифры одной уже достаточно, чтобы показать размахъ Митрополита Варнавы.

Участвуетъ Митрополитъ Варнава и въ общецерковной сербской жизни, будучи часто избираемымъ въ члены Сѵнода.

Въ апрѣлѣ 1930 года угасаетъ смертію праведника старенькій 83-лѣтній Патріархъ Димитрій и на его мѣсто избирается подавляющимъ большинствомъ голосовъ Митрополитъ Скоплянскій Варнава.

Новому Патріарху въ это время было 49 лѣтъ.

И на новомъ высочайшемъ посту своемъ, нося титулъ Святѣйшаго, не ослабляетъ онъ въ своей кипучей дѣятельности. За семь лѣтъ своего патріаршества Святѣйшій проводитъ законъ и уставъ Сербской Церкви. Церковная жизнь бьетъ ключомъ. Создаются сильные кадры молодыхъ богослововъ. Строится огромный Патріаршій домъ. Столица украшается за короткій срокъ нѣсколькими новыми храмами. Посѣщаемость столичныхъ церквей увеличивается во много разъ.

Вездѣ создаются прекрасные хоры пѣвчихъ.

Патріаршая служба напоминаетъ по благолѣпію и по благочинію торжественныя богослуженія въ московскихъ кремлевскихъ соборахъ.

Идетъ кипучая работа надъ христіанизаціей жизни.

И вдругъ, внезапная загадочная мучительная болѣзнь и безвременная кончина, и это въ тотъ моментъ, когда Сербская Церковь наканунѣ активнаго наступленія католиковъ, вооруженныхъ благопріятнымъ для нихъ конкордатомъ, страшную опасность котораго прекрасно понималъ Святѣйшій Варнава.

Кончина Его Святѣйшества послѣдовала въ полночь на 24 іюля 1937 года.

Вся русская эмиграція въ Югославіи по поводу кончины Патріарха Варнавы, своего покровителя, защитника и благодѣтеля, испытывала глубокое горе, выражая его въ слезахъ и горячихъ молитвахъ объ упокоеніи души усопшаго Патріарха.

Источникъ: «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. №14 (1346). — 15 (28) Іюля 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 1-3.

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.