Церковный календарь
Новости


2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 6-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-27 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила 4-го Вселенскаго Собора (1974)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 20-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Слова преп. Симеона Новаго Богослова. Слово 19-е (1882)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 29-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 28-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово (8-е) о грѣхѣ и его послѣдствіяхъ (1908)
2017-03-26 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слово въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1894)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (4-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (3-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (2-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Свт. Ѳеофанъ Затворникъ. Слово (1-е) въ 4-ю недѣлю Великаго поста (1869)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 27-е (1898)
2017-03-26 / russportal
Преп. Іоаннъ, иг. Синайскій. «Лѣствица». Слово 26-е (1898)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Посланіе къ Памфѵлійскому Собору (1974)
2017-03-25 / russportal
"Каноны или Книга Правилъ". Правила третіяго Собора, Ефесскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 27 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

Духовные журналы Русскаго Зарубежья

«Православная Русь»

«Православная Русь». — Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. Выходитъ съ 1928 года два раза въ мѣсяцъ, 1-го и 15-го числа по ст. ст. Первоначальное наименованіе — «Православная Карпатская Русь». Цѣлью этого изданія была борьба за возстановленіе Православія среди завлеченнаго въ унію съ Римомъ населенія Карпатской Руси. Постепенно «Православная Карпатская Русь» начинаетъ разсылаться по всему русскому разсѣянію. У истоковъ ея изданія стоялъ архим. Виталій (Максименко), который еще до смутныхъ временъ 1917 г. былъ извѣстенъ своей издательской дѣятельностью въ Почаевской Успенской Лаврѣ. Первымъ редакторомъ газеты короткое время являлся прот. Всеволодъ Коломацкій, его смѣнилъ іеромонахъ Серафимъ (Ивановъ). Съ 7 января 1935 г. газета стала издаваться подъ наименованіемъ «Православная Русь». Въ іюлѣ 1944 г. выходитъ его послѣдній «европейскій номеръ». Слѣдующій номеръ датированъ 18/31 января 1947 г., адресъ и администрація редакціи значится въ "Russian Holy Trinity Monastery, N. Y.". — Цѣлью обновленнаго изданія, какъ было заявлено — «блюсти завѣты Святой Руси и въ свѣтѣ ихъ: 1) освѣдомлять о важнѣйшихъ общихъ событіяхъ церковной жизни и оцѣнивать ихъ; 2) освѣдомлять о текущей церковной жизни разбросанныхъ по всему свѣту церковно-организованныхъ единомышленныхъ русскихъ людей; 3) сосредотачивать матеріалъ, рисующій положеніе вѣрныхъ Церкви русскихъ людей, томившихся и томящихся подъ игомъ Совѣтской власти; 4) способствовать ознакомленію церковнаго народа съ основами Православной вѣры, какъ въ цѣляхъ болѣе углубленнаго познанія ея, такъ и въ огражденіе отъ уводящихъ отъ Истины вліяній, давать назидательное чтеніе, способное духовно скрасить досуги русскихъ православныхъ людей за рубежомъ».

«Православная Русь»

«ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ»,
Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей.

№ 14 (1346). — 15 (28) Іюля 1987 года.

Мысли о Царствіи Божіемъ, или о Церкви.

«Побѣждающему дамъ сѣсть со Мною на престолѣ Моемъ, какъ и Я побѣдилъ и сѣлъ со Отцемъ Моимъ на престолѣ Его» (Апок. 3, 21).

Книга Откровенія св. Іоанна Богослова (Апокалипсисъ) служитъ яркой иллюстраціей достиженія праведниками этой небесной славы.

Подвиги и страданія праведниковъ бываютъ двухъ видовъ: добровольные и невольные. Къ добровольнымъ подвигамъ относятся: усиленная молитва, постъ, добровольная нищета, воздержаніе отъ брачной жизни, богомысліе и разныя дѣла благочестія, ведущія къ очищенію сердца и снисканію Божіей благодати. Съ древнихъ временъ люди, желающіе всецѣло посвятить свою жизнь Богу въ такихъ подвигахъ принимали монашество. Подвигъ этотъ именуется преподобствомъ, а удостоившіеся святости за этотъ подвигъ именуются преподобными. Къ невольнымъ страданіямъ относятся перенесеніе гоненій, лишеній, мученій и насильственной смерти ради вѣры христіанской. Подвигъ этотъ именуется мученичествомъ. Эти два вида подвига, мученичество и преподобство, проходятъ черезъ всю исторію Церкви Христовой, и каждый христіанинъ, въ мѣру своихъ силъ и усердія, пріобщается то къ одному, то къ другому виду подвига.

Въ Апокалипсисѣ мы видимъ представителей этихъ двухъ подвиговъ: мучениковъ (въ 6-й и 7-й главахъ) и преподобныхъ (въ 14-й главѣ). Въ видѣніяхъ, описанныхъ въ этихъ главахъ Откровенія, мы видимъ исполненіе обѣщанія Спасителя: «Побѣждающему дамъ сѣсть со Мною на престолѣ Моемъ, какъ и Я побѣдилъ и сѣлъ со Отцемъ Моимъ на престолѣ Его» (Апок. 3, 21).

Описаніе небеснаго міра начинается съ видѣнія Бога Отца: «И тотчасъ я былъ въ духѣ; и вотъ, престолъ стоялъ на небѣ, и на престолѣ былъ Сидящій, и Сей Сидящій видомъ былъ подобенъ камню яспису и сардису, и радуга вокругъ престола, видомъ подобная смарагду. И вокругъ престола двадцать четыре престола, а на престолахъ видѣлъ я сидѣвшихъ двадцать четыре старца, которые облечены были въ бѣлыя одежды и имѣли на головахъ своихъ вѣнцы. И отъ престола исходили молніи, и громы, и гласы, и семь свѣтильниковъ огненныхъ горѣли предъ престоломъ, которые суть семь духовъ Божіихъ; и предъ престоломъ море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокругъ престола четыре животныхъ, исполненныхъ очей спереди и сзади... и ни днемъ, ни ночью не имѣютъ покоя, взывая: Святъ, Святъ, Святъ Господъ Богъ Вседержитель, Который былъ, естъ и грядетъ. И когда животные воздаютъ славу и честь и благодареніе Сидящему на престолѣ, Живущему во вѣки вѣковъ, тогда двадцать четыре старца падаютъ предъ Сидящимъ на престолѣ и поклоняются Живущему во вѣки вѣковъ, и полагаютъ вѣнцы свои предъ престоломъ, говоря: достоинъ Ты, Господи, пріять славу, и честь, и силу, ибо Ты сотворилъ все, и все по Твоей волѣ существуетъ и сотворено» (Апок. 4, 2-11).

Кристальное море передъ престоломъ символизируетъ спокойствіе и безмятежіе небеснаго міра въ противоположность треволненіямъ земной жизни, которая подобна «житейскому морю, воздвизаемому зря, напастей бурею». Двадцать четыре старца, окружающіе престолъ, являются представителями ветхозавѣтной и новозавѣтной Церкви, это — пророки и апостолы.

Далѣе, съ 5-й главы, тайновидѣцъ переходитъ къ болѣе подробному описанію престола и тѣхъ, кто его окружаетъ, и, въ первую очередь, описываетъ видѣніе Агнца Божія, Который находился среди престола и имѣлъ закланный видъ, то-есть выглядѣлъ, какъ ветхозавѣтный пасхальный агнецъ, принесенный въ жертву. Несомнѣнно, что подъ Агнцемъ надо понимать Сына Божія, о Которомъ святой Іоаннъ Креститель говорилъ: «вотъ, Агнецъ Божій, Который беретъ на Себя грѣхъ міра» (Іоан. 1, 29). Подъ снятіемъ печатей таинственной книги надо понимать раскрытіе судебъ человѣческой исторіи, которыя до своего исполненія извѣстны только всевѣдущему Богу. Минуя здѣсь подробности этихъ событій, остановимся на ихъ результатахъ.

«Когда Онъ снялъ пятую печать, я увидѣлъ подъ жертвенникомъ души убіенныхъ за слово Божіе и за свидѣтельство, которое они имѣли. И возопили они громкимъ голосомъ, говоря: доколѣ, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущимъ на землѣ за кровь нашу? И даны были каждому изъ нихъ одежды бѣлыя, и сказано имъ, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники ихъ и братья ихъ, которые будутъ убиты, какъ и они, дополнятъ число» (Апок. 6, 9-11).

Знаменательно то, что небожители, зная заранее о предстоящихъ гоненіяхъ, не препятствуютъ имъ, но предоставляютъ возможность вѣрующимъ, какъ и себѣ, получить небесную славу за страданія и этимъ «дополнить (на небѣ) число» побѣдителей. Если смотрѣть на жизнь духовными глазами, то страданія за имя Божіе есть не столько необходимость, сколько великая честь и возможность для человѣка пріобщиться къ славѣ Христовой, какъ пишетъ св. апостолъ Павелъ: «Вамъ дано ради Христа не только вѣровать въ Него, но и страдать за Него» (Флп. 1, 29). Страданія эти являются только внѣшнимъ испытаніемъ для вѣрующихъ. Ихъ духовная природа совершенно недоступна діаволу и слугамъ зла. Вѣрующіе ограждены отъ зла таинственной печатью Божіей, подъ которой слѣдуетъ понимать благодатъ Святого Духа. «И видѣлъ я иного Ангела, восходящаго отъ востока солнца и имѣющаго печать Бога Живого. И воскликнулъ онъ громкимъ голосомъ къ четыремъ Ангеламъ, которымъ дано вредить землѣ и морю, говоря: не дѣлайте вреда ни землѣ, ни морю, ни деревьямъ, доколѣ не положимъ печати на челахъ рабовъ Бога нашего. И я слышалъ число запечатлѣнныхъ: запечатлѣнныхъ было сто сорокъ четыре тысячи изъ всѣхъ колѣнъ сыновъ Израилевыхъ... Послѣ сего взглянулъ я, и вотъ — великое множество людей, котораго никто не могъ перечесть, изъ всѣхъ племенъ, и колѣнъ, и народовъ, и языковъ стояло предъ престоломъ и предъ Агнцемъ въ бѣлыхъ одеждахъ и съ пальмовыми вѣтвями въ рукахъ своихъ. И восклицали громкимъ голосомъ, говоря: спасеніе Богу нашему, сидящему на престолѣ, и Агнцу! И всѣ Ангелы стояли вокругъ престола, и старцевъ и четырехъ животныхъ, и пали предъ престоломъ на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь, благословеніе и слава, и премудрость, и благодареніе, и честъ, и сила, и крѣпость, Богу нашему во вѣки вѣковъ! Аминь. И, начавъ рѣчь, одинъ изъ старцевъ спросилъ меня: сіи облеченные въ бѣлыя одежды кто, и откуда пришли? Я сказалъ ему: ты знаешъ, господинъ. И онъ сказалъ мнѣ: это тѣ, которые пришли отъ великой скорби; они омыли одежды свои и убѣлили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребываютъ нынѣ предъ престоломъ Бога и служатъ Ему день и ночь въ храмѣ Его, и Сидящій на престолѣ будетъ обитать въ нихъ. Они не будутъ уже ни алкать, ни жаждатъ, и не будетъ палитъ ихъ солнце и никакой зной, ибо Агнецъ, Который среди престола, будетъ пасти ихъ и водитъ ихъ на жизненные источники водъ, и отретъ Богъ всякую слезу съ очей ихъ» (Апок. 7, 2-4. 9-17).

Число 144.000, какъ и другія числа въ Апокалиисисѣ, имѣютъ не количественное, но символическое значеніе, о чемъ нѣтъ надобности сейчасъ говорить. Описавъ мучениковъ, тайновидѣцъ далѣе описываетъ видѣніе представителей добровольнаго подвига, преподобныхъ. «И взглянулъ я, и вотъ, Агнецъ стоитъ на горѣ Сіонѣ, и съ Нимъ 144.000, у которыхъ имя Отца Его написано на челахъ. И услышалъ я голосъ съ неба, какъ шумъ отъ множества водъ и какъ звукъ сильнаго грома, и услышалъ голосъ, какъ-бы гуслистовъ, играющихъ на гусляхъ своихъ: они поютъ какъ-бы новую пѣснь передъ престоломъ и передъ четырьмя животными и старцами, и никто не могъ научитъся сей пѣснѣ, кромѣ сихъ 144.000, искупленныхъ отъ земли. Это тѣ, которые не осквернились съ женами, ибо они дѣвственники; это тѣ, которые слѣдуютъ за Агнцемъ, куда бы Онъ ни пошелъ. Они искуплены изъ людей, какъ непорочны предъ престоломъ Божіимъ. Здѣсъ терпѣніе святыхъ, соблюдающихъ заповѣди Божіи и вѣру въ Іисуса. И услышалъ я голосъ съ неба, говорящій мнѣ: напиши: отнынѣ блаженны мертвые, умирающіе въ Господѣ. Ей, говоритъ Духъ, они успокоятся отъ трудовъ своихъ, и дѣла ихъ идутъ вслѣдъ за ними» (Апок. 14, 1-5. 12-13).

Гусли символизируютъ ту великую внутреннюю гармонію, которую достигли дѣвственники за свои подвиги очищенія сердца. Эта чистота дѣлаетъ ихъ особо близкими Богу.

Всѣ видѣнія Апокалипсиса говорятъ о тѣсной духовной связи небесно-земной Церкви. Читая эту священную книгу, мы видимъ, что святые принимаютъ живое участіе во всѣхъ испытаніяхъ, черезъ которыя проходятъ ихъ младшіе братія на землѣ, и укрѣпляютъ ихъ въ этихъ испытаніяхъ своими молитвами. Эта молитва символически изображается подъ видомъ ѳиміама, возносимаго изъ священной кадильницы, какъ мы читаемъ въ 8-й главѣ: «И пришелъ иной Ангелъ и сталъ передъ жертвенникомъ, держа золотую кадильницу, и дано было ему множество ѳиміама, чтобы онъ съ молитвами всѣхъ святыхъ возложилъ его на жертвенникъ, который передъ престоломъ. И вознесся дымъ ѳиміама съ молитвами святыхъ отъ руки Ангела предъ Бога» (Апок. 8, 3-4).

Человѣкъ, погруженный въ житейскую суету, забываетъ о небѣ и о томъ, что святые заботятся о насъ и помогаютъ намъ. Нашъ православный храмъ и наши богослуженія напоминаютъ намъ о духовномъ единствѣ небесно-земной Церкви. Если мы всмотримся болѣе внимательно въ приведенныя здѣсь видѣнія Апокалипсиса, то мы увидимъ поразительное сходство съ нашимъ храмомъ и чиномъ литургіи. На небѣ престолъ и закланный Агнецъ, старцы въ золотыхъ вѣнцахъ, окружающіе престолъ, семь свѣтильниковъ, кадильница съ ѳиміамомъ и лики предстоящихъ. Какъ близко это описаніе совпадаетъ со всемъ тѣмъ, что происходитъ у насъ въ алтарѣ во время Божественной литургіи! И у насъ, какъ на небѣ, есть престолъ, и Агнецъ въ священныхъ Дарахъ Причастія, старцы-священнослужители, окружающіе престолъ, семисвѣчникъ, кадило сь возносящимся благоуханнымъ дымомъ. Здѣсь священнослужители съ пѣвчими и богомольцами объединяются съ Ангелами и святыми въ одинъ хоръ для прославленія Бога, въ Троицѣ поклоняемаго: «Святъ, Святъ, Свять Господь Саваоѳъ, исполнь небо и земля славы Твоея...» Дѣйствительно, въ нашемъ храмѣ все напоминаетъ намъ это и поддерживаетъ нашу связь съ небесной Церковью.

Будемъ же дорожить нашей принадлежностью къ святой Православной Церкви за ея тѣсную связь съ небесной Церковью, наслѣдовать которую мы всѣ стремимся!

Прот. Александръ Милеантъ.       

Источникъ: «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. №14 (1346). — 15 (28) Іюля 1987 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1987. — С. 9-10.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г. адвокат Челябинск